Тема: «Охотимся за привидением»
В современном мире заикающийся ребенок гораздо чаще подвержен влиянию множества стрессовых ситуаций, которые могут способствовать задержке развития эмоциональных возможностей у ребенка. Сейчас многие специалисты отмечают, что повышается количество заикающихся детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. Поэтому наиболее актуальной задачей для психолога и логопеда, является задача поиска наиболее эффективных путей преодоления психического неблагополучия заикающегося ребёнка. Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают. Разработанное интегрированное занятие психолога и логопеда позволяет скорректировать эмоциональные нарушения у заикающихся детей через игровые ситуации. Данное занятВ современном мире заикающийся ребенок гораздо чаще подвержен влиянию множества стрессовых ситуаций, которые могут способствовать задержке развития эмоциональных возможностей у ребенка. Сейчас многие специалисты отмечают, что повышается количество заикающихся детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. Поэтому наиболее актуальной задачей для психолога и логопеда, является задача поиска наиболее эффективных путей преодоления психического неблагополучия заикающегося ребёнка. Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают. Разработанное интегрированное занятие психолога и логопеда позволяет скорректировать эмоциональные нарушения у заикающихся детей через игровые ситуации. Данное занятие разработано и апробировано специалистами с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.ие разработано и апробировано специалистами с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 152.78 КБ | |
| 152.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовили специалисты МОУ для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
г.Нижнекамск :
педагог-психолог Баскова О.А.
учитель-логопед Дубровина Н.А
В современном мире заикающийся ребенок гораздо чаще подвержен влиянию множества стрессовых ситуаций, которые могут способствовать задержке развития эмоциональных возможностей у ребенка. Сейчас многие специалисты отмечают, что повышается количество заикающихся детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. Поэтому наиболее актуальной задачей для психолога и логопеда, является задача поиска наиболее эффективных путей преодоления психического неблагополучия заикающегося ребёнка. Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают. Разработанное интегрированное занятие психолога и логопеда позволяет скорректировать эмоциональные нарушения у заикающихся детей через игровые ситуации. Данное занятие разработано и апробировано специалистами с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Конспект бинарного занятия педагога- психолога и учителя- логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции заикания на этапе отработке навыка плавной речи в темной сенсорной комнате.
Тема: «Охотимся за привидением»
Цели: - нормализация общего и речевого поведения заикающихся детей;
-формирование правильного физиологического речевого дыхания; изменять силу голоса: говорить тихо, шёпотом, громко;
- коррекция эмоционального состояния путем преодоления тревожных состояний через игровые методы;
-воспитание у детей позитивных установок для речевого общения в повседневной жизни.
Задачи:
- Улучшение техники речи путем формирования навыков плавной и слитной речи;
- Развитие координации слова и ритмизованного движения (говорение в стиле робота);
-Закрепить навыки плавной речи у заикающихся детей в нестандартных ситуациях;
-Повышение эмоционально-психического тонуса за счет релаксации и внутреннего самоконтроля;
-Расширение коммуникативных и адаптационных возможностей ребенка;
- Обучение способам преодоления реальных страхов, конструктивному взаимодействию со страхом.
Оборудование: проектор «Меркурий», «Солнечный», картинки, с изображением страхов, карточки с приведениями, большие мобайлы (для имитации препятствий), музыкальное сопровождение.
Занятие проводится в условиях сенсорной комнате. Включен свет, дети располагаются на пуфах.
Психолог: Здравствуйте, девочки! (Девочки хлопают в ладоши.) Здравствуйте, мальчики! (Мальчики хлопают в ладоши.) Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.
Психолог: Я хочу вам рассказать одну историю. Однажды ночью с неба вдруг исчезли месяц и звезды (выключается свет, включается световое оборудование проектор Меркурий), стало совсем темно. Неожиданно появилось настоящее привидение! (появляется переодетое приведение, летает, ухает, пугает детей.) Чтобы нам с вами было не так страшно, давайте спрячемся каждый в свой домик-обруч.
Дemu разбегаются и встают внутрь обруча.
Привидение: АААА, вы меня боитесь, и у вас есть много страхов, я знаю (смеется).
Психолог: Да, милое привидение, у каждого есть свои страхи. Ребята, давайте попробуем вместе с вами перечислить, чего боятся дети. Темноты, уколов, прививок, остаться дома одному... Если я что-то забыла, продолжи ты ... (Дети по очереди дополняют “список” страхов). (свет включается)
Логопед: Давайте поиграем в игру. «Доброе животное» (для сплочения детского коллектива и выработки правильного речевого дыхания).
Участники встают в круг и берутся за руки, логопед тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Психолог: А сейчас мы покажем, тебе привидение, как мы умеем справляться со своими страхами!
(психогимнастика) А теперь давайте позволим себе побояться всласть! Пусть зубы ваши стучат как барабанные палочки (дети стучат зубами), а по спине мечутся 40 000 мурашек! У cтpaxa глаза велики, а ваши глаза пусть станут еще больше (дети округляют глаза), кричите громче от страха на всю Ивановскую “Ма-а-ма-а!” (Дети кричат). Ребята, я думаю, что раньше вы и не умели как следует бояться, страх был вовсе и не страх, а так – легкое беспокойство.
Игра с моделированием ситуации “А что тогда?”
Привидение: Ребята, я хочу проверить, насколько вы умеете быть смелыми в различных ситуациях. Я вам по очереди буду называть ситуации, когда вам бывает страшно, а вы должны сказать, что будете делать, если вы вдруг окажетесь в такой ситуации. (достаем из коробки страхов картинки с изображением собаки, темной комнаты, шприца и т.п.)
– Если встретилась собака, что тогда?
– Если в комнате темно, что тогда? И т.п.
(Дети предлагают свои варианты решения ситуаций, стараясь говорить правильно без запинок, на выдохе).
Логопед: А сейчас ребята давайте послушаем и повторим за мной стихотворения, двигаясь как роботы.
Страх боится солнечного света,
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.(хлопаем и топаем)
Привидение: - нет, я не хочу, чтобы у меня болел живот, надулись щечки, и разлетелся я на кусочки (плачет).
Психолог: Ребята давайте его пожалеем, возьмем к нам в команду, только нужно его переодеть (достает из коробки бусы, ленты, платки и т.д., переодевают и танцуют с привидением) .Вот теперь ты доброе привидение!(дети смело наряжают привидение)
Игра “Смелые путешественники” (по сенсорной комнате расставляются различные препятствия из больших мобайлов, звучит ритмичная музыка )
Психолог: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие. Но двигаться будем по одному, преодолевая различные препятствия, а остальные ребята поддерживают товарища фразой: “Смелей! Ты сможешь ”. (Дети под веселую музыку перепрыгивают “речку”, залезают на “горку”, в “пещеру” и т.п.
Упражнение «Качели» (выключается свет, включается спокойная релакс-музыка)
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Педагог встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Напевая гласные звуки (А…О…У…) задавая медленный ритм, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
Игра “Охотники за привидениями”
Приведение: Дорогие ребята, вы прошли настоящее испытание на смелость и теперь по праву можете стать охотниками за привидениями. В этой комнате спрятались различные привидения. Скорее надевайте волшебные очки и отправляйтесь на охоту! (Дети надевают очки, ищут в комнате спрятанные изображения привидений и складывают их в коробку со страхами.) Молодцы”! А теперь я раздам вам медали самых смелых и отважных охотников за привидениями (вешает на шею детям медали.)
Рефлексия-беседа с детьми о проведенном занятии.
Литература:
1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с.
3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. -- 1959
4. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.--1984.
5. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1. — режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml
6. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранение заикания у дошкольников.- М.,1983.-143с.
7. Колпакова А. С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 789-792. — URL https://moluch.ru/archive/62/9501/
Предварительный просмотр:
Подготовили специалисты МОУ для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи
«Центр диагностики и консультирования»
г.Нижнекамск :
педагог-психолог Баскова О.А.
учитель-логопед Дубровина Н.А
В современном мире заикающийся ребенок гораздо чаще подвержен влиянию множества стрессовых ситуаций, которые могут способствовать задержке развития эмоциональных возможностей у ребенка. Сейчас многие специалисты отмечают, что повышается количество заикающихся детей с разнообразными страхами, которые ведут к повышенной возбудимости и тревожности. Поэтому наиболее актуальной задачей для психолога и логопеда, является задача поиска наиболее эффективных путей преодоления психического неблагополучия заикающегося ребёнка. Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают. Разработанное интегрированное занятие психолога и логопеда позволяет скорректировать эмоциональные нарушения у заикающихся детей через игровые ситуации. Данное занятие разработано и апробировано специалистами с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Конспект бинарного занятия педагога- психолога и учителя- логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции заикания на этапе отработке навыка плавной речи в темной сенсорной комнате.
Тема: «Охотимся за привидением»
Цели: - нормализация общего и речевого поведения заикающихся детей;
-формирование правильного физиологического речевого дыхания; изменять силу голоса: говорить тихо, шёпотом, громко;
- коррекция эмоционального состояния путем преодоления тревожных состояний через игровые методы;
-воспитание у детей позитивных установок для речевого общения в повседневной жизни.
Задачи:
- Улучшение техники речи путем формирования навыков плавной и слитной речи;
- Развитие координации слова и ритмизованного движения (говорение в стиле робота);
-Закрепить навыки плавной речи у заикающихся детей в нестандартных ситуациях;
-Повышение эмоционально-психического тонуса за счет релаксации и внутреннего самоконтроля;
-Расширение коммуникативных и адаптационных возможностей ребенка;
- Обучение способам преодоления реальных страхов, конструктивному взаимодействию со страхом.
