Коррекционно-развивающая программа "Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Лосева Татьяна Владимировна

Проблема повышенной тревожности и страхов у детей дошкольного возраста очевидна, так как именно в дошкольном возрасте формируется психическое и физическое здоровье, происходит становление личности, закладываются основные стереотипы поведения. Поэтому важно, как можно раньше создать детям благоприятные условия для полноценного личностного развития, помочь справиться с эмоционально-личностными нарушениями: робостью, неуверенностью, тревожностью, страхами, низкой самооценкой и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» г. Канска

Коррекционно-развивающая программа

«Преодоление тревожности и страхов

у детей старшего дошкольного возраста».

Разработчик:

Педагог-психолог Т.В.Лосева

2023г.

Коррекционно-развивающая программа «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста» направлена на коррекцию личностных проблем: повышение самооценки, снижение уровня тревожности, развитие коммуникативных навыков.

Пояснительная записка

Детство – самый важный период в развитии человека. Именно в детстве происходит формирование коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, закладываются основные стереотипы поведения.

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения, но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей важной проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о так называемых тревожных детях, детях с наличием высокого уровня страха.

В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют застенчивыми, а в психологической практике относят к тревожной группе. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.

Тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Тревожный ребёнок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов. 

А перед поступлением в школу у таких детей нередко развивается страх школы.

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер.

Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новые объекты и ситуации. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к носителям угрозы. Детские страхи развиваются при недостатке родительского принятия и тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. Детские страхи могут проявляться в невротических реакциях и психосоматических заболеваниях.

Очень важно, как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, страхов, пока эти качества еще не оформились окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только комплексное, грамотное воздействие педагога-психолога детского сада в тесном контакте с педагогами и родителями ребенка может дать значительный положительный эффект.

Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению тревожности и страхов у детей, тем больше вероятность их отсутствия в дальнейшем.

Для оказания помощи детям с высокой тревожностью и страхами важно работать с ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное состояние ребенка автоматически нормализуется. Поэтому консультирование родителей является наиболее эффективным, так как направлено на устранение их причин и проблем.

Актуальность

Проблема повышенной тревожности и страхов у детей дошкольного возраста очевидна, так как именно в дошкольном возрасте формируется психическое и физическое здоровье, происходит становление личности, закладываются основные стереотипы поведения. Поэтому важно, как можно раньше создать детям благоприятные условия для полноценного личностного развития, помочь справиться с эмоционально-личностными нарушениями: робостью, неуверенностью, тревожностью, страхами, низкой самооценкой и т.д.

Злободневность проблемы и поиски путей оказания помощи детям привели к созданию программы «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность программы по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста обусловлена высокой распространённостью этих проблем в современном обществе из-за социальных потрясений, а также необходимостью формирования у детей навыков саморегуляции и позитивной самооценки для их нормального эмоционального и познавательного развития. Недостаточная изученность этих проблем у некоторых категорий детей, а также дефицит готовых программ для работы с ними, делают разработку таких программ ещё более значимой. 

Ключевые аспекты актуальности:

  • социальные факторы: современные дети подвержены влиянию различных неблагоприятных условий, что повышает уровень их тревожности и страхов;
  • развитие личности: преодоление страхов и тревожности способствует формированию позитивной самооценки, уверенности в себе и умения работать в команде, что важно для всестороннего развития ребёнка;
  • необходимость навыков саморегуляции: программа поможет научить детей управлять своими эмоциями и самостоятельно справляться с пугающими ситуациями, развивая механизмы саморегуляции;
  • психологическая поддержка: существует потребность в специализированных программах для коррекции тревожности и страхов у детей, особенно с учётом их возрастных особенностей;
  • повышение коммуникативных навыков: программа способствуют развитию коммуникабельности, что напрямую связано с умением справляться со страхами и чувствовать себя увереннее в коллективе. 

Цель программы: Создание условий для снижения тревожности и нейтрализации страхов путем психологической поддержки, формирования адекватной самооценки, уверенности в себе, навыков эмоциональной саморегуляции, повышения адаптационных возможностей.

Задачи:

  • обучать детей распознавать базовые эмоций, и понимать их причины;
  • формировать и закреплять позитивные формы поведения и адекватные способы реагирования на стрессовых ситуациях;
  • развивать навыки самоконтроля и способности справляться с эмоциональным напряжением;
  • повышать самооценку и уверенность в себе, формировать позитивный образ "Я";
  • создать благоприятный психологический климат в группе/семье, способствующий эмоциональному благополучию ребенка;
  • снижать общий уровень тревожности и уменьшать интенсивность страхов;
  • развивать навыки самовыражения, учить детей выражать свои эмоции социально приемлемыми способами и понимать чувства других людей;
  • повышать психический тонус, содействовать улучшению общего эмоционального состояния ребенка.

Нормативно-правовые основания программы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  3. Семейным кодексом РФ.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (ФОП ДО)
  6. Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» г.Канска

Принципы реализации программы

Реализация программы по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста основывается на ряде ключевых психолого-педагогических принципов

  1. Индивидуальный подход: Учет особенностей и состояния каждого ребенка, принятие его таким, какой он есть.
  2. Комплексный подход: Вовлечение в работу не только ребенка, но и родителей, а также педагогов.
  3. Системный подход: Реализация программ на системной основе, с использованием различных методов и форм работы.
  4. Принцип приоритетности коррекции каузального (причинного) типа: важно работать не только с внешними проявлениями (симптомами) страха или тревоги, но и выявлять и устранять их первопричины.
  5. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач: программа должна не только корректировать уже имеющиеся страхи и тревожность, но и предотвращать их появление в будущем, а также способствовать общему развитию личности ребенка (например, формированию уверенности в себе).
  6. Деятельностный принцип коррекции: основная работа должна проходить в ведущей для дошкольного возраста деятельности – игре. Игровое проигрывание переживаний, арт-терапия (рисование страхов) и другие активные методы помогают ребенку выразить и нейтрализовать негативные эмоции.
  7. Принцип учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка: методы и содержание программы должны соответствовать возрасту (5-7 лет) и адаптироваться под уникальные особенности каждого ребенка.
  8. Принцип ориентации на зону ближайшего развития: задания должны быть достаточно сложными, чтобы стимулировать развитие, но при этом выполнимыми для ребенка, чтобы он мог достичь успеха и повысить самооценку.
  9. Принцип постепенности и поэтапности: включение в новые игры или ситуации, вызывающие беспокойство, должно происходить поэтапно, от простого к сложному, избегая соревновательных моментов на начальных стадиях.
  10. Создание безопасной среды: Поддержание атмосферы принятия и поддержки, где ребенок чувствует себя в безопасности.
  11. Ритуалы: Организация занятий с ритуалами в начале и конце, чтобы создать ощущение целостности и завершенности.
  12. Фокус на успехах: Акцентирование внимания на позитивных моментах, поощрение даже небольших успехов в преодолении страха.
  13. Принцип конфиденциальности: информация о страхах и переживаниях ребенка, полученная в ходе работы, не подлежит разглашению.
  14. Принцип сотрудничества с семьей: эффективность программы значительно повышается при вовлечении родителей в процесс, обучении их конструктивным способам взаимодействия с тревожным ребенком и предоставлении им соответствующих рекомендаций. 

Основные этапы работы реализации Программы

Реализация программы по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста включает последовательные этапы. 

  1. Диагностический (ориентировочный) этап:

Цель. Выявление уровня тревожности и конкретных страхов у детей, определение причин их возникновения.

Содержание. Проведение первичной психологической диагностики с использованием стандартизированных методик (наблюдение за поведением ребенка в различных ситуациях, беседы, проективные тесты, опросники для родителей и воспитателей, рисуночные тесты), анализ результатов.

Результат. Формирование списка детей, нуждающихся в коррекционной работе, и определение индивидуальных особенностей их эмоционального состояния.

  1. Подготовительный (установочный) этап:

Цель. Создание положительных взаимоотношений между педагогом-психологом и детьми, формирование безопасной и доверительной атмосферы.

Содержание. Знакомство с детьми, установление эмоционального контакта, обсуждение общих правил работы в группе (важно завоевать доверие детей, чтобы они чувствовали себя комфортно).

Проводится работа с родителями и воспитателями (консультации, рекомендации) для обеспечения комплексного подхода.

  1. Коррекционно-развивающий этап (основной этап психологической работы):

Цель. Непосредственное снижение уровня тревожности и преодоление страхов, обучение детей навыкам саморегуляции и конструктивным способам выражения эмоций.

