План-конспект совместного занятия в сенсорной комнате (логопеда и психолога) для детей с нарушением темпа и ритма речи, с участием родителей. Тема: «Такие разные эмоции»
В современном мире заикающийся ребенок гораздо чаще подвержен влиянию множества стрессовых ситуаций, которые могут способствовать задержке развития эмоциональных возможностей у ребенка. Сейчас многие специалисты отмечают, что повышается количество заикающихся детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. Поэтому наиболее актуальной задачей для психолога и логопеда, является задача поиска наиболее эффективных путей преодоления психического неблагополучия заикающегося ребёнка. Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают. Разработанное интегрированное занятие психолога и логопеда позволяет скорректировать эмоциональные нарушения у заикающихся детей через игровые ситуации. Данное занятие разработано и апробировано специалистами с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126.13 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект совместного занятия в сенсорной комнате (логопеда и психолога) для детей с нарушением темпа и ритма речи, с участием родителей.
Тема: «Такие разные эмоции. Коробочка Добра»
Баскова Ольга Алексеевна
педагог-психолог
Дубровина Наталья Аркадьевна
учитель-логопед
МБОУ ППМС «ЦДиК»
г. Нижнекамска
НМР РТ
В современном мире заикающийся ребенок гораздо чаще подвержен влиянию множества стрессовых ситуаций, которые могут способствовать задержке развития эмоциональных возможностей у ребенка. Сейчас многие специалисты отмечают, что повышается количество заикающихся детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. Поэтому наиболее актуальной задачей для психолога и логопеда, является задача поиска наиболее эффективных путей преодоления психического неблагополучия заикающегося ребёнка. Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают. Разработанное интегрированное занятие психолога и логопеда позволяет скорректировать эмоциональные нарушения у заикающихся детей через игровые ситуации. Данное занятие разработано и апробировано специалистами с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Цель: формирование эмоциональной лексики у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Задачи:
- развитие умения понимать и оценивать собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей;
- обучение использованию эмоциональной лексики в ответах на вопросы;
- обучение детей работе с сенсорным материалом;
- формировать положительное отношение детей и родителей друг к другу, развивая умение заниматься в паре: родитель и ребенок;
- воспитывать умение создавать эмоционально-положительную атмосферу в семье, где воспитывается ребенок с нарушением темпа и ритма речи.
Оборудование: полифункциональное оборудование сенсорной комнаты; пуфы, маты, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: наборы картинок с различными эмоциями; сенсорные коробки с различными наполнителями (аромонаборы, тактильные, ассоциативные предметы); коробки, приготовленные детьми.
Ход занятия:
Дети и родители рассаживаются в круг на мягкое покрытие, музыкальное сопровождение. По центру расположены картинки с эмоциями.
- Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Давайте поприветствуем друг друга, сказав комплимент. Правило - не повторяться. Принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно»». Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают мягкий мяч из рук в руки.
I. Введение в тему занятия.
Проводит логопед.
Логопед читает детям стихотворение:
В страну «Эмоций» отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
Сегодня мы с вами будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Сюрпризы и буря эмоций.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Нас ждут великие дела!
Разминка:
Игра: «Мы делаем вот так».
Когда нам грустно – мы делаем так.
Когда мы удивлены – делаем вот так.
Когда мы испуганы – мы такие.
Когда мы злимся – мы уже другие.
Когда мы радуемся – мы делаем так.
Работа по теме занятия.
II Путешествие в страну «Эмоций».
Просмотр картинок родителями с детьми,
выражающими различные эмоциональные состояния.
Родители с детьми обсуждают эмоции (грусть, радость, удивление, испуг, злость).
После просмотра каждой картинки логопед задает детям вопрос:
- Кто это? Какой он? Значит, какую эмоцию он испытывает?
- Люди на картинках были все одинаковые или разные? Значит, они испытывали разные эмоции. А что такое эмоции? Верно, эмоции – это то, что переживают и чувствуют люди.
- От чего же все-таки зависит то, как мы проявляем свои эмоции? (От человека, от самого события).
Проводится вопросно-ответная связь. Логопед следит за правильностью дыхания, голосоподачи, а так обращает внимание родителей на успехи детей.
III Молодцы, давайте поиграем! (игра проводится совместно с детьми и родителями)
Пальчиковая игра «Эмоции»
Это наше лицо, (Обводим пальчиком по кругу лицо)
Все расскажет нам оно. (Разводим руки в стороны)
Ротик мило улыбается, (Указательными пальчиками двух рук показываем на уголки рта и улыбаемся)
Если радость вдруг случается. (Хлопаем в ладоши)
Слезы потекут из глаз, (Показываем на глаза)
Если вдруг обидят нас. (Стучим кулачком по кулачку)
Ну, а если испугаюсь, (Закрываем ладонями лицо)
Я закрыть глаза стараюсь.
Рот откроем в удивлении, (Открываем рот и делаем пальцами колечко вокруг него)
Вот такое представление. (Делаем руками «фонарики»).
IV Введение в сказкотерапию.
Проводит психолог.
- Вы так замечательно сегодня играете, общаетесь, а я сегодня встретила мальчика Витю, и он мне рассказал об одном секрете. Хотите узнать? Садитесь поближе к родителям и слушайте.
…Утром Витя проснулся с чудесным настроением, ему было РАДОСТНО, хотелось улыбаться. Он собрался и побежал в школу. Но что-то не заладилось. Соседский мальчик толкнул его, и Вите стало ОБИДНО. Да и в школу он опоздал, ему стало ГРУСТНО. Поссорился с соседом по парте. Короче, день не задался. С плохим настроением он вернулся домой. Разные эмоции переполняли его: хотелось плакать, злиться, ругаться. Но дома ни кого не было. Темнело. И тут, на диване он увидел знакомую коробочку. Открыл ее и нашел там разные секретки, которые собирал с мамой и папой. Нашел морскую звезду, конфетку, зернышко кофе, красивую салфетку и настроение улучшилось…
И мы сегодня с вами и родителями будем собирать такую «Коробочку Добра». А вы, родители, послушайте рекомендации по ее заполнению.
«Как успокоить расстроенного ребенка с помощью «Коробочки Добра». Что поможет взрослым утешить расстроенного или тревожного ребенка? Как учить ребенка успокаиваться самому? Все это можно делать с помощью «Коробочки Спокойствия или Коробочки Добра». Соберите в одну небольшую коробку, мешочек или чемоданчик все вещи, которые вы или ребенок можете использовать в нужной ситуации. Главное, постарайтесь положить туда предметы для каждого из 5 чувств. Они помогут в момент стресса направить мысли и эмоции ребенка в позитивное русло.
Вот несколько рекомендаций для наполнения «Коробочки Добра», которые могут вам пригодиться:
- Осязание: маленький контейнер с мягким пластилином или глиной, крутящийся спиннер, кубик Рубика, мягкая игрушка, кусочек приятной на ощупь ткани, антистрессовый мячик с резиновыми шипами для сжимания рукой. А некоторые вещи, например, "лизун" можно сделать вместе с ребенком своими руками по онлайн-рецептам, а затем поместить в пластиковый стаканчик или яйцо от киндер-сюрприза.
- Слух: различные аудиозаписи на диске или в плеере - музыка, аудиокниги, звуки природы. А еще запись вашего голоса или разговора с ребенком. Найдите то, что действует на него успокаивающе. Может быть вашему ребенку нравится звук колокольчиков или весеннего дождя.
- Обоняние: важный источник ассоциаций и воспоминаний. Эфирные масла, лосьоны или небольшие мешочки с пряностями, такими как корица, могут обеспечить успокаивающий запах для детей. Это также может быть кусочек любимого мыла или ароматные травы. Поищите вместе с ребенком запахи, которые вызывают у него счастливые и расслабляющие воспоминания.
- Вкус: травяной чай, жвачка, мята или карамель - любимый вкусы и успокаивают, и придают сил.
- Зрение: фотографии близких и родных людей, домашних животных, любимых мест или счастливых событий создадут приятный и спокойный визуальный ряд. Отыщите такие фотографии вместе, чтобы включить их в небольшой альбом для "коробки". А ободряющая записка от мамы, папы, учителя или друзей отлично подойдут ребенку, который умеет читать.
Бутылочка мыльных пузырей сочетает в себе контроль дыхания и наблюдение за красивыми пузырями. Книжки-раскраски с цветными карандашами или фломастерами тоже обеспечивают положительный успокаивающий опыт от разных органов чувств. Рисование помогает детям переключиться с беспокойства на воображение и творчество.
Чтобы «Коробочка спокойствия» получилась по-настоящему полезной - наполните ее вместе с ребенком, расспросив его о том, на что ему нравится смотреть, какие звуки он любит слышать, какие прикосновения, запахи и вкусы ощущать. Пусть он знает, где лежит его «Коробочка спокойствия», и как ей можно пользоваться, когда он расстроен и беспокоится о чем-либо. Такую коробку, мешочек или чемоданчик ребенок может брать с собой куда угодно: в поездку, в гости, на прием к доктору и так далее.
И сейчас мы вам, совместно с ребенком предлагаем выбрать из предложенных сенсорных коробочек, то, что ближе вашему ребенку и сможет пригодиться ему в непростой ситуации. (выставляются коробки с различными сенсорными наполнителями включается спокойная музыка). Дети и родители собирают «Коробочку Добра».
V Итог занятия. Рефлексия всех участников.
Работа с раздаточным материалом «Волшебники эмоций».
Дети и родители рисуют свое эмоциональное состояние, после проведенного занятия.

