РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 5-х классов "Познай себя"

Егорова Татьяна Анатольевна

Целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_poznay_sebya_5_klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования

муниципального общеобразовательного учреждения

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(социальное направление)

«Познай себя»

Программа предназначена для учащихся 5г класса

Срок реализации программы 1 год.

                                        Разработчик:

                                                 Педагог-психолог

                                               ЕгороваТ.А..

                                                

2022 год

Программа «Познай себя» составлена на основе программы  «Жизненные навыки» задумана как курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Она разработана творческим коллективом научно- методического центра «Генезис» под руководством С.В.Кривцовой.

Пояснительная записка

Актуальность данной программы определяется тем, что в содержании современного начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике, кроме того, он рассматривает этические аспекты задачи.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития эмоционального интеллекта. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского»  поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.

Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.

 Специфика данной учебной дисциплины обусловлена  тем фактом, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, трудно формировать направленно. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.

Особенностью программы «Жизненные навыки» является то, что она формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.

Нами переработаны авторские материалы С.В. Кривцовой, являющиеся основанием данной учебной программы.

Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план  начального образования  по социальному направлению во внеурочной деятельности.

Программа предусматривает организацию материала в форме психологического тренинга.  В   содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов и терминов.

Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.

Курс завершается контрольным заданием  в конце каждого  триместра. При этом обучающиеся должен представить индивидуальную или коллективную работу в виде рисунка, коллажа, поделки; продемонстрировать предложенную ситуацию с ее пошаговым выполнением; провести игру или понравившиеся упражнение; выполнить письменное задание, в виде анкеты или послания, письма.

Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы таким образом, что один раздел  занимает время одного триместра.

Данные занятия реализуют целый ряд функций:

1. развлекательная,

2. коммуникативная,

3. диагностическая,

4. коррекционная,

5. пропедевтическая,

6. игротерапевтическая.

В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для  социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.

В ходе  достижения поставленной цели решаются задачи:

  • создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Основными принципами воспитания являются:

  • принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам ребенка;
  • принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет;
  • комплексный и системный подход к профилактике и коррекции развития личности ребенка;
  • учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;
  • принцип признания безусловной ценности как личности;
  • единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

Методы:

  • эмоционально-символические;
  • релаксационные;
  • когнитивные;
  • совместных проектов;
  • игры (ролевые, психогимнастические, дискуссионные).

Материальное обеспечение программы

  • материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка;
  • все необходимое для создания совместных творческих проектов, а так же выполнения некоторых упражнений;
  •  ауди- и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках;
  • фотоаппарат, чтобы  дважды сфотографировать крупным планом лица участников группы (в начале и конце учебного года).

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

5 класс:

  1. «Я – ты группа»;
  2. «Мы – пятиклассники!» Проблемы адаптации к средней школе;
  3. «Учимся общаться»;
  4. «Конкуренция или сотрудничество?»;
  5. «Другие». Проблемы подростковой толерантности.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы «Познай себя»

          В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

выпускник научится:

познавательные

  • делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

у выпускников будут сформированы:

личностные

  •  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • установка на здоровый образ жизни

выпускник научится:

регулятивные

  • уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
  • уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;

выпускник научится:

коммуникативные

        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

       В результате освоения программы :

выпускник получит возможность научиться:

  •  иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

выпускник получит возможность для формирования:

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
  •  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

 Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к

        сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней         нуждается.

         Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.

         Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:

Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.

Методика «Цветовых выборов» - оценка актуального эмоционального состояния.

 Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.

Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»-  оценка комфортности обучения в школе.

Методики на оценку познавательных способностей.

Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе

 Форма подведения итогов

-открытые занятия;

-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.

                                  Учебно-тематический план 5г класс

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Формы

контроля

Примечание

Раздел 1. «Я – ты - группа»

1.1. Знакомство

1.2. Продолжаем знакомиться.

1.3. Наши чувства.

1.4.  Говорим о чувствах.

1.5. Мое тело.

1.6. Личное пространство.

1.7. Коллаж.

                                      Итого по разделу:

1

1

1

1

1

1

1

7

правила и безопасность;

игра;

карточки чувств

работа в тройках, карточки; активная методика

работа в парах;

игра; презентация, обратная связь;

Раздел 1-а. «Мы – пятиклассники!»

1.1. «Нравится – не нравится в средней школе».

1.2. Мы – исследователи!

1.3. День пятиклассника.

1.4. Такие разные школы: начальная и средняя.

Итого по разделу:

     1

1

1

1

4

Таблица

презентация;

спектакль;

самопознание.

Раздел 2 . «Учимся общаться»

2.1  Начинаем общаться.

2.2. Я и Ты – действуем вместе.

2.3. Общаемся без слов.

2.4.Доверие и взаимодействие в группе.

2.5. Мы – команда?

2.6. Даем место другому и отстаиваем свое место. Просто скажи: «Нет!».

Итого по разделу:

1

1

1

1

1

1

6

активная методика;

работа в парах; обратная связь

проективная методика

обратная связь

работа в группе социометрия группы;

работа по карточкам в паре;

Итого:

17

Содержание программы

Содержание учебной программы «Познай себя»  5 класс

Раздел 1. «Я – ты - группа».

Тема 1.  Знакомство.

Знакомство; принятие правил группового взаимодействия; создании психологической безопасности; осознание собственных чувств.

Тема 2. Продолжаем знакомиться.

Помочь участникам получше узнать друг друга; найти сходства и различия с другими членами группы; найти что-то новое в себе и других.

Тема 3. Наши чувства.

Знакомство с понятием чувства; осознание важности чувств; получение опыта распознания различных эмоций и телесного распознания чувств.

Тема 4. Говорим о чувствах.

Распознание своих чувств и чувств других людей; говорим о своих чувствах другому человеку.

Тема 5. Мое тело.

Значимость тела; отношение к своему телу, осознание телесных проблем и ресурсов своего тела.

Тема 6. Личное пространство.

Введение понятия «личное пространство», «психологическое пространство»; исследование своего личного пространства, защита своих границ.

Тема 7. Коллаж.

Обращение к себе, к своему собственному миру, презентация себя, обратная связь от группы.

Раздел 1-а. «Мы – пятиклассники!»

Тема 1. «Нравится – не нравится в средней школе».

Анализ эмоционального опыта.

Тема 2. Мы – исследователи!

 Психологическая безопасность.

Тема 3. День пятиклассника.

Ценность опыта жизни; получение нового опыта.

Тема 4. Такие разные школы: начальная и средняя.

Итоги работы; опыт самопознания.

Раздел 2 . «Учимся общаться»

Тема 1.  Начинаем общаться.                                                                  

 Формирование группового доверия; закрепление навыков взаимодействия группе; развитие самоценности подростков.    

Тема 2. Я и Ты – действуем вместе.

Опыт доверия; развитие эмпатии.

Тема 3.  Общаемся без слов.

Вербальная и невербальная информация; вербальное взаимодействие в группе.

Тема 4. Доверие и взаимодействие в группе.

Закрепление навыков взаимодействия участников в команде; групповое доверие.

Тема 5. Мы – команда?

Взаимопомощь; групповое сплочение.

Тема 6. Даем место другому и отстаиваем свое место.

Стратегии взаимодействия; навыки активного слушания. Просто скажи: «Нет!».

Своя позиция; навыки отстаивания своей позиции.