Содержание. Проведение серии специальных коррекционных занятий. Используются различные методы и техники:

  • игровая терапия: ролевые игры, игры с правилами, направленные на проигрывание и "проживание" тревожных ситуаций;
  • арт-терапия: рисование, лепка, сказкотерапия (сочинение и анализ историй), позволяющие выразить и "проявить" страхи через творчество.
  • дыхательные и релаксационные техники: обучение детей способам расслабления и снятия мышечного напряжения.
  • поведенческие техники: проигрывание и моделирование ситуаций, вызывающих тревогу, для выработки конструктивных поведенческих реакций.
  1. Этап оценки эффективности и закрепления результатов:

Цель. Оценка динамики изменений в эмоциональном состоянии детей и закрепление полученных навыков.

Содержание. Проведение повторной (итоговой) диагностики с использованием тех же методик, что и на первом этапе, для сравнения результатов. Наблюдение за поведением детей в повседневной деятельности, анализ обратной связи от родителей и воспитателей.

Результат. Определение эффективности программы и при необходимости разработка дальнейших рекомендаций для родителей и педагогов по поддержке ребенка. 

        Работа с родителями и педагогами:

Важной частью любой программы является параллельная работа с взрослыми, окружающими ребенка, через:

  • консультации по вопросам детских страхов и тревожности.
  • обучение конструктивным формам поведения в травмирующих ситуациях.
  • создание поддерживающей и безопасной семейной/образовательной среды. 

Критерии эффективности

Критериями эффективности программы по преодолению тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста являются: снижение уровня тревожности и количества страхов, повышение уверенности в себе, улучшение взаимоотношений с родителями, а также достижение всех поставленных в программе целей. 

  1. Психологические:
  • снижение уровня тревожности и количества страхов;
  • повышение у ребенка уверенности в себе и своих силах;
  • формирование адекватной самооценки;
  • улучшение общего настроения, преобладание положительных эмоций;
  • способность к расслаблению и использование освоенных техник саморегуляции (дыхательные техники, релаксация).
  1. Социальные:
  • улучшение взаимоотношений ребенка с родителями;
  • способность ребенка адекватно реагировать на стрессовые ситуации и выражать свои эмоции;
  • повышение социальной активности, инициативности в общении со сверстниками и взрослыми;
  • формирование навыков коллективного взаимодействия.
  1. Динамика:
  • изменение поведения ребенка в сторону большей уверенности и спокойствия;
  • успешное преодоление типичных детских страхов (темноты, одиночества, сказочных персонажей и др.). 
  • улучшение адаптации к условиям детского сада и другим социальным ситуациям;
  • появление более конструктивных поведенческих реакций в стрессовых ситуациях.

Методы оценки:

Для оценки этих критериев используются различные методы:

  1. Наблюдение: целенаправленное наблюдение за поведением и эмоциональными реакциями детей в различных ситуациях, фиксирование изменений в их поведении, реакции на новые или пугающие ситуации.
  2. Психологическая диагностика: использование специальных диагностических инструментов (например, проективных методик) для оценки уровня тревожности и наличия страхов до (констатирующий этап) и после (контрольный этап) программы.
  3. Анкетирование и беседы: индивидуальные и групповые беседы, опросы родителей и педагогов с целью получить их взгляд на изменения, произошедшие с ребенком. 
  4. Проективные методы: использование методов арт-терапии (рисуночных тестов, сказкотерапии, игровой терапии), анализ продуктов детской деятельности, позволяющих выявить скрытые страхи и эмоциональное состояние. 

Организация коррекционно-развивающей программы

Программа предполагает индивидуальный подход к детям с учётом их индивидуальных особенностей, личностных нарушений в эмоциональной сфере.

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы, являются ближайшее окружение ребенка: родители (законные представители) детей. Родители имеют возможность получать индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога и других специалистов, по возникающим вопросам и выявленным проблемам, в ходе реализации программы, знакомятся с результатами диагностического обследования, предусмотренных программой, получают рекомендации, по мере необходимости.

Работа с детьми проводится через диагностику, групповую коррекционно-развивающую работу.

Условия проведения

Занятия обычно проводятся в группах: 1 раз в неделю

Продолжительность занятий: от 25 до 30 минут. 

Количество занятий: 10 занятий.

Оптимальная наполняемость группы: 8-10 человек.

Возраст: 5-7 лет

Программа включает в себя диагностику

Структура занятия:

  1. Приветствие/ритуал начала занятия (создание безопасной атмосферы).
  2. Основная часть: игры, упражнения, творческие задания, направленные на достижение целей программы.
  3. Релаксация (дыхательные упражнения, медитативные сказки, спокойная музыка).
  4. Рефлексия/ритуал окончания занятия (обмен впечатлениями, закрепление позитивного опыта).

Диагностические методики, а работе с детьми, применяемые в рамках реализации программы

Методика

Автор

Цель

«Тест тревожности»

Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

Определение  общего уровня тревожности ребенка.

«Страхи в домиках»

М.А.Панфилова

Выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет

«Рисунок семьи»

Л. Корман. 

Выявление особенностей внутрисемейных отношений, восприятия ребенком своей роли и членов семьи, а также диагностика тревожности и конфликтности в семье.

«Лесенка»

В.Г.Щур

Выявить, как ребенок оценивает себя сам, и как он думает, оценивают его другие люди.

«Эмоциональное состояние ребенка в семье и в детском саду»

Развитие у детей способности понимать и управлять своими эмоциями, а также формирование умения сопереживать другим

Проективная методика «Нарисуй свой страх»

А.И.Захаров

Выявление страхов у детей

«Дом, дерево, человек»

Д.Бук

Изучение личности ребенка, его самоощущения, аффективной сферы, потребностей, взаимоотношений с окружающими

«Сказки»

Л.Дюсс

Определение эмоциональных проявлений, сферы тревоги ребенка, исследование межличностных отноешений между детьми и родителями в семье

Методика «Паровозик»

Велиева С.В.

Определение особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормального или пониженного настроения, состояния тревоги, страха, удовлетворительной или низкой адаптации в новой или привычной, социальной среде.

Диагностические методы в работе с родителями и воспитателями: беседа, наблюдение, анкетирование.

Опросник для родителей по выявлению тревожности у детей

(на основе методики Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко)

Выявление тревожного ребенка в группе сверстников.

Шкала тревожности у дошкольников (Spence Children's Anxiety Scale - Preschool version, SCAS-P)

 Сьюзан Спенс

Оценить симптомы тревожности у детей дошкольного возраста и измерить общий уровень тревожности от 2,5 до 6,5 лет.

Тест на выявление детских страхов

(А. И. Захаров, М. А. Панфилова)

Диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.

Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка»

П. Бейкер, М. Алворд

Выявить уровень тревожности у ребенка, а также проследить ее связь с самооценкой, успехами в учебе и взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Цель

Содержание занятий

Диагностика уровня тревожности и страхов

Выявить и оценить уровень тревожности и специфические страхи у дошкольников для своевременной профилактики и коррекции, сохранения их психического здоровья и предупреждения возможных отклонений в развитии.

1

«Я – это я»

 

Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

1. Ритуал приветствия "Здравствуйте, это я!"

2. Игровые приветствия "Передай улыбку",

3. Игра "Кто как меня называет".

4. Игра "Собери картинку из частей" 

5. Сказка «Друзья»

6. Техника визуализации "Листья на реке"

7. Ритуал прощания: "До свидания, до новых встреч!". 

2

"Как зовут меня, тебя, его?"

 

Цель: раскрытие своего "Я",

формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

1. Ритуал приветствия «Передай улыбку»

2. Беседа "Зачем человеку имя?"

3.  Упражнение "Угадай, кто сказал"

4. Игра "Моё имя"

5. Игра "Разведчики"

6. Рисование самого себя.

7. Рефлексия "Доверяющее падение"

8. Ритуал прощания "Горячие ладошки"

3

«Что тебе нравится в себе?»

Цель: формирование положительного отношения к своему "Я", развитие самосознания и адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

1.Приветствие "Круг друзей":

2. Беседа "Мы разные":

3. Упражнение с зеркалом "Волшебное зеркало":

4. Игра «Похвастушки"

5 Творческое задание "Портрет моих достоинств":

6.Рефлексия «Снежный ком»

7. Ритуал прощания  "Пожелания"

4

«Секреты обо мне»

Цель: формирование позитивного образа "Я", развитие самопознания и эмоциональной сферы детей.

1. Приветствие «Я рад тебя видеть!»

2. Беседа "Кто я такой? Секреты обо мне".

3. Игра "Волшебный мешочек".

4. Упражнение "Расскажи свой секрет".

5.  Рисование на тему "Чего я боялся, когда был маленьким."

6. Сказка «История со счастливым концом»

7 Рефлексия «Заплетем косичку».

8. Ритуал прощания «До свидания, до новых встреч!". 

