Конспект нейропсихологического коррекционно – развивающего занятия для детей с ЗПР. Тема: «Волшебный мир Зимы»

Вакуленко Маргарита Игоревна

В методической разработке актуализирована проблема применения в работе педагога-психолога нейропсихологических методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР 4-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_gmo.docx256.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Ивушка» г. Пятигорска

Конспект нейропсихологического

корреционно-развивающего занятия

с детьми старшей группы детского сада

на тему:

 «Волшебный мир Зимы»

Подготовила: 

педагог-психолог

Вакуленко М.И.

Пятигорск, 2025г.

Цели: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, коррекция и абилитация 1-го и 2-го функционального блока мозга, инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- формировать произвольный компонент деятельности;

- оптимизировать работу вестибулярного аппарата и стабилизацию тонуса мышц.

корреционно-развивающие:

- развивать пространственную ориентировку и зрительное восприятие;

- развивать межполушарное взаимодействие;

- развивать двигательный контроль: крупную и мелкую моторику;

- развивать коммуникативно-речевые навыки и познавательные психические процессы.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать волевые качества;

- способствовать воспитанию активности, самостоятельности суждений.

здоровьесберегающие:

 - способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии, воспитывать желание заботиться о своем здоровье;

- способствовать снятию психоэмоционального и телесного напряжения.

Организация занятия: подгрупповая.

Контингент детей: дети с несформированностью или слабостью нейродинамического, кинестетического, пространственного факторов, посещающие общеобразовательную группу ДОУ.

Материалы, оборудование: картинки «Выбери приветствие», разрезные картинки по теме «Зима», магнитная доска, шкатулка, балансировочная дорожка, дыхательные тренажеры «Снежинка», макет «Костёр», балансборды, снежок мягкий, листы с заданием «Рисование двумя руками», межполушарные доски по количеству детей, картинки «Дикие животные», маркеры, зашумленные лупы, губки белые, корзина со снежками, игрушка снеговик, накидки голубые для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Организационно-подготовительный этап

Цель: создание положительного настроя на занятие, организация внимания.

Дети проходят в зал и садятся на стульчики.

Психолог: Ребята, сегодня такой замечательный день! Нас с вами ждет очень интересное занятие. И я предлагаю начать наше занятие необычным приветствием и поздороваться сегодня по - особенному.

  1. Упражнние «Выбери приветствие»

На доске наклеены ладошки с изображением способов приветствия: рукопожатие, объятия, танец, улыбка и др. Каждый ребенок выходит  к доске и выбирает «приветствие», с помощью которого хочет поздороваться сегодня с педагогом. Упражнение проходит под музыкальное сопровождение.

Психолог: Замечательно, ребята! А теперь прежде, чем перейти к теме нашего занятия, я предлагаю сделать разминку.

  1. Разминка «Ручку правую…»

Дети и педагог становятся  в круг. Выполняют движения в соответствии с текстом

Ручку правую на плечо, ручку левую – на бочок

Ручки вверх и ручки вниз

Вправо-влево повернись.

Ручку левую на плечо, ручку правую – на бочок

Ручки вверх, и ручки вниз,

Влево-вправо улыбнись! [10].

2. Основной этап занятия

Введение

Цель: развитие коммуникативных навыков, тренировка зрительного восприятия.

Ребята, давайте узнаем, какая тема занятия нас сегодня ждет. Посмотрите, в моей шкатулке есть загадка для вас, картинки-половинки (психолог раздает каждому ребенку половинку от картинки). Найдите свою пару, сложите картинки и давайте узнаем, что на них нарисовано (ответы детей). А в какое время года все это бывает? (ответ детей). Правильно, зимой. Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие в Волшебный мир Зимы. Готовы? Тогда давайте наденем наши теплые, волшебные накидки и вперед!

  1. Упражнение с балансировочной дорожкой

Цель: развитие координации движение, моторики, улучшение работы вестибулярного аппарата, мозжечковая стимуляция.

Психолог: Ребята, зимой бывает очень скользко, нужно двигаться аккуратно и держать равновесие. Давайте по очереди пройдем по нашей тропинке спокойно и очень осторожно.

Звук ветра

Психолог: Дует, дует ветер, дует, задувает.

Белые снежинки кружатся, летают.

И сейчас мы с вами превратимся в маленькие ветерки.

  1. Дыхательное упражнение «Волшебный ветерок»

Цель: повышение энергетического обеспечения мозга. 

Дети и педагог садятся на ковер. Для того, чтобы дети почувствовали свое дыхание можно предложить им положить руку на свой живот, а для того чтобы они его увидели, педагог предлагает подуть на снежинку, которая весит  на ниточке (дыхательный тренажер «Снежинка») [3].

Психолог: Сколько же снега надули маленькие ветерки. Что можно слепить из такой кучи снега? (Ответы детей). Сейчас мы с вами тоже попробуем лепить из снега.

  1. Самомассаж рук губкой «Снег февральский»

Цель: развитие мелкой моторики, стимулирование рефлексогенных зон.

Снег февральский слабый, слабый

Мялся под рукой

Но как раз для снежной бабы

Нужен нам такой (дети сжимают и разжимают губки поочередно пальцами правой и левой руки)[8].

Психолог: А теперь, давайте, ребята и мы с вами превратимся в снеговиков. 

  1. Упражнение «Снеговик»

Цель: растяжка и стабилизация тонуса мышц, развитие двигательного контроля.

Стоя. Детям предлагается представить, что они только что слепленные снеговики. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. На улице потеплело, пригрело солнце, и снеговики начали таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения дети мягко присаживаются на пол. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу (дети поднимаются, двигаются по кругу, расставив руки в стороны) [2].

