Рекомендации педагога-психолога Романовой К.А.: подборка игр и упражнений для воспитателей при работе с группой детей.

Карина Андреевна Романова

Эти игры – надежный инструмент в руках воспитателя. Регулярное их проведение поможет детям с ЗПР сделать значительный шаг вперед в своем развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagoga-psihologa_romanovoy_k.a.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагога-психолога Романовой К.А.: подборка игр и упражнений для воспитателей при работе с группой детей.

Ключевые принципы для воспитателя:

  • Положительный настрой: Создавайте атмосферу принятия и безопасности.
  • Четкость и простота инструкций: Инструкция должна быть короткой, понятной, подкрепленной показом.
  • Повторяемость: Дети с ЗПР нуждаются в многократном повторении для закрепления навыка.
  • Дозированность нагрузки: Чередуйте активные и спокойные игры, чтобы не переутомлять детей.
  • Индивидуальный подход: Учитывайте возможности каждого ребенка, не торопите его.
  • Тактильный контакт: Используйте похвалу, поглаживания, чтобы установить эмоциональный контакт.

Блок 1: Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникации

Эти игры помогают детям узнавать и выражать эмоции, налаживать контакт со сверстниками и взрослыми.

1. "Зеркало"

Цель: Развитие эмпатии, умения распознавать невербальные сигналы, подражательности.

Ход: Воспитатель и дети садятся в круг. Воспитатель показывает какое-либо движение или простую гримасу (улыбка, надуть щеки, нахмуриться). Дети – "зеркала" – должны точно повторить. Затем водящим можно назначить ребенка.

Психологический смысл: Учит считывать эмоциональные состояния и контролировать свои собственные движения.

2. "Угадай, кто потерялся?"

Цель: Развитие внимания к сверстникам, зрительной памяти.

Ход: Дети сидят в кругу. Один ребенок (водящий) отворачивается или выходит за дверь. В это время один из детей прячется (например, под платок или за ширму). Водящий возвращается и пытается угадать, кого не хватает.

Психологический смысл: Стимулирует социальную внимательность, помогает запоминать имена и лица.

3. "Добрый зверь"

Цель: Сплочение группы, снятие мышечного напряжения.

Ход: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель: "Мы – один большой добрый зверь. Давайте послушаем, как он дышит". Все вместе делают вдох-выдох. "А теперь покажем, как он стучит сердце". Все вместе топают ногой в такт. "А теперь он идет" – все делают шаг одновременно.

Психологический смысл: Чувство общности, синхронизация, следование общему ритму.

4. "Прогулка по ручью"

Цель: Развитие произвольности, умения действовать по правилам, контролировать импульсы.

Ход: На полу мелом или веревками рисуются два "берега", а между ними – "ручей". Дети по очереди должны перейти по "камешкам" (вырезанные из бумаги кружки или небольшие коврики), не намочив ног. Усложнение: нести в руке стаканчик с водой.

Психологический смысл: Тренировка самоконтроля и координации.

Блок 2: Игры на развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление)

1. "Найди свой домик"

Цель: Развитие внимания, умения классифицировать, зрительного восприятия.

Ход: Раздайте детям карточки с изображениями животных (например, корова, лошадь, кошка). В разных углах комнаты разместите "домики" – большие картинки с изображением сарая, конюшни, будки. По команде каждый ребенок должен найти свой "домик". Можно использовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Психологический смысл: Тренировка навыка обобщения и сортировки.

2. "Что пропало со стола?"

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

Ход: На столе раскладываются 4-5 знакомых предметов (мячик, кубик, машинка, ложка). Дети смотрят на них 20-30 секунд, затем закрывают глаза. Воспитатель убирает один предмет. Дети открывают глаза и угадывают, чего не стало.

Психологический смысл: Увеличение объема кратковременной памяти.

3. "Чудесный мешочек"

Цель: Развитие тактильной памяти, мышления и речи.

Ход: В непрозрачный мешочек складываются знакомые предметы разной формы и фактуры (шишка, матрешка, гладкий камушек, резиновый ежик). Ребенок на ощупь должен узнать и назвать предмет. Можно просить не называть, а описать ("он колючий", "он круглый").

Психологический смысл: Стимуляция сенсорного восприятия и активизация словаря.

4. "Собери пазл" (из 2-4 частей)

Цель: Развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия

Ход: Используйте простые пазлы с крупными деталями, изображающие знакомые предметы или животных. Начните с разрезания картинки на 2 части, затем постепенно усложняйте.

Психологический смысл: Формирование умения видеть часть и целое, планировать действие.

Блок 3: Игры на развитие речи и моторики

1. "Пальчиковые игры" (например, "Сорока-ворона", "Этот пальчик – дедушка...")

Цель: Развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речью; ритмической организации движения.

Ход: Воспитатель проговаривает стишок и показывает движения, дети повторяют.

Психологический смысл: Синхронизация работы полушарий мозга, подготовка руки к письму.

2. "Зоопарк"

Цель: Развитие звукоподражания, артикуляционного аппарата, снятие напряжения.

Ход: Воспитатель показывает картинку с животным и просит показать, как оно "говорит" (корова – "му-у", кошка – "мяу", змея – "ш-ш-ш"). Дети с удовольствием повторяют.

Психологический смысл: Развитие фонематического слуха и эмоциональной выразительности.

3. "Повторяй за мной" (с элементами логоритмики)

Цель: Развитие чувства ритма, слухового внимания, умения действовать по образцу.

Ход: Воспитатель отхлопывает простой ритм (например, два медленных хлопка и один быстрый). Дети повторяют. Можно сочетать хлопки с притопами.

Психологический смысл: Развитие произвольности и слухо-моторной координации.

Рекомендации психолога для организации игрового процесса:

  • Ритуалы: Начинайте и заканчивайте занятия одной и той же песенкой или игрой. Это создает структуру и предсказуемость, что очень важно для детей с ЗПР.
  • Визуальная поддержка: Используйте карточки PECS (картинки), чтобы показать расписание игр. Это помогает ребенку понимать, что будет дальше, и снижает тревожность.
  • Альтернативная коммуникация: Если ребенок не говорит, предлагайте ему другие способы выражения: показать картинку, жестом, звуком.
  • Связь с родителями: Обсуждайте с родителями, в какие игры играли, и давайте им "домашние задания" в виде простых игр для закрепления навыков.

Эти игры – надежный инструмент в руках воспитателя. Регулярное их проведение поможет детям с ЗПР сделать значительный шаг вперед в своем развитии.