Консультация для воспитателей Последовательность реализации 4 основных этапов адаптации ребенка к условиям детского сада
Данная консультация помогает ознакомить воспитателей адаптационных групп с этапами, которые ребёнку важно пройти для успешной адаптации к дошкольному учреждению. А так же с практическими приёмами, которые они могут использовать в работе с детьми раннего возраста в процессе адаптации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Детский сад №19 «Хрусталик» комбинированного вида»
Консультация психолога с воспитателями адаптационных групп:
«Последовательность реализации 4 основных этапов
адаптации ребенка к условиям детского сада».
Психолог: Барашина А.В.
Последовательность реализации 4 основных этапов
адаптации ребенка к условиям детского сада.
Важно помнить! Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период: формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и адекватных форм удовлетворения своих потребностей.
Основные потребности детей 2,5-3 лет:
- в безопасности
- в эмоциональном и игровом общении
- исследовании, развитии двигательной активности
1-й этап.
Формирование доверительных взаимоотношений с «новым» взрослым.
Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по просьбе воспитателя.
Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки, доброжелательное внимание со стороны взрослого;
Показатель того, что цель достигнута:
а) ребёнок охотно идёт от мамы к воспитателю;
б) улыбается, когда видит воспитателя;
в) успокаивается от общения с воспитателем;
г) обращается к воспитателю с просьбами, жалобами, вопросами.
Рекомендации воспитателям по организации диалога с ребёнком:
- Эмпатийное слушание ребенка (без предубеждений относительно ребенка, проявление искреннего интереса);
- Учет в диалоге индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, характера, реагирования;
- Глаза педагога должны находиться на уровне глаз ребенка;
- Эмоциональная поддержка ребенка (кивание головой, одобрительные жесты;
- Проявление интереса к проблеме ребенка, его чувствам и переживаниям;
- Использование приема «держать паузу» для того, чтобы ребенок имел возможность сам обозначить свою проблему и частично осознать ее;
- Демонстрация ребенку личных чувств, эмоций, переживаний, отношения по поводу проблемы ребенка, предложение ему помощи и вариантов разрешения сложившейся ситуации;
- Использование приема «вопрос на вопрос» для развития доказательной речи у ребенка;
- Выражение благодарности ребенку за инициативу в общении со взрослым
2-й этап.
Формирование ориентировок в пространственно - игровой среде.
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, придерживаться правил, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры - имитации, предметные игры, пример взрослого, его доброжелательное внимание.
Показатель того, что цель достигнута:
а) ребёнок знает расположение и назначение помещений;
б) знает, где находятся предметы для его личного пользования: полотенце, расчёска, кровать и т. д.
В первую очередь уделяется внимание приёмной группы.
Там для детей готовятся:
- "полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;
- веселые, детские панно;
- мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
- подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.
Основная цель организации пространства группы – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.
-определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
-соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
-зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»);
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
Мелкие игрушки-поделки для подарков детям, книжки-малышки для рассматривания и пр.
Принципы организации индивидуального игрового взаимодействия с ребенком:
- педагогическое взаимодействие следует за направлением внимания ребенка; взрослый называет предметы, игрушки, их функции, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
- используются естественные, повседневно возникающие, эмоционально насыщенные игровые ситуации;
- взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
- приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
- усвоение правил протекает в игровой форме;
-обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
- предусматривается профилактика и торможение отрицательных эмоций.
Приемы предупреждения отрицательных эмоций у детей:
- переключение внимания ребенка стихами, потешками;
- организация игр с песком, водой;
- рисование пальчиковыми красками;
- организация игр с бытовыми предметами;
- организация игр, раскрепощающих движения: пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
- организация спонтанных игр (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- проведение игр с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).
- игры с мыльными пузырями, воздушными шарами и пр.
3-й этап.
Привыкание ребенка к новой для него организации жизни.
Цель: Помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.
Задача: формировать умение действовать по общим правилам;
Формы организации взаимодействия: ролевые игры, упражнения; пример поведения взрослого.
Показатели того, что цель достигнута:
а) ребёнок легко следует режиму детского сада;
б) сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.
4-й этап.
Формирование положительных контактов с ровесниками.
Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника - сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
Формы организации взаимодействия: парные, подгрупповые игры, хороводные игры, положительный пример взрослого.
Показатели того, что цель достигнута:
а) ребёнок охотно играет с детьми;
б) спокойно относится к тому, что во время приема пищи, одевания, умывания его обслуживают не первым;
в) ребёнок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.
Трехлетним детям тяжело даётся общение с коллективом сверстников.
Дети этого возраста уже умеют играть вдвоём, но игра в группе для них сложна без примера и обучения педагогов.
Часто третий малыш ломает или портит то, что построили или сделали двое играющих.
Он просто не знает, куда себя деть и как органично влиться в игру товарищей, поэтому таким образом выражает протест против своего отсутствия в игре.
Психолого-педагогическая поддержка родителей:
Задачи:
- Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения;
2. Раскрыть роль семьи и детского сада в решении этой проблемы. Разработать план сотрудничества с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду;
3. Содействовать предупреждению возможной передачи тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку;
4. Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;
5. Устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями новой социальной среды.
Основные показатели успешной реализации процесса адаптации :
1. Хорошие адаптационные показатели у ребенка:
- Настроение ребенка бодрое, установка ребенка на детский сад- положительная;
- Ребенок использует ритуалы прощания с родными, быстро отвлекается, относится к воспитателю с доверием;
- Нормализуется сон, аппетит;
- Положительное отношение к режиму и правилам жизни группы;
- Достаточно широкие и эмоционально – положительные контакты ребенка с детьми и взрослыми в детском саду, наличие у него коммуникативных и игровых навыков, адекватных возрасту.
2. Установлены отношения сотрудничества и взаимного доверия между родителями и педагогами в вопросах воспитания и развития ребенка.
Консультация сопровождается слайд-презентацией,
все возникающие вопросы воспитателей обсуждаются по ходу встречи.
Литература:
- По материалам вебинара издательства «Учитель» www.uchitel-izd.ru
Уважаемые воспитатели!
При подготовке педагогов к приёму детей раннего возраста, группового помещения необходимо учесть:
- возрастные особенности детей (повторить-просмотреть);
- рекомендации по организации диалога с ребёнком;
- использовать приёмы предупреждения отрицательных эмоций у детей;
- уделить внимание организации пространства, как группового помещения, так и приёмной группы.
РЕКОМЕНДОВАНО:
- собрать сенсорные коробки со сменным наполнением (сквиши, поп ит, матрёшки, сортёры, мягкие или резиновые игрушки, крупные пазлы (2-3 части), ветряные мельницы-вертушки, эко-материалы (шишки, спилы, орехи и др);
- менять в приёмной локации еженедельно. Например: магнитная доска+магниты/ мольберт+мелки/ небольшое фетровое панно с накладками/ сенсорная коробка/ большая картонная коробка+мелки
- для активных, подвижных детей в приёмной может быть использован веник и совок, пипидастр;
- для сброса эмоционального напряжения использовать воздушные шары, мыльные пузыри, арбизы, театр теней и др.
- собрать коробку с атрибутами для смены образов (шарфы, наушники, кепки, парики, очки (без стекла), бусы и т.д.)
- для ощущения безопасности в новом пространстве использовать приёмы, позволяющие визуально уменьшить пространство: «опустить» линию потолка посредством подвесных элементов; зонирование; использовать шатры, палатки, ширмы, картонные домики и др.
ВАЖНО! Дети раннего возраста должны быть в поле видимости педагога.
Педагог-психолог: Барашина А.В.
