РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2-х классов «Школа будущих отличников»
Цель данной программы является: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Коррекционные занятия по психологии»
Программа предназначена для учащихся 2-х классов
Срок реализации программы 1 год.
Разработчик:
Педагог-психолог
ЕгороваТ.А..
2023год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена:
- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»,
- в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
- на основе учебного плана МАОУ «СОШ № 1» на 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия по психологии»составлена на основе программы «З6 занятий для будущих отличников» (автор Л.В. Мищенкова)
Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Цель данной программы: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.
Задачи курса:
- научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
- сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
- дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
- формировать навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, гибкость мыслительных процессов;
- пробуждать и развивать устойчивый интерес к математике, логике;
- формировать творческие способности;
- содействовать развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
-формировать стремление учащихся к личностному росту.
Содержание программы
Содержание курса.
Курс представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Курс ориентирован на детей от 7 до 9 лет. В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия проводятся в игровой форме, что способствует непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовер-шенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в занятия, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В занятия включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Требования к уровню подготовки учащихся
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Планируемые результаты
Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ № 1»:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
К концу изучения курса во 2 классе учащиеся должны уметь:
- находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд;
- называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывать свой выбор;
- находить принцип группировки предметов;
- находить сходства и различия предметов;
- самостоятельно решать различного рода головоломки;
- выделять существенные признаки предмета;
- конструировать фразы различными способами;
- подбирать рифмы к словам;
- называть положительные и отрицательные качества характера;
- пользоваться приемами театрализации;
- ориентироваться в пространстве;
- выражать словами чувства;
- высказывать свое отношение к происходящему
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Форма организации | Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащегося | Формируемые умения К. – коммуникативные П. – познавательные Р. – регулятивные Л. - личностные | Примечание |
1 | Снова в школу | игра | Вступительное слово. Рассказывает легенду о том, как говорить и слушать. Проводит игры «Ассоциации», «Числовая викторина», «Веселые задачки», «Соединялки», «Подбери пословицу», «Буквы перепутались», «Проиллюстрируй стихотворение», «Кроссворд». Читает афганскую сказку. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют правила поведения на занятии во время беседы, выполняют задания игр самостоятельно, в парах. Делятся впечатлениями. | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к – сотрудничеству и дружбе; | |
2 | Как из рога изобилия | игра | Знакомит со значением фразеологизма, рассказывает древнегреческий миф, проводит игры «Три попытки», «Что это? Кто это?», «Прочти выражение», «Абракадабра», «Глаз-фотограф», «Мы художники». | Слушают миф, делают выводы, угадывают и объясняют слова, угадываю предмет по его описанию и зарисовывают его, расшифровывают слова, выполняют графический диктант, повторяют изображение по памяти, разгадывают ребусы, раскрашиваю узор, делятся своими впечатлениями. | П.: планирование своих действий под руководством учителя. К.: учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; Р.: установление причинно- следственных связей, Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
3 | Кое-что о школе | игра | Знакомит с историей происхождения слов школьной тематики, знакомит с головоломкой «Танграм», игрой «Криптограмма». Проводит игры «Расшифруй слово». | Расшифровывают слова криптограммы, находят закономерность способа шифровки, восстанавливают загадки, расставляя строчки в нужном порядке | П.: приобщение к исследователь ской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения. К.: умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника Р.: установление причинно- следственных связей Л.: формирование рефлексии* | |
