Статья педагога-психолога на тему:" Что делать, если у моего ребенка гиперактивность".
Статья посвещена анализу проблемы гиперактивности в детском возрасте,наиболее часто связанной с синдромом дефицита внимания и гиперактивности(СДВГ).Систематизации научно-практических знаний о гиперактивности для улучшения ее распознавания и эффективного сопровождения ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья педагога-психолога.
Что делать, если у моего ребенка гиперактивность.
Начнем с того, что не всякая повышенная возбудимость ребенка — это «гиперактивность». У детей возраста менее 3 лет (то есть до вступления в первый пубертатный кризис) такого симптомокомплекса как гиперактивность быть не может. Это связано с необходимым для этого созреванием двух систем: системы целеполагания и системы торможения импульсивных условно-рефлекторных движений, которая опирается на развитое количество связей между нейронами в областях коры мозга, имеющих название «неокортекс» (есть только у человека). Фактически эту способность, появляющаяся к 3 годам, можно назвать осознанность, и она является частью психологического понятия «Я-самость». Поэтому, без появления осознанности не может быть гиперактивности как симптомокомплекса нарушения именно администрирования возбуждения и торможения.Любые признаки «гиперактивности» до 3 лет называются – нервная «возбудимость». И с ней обязательно обращаемся к педиатру и детскому неврологу. Также не забываем, что возбудимость может быть временным явлением и отражать процесс созревания нервной системы.
Гиперактивность – состояние, при котором двигательная активность и нервная возбудимость превышают условную норму, не соответствуют ситуации, и приводит к снижению продуктивности как моторной, так и умственной деятельности. Советую опираться в оценке на слово «неуместность». Ребенок, который своей активностью мешает взрослым (например, в магазине, в банке, в транспорте и т.д.) скорее всего не проявляет гиперактивность. Такой ребенок действует и ведет себя сообразно своей оценке обстановки и максимально осваивает пространство. Ребенку неинтересен процесс покупки продуктов в супермаркете или посещения банка, и из-за этого актуализируется самостимуляция. Важно понимать, что под гиперактивностью понимается не просто повышенная двигательная активность, но и импульсивность и недостаточность механизмов волевого контроля.
Признаки гиперактивного ребенка
- Чрезмерная и отличающаяся от детей того же возраста и стадии развития общая активность в сравнении с ожидаемой
- Чрезмерная нетерпеливость в ситуациях, которые требуется относительное спокойствие
- Наличие стереотипных одинаковых беспокойных движений – раскачивание, кивание головой, хватание, смех, визг, сгибание-разгибание в кистях или стопах
- Неусидчивость – невозможность необходимое время сидеть не вставая, ерзание или извивание на месте, активное кручение головой по сторонам
- Бесцельная двигательная активность часто поискового или исследовательского вида (открывание ящиков, коробок, дверей, вскарабкивание на мебель, запрыгивание и т.д.)
- Повышенная шумность в поведении, крики и визг в играх, излишнее привлечение внимания в публичных местах.
Гиперактивный ребенок. Как с этим справиться.
И вот как Вы можете самостоятельно облегчить жизнь своему ребенку, если на данный период жизни у него проявляется гиперактивность:
- Не сдерживайте интересы и активность ребенка. Интегрируйте его потребности в распорядок дня. У ребенка ежедневно должно иметься время для реализации своих желаний – бегать, играть, проявлять эмоции, изучать самостоятельно окружающий мир. С взрослением у ребенка становиться больше обязанностей и его ритм упорядочивается, поэтому пока возможно давайте ребенку «перебеситься».
- Ребенку с 5 лет уже можно включать в его жизнь «список дел». Он дает ребенку ощущение независимости и достаточного контроля, помогает формировать личное пространство, способствует тренировке волевых механизмов. Подскажите ребенку пользоваться расписанием, когда ему скучно или он растерян. Не наказывайте за срыв расписания, список всего лишь помощник, а не контролер.
- Используйте похвалу и подкрепление. Волевое напряжение и выполнение заданного – это результат большого усилия для ребенка. Иногда кроме своей похвалы используйте прием самовознаграждения, когда ребенок себе сам ставит цель и «награду», которую получит при успешном достижении. Не переусердствуйте с количеством наград, но и не бойтесь, что используете «подкуп».
- Используйте несложную, но энергозатратную работу по дому как реализацию для гиперактивности. Детям нравиться проводить время помогая родителям, это дает ему чувство вовлеченности и гордости за себя. Поэтому чаще спрашивайте гиперактивного ребенка не хочет ли он помочь и включиться в выполнение домашних дел. При этом ни в коем случае не оставляйте ребенка наедине с его работой, чувство принадлежности к чему-то «взрослому» очень важно.
- Живя с гиперактивным ребенком, Вам придется отказаться от свободной и непринужденной домашней жизни. Предсказуемость и упорядоченная манера ведения домашнего хозяйства поможет избежать множества проблем. Таким образом ребенок будет понимать, что от него ожидают каждый день.
- Преобразуйте сложные задания для ребенка в последовательность простых этапов. Устный последовательный алгоритм из шагов или письменная инструкция намного облегчит для гиперактивного ребёнка созревание административных функций и снизит рассеянность.
- Уменьшите насколько возможно отвлекающие факторы по всем системам восприятия информации. «Информационный шум» и сенсорная «замусоренность» в личном пространстве ребенка усиливают отвлекаемость и заставляют психику ребенка тратить дополнительные силы на разделение важного и второстепенного в окружающей обстановке.
- Физическая активность и эмоционально насыщенный досуг важны для ребенка с гиперактивностью. Они нужны для концентрирования и выражения повышенной энергичности и импульсивности в социально приемлемых формах деятельности. Также такие виды досуга развивают коммуникативные навыки и положительно сказываются на физическом здоровье. В зависимости от интересов вашего ребенка можно выбрать как деятельность с акцентом на моторную активность, так и на сенсорную или творческую реализацию. Это может быть спорт (особенно доказана эффективность занятий боевыми искусствами и командными играми), или занятия танцами, актерским мастерством или игрой на музыкальных инструментах. Исследования доказывают эффективность занятий рисованием, моделированием, ремеслами. Такая занятость помогает детям направить свою энергию для преобразования ее в результативность.
- Не торопитесь использовать фармакотерапию. Гиперактивность это симптомокомплекс не требующий назначения лекарств всем детям подряд, и в большинстве случаев это временный этап в развитии личности ребенка, когда его баланс возбуждения и торможения демонстрирует незрелость. Заручитесь помощью психолога и начните использовать методы психологической коррекции. Даже у детей с медицинскими состояниями применение приемов изменения поведения снижает необходимость длительного приема нескольких лекарств одновременно. Не отрицайте пользу лечения средствами фармакологии, но и не преувеличивайте их значение.
Болезни с расстройством активности и внимания (где всегда присутствует гиперактивность) по статистике у детей присутствует всего лишь в 10%, а с возрастом распространенность этих проявлений снижается до 2,5-3%. Поэтому стоит спокойно относиться к наличию гиперактивности у ребенка. У большинства детей это просто этап формирования сложной системы контроля поведения, который у многих не завершается даже по достижению биологически зрелого возраста. Рассматривайте гиперактивность вашего ребенка как сигнал для применения более целенаправленных мероприятий по воспитанию и обучению, но все же будьте в сотрудничестве со специалистами: педагогами, психологами и врачами. Ведь именно ваш ребенок особенный и достоин лучшего.