Оборудование: проектор «Меркурий», «Солнечный», картинки, с изображением страхов, карточки с приведениями, большие мобайлы (для имитации препятствий), музыкальное сопровождение.
Занятие проводится в условиях сенсорной комнате. Включен свет, дети располагаются на пуфах.
Психолог: Здравствуйте, девочки! (Девочки хлопают в ладоши.) Здравствуйте, мальчики! (Мальчики хлопают в ладоши.) Настал день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе.
Психолог: Я хочу вам рассказать одну историю. Однажды ночью с неба вдруг исчезли месяц и звезды (выключается свет, включается световое оборудование проектор Меркурий), стало совсем темно. Неожиданно появилось настоящее привидение! (появляется переодетое приведение, летает, ухает, пугает детей.) Чтобы нам с вами было не так страшно, давайте спрячемся каждый в свой домик-обруч.
Дemu разбегаются и встают внутрь обруча.
Привидение: АААА, вы меня боитесь, и у вас есть много страхов, я знаю (смеется).
Психолог: Да, милое привидение, у каждого есть свои страхи. Ребята, давайте попробуем вместе с вами перечислить, чего боятся дети. Темноты, уколов, прививок, остаться дома одному... Если я что-то забыла, продолжи ты ... (Дети по очереди дополняют “список” страхов). (свет включается)
Логопед: Давайте поиграем в игру. «Доброе животное» (для сплочения детского коллектива и выработки правильного речевого дыхания).
Участники встают в круг и берутся за руки, логопед тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Психолог: А сейчас мы покажем, тебе привидение, как мы умеем справляться со своими страхами!
(психогимнастика) А теперь давайте позволим себе побояться всласть! Пусть зубы ваши стучат как барабанные палочки (дети стучат зубами), а по спине мечутся 40 000 мурашек! У cтpaxa глаза велики, а ваши глаза пусть станут еще больше (дети округляют глаза), кричите громче от страха на всю Ивановскую “Ма-а-ма-а!” (Дети кричат). Ребята, я думаю, что раньше вы и не умели как следует бояться, страх был вовсе и не страх, а так – легкое беспокойство.
Игра с моделированием ситуации “А что тогда?”
Привидение: Ребята, я хочу проверить, насколько вы умеете быть смелыми в различных ситуациях. Я вам по очереди буду называть ситуации, когда вам бывает страшно, а вы должны сказать, что будете делать, если вы вдруг окажетесь в такой ситуации. (достаем из коробки страхов картинки с изображением собаки, темной комнаты, шприца и т.п.)
– Если встретилась собака, что тогда?
– Если в комнате темно, что тогда? И т.п.
(Дети предлагают свои варианты решения ситуаций, стараясь говорить правильно без запинок, на выдохе).
Логопед: А сейчас ребята давайте послушаем и повторим за мной стихотворения, двигаясь как роботы.
Страх боится солнечного света,
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.(хлопаем и топаем)
Привидение: - нет, я не хочу, чтобы у меня болел живот, надулись щечки, и разлетелся я на кусочки (плачет).
Психолог: Ребята давайте его пожалеем, возьмем к нам в команду, только нужно его переодеть (достает из коробки бусы, ленты, платки и т.д., переодевают и танцуют с привидением) .Вот теперь ты доброе привидение!(дети смело наряжают привидение)
Игра “Смелые путешественники” (по сенсорной комнате расставляются различные препятствия из больших мобайлов, звучит ритмичная музыка )
Психолог: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие. Но двигаться будем по одному, преодолевая различные препятствия, а остальные ребята поддерживают товарища фразой: “Смелей! Ты сможешь ”. (Дети под веселую музыку перепрыгивают “речку”, залезают на “горку”, в “пещеру” и т.п.
Упражнение «Качели» (выключается свет, включается спокойная релакс-музыка)
Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Педагог встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Напевая гласные звуки (А…О…У…) задавая медленный ритм, движения плавные. Выполнять упражнение 2 — 3 минуты.
Игра “Охотники за привидениями”
Приведение: Дорогие ребята, вы прошли настоящее испытание на смелость и теперь по праву можете стать охотниками за привидениями. В этой комнате спрятались различные привидения. Скорее надевайте волшебные очки и отправляйтесь на охоту! (Дети надевают очки, ищут в комнате спрятанные изображения привидений и складывают их в коробку со страхами.) Молодцы”! А теперь я раздам вам медали самых смелых и отважных охотников за привидениями (вешает на шею детям медали.)
Рефлексия-беседа с детьми о проведенном занятии.
Литература:
1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос, 2008. — 256 с. ISBN: 978–5-8189–1362–9
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с.
3. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. -- 1959
4. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.--1984.
5. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1. — режим доступа: http://www.psyedu.ru/journal/2012/1/2789.phtml
6. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранение заикания у дошкольников.- М.,1983.-143с.
7. Колпакова А. С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 789-792. — URL https://moluch.ru/archive/62/9501/


