Практическое использование прозрачного планшета в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Бегунова Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается инновационный подход к организации коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками с использованием прозрачных планшетов. Представлен практический опыт применения данного метода для повышения мотивации и вовлеченности детей в процессе занятий. Описаны преимущества технологии: доступность, многофункциональность, возможность адаптации заданий под индивидуальные особенности воспитанников. Особое внимание уделено роли прозрачных планшетов в создании ситуации успеха для каждого ребенка, что способствует формированию положительной учебной мотивации. Приводятся конкретные примеры использования методики в групповой работе с детьми подготовительной группы. Материал будет полезен педагогам-психологам, воспитателям и другим специалистам, работающим в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: прозрачный планшет, мотивация, коррекционно-развивающая работа, дошкольники, подготовка к школе, инновационные технологии в образовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое использование прозрачного  планшета в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

В работе педагога-психолога с детьми, помимо занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы, особое внимание уделяется также занятиям, которые способствуют формированию познавательной деятельности. Однако, даже в этом случае, иногда возникают трудности с удержанием внимания детей на выполняемых заданиях, особенно когда речь идёт о группе, в которой присутствуют дети с разным уровнем актуального развития.

Примером могут служить психопрофилактические развивающие занятия по подготовке к школьному обучению, которые проводятся со всей подготовительной группой.

Педагог-психолог регулярно анализирует свою работу: были ли достигнуты цели занятия? Насколько качественно оно было проведено? На основе такой оценки определяется эффективность деятельности педагога-психолога, учитывая результаты коррекционно-развивающей работы.

Но что делать, если результаты неоднозначны? В то время как 60% детей достигают поставленных целей, 20% не осознают, что происходит на занятии, и занимаются своими играми. Как же привлечь внимание всех воспитанников к происходящему?

Дошкольникам необходимы эмоциональные, яркие и интересные занятия, поскольку игра является их ведущим видом деятельности. Существует множество форм, методов и педагогических приёмов, которые помогают сделать занятие запоминающимся и качественным. Современные технологии, интернет-ресурсы и различные педагогические приёмы способны превратить обычное занятие в увлекательную игру, активизируя учебно-развивающую деятельность дошкольника и значительно повышая эффективность развивающих занятий.

Сегодня я хочу поделиться одним из таких способов, который успешно применяю в своей работе с детьми.

Одним из ключевых факторов успешного занятия является мотивация. Глен Доман, много лет работая с дошкольниками, заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация — это результат неудачи. Успех создаёт мотивацию, в то время как неудача уничтожает её. Неудача ведёт к разочарованию, а разочарование — к недостатку мотивации, что, в свою очередь, может привести к отказу от дальнейших попыток. Успех же ведёт к победе, победа — к мотивации, а она — к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала — это то, чего каждый ребёнок желает больше всего».

При использовании прозрачного планшета и маркеров «пиши-стирай» ребёнок имеет возможность многократно исправлять и изменять свою работу, достигая успеха. Это мотивирует его на дальнейшую работу, превращая задания в увлекательную игру без страха ошибки.

Идея использования маркеров «пиши-стирай» в занятиях с детьми не нова. Например, существуют методические пособия, карточки или ламинированные тетради. Однако все эти варианты не позволяют интегрировать их в коррекционно-развивающие программы и адаптировать задания в зависимости от зоны ближайшего развития каждого воспитанника.

Идея применения прозрачного планшета на занятиях психолога представлена в виде «Прозрачного мольберта», но его использование ограничивается только развитием и коррекцией эмоциональной сферы, а количество мольбертов обычно не позволяет провести занятие в группе с 20 детьми. И наконец, существуют двухсторонние мольберты для рисования, но под них невозможно подложить лист с основой-заданием.

Объединив все эти идеи, я пришла к универсальному варианту. На своих занятиях я использую прозрачный планшет форматом А5 и прозрачную доску форматом А3.

Несомненные преимущества прозрачного планшета:

  • ценовая доступность (возможно приобрести на каждого воспитанника);
  • многофункциональность (можно вкладывать различные задания на ярких цветных листах А5);
  • практичность (можно применять в работе с любой программой); 
  • вызывает мотивацию на занятиях у детей;
  • можно использовать как прозрачный мольберт.

Однако необходимо учитывать и минусы оргстекла: не стоит применять его в заданиях, где требуется высокое напряжение зрения, так как даже толщина 0,7 мм может давать искривление изображения.

Для представления и объяснения задания для всей группы удобно пользоваться Прозрачной доской размером А3. С внутренней стороны крепится лист с шаблонами заданий. Для создания более яркого впечатления и заинтересованности воспитанников, возможно сделать красочный фон по теме занятия.  Дети по одному могут выходить к прозрачной доске, выполнять задания, в то время как все остальные воспитанники смотрят и подсказывают.