Особенности создания и реализации АОП ДО

Макарова Юлия Анатольевна

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов, определяющих нормы образовательных тношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно – правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannye_programmy._osobennosti_i_trudnosti.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

«Адаптированные программы. Особенности и трудности.»

фото

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов, определяющих нормы образовательных тношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно – правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП).

В чём отличие АООП от АОП?

 Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы ДОО, с учётом АООП и в соответствии с психофизическими потребностями категории лиц с  ОВЗ.

Адаптированная основная общеобразовательная программа – это образовательная программ, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможнстей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

АООП

АОП

Разрабатывается на    основании ПМПК

Разрабатывается на основании основной образовательной программы (ООП)  и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов (ИПРА)

Разрабатывается на уровень образования — дошкольное образование

Разрабатывается на 1 учебный год

Разрабатывается на группу детей определённой нозологии.

- нарушение слуха

- нарушение зрения

- нарушение опорно-двигательного аппарата

- нарушение интеллекта

- тяжелые нарушения речи и прочее

Разрабатывается под определённые потребности конкретного ребёнка, которые не могут быть удовлетворены в рамках реализации образовательной программы образовательной Организации (например, потребности ребёнка с умственной отсталостью в общеразвивающей группе ).

Реализуется в группах компенсирующей и комбинированной направленности

Реализуется в условиях инклюзии

В настоящее время, Адаптированные  основные общеразвивательные программы, прописаны в  Реестре примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки РФ, в отношении воспитанников  с конкретными видами ограничений здоровья: нарушения слуха, зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата;  нарушения интеллекта;  речи; и пр., которые   одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 года.

Таким образом, программы разные,  разделы у обеих программ одинаковые, а вот  содержание самих разделов отличается.

Нормативно-правовые основания разработки АОП для ребенка с  ОВЗ ДОО

1)    Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».  Статья 2 содержит определение понятия «адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»  гл. 1, ст. 2, п. 16: дано определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий»

2)    Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

3)    Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП ДО

4)    Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014говориттся : «…содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида»

Алгоритм проектирования АОП

Предварительный этап

Администрация при наличии рекомендаций ПМПк опренделяет в группу, которую посещает ребенок, специалистов  психолого-педагогического сопровождения. Предусматриваются возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов к сотрудничеству

Диагностический этап

Организация диагностической работы воспитателя  специалистов психолого-педагогического сопровождения  в режиме взаимодействия.

Основная задача комплексной диагностики в данном случае определить какие образовательные потребности есть у ребенка. На какие его возможености можно опереться в перваую очередь, какие из направлений деятельности воспитателя  и специалистов являются самыми актуальными.

Этап разработки

Проектирование содержания разделов АОП: деятельность воспитателя и специалитстов в рамках  ПМПк.

Срок реализации

1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПк  о создании специальных образовательных условий

Разработка и утверждение

Разработка и утверждение АОП  относится к компетенции ДОО  и осуществляется в соответствии с порядком, принятым и закрепленным локальным актом данной ДОО

Утверждается заведующим  ДОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ

Этап реализации

Организация обучения с учетом особых образовательных потребностей ребенка

Менханиз реализации

Взаимодействие в мини-команде; взаимодействие с родителями ребенка; «гибкая»  система «ведения» ребенка  в зависимости от актуальных задач

Направления коррекционной денятельности

- диагностическое,

-коррекционно-развивающее,

- профилактическое.

- другие в зависимости от особенностей пситхофизического развития, индивидуальных возможностей ребенка с ОВЗ

Планируемые результаты уоррекционной работы

Положительная динамика развития ребенка, освоение ООП на доступноим уровне, положительное эмоциональное смостояние ребенка, удовлетворенность родителей ребенка.

Этап анализа и коррекции

Анализ динамики развития ребенка с целью внесения корректив в АОП, изменение при необходимости образовательного маршрута

Структура АОП:

ЦЕЛЕВОЙ раздел: формальные данные; психолого-педагогическая характеристика ребенка, где указывается  оценка адаптации ребенка в группе; статус семьи и условия воспитания в семье; общее развитие ребенка, особенности деятельности; коммуникативные умения; моторная сфера, ведущая рука; навыки самообслуживания; хозяйственно-бытовой труд; особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы; состояние психофизических процессов; цели и задачи; рекомендации ПМПК; планируемые  результаты.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ раздел состоит из 2-х блоков: образовательный и  коррекционный.

1.     Образовательный блок состоит из описания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях. При проектировании этого блока учитывается то, что адаптации подлежат только те образовательные области, в которых ребенок испытывает реальные затруднения. Определяя направления педагогической поддержки, объекты адаптации и модификации, воспитатель опирался на знание возможностей ребенка, его сильных сторон, при этом учитывая имеющиеся особенности затруднения. Содержание образовательных областей меняется за счет описания  индивидуализации образовательной деятельности за счет приемов, методов, средств и форм.

Здесь же в жтом блоке прописывается и воспитательый компонет, где прописываются условия взаимодействия воспитателя и специалистов с ребенком с ОВЗ, а так же с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

2.     В коррекционном  блоке описываются индивидуальные ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПк. Данный блок включает направления специалистов так называемых  «помогающих профессий»: педагога-психолога, учителя-логопеда,индивидуальные занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическитми особенностями и образовательными потребностями данного ребенка; включение специфичных направлений, необходимых для компенсации нарушений таких, как «социально-бытовая ориентировка», «пространственная ориентировка», «развитие зрительного восприятия».

В этом же разделе приписываются рекомендации  -  обоснование внесения корректитв по результатам промежуточной диагностики  и дается заключение о реализации индивидуальной программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ раздел: определяет общие рамки организации образовательно-коррекционного процесса, а так же механизмы реализации АОП и включаеит в себя: индивидуальный учебный план, включающий  и систему специальных условий реализации АОП в соответствии с требованиями ФГОС ДО, который может варьироваться путем училения отдельных тем и разделов; путем перепланировки количества часов; последовательноситью изучения тем; увенличинием объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы и др..

 

Вывод:

  1. Если у ребёнка ИПРА – пишется АОП
  2. Если в справке по ПМПК прописана программа – пишется АООП
  3. Воспитатель должен пройти курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ
  4. В группе должен быть организован уголок ребенка с ОВЗ в соответствии с перечнем ограничений.