Коррекция заикания у детей с использованием инновационных технологий
В данной работе рассматривается использование новых психокоррекционных технологий в работе с заикающимися детьми. Кратко описывается комплексная программа, рассматриваются методы работы с заикающимися детьми в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция заикания у детей с использованием инновационных технологий
Мамонтова О.А.
педагог-психолог
г. Нижнекамск,
МБОУ ППМС «ЦДиК»
г.Нижнекамск
НМР РТ
В данной работе рассматривается использование новых психокоррекционных технологий в работе с заикающимися детьми. Кратко описывается комплексная программа, рассматриваются методы работы с заикающимися детьми в условиях полифункциональной среды сенсорной комнаты.
Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является значительное увеличение количества детей с ОВЗ, имеющих нарушения речевого развития - заикание. Тенденция к использованию современных технологий в воспитании и обучении детей в настоящее время наметилась и в области коррекционной психологии, что, несомненно, свидетельствует о наступлении совершенно нового этапа её развития, появляются новые коррекционно-педагогические технологии. Эти технологии создаются с учётом современных нaучных подходов, убедительно доказывающих необходимость обогащения содержания и поисков новых организационных форм и технологического оснащения процесса воспитания и обучения. Одним из ярких технологий является использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в психокоррекционной работе с заикающимися детьми. В отличие от обычных методов психологической коррекции, для которой характерно однообразие техник и методов, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие цвето-свето-музыкальных стимулов, которые позволяют компенсировать имеющиеся нарушения; сохранить и поддержать индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира. Работа с интерактивным оборудованием позволяет в комфортном для детей пространстве избавиться от накопившихся негативных переживаний и эмоциальных проблем. Находясь в сенсорной комнате, воспитанники взаимодействуют с определённым оборудованием и стимуляторами, которые оказывают позитивное воздействие не только на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы, но и помогают активизировать речевое и познавaтельное развитие,[7] а так же способствуют к более быстрому достижению эффекта релаксации, что особенно важно для заикающихся детей.
Тяжёлые речевые расстройства (заикание, задержка речевого развития) ограничивают познавательные возможности детей, формируют эмоционально – волевую незрелость, слабый контроль произвольной деятельности. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая рaзвитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.[2] Установлено, что под влиянием пролонгированного сенсорного притока (восприятия цвето, свето или музыкальных эффектов) возрастают интеграционные процессы в мозге.[4]
В Центре диагностики и консультирования разработаны разнообразные по направлению программы, позволяющие использовать полифункциональную среду сенсорной комнаты как один из методов коррекции психоречевого развития ребенка, развития его познавательной мотивации и произвольного внимания. Для заикающихся детей разработана комплексная программа «Релакс плюс». Основной целью программы является оказание психологической и логопедической помощи заикающимся детям дошкольного и младшего школьного возраста.
В комплексную программу «Релакс плюс» включены занятия с несколькими специалистами: логопедом, логопедом-логоритмистом, занятия с психологом в сенсорной комнате, а так же дети получают медикаментозную помощь у невропатолога. Мы добивались, чтобы программа максимально способствовала оказанию психологической помощи заикающимся детям.
В рамках программы, в условиях сенсорной комнаты
психологом решаются задачи:
- Снижение эмоционально-психического и мышечного напряжения, оптимизация мышечного тонуса;
- Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, формирование внутреннего самоконтроля
- Формирование позитивных установок для речевого общения в повседневной жизни и в социуме.
Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, уровня их знаний и умений.
На занятиях используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, элементы психогимнастики. Это целый комплекс психокоррекционных методов и приёмов, скомбинированных таким образом, чтобы воздействие с помощью средств педагогики и практической психологии оказывало наиболее эффективное влияние на занимающихся. Методика проведения аутогенной тренировки существенно зависит от возраста заикающегося. Для детей школьного возраста рекомендуется овладение специализированной аутогенной тренировкой «Формулой спокойствия» Лубенской А.И. [1] и психологическими настроями Сытина, в то время как дети дошкольного возраста овладевают, как правило, лишь элементами мышечной релаксации.
Занятие в условиях сенсорной комнаты состоит из трех этапов: 1) приветствие, настрой на занятие 2) психологические упражнения, игры 3) этап концентрации внимания на воображаемых или вспоминаемых событиях на фоне релаксации, с использованием интерактивного оборудования 4) рефлексия занятия. Именно на третьем этапе осуществляется весь комплекс означенных методов и приёмов. Как и при использовании других комбинированных методов при использовании специальной системы релаксации мы преследовали 3 главных цели: коррекционную, обучающую и воспитательную. Мы не только стремимся скорректировать речевые нарушения путём словесного воздействия нарушения речевого, личностного и коммуникативного статусов, но и обучить детей приёмам правильной речи и релаксации.[3]
Превосходство обучения психомышечной саморегуляции в условиях сенсорной комнаты можно определить изолированностью, необычностью обстановки естественным образом создает соответствующий настрой релаксации, ухода от стрессовых стимулов внешнего мира. Использование специальных матов, подушек значительно легче, чем кресла или кушетки создать положение тела, удобное для обучения произвольной релаксации; оптические эффекты сенсорной комнаты позволяют переключать внимание обучающихся; свето-звуко-тактильная стимуляция в сенсорной комнате легко может быть ассоциирована с природными релаксирующими объектами, что усиливает глубину релаксации. Кроме того, применяемое интерактивное оборудование в процессе занятий способствует наиболее эффективному и эмоциональному воссозданию образов, ситуаций, трудно воссоздаваемых в повседневных условиях.[7]
Специальное оборудование - релаксационные пуфы, проектор светоэффектов «Меркурий», тактильно-световая пузырьковая аквалампа, магнитофон с музыкой для релаксации –все это способствует комплексно воздействовать на максимальную часть сенсорных анализаторов. Помогают в в снятии психоэмоционального напряжения,в преодолении негативных переживаний, снятии страхов, снижении тревожности.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течение учебного года, продолжительностью до 40 минут каждое. Количественный состав группы 5-6 человек. Наиболее целесообразно включать в группу разнополых детей близкого возраста: 6-8лет, 9-11 лет и 11-14 лет.
Прогнозируемые результаты занятий детей с заиканием по программе «Релакс плюс»: вследствие обучения навыкам саморегуляции - снижается психоэмоциональная и мышечная напряженность, двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей, снижается страх перед общением в социуме, что особенно важно для заикающихся.
Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения сенорного опыта, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике эмоционального напряжения. В психокоррекционной работе с детьми, полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент для развития детей, имеющих тяжёлые нарушения в речевом развитии.
Список используемой литературы:
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998
- Дьяченко Л. П. Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста/ http://festival.1september.ru/primary-school
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа при интеллектуальной недостаточности/ под редакцией Волковой Л.С.// Логопедия. - М., ВЛАДОС, 2009. – с. 572.
- Романова Н.Н. Элементы сенсорной комнаты в помощь учителю – логопеду в преодолении речевых нарушений у детей с ОВЗ/LogoPortal.ru
Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И.Г Выгодская, Е.Л. Пеллинир, Л. П. Успенская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993, 223с.
- Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред.
Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога.
Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995.
Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната —
