Новые образовательные технологии в работе педагога-психолога
Новые образовательные технологии в работе педагога-психолога нужны для развитие у учащихся компоненты жизнестойкости. Развитие эмоционального интеллекта с целью повышения уровня культурного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Развитие творческого и социального интеллекта.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 475 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ЛУКОВНИКОВОЙ ОЛЬГИ ВЛАДИМИРОВНЫ
Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.
Специфика работы психолога в школе состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Какие же современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога ?
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникационные технологии
- личностно-ориентированные технологии
- игровые технологии
- метод песочной терапии
- метод сказкотерапии.
- методы арт-терапии.
- музыкальная терапия.
- методы релаксации.
- МАК карты.
- трансформационные игры
Рассмотрим данные технологии подробнее:
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Направления здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входит большое количество различных гимнастик, я использую:
-гимнастика для глаз;
-гимнастика дыхательная;
-гимнастика пальчиковая;
-подвижные игры;
-динамическая пауза;
-релаксация (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому, когда я ее применяю, стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а в конце занятия расслабление, которое я провожу в сенсорной комнате);
Рис 1. Фрагмент тренингового занятия, упражнение «Автобус»
Технологии обучения ЗОЖ
-коммуникативная игра
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.
● Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра со стульчиками»).
● Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)
● Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);
Рис 2. Рис 3.
Рис 2. Рис 3. Упражнение «Зеркало».
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к воспитанию и обучению детей, такие, как включение в процесс образования современных информационных технологий(компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности.
Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Преимущества компьютера состоят в следующем:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
В своей работе я использую следующие компьютерные технологии:
-обучающие и развивающие игры и задания (сообщают знания, формируют умения и навыки ), например на развитие внимания, изучение геометрических фигур, изучение цветов, развитие мышления и т.д.
-диагностические методики ( у меня, имеется программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Готовность к школьному обучению»,которая содержит тесты, помогающие оценить насколько ребенок готов к обучению в школе, выявить особенности его развития и соотвествия возрастным нормам (содержит стандартизированный комплекс психодиагностических методик, направленный на диагностику уровня развития познавательных процессов детей 7-10 лет: восприятия, произвольного внимания, памяти, образно-логического мышления,
речи; и другие методики);
Таким образом, можно сделать вывод, что занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений; Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность; Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
Использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программы базируются, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.
Так же, в своей работе я стараюсь использовать личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Метод песочной терапии
лодол
Песочные картины. Рис 4.Рис 5.
Способствует развитию эмоционального интеллекта, творческого потенциала. Снижает напряжение и улучшает психоэмоциональное состояние. Корректирует неблагоприятные модели поведения, формирует новые позитивные ценности и позволяет выстроить перспективу будущего.
В работе с песком предпочитаю работать в формате метода «сказкотерапии». Использую разные сказочные сюжеты, ребёнку предлагается построить собственные картины из песка. Используется за основу фрагменты из любимых сказочных сюжетов. Далее, происходит коррекция. Также, можно создавать тематические и динамические песочные картины.
Сказкотерапия
Использование в работе, как способ коррекции поведения и развития у обучающегося творческого потенциала. Улучшение психоэмоционального состояния. Формирование позитивных представлений.
В работе использую часто собственный материал или материал известных авторов сказок. А также сказки народов мира, в том числе и русские сказки.
Часто метод сказкотерапии помогает также улучшить и откорректировать взаимоотношения, как межличностные (в классе), так и детско-родительские.
Один из способов работы со сказкой, это создание собственного сюжета и
Фрагменты из авторской сказки «Звёздный мальчик». Рис 6,7,8,9.
прорисовки каждого важного (значимого) события. Можно предлагать свойматериал, и также, направить ребёнка на создание своего собственного сюжета.
Методы арт-терапии
Способствует снижению эмоционального напряжения, уменьшению значимости негативного опыта неудач, проработки агрессии и злости, восстановление внутренней гармонии между чувствами и разумом, а также благоприятно влияет на формирование цельной личности.
В работе с обучающимися я в основном перехожу на арт-терапевтические формы и виды деятельности. По мимо более явной диагностической наглядности психоэмоционального состояния ученика, можно при помощи арт-продукта совершить более «мягкую» коррекцию поведения, а также решить ряд вопросов личного характера.
Арт-терапия позволяет быстро, а главное продуктивно оказывать помощь в работе педагога-психолога при работе с обучающимися, решая ряд разных и важных задач.
В работе использую разные методы, такие как: изо-терапия, глинотерапия, маскотерапия, куклотерапия, рисование с помощью угля, мандалатерапия, рисование на стекле и многое другое.