4 | Овощи с грядки | игра | Знакомит со значением витаминов для человека, загадывает загадки про овощи, знакомит с видами овощных культур, проводит игры «Соединялки», «Найди ошибку», «Путаница», «Найди на ощупь», «Наборщик», «Фантазеры» | Разгадывают загадки, соединяют название овоща с видом, находят «заблудившееся слово», разгадываю способ образования названий фантазийных растений, угадывают овощ на ощупь, набирают слова из букв «наборщик», определяют принцип группировки предметов, выполняют творческую работу (придумывают несуществующий овощ и рисуют его), продолжают фразу «Сегодня я узнал …» | П.: приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения. К.: умение разрешать конфликты на основе договорённости Р.: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии*. | |
5 | Курам на смех | игра | Рассказывает о происхождении фразеологизма, читает текст, состоящий из пушкинских сказок, проводит игры «Мы-художники!», «Абракадабра», «Фантазеры», читает небылицы | Угадывают названия сказок по фрагментам, дорисовывают недостающие детали курице, подбирают последнее слово небылиц, переводят абракадабру на русский язык, рассказывают о своих представлениях, инсценируют веселые диалоги, делятся своими впечатлениями | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности Р.: выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | |
6 | Сказочный листопад | игра | Проводит разминку (загадки-сбивалки), проводит игры «Угадай предмет», «Поиск», «Что такое? Кто такой?», «Что за сказка», «Танграм», проводит графический диктант | Отгадывают загадки, соотносят предметы с соответствующими названиями сказок, находят изображение по памяти, соединяют изображение предмета с его определением, расшифровывают название сказок, отвечают на вопросы по данному произведению, решают логическую задачу, выкладывают из деталей танграма рыбку, делятся своими впечатлениями | П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно- следственных связей. К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им. Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии*. | |
7 | Развиваем воображе ние и фантазию | игра | Знакомит с понятиями «воображение», «фантазия», читает рассказ Л.Каминского «Великаны или лилипуты», читает стихотворения «Хорошо быть великаном» и «Хорошо быть лилипутом», проводит беседы по содержанию | Слушают тексты, отвечают на вопросы, сравнивают описания великанов и лилипутов, приводят свои примеры, находят выражения, которого не было в стихотворении, представляют себя великанами, описывают свои ощущения, зарисовывают свои фантазии, продолжают фразу «Сегодня я понял…» | П.: приобщение к исследователь ской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения. К.: договариваться с одноклассни ками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Р.: установление причинно- следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Л.: формирование рефлексии*. | |
8 | Морские обитатели | игра | Знакомит с темой занятия, проводит игры «Расшифруй названия животного», «Мы-художники», «Поиск», «Фантазеры», проводит графический диктант, рассказывает о дельфинах, морских звездах, осьминогах | Расшифровывают названия животных, используя разные виды шифровки, рисуют по клеточкам, раскрашивают картинку, находят одинаковые изображения среди множества, раскрашивают картинку с изображением осьминога, продолжают фразу «Сегодня я узнал…» | К.: договариваться с одноклас сниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им П.: умения ставить вопросы и находить ответы. Р.: установление причинно- следственных связей, прогнози рование, выделение противополож ных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию | |
9 | Бьем баклуши | игра | Рассказывает об истории происхождения фразеологизма, проводит игры «Угадай слово», «Рассказ в картинках», «Выбери пословицу», «Придумай предложения» «Выбери ответ» и др. Читает сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла», стихотворение «Небылицы» Т.Белозерова | Приводят в качестве примера свою ситуацию, соответствующую выражению «бить баклуши», угадывают слова по описанию, составляют рассказ по картинкам, слушают сказку, подбирают пословицу, которая выражает главную мысль текста, составляют предложения, объясняют значение фразеологизмов, разгадывают кроссворд, раскрашивают фигуру, придумывают картинки-небылицы | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
10 | Зоологическое ассорти | игра | Знакомит с понятием зоология, читает описание животных, проводит игры «Найди лишнее животное», «Скороговорка», «Узнай название животного», «Вспомни прозвище», «Кто где живет?», «Вставь слово», загадывает загадки, читает стихотворение С.Агаркова «Где живет улитка?» | Угадываю животного по его описанию, делят на группы (звери, птицы, насекомые, рыбы), находят «лишнее» животное, отгадывают загадки, делят слова на группы, читают скороговорку, следуя за стрелкой, узнают название животного по первым буквам, вспоминают прозвища животных в сказках, соединяют стрелками название животного и его дом, вставляют пропущенные названия животных во фразеологизмы, выкладывают из деталей танграма белку, делятся своими впечатлениями | П.: развитие познавательной актив ности, умения ставить вопросы и находить ответы К.: учиться работать в группе Р.: классификация явлений по различным основаниям под руководством учителя Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта Формирование рефлексии*. | |
