Программа "Одаренные дети"

Егорова Татьяна Анатольевна

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, округа в ближайшей перспективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odarennye_deti_0.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №1»

                                                            Утверждено

                                                                                              приказом №503 от 04.09.2022г

Программа « Одаренные дети»

на 2022-2023г.

 Содержание программы.

 

1.Пояснительная записка

   2.Концепция работы с одарёнными детьми.

3.Цели и задачи программы

  4.Принципы программы

  5.Основные направления работы

  6.Стратегия работы с одаренными детьми

  7.Формы работы с одаренными учащимися

  8. Перспективное планирование

  9.  Критерии программы «Одаренные дети»

  10. Ожидаемые результаты

1.Пояснительная записка

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, округа в ближайшей перспективе.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.

            Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

            Анализ участия учащихся школы  в различных конкурсах, смотрах, муниципальных и областных олимпиадах показывает, что в коллективе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

            Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

            Данная проблема стала темой обсуждения семинаров в ходе которых обозначались направления работы коллектива по реализации программы «Одарённые дети».

            Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов являются гарантом реализации программы.

КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение одаренных детей.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Полезно иметь в виду, что можно условно выделить три категории одаренных детей:

1) с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

2) с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

3) не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы ОУ.

В работе с этой категорией учащихся школа должна руководствоваться следующими принципами:

1) принцип индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);

2) принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

3) принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

4) принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;

5) принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

     6) принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

 Развитие системы работы с одаренными детьми

Цель: создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребенка, преобразования её в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к той или иной форме учебной деятельности.

Задачи:

  1. развитие интеллектуальных способностей и компетентностей учащихся;
  2. переход к новому содержанию образования;
  3. развитие способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
  4. повышение педагогического мастерства педагогов: совершенствование системы повышения квалификации, участие в инновационной деятельности школы, распрстранение педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах, участие в методической и научно-экспериментальной работе округа, города.

 Совершенствование управленческой деятельности:

5. использование инноваций в организации управленческой деятельности;

6. создание условий для внедрения в практику управления современных, развивающих технологий управления;

7. создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с мотивированными и одаренными учащимися.

4.Принципы программы

            1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.  Акцент на решающую роль теории.

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5. Поддержание интереса, любознательности.

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций,  викторин и т.д.

7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к  личностно-творческой саморелизации.

 

5.Основные направления работы

1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности

6.Стратегия работы с одаренными детьми

I. Диагностика

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности емкости.

2. Создание банка методик для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.

3. Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей

1. Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.

4. Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

III. Развитие творческих способностей

1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых и исследовательских работ;

- выполнение проектов;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

            5. Углубленное изучение отдельных предметов.

4. Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.

 

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности

1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам  олимпиад.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3. Отправление благодарственных писем родителям.

   4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.

 

7.Формы работы с одаренными учащимися


- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- спецкурсы;
- консультирование обучающихся в заочных школах при ВУЗах;
- участие в олимпиадах;
- работа с индивидуальным планом;

8. Перспективное планирование

Основные направления

Сроки

Исполнители

Научное направление

1

Отслеживание динамики развития обучающихся:

  • освоение методик отслеживания развития обучающихся:

1-4 кл., 5-11 кл.

разработка и внедрение системы отслеживания динамики развития обучающихся

2022-2023г

Психолог школы

 

2

Разработка и внедрение индивидуальных программ обучения одарённых детей.

2022-2023г

Учителя-предметники

3

Разработка программ внеурочной деятельности  для работы с одарёнными детьми.

2022-2023г

Зам. директора по ВР

 

4

Создание в библиотеке фонда научной, справочной, научно – популярной литературы, электронных учебников, обновление фонда учебной литературы.

2022-2023г

Библиотекарь

 

5

Издание сборников научно – исследовательских работ учащихся, альманахов, альбомов с творческими работами детей.

1 раз в год

Библиотекарь

Учителя-предметники

6

Участие в интеллектуальных мероприятиях  города

ежегодно

Зам. директора по УВР

 

7

Участие обучающихся в научно-практических  конференциях «Я-исследователь», «Шаг в будущее», Интернет–конкурсах и проектах, олимпиадных движениях.

ежегодно

Зам. директора по УВР

Руководители ШМО,

Руководитель ТГ

 

8

Создание в библиотеке фонда научной, справочной, научно – популярной литературы, электронных учебников, обновление фонда учебной литературы.

2022-2023г

Библиотекарь

 

9

Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка

2022-2023г

Зам.директора по УВР,

зам. директора по воспитательной работе,

руководитель ТГ «Одаренные дети»

10

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам её поддержки и развития

2022-2023г

Директор школы

11

Создание системы психолого-медико-социального сопровождения

2022-2023г

Педагог-психолог, социальный педагог, учителя предметники

11

Создание банка данных, включающего сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программ, кадровое обеспечение

2022-2023г

Зам.директора по УВР,

зам. директора по воспитательной работе,

руководитель ТГ «Одаренные дети»

12

Участие педагогов в научных, научно-практических конференциях разного уровня по проблемам одаренного ребенка

2022-2023г

Заместители директоров

Педагоги школы

13

Привлечение внимания общественности города к потребностям одаренных учащихся

2022-2023г

Директор школы

Заместители директоров

руководитель ТГ «Одаренные дети»

Педагоги школы

14

Разработка образовательных проектов в рамках данной проблемы

2022-2023г

Директор школы

Заместители директоров

Педагоги школы

15

Использование материалов из ИНТЕРНЕТА, посвященных проблемам одаренных детей

2022-2023г

Все участники УВП

Организационное психолого-педагогическое направление

2022-2023г

16

Индивидуальная работа со специалистами

2022-2023г

Директор школы

Заместители директоров

Педагоги школы

17

Создание расширенной информационной среды через использование ресурсов ИНТЕРНЕТ, средств  электронной почты

2022-2023г

Директор школы

Заместители директоров

руководитель ТГ «Одаренные дети»

Педагоги школы

18

Организация и совершенствование работы НОУ

2022-2023г

Зам. директора по НМР,

Педагоги-психологи

19

Создание среды общения, самореализации, социализации:

-организация участия детей в общероссийских и международных проектах,

-заключение договоров о сотрудничестве с ВУЗами

-организация и проведение предметных олимпиад различного уровня,

- организация выставок,

-организация защиты творческих проектов,

-организация клубов по интересам

2022-2023г

Заместители

директоров

Педагоги школы

руководитель ТГ «Одаренные дети»

9.  Критерии программы «Одаренные дети»

  1. Охват учащихся дополнительным образованием.
  2. Процент охвата участия учащихся в школьных, городских, окружных  научно-практических конференциях.
  3.  Процент охвата учащихся предметными олимпиадами школьного, городского, окружного уровня.
  4. Процент охвата учащихся в школьных, городских конкурсах, марафонах, выставках, соревнованиях.
  5. Процент охвата учащихся в Всероссийских, Международных интернет-конкурсах.
  6. Повышение уровня воспитанности учащихся.

10. Ожидаемые результаты:

  • совершенствование системы работы с одаренными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
  • проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
  • функционирование школьного научного общества «Поиск».
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  •  публикации на сайте школы, в средствах массовой информации.