РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 5-х классов "Познай себя"
Целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального общеобразовательного учреждения
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Познай себя»
Программа предназначена для учащихся 5г класса
Срок реализации программы 1 год.
Разработчик:
Педагог-психолог
ЕгороваТ.А..
2022 год
Программа «Познай себя» составлена на основе программы «Жизненные навыки» задумана как курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс. Она разработана творческим коллективом научно- методического центра «Генезис» под руководством С.В.Кривцовой.
Пояснительная записка
Актуальность данной программы определяется тем, что в содержании современного начального образования до сих пор существует определенный дисбаланс между развитием рационального и эмоционального интеллекта, последнему уделяется недостаточно внимания. Эмоциональный интеллект предполагает знание логики человеческих чувств и следование этой логике, кроме того, он рассматривает этические аспекты задачи.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития эмоционального интеллекта. В эпоху социальных перемен, когда традиционные формы социальной интеграции более не являются успешными, а ценности «родительского» поколения подвергаются ревизии самими взрослыми, родители и педагоги сталкиваются с трудностями в стандартных воспитательных ситуациях.
Уважать того, кто не похож на меня, ставить перед собой цели, понимать, чего ты на самом деле хочешь, справляться с «ударами» судьбы, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать глубинные причины недовольства жизнью, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем фактом, что такие критерии развития личности, как социальная интегрированность, самостоятельность и достоинство, трудно формировать направленно. Эти человеческие качества появляются сами собой вследствие успешного решения личностью определенных жизненных задач.
Особенностью программы «Жизненные навыки» является то, что она формулирует жизненные задачи возраста, знакомит с ними детей и родителей, предлагает обсудить ценности и принципы, лежащие в основе выбора «правильного» способа решения той или иной задачи, и, наконец, предполагает наиболее адекватные способы решения.
Нами переработаны авторские материалы С.В. Кривцовой, являющиеся основанием данной учебной программы.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план начального образования по социальному направлению во внеурочной деятельности.
Программа предусматривает организацию материала в форме психологического тренинга. В содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов и терминов.
Занятия построены по технологии групповой работы. Начинается занятие ритуалом встречи, затем идут приветствия ведущего, напоминание о предыдущем занятии и правилах. Занятие по теме является основной частью групповой работы. Занятие заканчивается обсуждением и домашним заданием.
Курс завершается контрольным заданием в конце каждого триместра. При этом обучающиеся должен представить индивидуальную или коллективную работу в виде рисунка, коллажа, поделки; продемонстрировать предложенную ситуацию с ее пошаговым выполнением; провести игру или понравившиеся упражнение; выполнить письменное задание, в виде анкеты или послания, письма.
Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в неделю, и структурированы таким образом, что один раздел занимает время одного триместра.
Данные занятия реализуют целый ряд функций:
1. развлекательная,
2. коммуникативная,
3. диагностическая,
4. коррекционная,
5. пропедевтическая,
6. игротерапевтическая.
В соответствии с этим, целью реализации настоящего курса является создание условий для социализации личности ребенка через овладение им жизненных навыков.
В ходе достижения поставленной цели решаются задачи:
- создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
- дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
- создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
- передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
Основными принципами воспитания являются:
- принцип уважительного внимания к чувствам, мыслям, достижениям, настроениям и ошибкам ребенка;
- принцип справедливой, соразмерной оценки того, что ребенок предъявляет;
- комплексный и системный подход к профилактике и коррекции развития личности ребенка;
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей;
- принцип признания безусловной ценности как личности;
- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Методы:
- эмоционально-символические;
- релаксационные;
- когнитивные;
- совместных проектов;
- игры (ролевые, психогимнастические, дискуссионные).
Материальное обеспечение программы
- материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка;
- все необходимое для создания совместных творческих проектов, а так же выполнения некоторых упражнений;
- ауди- и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках;
- фотоаппарат, чтобы дважды сфотографировать крупным планом лица участников группы (в начале и конце учебного года).
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
5 класс:
- «Я – ты группа»;
- «Мы – пятиклассники!» Проблемы адаптации к средней школе;
- «Учимся общаться»;
- «Конкуренция или сотрудничество?»;
- «Другие». Проблемы подростковой толерантности.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы «Познай себя»
В результате освоения программы у выпускников будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
выпускник научится:
познавательные
- делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
у выпускников будут сформированы:
личностные
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- установка на здоровый образ жизни
выпускник научится:
регулятивные
- уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
- уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
выпускник научится:
коммуникативные
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
В результате освоения программы :
выпускник получит возможность научиться:
- иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
выпускник получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
- целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.
Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.
Методика «Цветовых выборов» - оценка актуального эмоционального состояния.
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.
Методики на оценку познавательных способностей.
Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе
Форма подведения итогов
-открытые занятия;
-итоговое тестирование, позволяющее определить уровень развития коммуникативных навыков, эмоциональное состояние, уровень адаптированности к школьному обучению.
Учебно-тематический план 5г класс
Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля | Примечание |
Раздел 1. «Я – ты - группа» 1.1. Знакомство 1.2. Продолжаем знакомиться. 1.3. Наши чувства. 1.4. Говорим о чувствах. 1.5. Мое тело. 1.6. Личное пространство. 1.7. Коллаж. Итого по разделу: | 1 1 1 1 1 1 1 7 | правила и безопасность; игра; карточки чувств работа в тройках, карточки; активная методика работа в парах; игра; презентация, обратная связь; | |
Раздел 1-а. «Мы – пятиклассники!» 1.1. «Нравится – не нравится в средней школе». 1.2. Мы – исследователи! 1.3. День пятиклассника. 1.4. Такие разные школы: начальная и средняя. Итого по разделу: | 1 1 1 1 4 | Таблица презентация; спектакль; самопознание. | |
Раздел 2 . «Учимся общаться» 2.1 Начинаем общаться. 2.2. Я и Ты – действуем вместе. 2.3. Общаемся без слов. 2.4.Доверие и взаимодействие в группе. 2.5. Мы – команда? 2.6. Даем место другому и отстаиваем свое место. Просто скажи: «Нет!». Итого по разделу: | 1 1 1 1 1 1 6 | активная методика; работа в парах; обратная связь проективная методика обратная связь работа в группе социометрия группы; работа по карточкам в паре; | |
Итого: | 17 |
Содержание программы
Содержание учебной программы «Познай себя» 5 класс
Раздел 1. «Я – ты - группа».
Тема 1. Знакомство.
Знакомство; принятие правил группового взаимодействия; создании психологической безопасности; осознание собственных чувств.
Тема 2. Продолжаем знакомиться.
Помочь участникам получше узнать друг друга; найти сходства и различия с другими членами группы; найти что-то новое в себе и других.
Тема 3. Наши чувства.
Знакомство с понятием чувства; осознание важности чувств; получение опыта распознания различных эмоций и телесного распознания чувств.
Тема 4. Говорим о чувствах.
Распознание своих чувств и чувств других людей; говорим о своих чувствах другому человеку.
Тема 5. Мое тело.
Значимость тела; отношение к своему телу, осознание телесных проблем и ресурсов своего тела.
Тема 6. Личное пространство.
Введение понятия «личное пространство», «психологическое пространство»; исследование своего личного пространства, защита своих границ.
Тема 7. Коллаж.
Обращение к себе, к своему собственному миру, презентация себя, обратная связь от группы.
Раздел 1-а. «Мы – пятиклассники!»
Тема 1. «Нравится – не нравится в средней школе».
Анализ эмоционального опыта.
Тема 2. Мы – исследователи!
Психологическая безопасность.
Тема 3. День пятиклассника.
Ценность опыта жизни; получение нового опыта.
Тема 4. Такие разные школы: начальная и средняя.
Итоги работы; опыт самопознания.
Раздел 2 . «Учимся общаться»
Тема 1. Начинаем общаться.
Формирование группового доверия; закрепление навыков взаимодействия группе; развитие самоценности подростков.
Тема 2. Я и Ты – действуем вместе.
Опыт доверия; развитие эмпатии.
Тема 3. Общаемся без слов.
Вербальная и невербальная информация; вербальное взаимодействие в группе.
Тема 4. Доверие и взаимодействие в группе.
Закрепление навыков взаимодействия участников в команде; групповое доверие.
Тема 5. Мы – команда?
Взаимопомощь; групповое сплочение.
Тема 6. Даем место другому и отстаиваем свое место.
Стратегии взаимодействия; навыки активного слушания. Просто скажи: «Нет!».
Своя позиция; навыки отстаивания своей позиции.
