«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Данная работа посвящена разработке психолого-педагогических рекомендаций для ребенка 7 лет с комплексным нарушением развития, а именно – тотальной слепотой в сочетании со спастической диплегией (формой детского церебрального паралича). Этот возраст является ключевым этапом начала систематического школьного обучения, что делает проблему оказания эффективной помощи особенно актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

logo

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»

Институт экономики и управления

Кафедра управления человеческими ресурсами

Работа по дисциплине.

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Тема «Рекомендации для специалистов по обучению и воспитанию ребенка 7 лет имеющим слепоту в сочетании с детским церебральным параличом (спастическая диплегия)»

Выполнила студентка группы

7401-440302Z

Долгих Виктория Викторовна
Проверил доцент, к.пед.н. Скупова Т.В.

САМАРА 2025

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Основное содержание…………………………………………………………….4

Заключение………………………………………………………………………...7

Список использованных источников………………………………………..…...8

Введение

Современная специальная педагогика все чаще сталкивается с необходимостью решения задач, связанных с образованием и развитием детей, имеющих комплексные нарушения развития. Особую сложность представляет сочетанная патология, включающая одновременно сенсорный и двигательный дефекты, поскольку они не просто суммируются, а вступают в сложное взаимодействие, многократно усиливая ограничения друг друга.

Данная работа посвящена разработке психолого-педагогических рекомендаций для ребенка 7 лет с комплексным нарушением развития, а именно – тотальной слепотой в сочетании со спастической диплегией (формой детского церебрального паралича). Этот возраст является ключевым этапом начала систематического школьного обучения, что делает проблему оказания эффективной помощи особенно актуальной.

Отсутствие зрительного контроля и трудности в осуществлении произвольных движений создают уникальный комплекс барьеров для познания окружающего мира, овладения учебными навыками и социальной адаптации. В связи с этим, цель работы заключается в составлении конкретных рекомендаций для специалистов, направленных на создание специальных условий обучения и воспитания, которые позволят компенсировать ограничения, раскрыть потенциал ребенка и обеспечить его полноценное личностное развитие.

Основное содержание

1. Краткая характеристика нарушений

Возраст ребенка: 7 лет (начало школьного обучения, 1 класс)

1. Сенсорный дефект: Слепота (тотальная). Ребенок не имеет зрительного опыта, познание мира происходит через слух, осязание, обоняние и вкус. Отсутствие визуальной обратной связи серьезно затрудняет формирование представлений о пространстве, свойствах предметов, подражании и социальном взаимодействии.

2. Двигательный дефект: Детский церебральный паралич, спастическая диплегия. Повышенный тонус мышц ног, в меньшей степени – рук. Нарушена координация движений, затруднена ходьба, манипуляция мелкими предметами. Высокая утомляемость.

Комплексное влияние: Сочетание этих нарушений создает эффект «двойной исключительности». Ребенок не может компенсировать двигательные трудности зрением (например, увидеть и обойти препятствие) и не может свободно исследовать окружающее пространство для компенсации слепоты из-за двигательных ограничений. Это приводит к риску пассивности, моторной и познавательной депривации, трудностям в освоении бытовых и учебных навыков.

2. Рекомендации для специалистов (педагогов, дефектологов, психологов) по обучению и воспитанию

1. Принципы организации среды и взаимодействия

Предсказуемость и безопасность: Пространство класса/кабинета должно быть постоянным. Все предметы мебели и материалы имеют строго закрепленное место. Перед началом любой деятельности ребенок должен иметь возможность тактильно «прочесть» пространство.

«Рука-под-рукой»: при знакомстве с новым предметом или действием, не направляйте руку ребенка силой. Положите его руку на свою и покажите движение. Это уважает его телесные границы и снижает спастику, вызванную принуждением.

Вербальное сопровождение: Все действия специалиста должны сопровождаться четкими, лаконичными комментариями. Прежде чем дотронуться до ребенка, обязательно предупредите его словами: «Сейчас я возьму твою руку, чтобы показать...».