Рис10. Рис 11. Рис 12.
Арт-терапевтическая техника «Джунгли». Рис10. Мандалотерапия. Рис 11. Диагностика семьи через образ цветка. Рис 12.
Для работы с коррекцией детско-родительских отношений применяю технику «Рисунок на стекле», автором которой является доктор педагогических наук Л.Д. Лебедева; На рисунке 13,14,15 изображён мой личный опыт обучения данной технике.
Музыкотерапия
Использование музыки во время психологических занятий способствует снижению уровня стресса, улучшению эмоционального состояния и достижению релаксации. В процессе прослушивания музыкальных произведений дети успокаиваются, уходит тревожность, их ум умиротворяется, что способствует полному расслаблению.
Метод релаксации
Для психолого-педагогического сопровождения школьников, расслабляющие упражнения и техники релаксации могут использоваться для улучшения эмоционального состояния, снижения уровня стресса и повышения концентрации. Систематизация применения релаксации может включать в себя различные методы, такие как дыхательные упражнения, медитация, визуализация, прогрессивное мышечное расслабление и другие техники, которые помогают школьникам достичь полной релаксации.
Эти методы могут быть встроены в повседневную жизнь школьников через практику коротких расслабляющих перерывов между занятиями, специальные упражнения на уроках физкультуры или психологических тренингах.
Систематизация применения релаксации в психолого-педагогическом сопровождении школьников поможет создать эффективные и целенаправленные методы помощи школьникам в достижении расслабления и сбалансированности.
Примеры методов расслабления:
-метод подражания (имитация) – поза “дремлющего кучера”;
-метод удобного положения;
-метод смены напряжения и расслабления мышц;
-метод “дыхания по кругу”.
-словесный метод (рифмованные упражнения);
Рис 16. Занятие, с использованием технологии релаксации и музыкотерапии.
МАК карты.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) действительно могут быть очень полезным инструментом для работы с детьми. Они помогают детям выразить свои эмоции, переживания и мысли через изображения и символы, что может облегчить коммуникацию и помочь понять их психоэмоциональное состояние.
При использовании МАК в индивидуальной работе с детьми, я использую различные наборы карт, каждый из которых представляет определенную тему или категорию эмоций. Например, карты с изображениями различных животных, природы, предметов и т.д.
Рис 17. МАК «Из сундука прошлого». Рис.18 МАК «Ключ к подсазнанию»
Рис 19. Работа с МАК «Мой внутренний ребенок»
Трансформационная игра
Ценность современных образовательных технологий в психолого-педагогической деятельности очень велика. Использование технологий может значительно обогатить и улучшить работу, делая её более интересной и эффективной. Они позволяют персонализировать обучение, делая его более доступным и интересным для учащихся. Технологии также помогают улучшить коммуникацию с родителями, разнообразить методики работы с учениками и обеспечить эффективный мониторинг прогресса. Все это способствует более качественной и результативной психокоррекционной работе.
В современном мире, когда вопросы безопасности и выживания решены, человек переходит к духовному росту и постоянно находится в поисках себя и в поисках ответа на главный внутренний вопрос: Как быть здоровым, счастливым, богатым и любимым? Среди бесчисленных методик саморазвития есть инструмент, который дарит радость самопознания и взаимодействия с другими людьми – психологические трансформационные игры. Трансформационная игра (Т-игра) – уникальный сплав глубокой психологической работы и увлекательного игрового процесса, это волшебное зеркало, которое отражает то, что происходит в вашей жизни. Основная задача трансформационной игры – мягко, но уверенно подвести вас к осознанию собственных скрытых ресурсов, помочь найти ответы на самые острые вопросы, пролить свет на корни текущих трудностей и начертить ясный путь к их преодолению. Это ваш личный полигон, где можно безбоязненно экспериментировать, примерять новые роли, тренировать навыки и получать озарения, не рискуя в реальной жизни. Особенность трансформационных игр таится в их волшебном симбиозе: они, словно искусный тренажёр, через яркие метафоры и образы открывают прямой доступ к подсознанию, высвобождая креативность и позволяя в живом групповом взаимодействии проработать самые глубокие психологические запросы.
Рис 20. Рабочее поле трансформационной игры «Ключ к подсознанию»
Рис 21. Фрагмент трансформационной игры «Ключ к подсознанию»
Таким образом, подводя итоги, использование новых образовательных технологий в работе педагога-психолога направлено на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, а также на повышение и улучшение качества и уровня занятий.





















