Конспект семинара-практикума для педагогов-псиxологов ДОУ на тему: «Применение метода замещающего онтогенеза в работе педагога-псиxолога ДОУ»

Вакуленко Маргарита Игоревна

В настоящей методичсекой разработке актуализирована проблема применения в работе педагогов-психологов ДОУ метода замещающего онтогенеза (МЗО) как одного из видов нейропсихологической коррекции детей дошкольного возраста. Представлены упражнения применяемые в рамках данного метода, теоретические основы и основополагающие принципы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara-praktikuma.docx465.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Ивушка» г. Пятигорска

Конспект семинара-практикума

для педагогов-псиxологов ДОУ

на тему:

 «Применение метода замещающего онтогенеза

 в работе педагога-псиxолога ДОУ»

Подготовила: 

педагог-психолог

Вакуленко М.И.

Пятигорск, 2025г.

Цель: совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов-психологов ДОУ в области применения нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции детей дошкольного возраста.

Задачи:

- ознакомление педагогов с понятием, концептуальными основами, а также технологией применения метода замещающего онтогенеза в практической работе педагога-психолога ДОУ;

- овладение основными приемами работы в рамках применения нейропсихологического подхода в диагностике и коррекции детей дошкольного возраста;

- развитие интереса к данному направлению деятельности педагога-психолога ДОУ.

Оборудование: нейротренажеры «восьмерка», «спираль», «лабиринт», «змейка», доска Бильгоу, балансировочные подушки, напольная мишень «Цветные круги», сенсорные шарики разноцветные, пинцеты пластмассовые по два на каждого участника, нейротренажер «Разноцветные кружочки», кинезиологические мешочки, кинезиомяч, нейродорожки «Пальцеходы», кинезиологическая дорожка «ладошки-ножки-кулачок», набор «Нейроладошки», стаканы пластмассовые по количеству участников.

План проведения семинара-практикума:

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Подведение итогов. Рефлексия

Ход выступления:

Вступительное слово ведущего

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мой опыт работы педагогом – психологом в ДОУ показывает, что среди общей массы детей нередко нам встречаются дети со следующими проблемами в поведение и познавательной сфере: снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, трудностями формирования речевых процессов, пространственных представлений, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью или истощаемостью нервных процессов.

Теоретическая часть

Согласно нейропсихологическому подходу в психокоррекции и диагностике, который я успешно применяю в своей работе с детьми в основе вышеперечисленных проявлений лежат нарушения в работе того или иного блока мозга (Теория А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга), которые характеризуется следующими симптомами:

Нарушения 1 блока – вялость, утомляемость; эмоциональная неустойчивость; повышенная ранимость; проблемы в общении со сверстниками; двигательная неловкость; неравномерность в успехах; гипо – и гипертонус;

Нарушение 2 блока – неловкость, недостаточность координации; несформированность сенсомоторных и пространственных представлений; трудности нахождения различий между объектами, картинками, при копировании;

Нарушения 3 блока – повышенная отвлекаемость, тенденция к упрощению программы, нарушения следованию правилам [3].  

Нейропсихологический метод имеет ряд своих преимуществ. Он хорош и эффективен, поскольку влияет на причину, так как задействованы мозговые механизмы и этапы онтогенеза, как при методе замещающего онтогенеза (МЗО). Предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам.

МЗО (психомоторная коррекция) – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Развитие ВПФ происходит путем воздействия на сенсомоторный уровень. Ориентирован метод на оптимизацию работы базового сенсомоторного уровня, являющегося основой когнитивных функций человека [2].

Однако нейропсихологический метод требует углубленной, комплексной диагностики. Начинаю с наблюдения, анамнеза и диагностического исследования. Используем для этой цели следующую литературу: Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М.: Академия, 2002.

Включает 3 раздела: 1- диагностика по схеме, где сфера и к ней то, что необходимо выполнить; 2 – коррекция; 3 – альбом со стимульным материалом.