Опора на слух и осязание: Используйте аудиоматериалы (звуки природы, музыкальные инструменты, тихие и громкие звуки), тактильные книги, рельефные картинки, макеты, природные материалы (шишки, камни, крупы).

2. Развитие коммуникации и речи

Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК): внедрите систему Брайля как основу для чтения и письма. Параллельно используйте тактильные карточки с рельефными символами (PECS для незрячих) для выражения базовых потребностей («хочу пить», «туалет», «помоги»).

Развитие устной речи: много работайте над дикцией, так как ребенок не видит артикуляцию взрослого. Используйте тактильные ощущения: положите его руку себе на горло, чтобы почувствовать вибрацию, на губы, чтобы понять их форму. Стимулируйте речевую активность через вопросы, требующие развернутого ответа.

3. Развитие двигательной сферы и бытовых навыков

Сотрудничество с физическим терапевтом: все занятия должны строиться с учетом рекомендаций врача и кинезиотерапевта. Узнайте, какие позы являются оптимальными для ребенка (сидя, стоя у опоры) для разных видов деятельности.

Работа над мелкой моторикой: для развития тактильной чувствительности и точности движений используйте:

- сортировку предметов разной фактуры и размера (пуговицы, бусины, крупы).

- лепку из мягкого пластилина или теста.

- игры с конструкторами с крупными, хорошо соединяющимися деталями.

Освоение пространственной ориентировки: Обучайте пользованию тростью. Создайте в классе тактильные дорожки с разным покрытием (ковер, резина, дерево), ведущие к ключевым зонам (рабочее место, полка с материалами, дверь).

4. Организация учебного процесса

Адаптация материалов. Все учебные материалы должны быть переведены в тактильный или аудио-формат. Геометрические фигуры – объемные; буквы и цифры – рельефные (Брайль); карты – рельефные макеты.

Поэтапность и дробление. Любое новое задание разбивайте на мелкие, понятные шаги. Обучайте каждому шагу отдельно, соединяя их только тогда, когда ребенок уверенно освоит предыдущий.

Акцент на слуховое восприятие и память. Развивайте умение работать со звуковой информацией: аудиокниги, диктанты, запоминание стихов, идентификация звуков.

Режим и ритм деятельности. Учитывайте высокую утомляемость. Чередуйте интеллектуальные задания с двигательными паузами, релаксацией под музыку или тактильными играми.

5. Социально-эмоциональное развитие

Формирование образа «Я». Помогайте ребенку осознать свои особенности и возможности. Через беседы и истории объясняйте природу его нарушений на доступном языке.

Включение в группу сверстников. Организуйте парные и групповые игры, где успех зависит от сотрудничества. Например, совместное создание тактильной поделки, где один ребенок держит, а другой наклеивает; игра в «угадай звук» с помощью ведущего.

Развитие эмпатии. Учите других детей взаимодействовать с ребенком: говорить четко, называть себя по имени, предлагать помощь словами, а не действием....

Заключение

Работа с ребенком, имеющим комплексное нарушение (слепота + ДЦП), требует междисциплинарного подхода, терпения и творчества. Ключевая задача специалиста – создать условия, в которых ограничения одного канала восприятия и движения компенсируются за счет развития других, и помочь ребенку стать максимально активным и самостоятельным субъектом в процессе своего обучения и жизни.

Список использованных источников

  1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь ребенку со сложным нарушением развития: Пособие для родителей. — М.: Просвещение, 2019. — 207 с.
  2. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Современные проблемы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития // Дефектология. — 2021. — № 4. — С. 3-12.
  3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2020. — № 3. — С. 15-25.
  4. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебно-методическое пособие. — М.: ВОС, 2020. — 145 с.
  5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2021. — 192 с.
  6. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с детским церебральным параличом. — М.: Закон и порядок, 2020. — 328 с.
  7. Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения / Под ред. А.М. Царева. — СПб.: Скифия-принт, 2019. — 178 с.
  8. Специальная психология: учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2022. — 464 с.