Список литературы для работы с детьми с ЗПР (дошкольный возраст)

Карина Андреевна Романова

Список является качественной и полноценной базой для организации эффективной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spisok_literatury.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Список книг для педагогов (воспитателей, дефектологов, психологов), работающих с детьми с ЗПР в критическом возрасте 4-6 лет.

Акцент сделан на практические пособия, программы и методики.

Фундаментальные программы и методические комплексы (База для работы)

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. и др. "Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью".

Почему это must-have: Это основная программа для специальных детских садов и групп. Она дает полный план работы по всем направлениям: сенсорное развитие, речь, мышление, конструирование, игра, социально-бытовые навыки. Содержит конкретные конспекты занятий.

2. С.Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

Почему важно: Хотя книга ориентирована на старший дошкольный возраст (5-7 лет), она бесценна для понимания, как именно готовить ребенка с ЗПР к школе. Дает четкие методики по развитию общих представлений о мире, основ математики, речи и коррекции специфических ошибок.

3. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова и др. (Под ред.) "Программа 'От рождения до школы'". Адаптированный вариант для детей с ЗПР.

Почему важно: Это адаптация самой распространенной общеобразовательной программы. Показывает, как видоизменить обычные занятия и режимные моменты под возможности ребенка с ЗПР, что особенно актуально для инклюзивных групп.

Ключевые книги по психологии и развитию детей с ЗПР

4. У.В. Ульенкова "Дети с задержкой психического развития".

Почему важно: Ульенкова — классик в области изучения ЗПР. Ее работы дают глубокое понимание психологического портрета такого ребенка: особенности эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, саморегуляции. Это теоретическая основа для практических действий.

5. Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина "Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья".

Почему важно: Работа с семьей — неотъемлемая часть успеха. Эта книга учит выстраивать партнерские отношения с родителями, дает технологии консультирования и обучения родителей приемам развивающего взаимодействия дома.

Практические пособия и сборники игр (Возьми и используй)

6. Е.А. Алябьева "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста".

Почему важно: Сборники Алябьевой содержат готовые, подробно расписанные конспекты занятий на развитие эмоциональной сферы, коммуникации, логики и речи. Методика понятна и доступна для воспитателей.

7. Н.Ю. Борякова "Пособие для педагогов-дефектологов. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР".

Почему важно: Борякова — один из ведущих специалистов по ЗПР. Это пособие конкретно и поэтапно раскрывает, как учить детей с ЗПР счету, решению задач, ориентировке в пространстве, преодолевая характерные для них трудности.

8. Л.Б. Баряева, Л.В. Гаврилушкина и др. "Игры и упражнения для развития речи и мышления у детей с ЗПР".

Почему важно: Сборник целенаправленно подобранных игр, которые легко встроить в ежедневную работу. Упражнения затрагивают все стороны речевого развития: словарь, грамматику, связную речь.

9. А.В. Семенович "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза".

Почему важно: Для углубленной работы. Книга объясняет, как через двигательные и телесные упражнения ("двигательное переучивание") можно развивать мозговые структуры, отвечающие за внимание, память, речь и произвольную регуляцию. Содержит массу конкретных техник.

Рабочие тетради и дидактические материалы

10. Серия рабочих тетрадей "Школа для дошколят" (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др.).

Почему важно: Эти тетради ("Развиваем внимание", "Знакомимся с математикой", "Готовим руку к письму") — отличный структурированный материал. Они не адаптированы специально для ЗПР, но идеально подходят для индивидуальной работы, так как задания наглядны, понятны и систематизированы по сложности.

11. Т.П. Воронова "Дидактический материал для развития памяти, внимания, мышления".

Почему важно: Сборник готовых карточек и заданий, которые не требуют долгой подготовки. Можно сразу использовать на занятиях для "разминки" или закрепления навыков.

  • Краткий итог для педагога:
  • Для построения системы работы: Берите Баряеву и Шевченко.
  • Для понимания ребенка: Читайте Ульенкову.
  • Для ежедневных занятий: Используйте практические пособия Алябьевой, Боряковой и рабочие тетради.
  • Для работы с телом и мозгом: Осваивайте техники из книги Семенович.

Эта подборка станет надежным фундаментом для эффективной и грамотной работы с детьми с ЗПР в старшем дошкольном возрасте.

Список литературы для работы с детьми с ЗПР (дошкольный возраст)

1. Психологическое сопровождение и диагностика

Мамайчук И.И. «Помощь психолога детям с задержкой психического развития».

Назначение: Учебное пособие для психологов.

Ключевое содержание: Подробно разбираются вопросы психологической диагностики, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы. Даются направления и методы коррекционной работы. Это классическая базовая книга для понимания природы ЗПР.

2. Комплексные программы и практические занятия

Ротарь Н.В., Карцева Т.В. «Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст».

Назначение: Для воспитателей и дефектологов.

Ключевое содержание: Содержит готовые конспекты занятий, структурированные по лексическим темам. Удобный практический материал для фронтальной и подгрупповой работы в ДОУ.

Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия» (для всех возрастных групп).

Назначение: Для воспитателей и психологов.

Ключещее содержание: Серия пособий с поурочным планированием. Включает занятия по развитию познавательных процессов (внимание, память, мышление), эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, адаптированные для каждого возраста.

Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Назначение: Для воспитателей подготовительных групп, дефектологов, учителей начальных классов.

Ключевое содержание: Фундаментальное пособие по организации и содержанию коррекционной работы в последний год перед школой. Особое внимание уделено развитию речи, формированию математических представлений и профилактике дисграфии.

3. Развитие мышления и интеллектуальной сферы

Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии».

Назначение: Для дефектологов и воспитателей.

Ключевое содержание: Представлена система дидактических игр и упражнений для поэтапного формирования наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления. Методика очень наглядная и эффективная.

Сорокина Л.И. «Интеллектуальное развитие детей».

Назначение: Для воспитателей и родителей.

Ключевое содержание: Сборник заданий и упражнений. Ваше замечание абсолютно верное: для детей с ЗПР действительно лучше использовать материал, предназначенный для более младшего возраста (например, для 4-5 лет при работе с ребенком 5-6 лет), чтобы обеспечить ситуацию успеха.

4. Специализированные методики и инновационные среды

Селищева Т.В. «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет...».

Назначение: Для психологов и дефектологов, работающих в сенсорной комнате.

Ключевое содержание: Уникальное пособие по использованию оборудования темной сенсорной комнаты. Включает техники сказкотерапии и игротерапии для снижения тревожности, коррекции страхов, развития эмоционального интеллекта.

Трясорукова Т.П. «Солнечный лучик. Коррекция и развитие ребенка в игре».

Назначение: Для воспитателей, психологов и родителей.

Ключевое содержание: Сборник простых и коротких игр, не требующих сложной подготовки. Игры направлены на развитие памяти, внимания, речи, моторики и снятие эмоционального напряжения. Идеально для использования в «перерывах» между занятиями.

Рекомендация по использованию списка:

  • Для начинающих педагогов лучше начать с практических пособий Шарохиной и Трясоруковой, так как они содержат готовые к применению игры и занятия.
  • Для углубленного понимания проблем ЗПР необходимы труды Мамайчук и Стребелевой.
  • Для подготовки детей к школе — книга Шевченко является основным руководством.
  • Для организации инклюзивной среды и индивидуальной работы незаменимы пособия Сорокиной (с учетом возрастной поправки).

Список является качественной и полноценной базой для организации эффективной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР.