Занятие для родителей "Знакомство с сенсорной комнатой"
Современными школами используются инновационные технологии, закупается специальное оборудование для работы психолога с коллективом и детьми, родителями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.45 КБ | |
| 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Влияние сенсорного восприятия на развитие учащихся
Цель: Знакомство родителей с сенсорной комнатой.
В настоящее время значительно возрос интерес у учащихся к психологам. Потому что современными школами используются инновационные технологии, закупается специальное оборудование для работы психолога с коллективом и детьми, родителями.
В нашей школе действует сенсорная комната, которая является комнатой психологической разгрузки и релаксации для детей и взрослых.
В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности.
Предназначена сенсорная комната для решения следующих задач:
- Обучение на основе сенсорной стимуляции.
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); - Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
- развитие двигательных функций; (снижение двигательного тонуса, формирование навыков саморегуляции, самоконтроля)
- Создание положительного эмоционального фона у взрослых и детей, повышение мотивации к проведению к обучению.
СК используются для:
• проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА;
• коррекции игровой деятельности;
• для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.)
• для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы;
• реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
• реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям;
• развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;
• психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;
• развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.
Занятия в сенсорной комнате проходят в игровой форме по подгруппам и индивидуально.
Время сеансов в сенсорной комнате 30 - 40 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.
Занятия должны проводиться подгруппами по 2-6 человек или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом учащихся и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта.
При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек).
С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.
В атмосфере медленно плывущего света, под успокаивающую музыку ученик словно попадает в сказку. Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений уже через 10-15 минут приводит в состояние релаксации (расслабления), безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности.
А еще сенсорная комната стимулирует чувствительность, развивает зрительно-моторную координацию, восприятие, внимание, положительные эмоциональные реакции, воображение и, конечно, уравновешивает психику ребенка.
Сенсорная комната – это удивительное место, где все обволакивает, переливается, успокаивает. Основное ее назначение – создание гармоничного состояния, радости, спокойствия, и, как следствие, укрепление иммунитета у взрослых и детей.
Грандиозные звездные системы - галактики, далекие и загадочные…
Чувство умиротворения, бесконечности даёт человеку возможность оставить состояние погружённости в свои проблемы и достичь эффекта погружения в бесконечность космоса.
Противопоказания.
Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
МЕТОДИКИ РАБОТЫ.
Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:
• осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
• улучшают состояние иммунной системы;
• регулируют функции многих гормонов;
• задают и поддерживают ритм суточных колебаний;
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:
КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.
Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д.
Поэтому, если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются различные колыбельные: “Спи, моя радость, усни” (Моцарт - Флис), “Сон приходит на порог” (Дунаевский - Лебедев-Кумач), “За печкою поет сверчок” (Островский - Петрова), “Колыбельная Светланы” и т.п.
Релаксационными свойствами обладают, например, отрывки из следующих произведений: Бах И.С. “Ария из сюиты № 3”, медленные части из Бранденбургских концертов; Шуберт Ф. “Аве-Мария”, 2-я часть 8-й симфонии; Беллини В. “Каватина Нормы”; Вивальди А. “Зима”; Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23); Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии, “Июнь” и “Октябрь” из цикла времена года и др.
К активизирующим музыкальным произведениям относят, например, произведения В.Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, “Рондо” из “Маленькой ночной серенады”, отрывки из оперы “Волшебная флейта”; П. Чайковского - вальсы из балетов, “На тройке” из “Времен года”, отрывок из финала 4-й симфонии; М. Глинки “Романсы”; А. Вивальди “Весна”; Л. Боккерини “Менуэт” и др.
Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.
К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.
В спокойной, доверительной обстановке сенсорной комнаты у ребенка создается ощущение защищенности, спокойствия, уверенности в себе, восстанавливается эмоциональный комфорт, снимается тревога. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и взрослым.
В сенсорной комнате говоря языком детей, происходят настоящие чудеса, не похожие ни на что. А если говорить на языке специалистов, это сенсорная комната, т.е. особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами (зрительных и слуховых анализаторов, осязания, вестибулярного аппарата) активизирующими мозг.
Сухой бассейн (АЛ 270, АЛ 271)
Квадратный с мягкими стенками бассейн, наполненный пластмассовыми полупрозрачными шариками. Он используется как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, человек может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела человека, находящегося в бассейне. Это особенно важно для людей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, « плавать» в шариках. смотреть здесь
Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Если на бассейн направить источник постоянно меняющегося света, то в его лучах меняется и цвет шариков, что стимулирует зрительные ощущения и восприятия человека.
Сухой душ (АЛ 416)
Разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирая в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит своё отражение в зеркальном потолке. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нём. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира.
Сухой душ может использоваться как « уголок уединения». смотреть здесь
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной (АЛ 508)
В прозрачной колонне высотой 150 см и диаметром 10 см, выполненной из органического стекла или пластика заполненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны разноцветные шарики или фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Такая колонна – основной и неотъемлемый элемент тёмной сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно её благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда он зажигает свой фонарь- как будто рождается еще одна звезда Или цветок…Это по-настоящему полезно, потому что красиво. «Маленький принц»
Сенсорная комната- комната психологической разгрузки и релаксации для детей и взрослых. Сенсорная комната - это особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами (зрительных и слуховых анализаторов, осязания, вестибулярного аппарата) активизирующими мозг.
Из истории Первоначально сенсорная комната была разработана в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и раскрепощения. Само слово «Снузилен» (сенсорная комната), трансформированное из голландского языка, составлено из слов – «обонять» и «осязать» и является попыткой выразить концепцию взаимодействия ощущений, эмоций. СК предназначена как для проведения лечебных сеансов детям и взрослым, так и для улучшения качества жизни здоровых людей. Опыт использования СК есть и в России, где в 2004 году прошел I Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.
Работа в СК проводится по следующим направлениям : профилактическая работа - предупреждение неблагоприятных психологических состояний у детей; релаксация, в том числе по достижению телесно – ориентированной, мышечной релаксации у детей. развитие эмоциональной сферы, снятие тревожности, чувства страха; развитие всех познавательных процессов; психомоторная коррекция: развитие мелкой моторики, тактильная тренировка рук и стоп
СК используются для: проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы; реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением; реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям; развития познавательной деятельности у людей с психоневроло-гическими отклонениями; психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;
Противопоказания (чтобы избежать ухудшения состояния) глубокая умственная отсталость инфекционные заболевания частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Все занятия проходят в сенсорной комнате с группой детей 5-6 человек
Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние учащихся через соответствующие органы чувств
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. “Красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: • осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; • улучшают состояние иммунной системы; • регулируют функции многих гормонов; • задают и поддерживают ритм суточных колебаний;
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. В литературе описаны примеры воздействия на организм некоторых цветов: КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует; ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует; ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует; ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает; СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции. ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений работы . Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему
Детский зеркальный уголок с воздушно - пузырьковой колонной В прозрачной колонне высотой 150 см и диаметром 10 см, выполненной из пластика заполненной водой, перемещаются вверх, вниз и в стороны разноцветные фигурки рыбок, подталкиваемые пузырьками воздуха. Это основной элемент сенсорной комнаты. Она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, визуально увеличивает пространство, а мягкая платформа, окружающая колонну, позволяет удобно расположиться рядом и ощущать тактильно и зрительно её благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой
Зеркальный шар с мотором Проецирует разнообразнейшие световые эффекты на все пространство комнаты. Бесконечное множество «зайчиков» плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки.
Настенное Панно «Звёздное небо» Завораживает эффектом мерцания с плавным изменением цветов. Летящая комета и разноцветные звездочки переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.
Линейный у/ф светильник освещение помещения лампами Black Light. Специальные у/ф материалы (стержни) светятся яркими, насыщенными цветами. Белые предметы светятся синеватым свечением. Маленький генератор хорошего настроения!