Звук вьюги

Психолог: Мороз крепчает! Мерзнут уши, мерзнет нос!

  1. Упражнение «Ухо-нос»

Цель: формирование межполушарного взаимодействия, развитие координации движений. 

Мерзнет ухо, мерзнет нос (детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо).

Ах, какой ты злой мороз! (одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши)

Варежкой закрою нос! (поменять положение рук «с точностью до наоборот»)

 И не страшен мне мороз!  (одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладош [11]).

Психолог: Ой, замерзли! Как же нам согреться? Давайте, ребята погреемся у нашего костра.

  1. Упражнение с правилами «У костра».

Цель: развитие саморегуляции, крупной моторики.

Дети стоят по кругу. В центре круга макет костра.

По команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны отойти от «костра»,

по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру»,

по команде «ой, какой большой костер» —  машут  руками,

по команде «искры полетели» — хлопать в ладоши,

по команде «дружбу и веселье» — взяться за руки [5].

Психолог: А теперь, когда мы согрелись, предлагаю покататься на сноуборде. Это специальная доска для спуска с заснеженных склонов и гор.

  1. Упражнение на балансировочной доске

Цель: развитие и стабилизация вестибулярного аппарата, развитие межполушарных связей.

Психолог: Сейчас трое из вас встают каждый на свой сноуборд. Когда вы будете раскачиваться на нем, передавайте друг другу снежок и называйте слово на тему: «Зима». Остальные ждут своей очереди [7].

Психолог: Молодцы! А теперь мы отправляемся дальше и впереди у нас еще много интересного.

  1. Упражнение «Рисование двумя руками»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Психолог: Зимой мороз рисует на окнах узоры. Сейчас мы с вами тоже нарисуем каждый свой узор.

Детям необходимо на заранее заготовленном листе с заданием «Морозные окна» с помощью маркеров двигаясь от центральной точки одновременно двумя руками обвести узор по контуру [1].

Психолог: Отлично! А теперь нас ждут извилистые лесные тропинки.

  1. Упражнение с межполушарными досками

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Каждый ребенок стоит напротив межполушарной доски. Вверху доски справа и слева наклейки с изображением медведя и лисы. Психолог: «Дети, давайте проведем наших зверей по дорожкам. Сначала проведем медведя. Работаем одной рукой, другая лежит на коленях. Теперь проведем лисичку. Работаем одной рукой, другая на коленях. Теперь проведем обоих зверей. Работаем двумя руками одновременно [6].

 Психолог: Зимой в лесу тихо-тихо, но на самом деле там прячется много разных зверушек. Давайте угадаем, кто спрятался еще в лесу. 

  1. Упражнение с зашумленными лупами «Дикие животные зимой»

Цель: развитие мышления, зрительного восприятия, концентрации внимания.

Каждому ребенку предлагается взглянуть на картинку, прикрытую сверху зашумленной лупой и угадать, кто изображен на его картинке. Можно предложить детям рассказать, что они знают о своем животном [9].

 Психолог: Вот и заканчивается наше с вами путешествие в волшебный мир Зимы. Но что там белеет? Смотрите ребята, это снеговичок приготовил для нас корзинку со снежками, а в ней сюрприз! Давайте донесем её к нам в детский сад и посмотрим, что внутри (сюрприз для детей). 

3.Заключительный этап занятия

Дети и педагог возвращаются обратно на стульчики.

Психолог: Вот мы и нагулялись! В детском саду тепло, хорошо, уютно. Давайте снимем наши накидки.

А теперь поделимся своими эмоциями о нашей прогулке.

Рефлексия. Педагог задает детям вопросы, что им понравилось больше всего на занятии, что было самым сложным, а что самым интересным (Ответы детей). Педагог также спрашивает, какие новые слова на занятие узнали дети? (если дети затрудняются ответить, то психолог помогает).

Ритуал прощания. Настала пора сказать друг другу: «До свидания!». Давайте сделаем это тоже необычно. Дети встают в круг. Педагог поворачивается к ребенку, стоящему справа, касается своими ладонями ладоней ребенка. До свидания, Коля…  Далее Коля, поворачивается к соседу справа, касается своими ладонями ладоней ребенка, прощается с ним, называя имя и т.д.


Список литературы:

  1. Давыдова, О.А. Графомоторика. Тренажер по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков / О.А. Давыдова. М.: Школьная пресса, 2018 г. 106 с.
  2. Колганова, В. С., Пивоварова, Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Метод замещающего онтогенеза / В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. М.: Изд. «АЙРИС-пресс», 2019 г. 144 с.
  3. Нищева, Н.В. Веселая дыхательная гимнастика / Н.В. Нищева. М.: Детство-Пресс, 2014 г. 316 с.
  4. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2009 г. 320 с.
  5. Праведникова, И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И.И. Праведникова. М.: Изд. «АЙРИС- пресс», 2017 г. 245с.
  6. Семенович, А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. М.: Дрофа, 2014 г. 217 с.
  7. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В. Семенович. М.: Генезис, 2007 г. 474 с.
  8. Соболева,  А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом / А.Е. Соболева. М. : «Эксмодетство», 2019 г. 48 с.
  9. Тимошенко, Е.Г. Нейропсихологические занятия для детей / Е.Г. Тимошенко. М.: Изд-во «Малыш», 2020г. 224 с.
  10. Трясукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика / Т.П. Трясукова. СПб.: Феникс, 2019 г. 85 с.
  11. Трясукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейропсихологические игры / Т.П. Трясукова. СПб.: Феникс, 2020 г. 60 с.

Согласовано: старший воспитатель____________ Игнатенко Наталья Михайловна