Занятие для родителей "Знакомство с сенсорной комнатой"

Егорова Татьяна Анатольевна

Современными школами используются  инновационные технологии, закупается специальное оборудование для работы психолога с коллективом и детьми, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_roditeley.docx23.45 КБ
Office presentation icon zanyatie_dlya_roditeley1.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Влияние сенсорного восприятия на развитие учащихся

Цель: Знакомство родителей с сенсорной комнатой.

В настоящее время значительно возрос интерес у учащихся к психологам.  Потому что современными школами используются  инновационные технологии, закупается специальное оборудование для работы психолога с коллективом и детьми, родителями.

В нашей школе  действует сенсорная комната, которая является комнатой психологической разгрузки и релаксации для детей и взрослых.

    В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности.

Предназначена сенсорная комната для решения следующих задач:

  • Обучение на основе сенсорной стимуляции.
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия; 
    стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); 
  • Активизация различных функций центральной нервной системы  за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
  • развитие двигательных функций; (снижение двигательного тонуса, формирование навыков саморегуляции, самоконтроля)
  • Создание положительного эмоционального фона  у взрослых и детей, повышение мотивации к проведению к обучению.

СК используются для:
• проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА; 
• коррекции игровой деятельности; 
• для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) 
• для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы; 
• реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением; 
• реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям; 
• развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями; 
• психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями; 
• развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи. 

Занятия в сенсорной комнате проходят в игровой форме по подгруппам и индивидуально.

Время сеансов в сенсорной комнате 30 - 40 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.

Занятия должны проводиться подгруппами по 2-6 человек или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом учащихся  и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта.
        При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек).
        С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

В атмосфере медленно плывущего света, под успокаивающую музыку ученик  словно попадает в сказку. Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений уже через 10-15 минут приводит в состояние релаксации (расслабления), безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению  сил и работоспособности.

А еще сенсорная комната стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, положительные эмоциональные реакции, воображение и, конечно, уравновешивает психику ребенка.

Сенсорная  комната – это удивительное место, где все обволакивает, переливается, успокаивает. Основное ее назначение – создание гармоничного состояния, радости, спокойствия, и, как следствие, укрепление иммунитета у взрослых и детей.

Грандиозные звездные системы - галактики, далекие и загадочные… 
Чувство умиротворения, бесконечности даёт человеку возможность оставить состояние погружённости в свои проблемы и достичь эффекта погружения в бесконечность космоса. 

Противопоказания.
        Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
        При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

МЕТОДИКИ РАБОТЫ.


        Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
        Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
        Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:


• осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; 
• улучшают состояние иммунной системы; 
• регулируют функции многих гормонов; 
• задают и поддерживают ритм суточных колебаний; 

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:


КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

        Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.


Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
        Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
        С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
        Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.
        При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
        По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д.
        Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются различные колыбельные: “Спи, моя радость, усни” (Моцарт - Флис), “Сон приходит на порог” (Дунаевский - Лебедев-Кумач), “За печкою поет сверчок” (Островский - Петрова), “Колыбельная Светланы” и т.п.
        Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № 3”, медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. “Зима”; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, “Июнь” и “Октябрь” из цикла времена года и др.
        К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, “Рондо” из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П. Чайковского - вальсы из балетов, “На тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки “Романсы”; А. Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др.
        Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.
К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

В спокойной, доверительной обстановке сенсорной комнаты у ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе, восстанавливается эмоциональный комфорт, снимается тревога. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым.

В сенсорной комнате говоря языком детей, происходят настоящие чудеса, не похожие ни на что.  А если говорить на языке специалистов, это сенсорная комната, т.е. особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами (зрительных  и слуховых  анализаторов, осязания, вестибулярного аппарата) активизирующими мозг.

Сухой   бассейн (АЛ 270, АЛ 271)

Квадратный с мягкими стенками  бассейн, наполненный пластмассовыми полупрозрачными  шариками. Он используется как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, человек может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в бассейне. Это особенно важно для людей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, « плавать»  в шариках. смотреть здесь

Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник постоянно меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия человека.

Сухой    душ (АЛ 416)

Разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирая в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв  вверх голову, человек видит своё отражение в зеркальном потолке. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного  восприятия пространства и себя в нём. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира.

Сухой душ может использоваться как « уголок уединения». смотреть здесь

Детский  зеркальный уголок с пузырьковой колонной (АЛ 508)

В прозрачной колонне  высотой  150 см и диаметром 10 см, выполненной из органического стекла или пластика заполненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны  разноцветные шарики или фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Такая колонна – основной и неотъемлемый элемент тёмной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно её благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние сенсорного восприятия на развитие учащихся Педагог - психолог Егорова Т.А.

Слайд 2

Когда он зажигает свой фонарь- как будто рождается еще одна звезда Или цветок…Это по-настоящему полезно, потому что красиво. «Маленький принц»

Слайд 3

Сенсорная комната- комната психологической разгрузки и релаксации для детей и взрослых. Сенсорная комната - это особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами (зрительных и слуховых анализаторов, осязания, вестибулярного аппарата) активизирующими мозг.

Слайд 4

Из истории Первоначально сенсорная комната была разработана в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само слово «Снузилен» (сенсорная комната), трансформированное из голландского языка, составлено из слов – «обонять» и «осязать» и является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений, эмоций. СК предназначена как для проведения лечебных сеансов детям и взрослым, так и для улучшения качества жизни здоровых людей. Опыт использования СК есть и в России, где в 2004 году прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.