Волшебная нить с контроллером По гибкой пластмассовой трубке, с цветными лампочками внутри, путешествует цвет. Скорость движения огоньков по трубке и их количество можно задать при помощи контроллера. Волшебная нить абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали.
Аппарат ароматерапии Использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения. Ароматерапия способна устранить стресс, усталость, оказать релаксирующее и тонизирующее воздействие на организм и улучшить общее настроение. Натуральные и органические запахи, полученные из растений, укрепят иммунитет и сделают человека менее уязвимым для ежедневного стресса.
Набор масел для ароматерапии. Все масла обладают определенными свойствами, и подбирают их строго индивидуально. Тем не менее, они имеют и общие свойства: противовоспалительные, противовирусные, антимикробные. Кроме того, все масла благотворно влияют на нервную систему, повышают работоспособность, снимают стрессы и нормализуют сон.
Ионизатор воздуха Прибор оказывает благоприятное воздействие на чистоту и электрическую заряженность воздуха в помещениях, уменьшает токсичность воздуха и очищает его от пыли, микробов. Взвешенные частицы загрязнений и пыли электризуются и оседают на потолок, стены, пол. Содержание в воздухе такой мелкодисперсной пыли ионизатор уменьшает в 10-25 раз, обычной пыли - в 4-10 раз, микробов - в 3-4 раза, при этом значительно уменьшается количество положительно заряженных ионов, вредное влияние которых на человека доказал А. Л. Чижевский.
Аудиоцентр Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Человек обретает чувство гармонии, которое утрачивается из-за стрессовых ситуаций и напряжения .
Набор записей релаксирующей музыки Музыка для релаксации способна правильно воздействовать на организм и способствовать максимальному расслаблению всех мышц. Не только мелодия, но и звуки природы способны благотворно влиять на душевное и физическое состояние истощенного стрессами организма,- это грохот падающей воды водопада или мерный шум прибоя, раскаты грома, стрекотание цикад и сверчков. Основная цель музыки релаксации - правильное гармоничное воздействие на человека с целью полнейшего расслабления всех напряженных мышц и в последствие снятия стресса.
Пуфики (кресла) для релаксации . Для наибольшего эффекта релаксации ученик должен занять максимально удобное положение. В комнате используется так называемая бескаркасная или бесформенная мебель. По сути, это мешок, внутри которой находятся пенополистироловые шарики. Благодаря этим воздушным шарикам, кресло принимает форму тела, обеспечивая идеальный комфорт, способствуя отдыху и расслаблению .
Сухой бассейн с шариками. Это разновидность современного реабилитационного оборудования. Играя в мягком сухом бассейне, барахтаясь в разноцветных шариках, дети развивают свою гибкость, моторику. Увлеченные игрой дети, проводя в бассейнах часы напролет, поднимают себе настроение и вместе с этим получают физическую нагрузку, что благотворно сказывается на детском здоровье.
Песочная игротерапия Рисование песком - нетрадиционное направление изобразительного искусства. Развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, пространственное восприятие, мышление и внимание, воображение и фантазию, умение адаптироваться в меняющихся условиях, исследовательский интерес, познавательная активность, это способ снятия психологического напряжения, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать себе настроение.
Песочная игротерапия Полезно применять при: Проблемах поведения детей: агрессивность, непослушание, гиперактивность. Эмоциональных проблемах: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары. Семейных проблемах: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства. Коммуникативных проблемах: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
Комната может работать как оздоровительный проект, о чём говорилось выше. Представляется совершенно очевидным, что стрессовые ситуации, агрессия, всё более возрастающий ритм жизни общества, ухудшение экологической обстановки и как следствие ухудшение здоровья человека, в первую очередь психического и психологического, в ближайшее время заставит всерьёз задуматься о средствах помощи человеку, - действенной, эффективной и доступной. Поэтому интерес к комнатам психо-эмоциональной коррекции будет возрастать.
