Статья педагога-психолога на тему:" Что делать, если у моего ребенка гиперактивность".

Василенко Надежда Сергеевна

Статья посвещена анализу проблемы гиперактивности в детском возрасте,наиболее часто связанной с синдромом дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ).Систематизации научно-практических знаний о гиперактивности для улучшения ее распознавания и эффективного сопровождения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                 Статья педагога-психолога.

Что делать, если у моего ребенка гиперактивность.

Начнем с того, что не всякая повышенная возбудимость ребенка — это «гиперактивность». У детей возраста менее 3 лет (то есть до вступления в первый пубертатный кризис) такого симптомокомплекса как гиперактивность быть не может. Это связано с необходимым для этого созреванием двух систем: системы целеполагания и системы торможения импульсивных условно-рефлекторных движений, которая опирается на развитое количество связей между нейронами в областях коры мозга, имеющих название «неокортекс» (есть только у человека). Фактически эту способность, появляющаяся к 3 годам, можно назвать осознанность, и она является частью психологического понятия «Я-самость». Поэтому, без появления осознанности не может быть гиперактивности как симптомокомплекса нарушения именно администрирования возбуждения и торможения.Любые признаки «гиперактивности» до 3 лет называются – нервная «возбудимость». И с ней обязательно обращаемся к педиатру и детскому неврологу. Также не забываем, что возбудимость может быть временным явлением и отражать процесс созревания нервной системы.

Гиперактивность – состояние, при котором двигательная активность и нервная возбудимость превышают условную норму, не соответствуют ситуации, и приводит к снижению продуктивности как моторной, так и умственной деятельности. Советую опираться в оценке на слово «неуместность». Ребенок, который своей активностью мешает взрослым (например, в магазине, в банке, в транспорте и т.д.) скорее всего не проявляет гиперактивность. Такой ребенок действует и ведет себя сообразно своей оценке обстановки и максимально осваивает пространство. Ребенку неинтересен процесс покупки продуктов в супермаркете или посещения банка, и из-за этого актуализируется самостимуляция. Важно понимать, что под гиперактивностью понимается не просто повышенная двигательная активность, но и импульсивность и недостаточность механизмов волевого контроля.

Признаки гиперактивного ребенка

  1. Чрезмерная и отличающаяся от детей того же возраста и стадии развития общая активность в сравнении с ожидаемой 
  2. Чрезмерная нетерпеливость в ситуациях, которые требуется относительное спокойствие
  3. Наличие стереотипных одинаковых беспокойных движений – раскачивание, кивание головой, хватание, смех, визг, сгибание-разгибание в кистях или стопах
  4. Неусидчивость – невозможность необходимое время сидеть не вставая, ерзание или извивание на месте, активное кручение головой по сторонам
  5. Бесцельная двигательная активность часто поискового или исследовательского вида (открывание ящиков, коробок, дверей, вскарабкивание на мебель, запрыгивание и т.д.)
  6. Повышенная шумность в поведении, крики и визг в играх, излишнее привлечение внимания в публичных местах.

Гиперактивный ребенок. Как с этим справиться.

И вот как Вы можете самостоятельно облегчить жизнь своему ребенку, если на данный период жизни у него проявляется гиперактивность:

  • Не сдерживайте интересы и активность ребенка. Интегрируйте его потребности в распорядок дня. У ребенка ежедневно должно иметься время для реализации своих желаний – бегать, играть, проявлять эмоции, изучать самостоятельно окружающий мир. С взрослением у ребенка становиться больше обязанностей и его ритм упорядочивается, поэтому пока возможно давайте ребенку «перебеситься».
  • Ребенку с 5 лет уже можно включать в его жизнь «список дел». Он дает ребенку ощущение независимости и достаточного контроля, помогает формировать личное пространство, способствует тренировке волевых механизмов. Подскажите ребенку пользоваться расписанием, когда ему скучно или он растерян. Не наказывайте за срыв расписания, список всего лишь помощник, а не контролер. 
  • Используйте похвалу и подкрепление. Волевое напряжение и выполнение заданного – это результат большого усилия для ребенка. Иногда кроме своей похвалы используйте прием самовознаграждения, когда ребенок себе сам ставит цель и «награду», которую получит при успешном достижении. Не переусердствуйте с количеством наград, но и не бойтесь, что используете «подкуп».
  • Используйте несложную, но энергозатратную работу по дому как реализацию для гиперактивности. Детям нравиться проводить время помогая родителям, это дает ему чувство вовлеченности и гордости за себя. Поэтому чаще спрашивайте гиперактивного ребенка не хочет ли он помочь и включиться в выполнение домашних дел. При этом ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с его работой, чувство принадлежности к чему-то «взрослому» очень важно.
  • Живя с гиперактивным ребенком, Вам придется отказаться от свободной и непринужденной домашней жизни. Предсказуемость и упорядоченная манера ведения домашнего хозяйства поможет избежать множества проблем. Таким образом ребенок будет понимать, что от него ожидают каждый день.
  • Преобразуйте сложные задания для ребенка в последовательность простых этапов. Устный последовательный алгоритм из шагов или письменная инструкция намного облегчит для гиперактивного ребёнка созревание административных функций и снизит рассеянность.
  • Уменьшите насколько возможно отвлекающие факторы по всем системам восприятия информации. «Информационный шум» и сенсорная «замусоренность» в личном пространстве ребенка усиливают отвлекаемость и заставляют психику ребенка тратить дополнительные силы на разделение важного и второстепенного в окружающей обстановке.
  • Физическая активность и эмоционально насыщенный досуг важны для ребенка с гиперактивностью. Они нужны для концентрирования и выражения повышенной энергичности и импульсивности в социально приемлемых формах деятельности. Также такие виды досуга развивают коммуникативные навыки и положительно сказываются на физическом здоровье. В зависимости от интересов вашего ребенка можно выбрать как деятельность с акцентом на моторную активность, так и на сенсорную или творческую реализацию. Это может быть спорт (особенно доказана эффективность занятий боевыми искусствами и командными играми), или занятия танцами, актерским мастерством или игрой на музыкальных инструментах. Исследования доказывают эффективность занятий рисованием, моделированием, ремеслами. Такая занятость помогает детям направить свою энергию для преобразования ее в результативность.
  • Не торопитесь использовать фармакотерапию. Гиперактивность это симптомокомплекс не требующий назначения лекарств всем детям подряд, и в большинстве случаев это временный этап в развитии личности ребенка, когда его баланс возбуждения и торможения демонстрирует незрелость. Заручитесь помощью психолога и начните использовать методы психологической коррекции. Даже у детей с медицинскими состояниями применение приемов изменения поведения снижает необходимость длительного приема нескольких лекарств одновременно. Не отрицайте пользу лечения средствами фармакологии, но и не преувеличивайте их значение.

Болезни с расстройством активности и внимания (где всегда присутствует гиперактивность) по статистике у детей присутствует всего лишь в 10%, а с возрастом распространенность этих проявлений снижается до 2,5-3%. Поэтому стоит спокойно относиться к наличию гиперактивности у ребенка. У большинства детей это просто этап формирования сложной системы контроля поведения, который у многих не завершается даже по достижению биологически зрелого возраста. Рассматривайте гиперактивность вашего ребенка как сигнал для применения более целенаправленных мероприятий по воспитанию и обучению, но все же будьте в сотрудничестве со специалистами: педагогами, психологами и врачами. Ведь именно ваш ребенок особенный и достоин лучшего.