Работа по методу замещающего онтогенеза предполагает тесное сотрудничество с родителями ребенка и сбор анамнестических данных. Берём протокол «Анамнестические данные и клиническая беседа».

В норме двигательное развитие ребенка должно проходить в правильной последовательности:

-прохождение по родовым путям;

-способность лежать на спине;

-перевороты на живот и с боку на бок;

-ползание по-пластунски;

-подъем с упором на руки;

-способность садиться;

-ползание на четвереньках;

-подъем на ножки при помощи рук, а затем без них;

-ходьба при поддержке взрослого, а после самостоятельная [6].

Далее диагностика по следующим разделам:

1.Двигательные функции:

2.Тактильные и соматические функции

3. Зрительный гнозис

4. Пространственные представления

5. Слуховой гнозис

6. Память

7. Речевые функции

8. Письмо, чтение, счет

9. Интеллектуальные функции [1].

Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы:

-родовая травма в анамнезе;

-повышенный или пониженный тонус;

-травмы головы, получение общего наркоза;

-в анамнезе – СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

-мало ползал или не ползал совсем;

-ходил на цыпочках, поздно начал говорить;

-гиперактивен / излишне медлителен; импульсивен, раздражителен;

-быстро утомляется, засыпает с трудом;

-плохо запоминает, сравнивает, обобщает;

-имеет задержку в формировании мелкой моторики рук;

-невнимателен, рассеян, не доводит начатое до конца;

-неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен [7].

После выполнения диагностики переходим к построению коррекционной программы.

В коррекционной работе обращаемся к следующей литературе:

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.
  2. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие ч. 1,2.  – М.: Айрис – Пресс, 2015.

Традиционно коррекционно-развивающее занятие по МЗО включает в себя: глазодвигательные, дыхательные, двигательные упражнения, артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, релаксацию.

МЗО имеет ряд своих ограничений и противопоказаний. Авторы настоятельно не рекомендуют заниматься по этой программе с детьми с повышенной эпилептической готовностью, с дисплазией соединительной ткани, сердечной недостаточностью, детям с бронхиальной астмой [8].

Практическая часть

А сейчас, я предлагаю вам окунуться в детство и испытать те чувства, которые переживают наши воспитанники во время игровых коррекционно - развивающих занятий (педагог-психолог приглашает четырех желающих принять участие в практической части семинара). 

1.Движение глазами (глазодвигательные упражнения). При разнонаправленных и однонаправленных движениях глаз, а также языка, происходит развитие межполушарного взаимодействия, повышению энергетизации всего организма. Выполняемые в разных направлениях движения глаз приводят к активизации процесса обучения. Объясняется это тем, что большинство черепных нервов, идущих от мозга, соединяются с глазом.

Цель: развитие зрительного восприятия, поля зрения.

1 «Глазки».

Чтобы зоркими нам быть – надо глазками крутить.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.

2 «Глазки».

Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.

В течение минуты массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

3 «Глазки».

Нарисуем большой круг и осмотрим всё вокруг.

Глазами и вытянутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону) [2].

  1. Развитие артикуляции (артикуляционные упражнения). Такие упражнения метода замещающего онтогенеза способствуют активизации тех участков, которые контролируют высшие психические функции человека, а именно его поведение, мышление и речь.

Цель: развитие речи, моторики артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика в стихах «Часики»

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так! Влево тик,

Вправо так. Ходят часики – вот так!

3. Дыхательные упражнения. Повышается энергетическое обеспечение мозга, снимают стресс, соматические нарушения. Восстанавливают общий тонус организма. Контроль над дыханием – самоконтроль поведения. Особенно эффективны эти упражнения в коррекции детей с невнимательностью и гиперактивностью.

Цель: обучение приемам ровного дыхания, снятие психоэмоционального напряжения.

«Снежки»

Стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» - вдох; на выдохе произнести «Оп!» и «бросить снежок» Повторить 3 – 4 раза

«Катание с горы»

Сидя, руки вперёд – вдох; на выдохе произнести «Ух!» Повторить 3-4 р. [4].

