Особенности создания и реализации АОП ДО
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов, определяющих нормы образовательных тношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно – правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 236 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптированные программы. Особенности и трудности.»
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов, определяющих нормы образовательных тношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно – правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).
В чём отличие АООП от АОП?
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы ДОО, с учётом АООП и в соответствии с психофизическими потребностями категории лиц с ОВЗ.
Адаптированная основная общеобразовательная программа – это образовательная программ, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможнстей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АООП | АОП |
Разрабатывается на основании ПМПК | Разрабатывается на основании основной образовательной программы (ООП) и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов (ИПРА) |
Разрабатывается на уровень образования — дошкольное образование | Разрабатывается на 1 учебный год |
Разрабатывается на группу детей определённой нозологии. - нарушение слуха - нарушение зрения - нарушение опорно-двигательного аппарата - нарушение интеллекта - тяжелые нарушения речи и прочее | Разрабатывается под определённые потребности конкретного ребёнка, которые не могут быть удовлетворены в рамках реализации образовательной программы образовательной Организации (например, потребности ребёнка с умственной отсталостью в общеразвивающей группе ). |
Реализуется в группах компенсирующей и комбинированной направленности | Реализуется в условиях инклюзии |
В настоящее время, Адаптированные основные общеразвивательные программы, прописаны в Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ, в отношении воспитанников с конкретными видами ограничений здоровья: нарушения слуха, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения интеллекта; речи; и пр., которые одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 года.
Таким образом, программы разные, разделы у обеих программ одинаковые, а вот содержание самих разделов отличается.
Нормативно-правовые основания разработки АОП для ребенка с ОВЗ ДОО
1) Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2 содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» гл. 1, ст. 2, п. 16: дано определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
2) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
3) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО
4) Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014говориттся : «…содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида»
Алгоритм проектирования АОП
Предварительный этап | Администрация при наличии рекомендаций ПМПк опренделяет в группу, которую посещает ребенок, специалистов психолого-педагогического сопровождения. Предусматриваются возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов к сотрудничеству |
Диагностический этап | Организация диагностической работы воспитателя специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия. Основная задача комплексной диагностики в данном случае определить какие образовательные потребности есть у ребенка. На какие его возможености можно опереться в перваую очередь, какие из направлений деятельности воспитателя и специалистов являются самыми актуальными. |
Этап разработки | Проектирование содержания разделов АОП: деятельность воспитателя и специалитстов в рамках ПМПк. |
Срок реализации | 1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПк о создании специальных образовательных условий |
Разработка и утверждение | Разработка и утверждение АОП относится к компетенции ДОО и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной ДОО Утверждается заведующим ДОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ |
Этап реализации | Организация обучения с учетом особых образовательных потребностей ребенка |
Менханиз реализации | Взаимодействие в мини-команде; взаимодействие с родителями ребенка; «гибкая» система «ведения» ребенка в зависимости от актуальных задач |
Направления коррекционной денятельности | - диагностическое, -коррекционно-развивающее, - профилактическое. - другие в зависимости от особенностей пситхофизического развития, индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ |
Планируемые результаты уоррекционной работы | Положительная динамика развития ребенка, освоение ООП на доступноим уровне, положительное эмоциональное смостояние ребенка, удовлетворенность родителей ребенка. |
Этап анализа и коррекции | Анализ динамики развития ребенка с целью внесения корректив в АОП, изменение при необходимости образовательного маршрута |
Структура АОП:
ЦЕЛЕВОЙ раздел: формальные данные; психолого-педагогическая характеристика ребенка, где указывается оценка адаптации ребенка в группе; статус семьи и условия воспитания в семье; общее развитие ребенка, особенности деятельности; коммуникативные умения; моторная сфера, ведущая рука; навыки самообслуживания; хозяйственно-бытовой труд; особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы; состояние психофизических процессов; цели и задачи; рекомендации ПМПК; планируемые результаты.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ раздел состоит из 2-х блоков: образовательный и коррекционный.
1. Образовательный блок состоит из описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях. При проектировании этого блока учитывается то, что адаптации подлежат только те образовательные области, в которых ребенок испытывает реальные затруднения. Определяя направления педагогической поддержки, объекты адаптации и модификации, воспитатель опирался на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, при этом учитывая имеющиеся особенности затруднения. Содержание образовательных областей меняется за счет описания индивидуализации образовательной деятельности за счет приемов, методов, средств и форм.
Здесь же в жтом блоке прописывается и воспитательый компонет, где прописываются условия взаимодействия воспитателя и специалистов с ребенком с ОВЗ, а так же с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
2. В коррекционном блоке описываются индивидуальные ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПк. Данный блок включает направления специалистов так называемых «помогающих профессий»: педагога-психолога, учителя-логопеда,индивидуальные занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическитми особенностями и образовательными потребностями данного ребенка; включение специфичных направлений, необходимых для компенсации нарушений таких, как «социально-бытовая ориентировка», «пространственная ориентировка», «развитие зрительного восприятия».
В этом же разделе приписываются рекомендации - обоснование внесения корректитв по результатам промежуточной диагностики и дается заключение о реализации индивидуальной программы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ раздел: определяет общие рамки организации образовательно-коррекционного процесса, а так же механизмы реализации АОП и включаеит в себя: индивидуальный учебный план, включающий и систему специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС ДО, который может варьироваться путем училения отдельных тем и разделов; путем перепланировки количества часов; последовательноситью изучения тем; увенличинием объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы и др..
Вывод:
- Если у ребёнка ИПРА – пишется АОП
- Если в справке по ПМПК прописана программа – пишется АООП
- Воспитатель должен пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ
- В группе должен быть организован уголок ребенка с ОВЗ в соответствии с перечнем ограничений.