Слайд 5

Работа в СК проводится по следующим направлениям : профилактическая работа - предупреждение неблагоприятных психологических состояний у детей; релаксация, в том числе по достижению телесно – ориентированной, мышечной релаксации у детей. развитие эмоциональной сферы, снятие тревожности, чувства страха; развитие всех познавательных процессов; психомоторная коррекция: развитие мелкой моторики, тактильная тренировка рук и стоп

Слайд 6

СК используются для: проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы; реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением; реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям; развития познавательной деятельности у людей с психоневроло-гическими отклонениями; психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;

Слайд 7

Противопоказания (чтобы избежать ухудшения состояния) глубокая умственная отсталость инфекционные заболевания частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Слайд 8

Все занятия проходят в сенсорной комнате с группой детей 5-6 человек

Слайд 9

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние учащихся через соответствующие органы чувств

Слайд 10

Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. “Красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: • осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; • улучшают состояние иммунной системы; • регулируют функции многих гормонов; • задают и поддерживают ритм суточных колебаний;

Слайд 11

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. В литературе описаны примеры воздействия на организм некоторых цветов: КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует; ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует; ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует; ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции. ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Слайд 12

Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений работы . Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

Слайд 13

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему

Слайд 14

Детский зеркальный уголок с воздушно - пузырьковой колонной В прозрачной колонне высотой 150 см и диаметром 10 см, выполненной из пластика заполненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны разноцветные фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Это основной элемент сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно её благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой

Слайд 15

Зеркальный шар с мотором Проецирует разнообразнейшие световые эффекты на все пространство комнаты. Бесконечное множество «зайчиков» плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки.

Слайд 16

Настенное Панно «Звёздное небо» Завораживает эффектом мерцания с плавным изменением цветов. Летящая комета и разноцветные звездочки переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

Слайд 17

Линейный у/ф светильник освещение помещения лампами Black Light. Специальные у/ф материалы (стержни) светятся яркими, насыщенными цветами. Белые предметы светятся синеватым свечением. Маленький генератор хорошего настроения!

Слайд 18

Волшебная нить с контроллером По гибкой пластмассовой трубке, с цветными лампочками внутри, путешествует цвет. Скорость движения огоньков по трубке и их количество можно задать при помощи контроллера. Волшебная нить абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали.

Слайд 19

Аппарат ароматерапии Использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения. Ароматерапия способна устранить стресс, усталость, оказать релаксирующее и тонизирующее воздействие на организм и улучшить общее настроение. Натуральные и органические запахи, полученные из растений, укрепят иммунитет и сделают человека менее уязвимым для ежедневного стресса.

Слайд 20

Набор масел для ароматерапии. Все масла обладают определенными свойствами, и подбирают их строго индивидуально. Тем не менее, они имеют и общие свойства: противовоспалительные, противовирусные, антимикробные. Кроме того, все масла благотворно влияют на нервную систему, повышают работоспособность, снимают стрессы и нормализуют сон.

Слайд 21

Ионизатор воздуха Прибор оказывает благоприятное воздействие на чистоту и электрическую заряженность воздуха в помещениях, уменьшает токсичность воздуха и очищает его от пыли, микробов. Взвешенные частицы загрязнений и пыли электризуются и оседают на потолок, стены, пол. Содержание в воздухе такой мелкодисперсной пыли ионизатор уменьшает в 10-25 раз, обычной пыли - в 4-10 раз, микробов - в 3-4 раза, при этом значительно уменьшается количество положительно заряженных ионов, вредное влияние которых на человека доказал А. Л. Чижевский.

Слайд 22

Аудиоцентр Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Человек обретает чувство гармонии, которое утрачивается из-за стрессовых ситуаций и напряжения .

Слайд 23

Набор записей релаксирующей музыки Музыка для релаксации способна правильно воздействовать на организм и способствовать максимальному расслаблению всех мышц. Не только мелодия, но и звуки природы способны благотворно влиять на душевное и физическое состояние истощенного стрессами организма,- это грохот падающей воды водопада или мерный шум прибоя, раскаты грома, стрекотание цикад и сверчков. Основная цель музыки релаксации - правильное гармоничное воздействие на человека с целью полнейшего расслабления всех напряженных мышц и в последствие снятия стресса.

Слайд 24

Пуфики (кресла) для релаксации . Для наибольшего эффекта релаксации ученик должен занять максимально удобное положение. В комнате используется так называемая бескаркасная или бесформенная мебель. По сути, это мешок, внутри которой находятся пенополистироловые шарики. Благодаря этим воздушным шарикам, кресло принимает форму тела, обеспечивая идеальный комфорт, способствуя отдыху и расслаблению .

Слайд 25

Сухой бассейн с шариками. Это разновидность современного реабилитационного оборудования. Играя в мягком сухом бассейне, барахтаясь в разноцветных шариках, дети развивают свою гибкость, моторику. Увлеченные игрой дети, проводя в бассейнах часы напролет, поднимают себе настроение и вместе с этим получают физическую нагрузку, что благотворно сказывается на детском здоровье.

Слайд 26

Песочная игротерапия Рисование песком - нетрадиционное направление изобразительного искусства. Развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию, умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность, это способ снятия психологического напряжения, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.

Слайд 27

Песочная игротерапия Полезно применять при: Проблемах поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность. Эмоциональных проблемах: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары. Семейных проблемах: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства. Коммуникативных проблемах: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.

Слайд 28

Комната может работать как оздоровительный проект, о чём говорилось выше. Представляется совершенно очевидным, что стрессовые ситуации, агрессия, всё более возрастающий ритм жизни общества, ухудшение экологической обстановки и как следствие ухудшение здоровья человека, в первую очередь психического и психологического, в ближайшее время заставит всерьёз задуматься о средствах помощи человеку, - действенной, эффективной и доступной. Поэтому интерес к комнатам психо-эмоциональной коррекции будет возрастать.