Рабочая программа элективного курса для 9-х классов " Я выбираю профессию"

Егорова Татьяна Анатольевна

Направлена на формирование психологической го­товности подростка к профессиональной карьере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       Приложение №4

                     к основной образовательной  программе

      среднего общего образования    

            МАОУ МО г. Нягани «СОШ№1»

            Приказ №340 от «29» мая 2023г.

Рабочая программа

элективного курса в 9-х классах

«Я выбираю профессию»

на 2023-2024 учебный год.

                                                                                                             

                                                                       Педагог-психолог

                                                                       Егорова Татьяна Анатольевна                                                                  

г. Нягань

2023год

                                                                Рабочая программа курса "Я выбираю профессию"

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства учащихся общеобразовательной школы. Профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.

Для учащихся 8-9-х классов выбор профиля обучения и будущей сферы профессиональной деятельности – самый главный вопрос их образовательного развития.

Данная программа призвана обеспечить социальное развитие учащихся школы путём усиления их личностного потенциала и подготовки к будущей профессии. Представленная программа насыщена не только теоретическим, но и практическим активизирующим профориентационным материалом.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию "пробы сил" и т.п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Программа "Я выбираю профессию" разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии.

Программа рассчитана на полгода при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания.

Уроки разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модуля) по принципу один модуль — одна четверть. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности.

Основная идея курса: профессионал — это человек, которому профессиональная деятельность помогает удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями.

Цель — формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.

Основные задачи курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии

Задачи:

  1. Повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  2. Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся.
  3. Расширить знания о мире профессий, о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, взаимодействия человека и профессии.
  4. Формировать осознанное профнамерение на пути продолжения образования.
  5. Познакомить со способами получения профессионального образования и препятствиями, которые могут осложнить задачу.
  6. Обозначить основные пути к достижению успеха в профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы уже в юношеском возрасте.

Содержание курса составляют знания психологической и профориентационной науки.

Курс рассчитан на 18 часов.

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний;
  • психодиагностические методы исследования личности;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

Продолжительность: занятия 40 мин.

Проведение занятий: один раз в неделю.

Количество человек: 12–15 человек.

Перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
  • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • правила выбора профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
  • классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Результатом обучения является составление личного профессионального плана, который поможет учащимся самоопределиться в будущей профессиональной деятельности.

Образовательные результаты изучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, тестирование), посещаемость, активность работы на занятиях;
  • итоговый контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (индивидуальный творческий проект “Моя профессиональная карьера”)

Тема урока

Кол-во

Примечание

 Способности к интеллектуальным видам деятельности. 

1

 Способности к профессиям социального типа. 

1

Способности к офисным видам деятельности. 

1

 Способность к предпринимательской деятельности. 

1

 Эстетические способности. 

1

 Уровни профессиональной пригодности.

1

 «Способности и профессиональная пригодность».

1

 Мотивы и потребности. 

1

 Ошибки в выборе профессии. 

1

 Современный рынок труда. 

1

Пути получения профессии. 

1

12.

13.

Навыки самопрезентации. 

2

14.

15.

Стратегия выбора профессии. 

2

16.

 «Планирование профессиональной карьеры». 

1

   17.

   

Урок-конференция «Моя будущая профессия».

1

18.

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

1

Итого:

18ч