4.Развитие межполушарного взаимодействия. 

Цель: развитие координации движений, межполушарного взаимодействия, снятие психоэмоционального напряжения.

Шаг 1. Работа с напольной мишенью и кинезио-мячом. Педагоги стараются по заданию ведущего попасть в круги напольной мишени кинезио-мячом, поочередно левой, правой рукой, стоя на балансировочных подушках.

Шаг 2. Работа с нейротренажерами «Спираль», «Восьмерка», «Лабиринт», «Змейка».

Шаг 3.  Работа с нейротренажерами «Разноцветные кружочки». Психологи выкладывают на заготовленных листах дорожки из сенсорных мячиков, используя пинцеты, одновременно двумя руками.

Шаг 4. Работа с нейротренажерами «Пальцеходы». Одновременно двумя руками согласно шаблону, необходимо используя только пальцы пройти дорожки.

Шаг 5. Работа с набором «Нейроладошки». Перед каждым педагогом на стол выкладывается по три карточки. Последовательно необходимо выполнить, изображенные на картинке движения ладонями сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками одновременно.

Каждый педагог вытягивает по две фишки из мешочка, выполняет кинезиологические упражнения поочередно, то левой, то правой рукой.

Шаг 6. Работа со стаканами «Ритм». Педагоги сидят в кругу, перед каждым пластмассовый стакан. По команде психолога каждый выполняет одновременно следующие движения: удар по столу ладонями – хлопок – передача стакана.

Шаг 7. Работа с кинезиологической дорожкой. Поочередно каждому педагогу предлагается пройти кинезиодорожку, состоящую из следующих чередующихся элементов: «кулак-ладошка-прыжок».

5.Двигательные упражнения. Сжатие и растяжение мышц тела позволяет нормализовать гипо- и гипертонус (растяжки, психогимнастики, самомассажи).

Упражнение «Дерево»

И.п. – сидя на корточках. Педагогам предлагается спрятать головы в колени, обхватить их руками. Психологи изображают семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Педагоги медленно поднимаются на ноги. Затем распрямляет туловище, вытягивает руки вверх. Затем нужно напрячь тело и вытянуться. Подул ветер – психологи раскачивают тело, изображая дерево [5].

6.Релаксация. Интеграция полученного опыта. Как правило, упражнения на релаксацию представляют собой нахождение ребенка в расслабленном состоянии. Одним из примеров является поза лотоса. Также можно уложить ребенка на спину. Руки и ноги при этом должны быть без перекреста, в открытой позе. Желательно, чтобы при этом звучала релаксационная музыка. 

Подведение итогов. Рефлексия

-Я благодарю вас за внимание. И предлагаю оценить сегодня нашу работу на практикуме следующим образом. На картинках-ладошках, которые у вас в руках загните, пожалуйста, палец, который соответствует вашему настроению после просмотра и участия в моем семинаре-практикуме. Покажите, пожалуйста, свои разноцветные ладошки. Спасибо!

Рефлексия «Всё в твоих руках»

Список литературы:

  1. Баулина, М. Е. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте / М.Е. Баулина. М.: Нобель Пресс, 2013 г. 80 с.
  2. Колганова, В. С., Пивоварова, Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Метод замещающего онтогенеза / В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. М.: Изд. «АЙРИС-пресс», 2019 г. 144 с.
  3. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2013 г. 296 с.
  4. Нищева, Н.В. Веселая дыхательная гимнастика / Н.В. Нищева. М.: Детство-Пресс, 2014. 316 с.
  5. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 320 с.
  6. Праведникова, И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И.И. Праведникова. М.: Изд. «АЙРИС- пресс», 2017. 245с.
  7. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. М.: Академия, 2002 г. 232 с.
  8. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В. Семенович. М.: Генезис, 2007 г. 474 с.

Согласовано: старший воспитатель____________ Игнатенко Наталья Михайловна