Консультация для воспитателей Последовательность реализации 4 основных этапов адаптации ребенка к условиям детского сада

Барашина Александра Витальевна

Данная консультация помогает ознакомить воспитателей адаптационных групп с этапами, которые ребёнку важно пройти для успешной адаптации к дошкольному учреждению. А так же с практическими приёмами, которые они могут использовать в работе с детьми раннего возраста в процессе адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад 19 «Хрусталик» комбинированного вида»

Консультация психолога с воспитателями адаптационных групп:

«Последовательность реализации 4 основных этапов

адаптации ребенка к условиям детского сада».

Психолог: Барашина А.В.

Последовательность реализации 4 основных этапов

адаптации ребенка к условиям детского сада.

         Важно помнить! Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период: формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и  адекватных форм удовлетворения своих потребностей.

Основные потребности детей 2,5-3 лет:

  • в безопасности
  • в эмоциональном и игровом общении
  • исследовании, развитии двигательной активности

1-й этап.

Формирование доверительных взаимоотношений с «новым» взрослым.

Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по  просьбе воспитателя.

Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки, доброжелательное внимание со стороны взрослого;

Показатель того, что цель достигнута:

а) ребёнок охотно идёт от мамы к воспитателю;

б) улыбается, когда видит воспитателя;

в) успокаивается от общения с воспитателем;

г) обращается к воспитателю с просьбами, жалобами, вопросами.

Рекомендации воспитателям по организации диалога с ребёнком:

  • Эмпатийное слушание ребенка (без предубеждений относительно ребенка, проявление искреннего интереса);
  • Учет в диалоге индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера,  реагирования;
  • Глаза педагога должны находиться на уровне глаз ребенка;
  • Эмоциональная поддержка  ребенка (кивание головой, одобрительные жесты;
  • Проявление интереса  к  проблеме ребенка, его чувствам и переживаниям;
  • Использование приема «держать паузу» для того, чтобы ребенок имел возможность сам обозначить свою проблему и частично осознать ее;
  • Демонстрация  ребенку личных чувств, эмоций, переживаний, отношения  по поводу проблемы ребенка, предложение ему помощи и вариантов  разрешения сложившейся ситуации;
  • Использование приема «вопрос на вопрос» для развития доказательной речи у ребенка;
  • Выражение благодарности ребенку за инициативу в общении со взрослым

2-й этап.

Формирование ориентировок в пространственно - игровой среде.

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях,  придерживаться правил, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры - имитации, предметные игры, пример взрослого, его доброжелательное внимание.

Показатель того, что цель достигнута:

а) ребёнок знает расположение и назначение помещений;

б) знает, где находятся предметы для его личного пользования: полотенце, расчёска, кровать и т. д.

В первую очередь уделяется внимание приёмной группы.

 Там для детей готовятся:

  • "полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;
  • веселые, детские панно;
  • мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
  • подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

Основная цель организации пространства группы – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.

-определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;

-соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;

-зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»);

            Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

            Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

            Мелкие игрушки-поделки для подарков детям, книжки-малышки для рассматривания и пр.

Принципы организации  индивидуального  игрового взаимодействия с ребенком:

- педагогическое  взаимодействие следует за направлением внимания ребенка; взрослый называет предметы, игрушки, их функции, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;

- используются естественные, повседневно возникающие, эмоционально насыщенные игровые ситуации;

- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;

- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;

- усвоение правил протекает в игровой форме;

-обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.

- предусматривается профилактика и торможение отрицательных эмоций.

Приемы предупреждения отрицательных эмоций у детей:

  • переключение внимания ребенка стихами, потешками;
  • организация игр с песком, водой;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • организация игр с бытовыми предметами;
  • организация игр, раскрепощающих движения: пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
  • организация спонтанных  игр  (надувать щеки,  рвать бумагу, топать ногами);
  • проведение игр с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).
  • игры с мыльными пузырями, воздушными шарами и пр.

3-й этап.  

Привыкание ребенка к  новой для него организации жизни.

 Цель: Помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.

Задача:   формировать умение действовать по общим правилам;  

Формы организации взаимодействия:  ролевые игры, упражнения; пример     поведения взрослого.

Показатели того, что цель достигнута:

а) ребёнок легко следует режиму детского  сада;

б) сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.

4-й этап. 

Формирование положительных контактов с ровесниками.

Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.

 Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника - сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.

Формы организации взаимодействия:  парные, подгрупповые  игры, хороводные игры, положительный пример взрослого.

Показатели того, что цель достигнута:

а) ребёнок охотно играет с детьми;

б) спокойно относится к тому, что во время приема пищи, одевания, умывания его обслуживают не первым;

 в) ребёнок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

                   

Трехлетним детям   тяжело даётся общение с коллективом сверстников.

           Дети этого возраста  уже умеют играть вдвоём, но игра в группе для них сложна   без примера и обучения педагогов.

           Часто третий малыш ломает или портит то, что построили или сделали двое играющих.

           Он просто не знает, куда себя деть и как органично влиться в игру товарищей, поэтому таким образом выражает протест против своего отсутствия в игре.  

Психолого-педагогическая поддержка родителей:

Задачи:

  1. Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения;

2. Раскрыть роль семьи и детского сада  в решении этой проблемы. Разработать  план  сотрудничества с родителями в период адаптации  ребенка к детскому саду;

3. Содействовать предупреждению возможной передачи тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку;

4. Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;

5. Устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями новой социальной среды.

 

  Основные  показатели успешной реализации процесса адаптации : 

    1. Хорошие адаптационные  показатели у  ребенка:

  • Настроение ребенка бодрое, установка  ребенка на  детский сад- положительная;
  • Ребенок  использует ритуалы прощания с родными, быстро отвлекается, относится к воспитателю с доверием;
  • Нормализуется  сон, аппетит;
  • Положительное отношение  к  режиму и правилам жизни группы;
  • Достаточно широкие и эмоционально – положительные контакты  ребенка с детьми и взрослыми в детском саду, наличие у него коммуникативных и игровых навыков, адекватных возрасту.

    2. Установлены отношения сотрудничества и взаимного доверия   между родителями  и педагогами  в вопросах воспитания и развития ребенка.

Консультация сопровождается слайд-презентацией,

все возникающие вопросы воспитателей обсуждаются по ходу встречи.

Литература:

  1. По материалам вебинара издательства «Учитель» www.uchitel-izd.ru

Уважаемые воспитатели!

При подготовке педагогов к приёму детей раннего возраста, группового помещения необходимо учесть:

- возрастные особенности детей (повторить-просмотреть);

- рекомендации по организации диалога с ребёнком;

- использовать приёмы предупреждения отрицательных эмоций у детей;

- уделить внимание организации пространства, как группового помещения, так и приёмной группы.

РЕКОМЕНДОВАНО:

- собрать сенсорные коробки со сменным наполнением (сквиши, поп ит, матрёшки, сортёры, мягкие или резиновые игрушки, крупные пазлы (2-3 части), ветряные мельницы-вертушки, эко-материалы (шишки, спилы, орехи и др);

- менять в приёмной локации еженедельно. Например: магнитная доска+магниты/ мольберт+мелки/ небольшое фетровое панно с накладками/ сенсорная коробка/ большая картонная коробка+мелки

- для активных, подвижных детей в приёмной может быть использован веник и совок, пипидастр;

- для сброса эмоционального напряжения использовать воздушные шары, мыльные пузыри, арбизы, театр теней и др.

- собрать коробку с атрибутами для смены образов (шарфы, наушники, кепки, парики, очки (без стекла), бусы и т.д.)

- для ощущения безопасности в новом пространстве использовать приёмы, позволяющие визуально уменьшить пространство: «опустить» линию потолка посредством подвесных элементов; зонирование; использовать шатры, палатки, ширмы, картонные домики и др.

ВАЖНО! Дети раннего возраста должны быть в поле видимости педагога.

Педагог-психолог: Барашина А.В.