5

"Путешествие в страну эмоций"

 

Цель: формировать навыки выражения эмоционального настроения

1. Упражнение "Круг радости" 

2. Дидактическая игра "Угадай эмоцию".

3. Упражнение "Театр эмоций" (Этюды). 

4. Арт-терапевтическое упражнение "Нарисуй эмоцию"

5. Подвижная игра "Кричалки! Шепталки! Молчалки!".

6. Релаксационное упражнение "Волшебный сон"

7. Ритуал прощания «Возьмем с собой:»

6

"Волшебный мешочек страхов"

Цель: создание условий для осознания и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста.

1. Упражнение «Лабиринт страхов»

(модификация упражнения О.В. Хухлаевой

2. Игра "Волшебный мешочек страхов"

3. "Угадай, что это?"

4. "Я боюсь..."

5. «Что можно сделать?»

6. Трансформация страха (арт-терапия)

7. Релаксация “Разговор с лесом”

8. Ритуал прощания «Что нового я узнал»

7

Страх мой – враг мой.

Цель: создавать условия для преодоления у детей чувства страха и снижение уровня тревожности

1. Упражнение "Круг друзей" 

2. Игра с мячом/клубком "Что я чувствую сейчас"

3.Игра Ладошки страха

4.Игра "Сказочная шкатулка":

5.Упражнение «Страх уходит»:

6. Игра «Я – не боюсь»:

7. Релаксация "Волшебный сон" 

8. Ритуал прощания «Возьми с собой»

8.

«Смелость красит человека»

Цель: формирование представлений о смелости как о положительном и важном качестве человека,

развитие смелости, преодоления страхов.

1. Упражнение "Росточек под солнцем"

2. Беседа «Что такое смелость?»

3. Игра "Ситуации".

4. Упражнение "Смелые ребята"

5. Динамическая пауза «Преодолей препятствие»

6. Игра "Страшная сказка по кругу"

7. Упражнение "На лесной полянке"

8. Рефлексия "Я тебя не боюсь"

9. Ритуал прощания «Искра добра»

9.

Не страшно, а смешно!

 

Цель: обеспечить пути поиска преодоления страха;

 способствовать развитию эмпатии, умению сопереживать другим, снижению психоэмоционального напряжения.

1. Упражнение "Росточек под солнцем"

2. Беседа «Не страшно, а смешно»

3. Игра «Пчелки в темноте»

4. Упражнение «Нарисуй свой страх» и оживи его

5. Упражнение «Смешной страх»:

6. Упражнение "Неваляшка"

7. Упражнение "Закончи предложение"

8. Рефлексия «Радуга»

9. Ритуал прощания «Пожелание другу»

10

"Я умею и могу"

Формирование у детей позитивного образа "Я", развитие уверенности в своих силах и стремления к самосовершенствованию. 

1. Игра-приветствие «Круг друзей»

2. Игра "Зайчик и одуванчики"

3.Упражнения «Мои умения»

4. «Конкурс хвастунов» (в позитивном ключе)

5. Упражнение «Я могу помочь»

6. Упражнение «Дай пять»

7. Упражнение "Доверяющее падение"

8. Рефлексия «Цветик-семицветик»

9. Ритуал прощания «До завтра»

11

«Мне не страшно Я – герой»

1. Упражнение «Улыбка»

2. «Чего боятся люди»

3. Упражнение «Закончи предложение»

4. Игра «Комплименты»

5. Упражнение «Плоды одного дерева»

6. «Упражнение в лучах солнца»

7. Сказка «Лягушонок – спасатель»

8. Рефлексия «Мое состояние»

9. Ритуал прощания «Пожелания»

Диагностика уровня тревожности и страхов

Оценка динамики изменений в эмоциональном состоянии детей и закрепление полученных навыков.

Список источников

  1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. и др. Учимся понимать друг друга. – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  2. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться. – М.: Гелеос, 2008.
  3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - С-П., 2000
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999.
  7.  Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПБ.: Питер, 2002.
  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическ5ое пособие – М.: Генезис, 2007.
  9. Кузминкин В. Кого и чего мы боимся. // Вечерний Новосибирск от 13 окт.2001.
  10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –

СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000.
  2. Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа-Пресс», 1996.
  3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - МоскваВоронеж., 2000. 5. Риман Ф. Основные формы страха. - М., 1998. 6. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001.
  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? (части 1-4). М.:, 1999.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: ,1990.