11 | Клуб юных живопис цев | игра | Знакомит с понятием «живопись», рассказывает о том как и чем рисовали в разные времена, проводит игры «Ребусы», «Определи жанр», читает стихотворение М.Яснова, знакомит с техникой «авангардная» | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, разгадывают ребусы, слушают стихотворения о трех жанрах, определяют жанр по рисункам, рисуют снеговика, следуя алгоритму, выполняют рисунки в технике «авангардная», делятся своими впечатлениями | П.: развитие любознательности, инициативы в учении К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: классификация объектов, ситуаций; установление причинно- следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции Л.: преодоление психологической инерции мышления. | |
12 | Цветочная угадай-ка | игра | Рассказывает легенды о цветах, предлагает задания «Расшифруй название цветка», «Продолжи узор», «Расшифруй название цветка», проводит инсценировки, игру «Наборщик» и др. | Слушают легенды о цветах, разгадываю ребусы, продолжают и раскрашивают узор, расшифровывают названия цветов, зашифрованные разными способами, инсценируют диалоги, набирают слова из букв «наперсток», рисуют по клеточкам и раскрашивают колокольчик, делятся своими впечатлениями | Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя П.: планирование своих действий под руководством учителя. К.: выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Л.: преодоление психологической инерции мышления | |
13 | Открываем долгий ящик | игра | Рассказывает об истории происхождения выражения «долгий ящик», загадывает загадки про героев сказок, проводит игры «Поиграй со словом», «Абракадабра», «Стрелка-помощница», «Догадайся» и др. | Слушают рассказ учителя, разгадывают загадки, пользуясь кодом, расшифровывают слова, в абракадабре каждой строки находят названия двух предметов, читают поговорку по стрелке, находят закономерность, восстанавливают порядок предложений в рассказе, выкладывают из деталей танграма изображение птицы, восстанавливают рисунок по памяти, разукрашивают его | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности. Планирование своих действий под руководством учителя. К.: учиться работать в паре, группе; Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта | |
14 | Звездный дождь | игра | Задает вопросы, рассказывает о звездах, метеоритах, метеорах, проводит разминку «Потопаем – похлопаем», учит находить связи в парах слов, проводит игры «Дострой фразу», «Определи название сказки», «Догадайся!» | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, находят связь между словами в каждой паре, подбирают слова для начала и конца фразы, рисуют по клеточкам, отгадывают загадки, определяют название сказки, находят закономерность на рисунках, запоминают пары слов и вставляют их по памяти в стихотворение, раскрашивают узор | П.: развитие умения ставить вопросы и находить ответы. Р.: установление причинно- следственных связей, прогнози рование, выделение противополож ных признаков объекта, преодоление психологической инерции К.: учиться работать в паре, группе Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта | |
15 | Ёлочка с волшебными шишками | игра | Учит ориентироваться в пространстве, предлагает закончить логический ряд, проводит игры «Собери рассыпанные буквы», «Расшифруй выражение», предлагает разгадать кроссворд | Угадываю животное по контуру, продолжают фразу «это животное находится …», составляют пары слов по образцу, собирают рассыпавшиеся слова, расшифровывают выражение, разгадывают кроссворд, , делятся своими впечатлениями | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы К.: учиться работать в паре, группе; Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | |
16 | Учимся быть внимательными и заботливыми | игра | Проводит беседу об отношении окружающих к пожилым людям, читает рассказ А.Аччыгыйа, стихотворение О.Григорьева, стихотворение М.Садовского «Про Лену», учит определять главную мысль, проводит игры «Разброс мнений», «Даем характеристику», предлагает текст «Чья помощь лучше» Л.Каминского для инсценировки | Отвечают на вопросы учителя, инсценируют предложенные произведения, подбирают слова для описания мамы или папы, выбирают и раскрашивают рисунки, на которых изображено проявление внимания и заботы к окружающим, продолжают фразу «Сегодня я понял … | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К.: выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно- следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологиче ской инерции Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии* | |
17 | Засучив рукава | игра | Рассказывает о происхождении выражения «засучив рукава», проводит фонетическую разминку, проводит игры «Дострой фразу», «Выбери ответ», «Танграм». «Криптограмма», читает стихотворение «А зачем?» А.Старикова | Находят общий звук в словах одного предложения, добавляют подходящие слова для начала и конца фразы, определяют порядок построения узора, перерисовывают, заканчивают узор, раскрашивают его, выбирают окончание пословицы, выкладывают из деталей танграма изображение медведя, читают криптограмму о пользе труда, рисуют по представлению, делятся своими впечатлениями | П.: развитие любознательности, инициативы в учении К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: планирование своих действий под руководством учителя. Формирование рефлексии*. |
