Рабочая программа по психологии «Жить в мире с собой и другими»
Программа разработана в рамках проекта «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа
по психологии «Жить в мире с собой и другими»
Срок реализации: 1 год
Педагог-психолог
Егорова Т.А.
г.Нягань, 2023
Пояснительная записка
Актуальность программы «Жить в мире с собой и другими» обусловлена тем, что подростковый и юношеский возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в программе уделено особое внимание. Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения способствует дальнейшему позитивному развитию его как субъекта социального взаимодействия, повышает уверенность в своих возможностях и перспективах.
Программа разработана в рамках проекта «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе»
Программа «Жить в мире с собой и другими», разработана для подростков, — важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками средних и старших классов и рассчитан на 34 занятия. Представленный вариант программы состоит из трех проблемных блоков:
Цель : воспитание терпимого отношения к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.
- Ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
- Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
- Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».
Для реализации поставленной цели курс решает следующие задачи:
- Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре всех народов; — воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- Воспитывать нравственные качества личности ребёнка, способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
- Приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
- Содействовать накоплению школьником опыта самостоятельного позитивного социального действия;
1. Понятие толерантности (занятия 1—8).
Цели:
- ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»;
- обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
2. Толерантность по отношению к себе и к участникам
группы (занятия 8—20).
Цели:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
- осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
- развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
- формирование позитивного отношения к своему народу;
- повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
3. Толерантность по отношению к другим (занятия 20—34).
Цели:
- обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
- развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
- развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
- обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Результаты освоения курса
I. Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям общества;
II. Метапредметные:
Метапредметные результаты выражаются в сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Регулятивные:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умения понимать причины успеха/неуспеха в своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
- понимание устройства общества и его основных социальных и нравственных проблемах, об общественных нормах и ценностях;
- познакомиться с культурой народов России;
- получение информации о ярких личностях наших предков и современников,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
III. Предметные (на конец освоения курса):
Обучающиеся научатся:
- уважать культурное наследие своей страны;
- гордиться национальными героями своей страны;
- любить и беречь окружающую природу, национальные памятки и святыни;
- уважительно относиться к правам и свободам человека;
- правилам толерантного общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правилам бесконфликтного общения;
- способам выхода из конфликтных ситуаций;
Содержание программы
№ | Блоки | Количество часов |
1 | Понятие и критерии толерантности | 3 ч. |
2 | Толерантность к себе («Я и Я») | 5 ч. |
3 | Толерантность к другим («Я и другие») | 4 ч. |
4 | Проблема толерантности в современном мире «Я и мир» | 18 ч. |
5 | Границы толерантности (тренинги) | 3 ч. |
6 | Игра «Счастливы вместе» | 1 ч. |
Всего | 34 ч |
Календарно-тематический план
Тема занятия | Кол-во часов | |
1. | Понятие и критерии толерантности 3 часа | 1 |
1.1 | Понятие толерантность. Критерии толерантности | 1 |
1.2 | Толерантная личность. Черты толерантной личности | 1 |
2. | Толерантность к себе «Я и Я» 5 часов | 1 |
2.1 | Толерантность к себе. Чувство собственного достоинства. | 1 |
2.2 | Самопознание (Каков я на самом деле?) | 1 |
2.3 | Самопознание (Моя индивидуальность) | 1 |
2.4 | Уверенное и неуверенное поведение | 1 |
3. | Толерантность к другим («Я и другие») 4 часа | 1 |
3.1 | Толерантное общение | 1 |
3.2 | Учимся сочувствию | 1 |
4. | Проблема толерантности в современном мире «Я и мир» 18 часов | 1 |
4.1 | Большинство и меньшинство | 1 |
4.2 | Богатые и бедные | 1 |
4.3 | Инвалиды и здоровые люди | 1 |
4.4 | Кто такой инакомыслящий. Свобода мысли, совести, религии. | 1 |
4.5 | Слова, их границы и значение для создания толерантного общества | 1 |
4.6 | Бомжи – социальная проблема или личная проблема отдельных людей? | 1 |
4.7 | Мировой опыт борьбы с нищенством и бездомностью. Право на достойную жизнь. | 1 |
4.8 | Проблемы межнациональных отношений | 1 |
4.9 | Патриотизм | 1 |
4.10 | Национализм и нацизм | 1 |
4.11 | Отцы и дети | 1 |
4.12 | Мужчины и женщины | 1 |
4.13 | Защита творческих проектов | 1 |
5. | Границы толерантности (тренинги) 4 часа | 1 |
5.1 | Упражнение «Превращение» | 1 |
5.2 | Упражнение «Суд присяжных» | 1 |
5.3 | Упражнение «Письмо другу» | 1 |
6. | Подготовка и проведение интерактивной игры «Счастливы вместе» 1 час | 1 |
Всего: | 34 |
