Программа "Одаренный ребенок"
Детство является благоприятным периодом для развития одаренности.В настоящее время все больше внимания уделяется выявлению одаренных детей и их дальнейшему сопровождению. Целью программы является создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование способностей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга» г. Канска
Программа психолого-педагогического сопровождения
«Одаренный ребенок»
Разработчик:
Педагог-психолог Т.В.Лосева
2024г.
Содержание:
| 2 |
| 2 |
2.1. Актуальность темы | 4 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 9 |
| 10 |
| 10 |
| 10 |
| 11 |
| 11 |
| 12 |
5.1. Диагностика детей | 13 |
5.2. Диагностическая работа с родителями | 14 |
5.3. Диагностическая работа с педагогами | 15 |
| 15 |
| 19 |
| 19 |
- Введение
Выявление одаренных детей дошкольного возраста на основе наблюдения, изучения интеллектуальных, психологических, физических особенностей обучающихся и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой.
- Пояснительная записка.
В настоящее время всё больше внимания в системы образования уделяется развитию и поддержке потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, развитием и сохранением интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Одарённые дети - это дети, которые выделяются яркими, иногда выдающимися достижениями в какой-либо сфере деятельности, или имеют внутренние предпосылки для таких достижений, они могут значительно опережать своих сверстников в умственном развитии или демонстрируют выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и другие). Одарённость ребенка может проявляться не сразу, а постепенно, по мере его взросления. Иногда родители замечают признаки одарённости ещё в раннем детстве, а иногда - уже в школьные годы, когда становится виден особый интерес ребёнка к учебным предметам или хобби.
В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.
Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
У одарённых детей может наблюдаться высокая любознательность и исследовательская активность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, хорошая память, основанная на раннем овладении речью и абстрактным мышлением, большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы, повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна и т.д.
Одарённые дети как правило, более активны и всегда чем-либо заняты, настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью, умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации, иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.
Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают, что необходимо создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных детей мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в интеллектуально-творческой и спортивной деятельности.
В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников.
Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарѐнных детей характерна потребность в знаниях, у данной категории детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.
Развитие детской одаренности в условиях обычного детского сада требует разработки и внедрения целостной программы на основе системного, личностно-ориентированного, личностно - деятельностного подходов, которые обеспечат координацию деятельности дошкольного учреждения в развитии детской одаренности.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
- Актуальность программы.
В настоящее время все больше внимания уделяется выявлению одаренных детей и их дальнейшему сопровождению. Дошкольное учреждение является стартовой площадкой для распознавания такого феномена, как детская одаренность. Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей.
Очень важно понимать, что чем раньше у ребёнка выявят незаурядные способности, тем больше возможностей для их реализации будет у ребенка до его поступления в школу, а также развития данных способностей уже непосредственно будучи школьником. Поэтому проявление детской одаренности является предметом исследования в научном мире и не теряет своей актуальности на протяжении длительного времени. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Среди детей есть такие, кто по уровню развития своих способностей, восприятия окружающего мира, отличается от сверстников.
Актуальность программы заключается в том, что у одаренных детей высоко развита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию. Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать свое поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Данная программа направлена на выявление, поддержку и развитие одаренных детей. Реализуется с 2023 года.
Система развития одаренных детей происходит посредством включения обучающихся в развивающие занятия с педагогом-психологом, кружковую деятельность, исходя из их способностей, склонностей и интересов, и позволяет развить именно то направление развития ребенка, которое выявила пстихолого-педагогическая диагностика.
- Основание для разработки Программы
Для реализации Программы необходимо опираться на документы, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников в части осуществления работы с одаренными детьми. К таким документам на международном и федеральном уровне относятся:
- Основные положения «Декларации прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей.
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) ФГОС Дошкольное образование предполагает, что работа с одарёнными детьми — одно из направлений индивидуализации дошкольного образования. Основная идея работы по выявлению и развитию одарённых детей — объединение усилий педагогов, родителей и руководителей образовательных учреждений для создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» ((в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2016 г. «Об утверждении перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (ФОП ДО) (п.27.8) – одаренные дети одна из целевых групп).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020г.. регистрационный № 61573.
- Устав МБДОУ № 53.
- Цель программы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
- Задачи:
- разработать диагностический кейс, с целью подбора диагностических методик для выявления предпосылок одаренности обучающихся, определения их интеллектуального, творческого потенциала, интересов и способностей;
- выявить детей с признаками одаренности в условиях ДОУ;
- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ, в соответствии с их индивидуальными возможностями;
- разработать план мероприятий для развития интеллектуальной, творческой и психомоторной (спортивной) одаренности детей;
- использовать условия социума для разностороннего развития детей дошкольного возраста;
- повышать педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
- Принципы работы
В основу психологического сопровождения интеллектуально способных и одарённых детей положены принципы:
детьми:
- Индивидуализация и дифференциация: подход к каждому ребенку основывается на его индивидуальных потребностях, способностях и темпе развития, предполагает разработку индивидуальных планов и задач.
- Комфортная среда: создание психологически комфортных условий, в которых ребенок чувствует себя уверенно и не боится пробовать новое.
- Учет возрастных особенностей: задачи и методы работы должны соответствовать возрасту детей, учитывая их психологические и когнитивные возможности.
- Разнообразие возможностей: предоставление широкого спектра возможностей для реализации способностей и интересов ребенка в различных видах деятельности.
- Опережающее обучение: использование методов, которые позволяют ребенку развиваться в своем темпе и двигаться вперед.
- Методы работы
- Психологическая диагностика: выявление одаренности и ее особенностей с помощью наблюдения и других диагностических методик для построения целостной картины.
- Психологическая поддержка: оказание эмоциональной поддержки детям, поощрение их успехов и нешаблонных решений.
- Проектная деятельность: вовлечение детей в проектную деятельность, которая требует анализа, поиска решений и активного участия.
- Просветительская работа: информирование и консультирование родителей и педагогов по вопросам психологии одаренных детей.
- Коррекционная и развивающая работа: проведение занятий, направленных на развитие когнитивных и творческих способностей, а также на формирование личностных качеств.
- Сотворчество: создание атмосферы сотрудничества между взрослым и ребенком, где ребенок может проявлять инициативу и творчество.
- Виды и особенности одаренности
Одаренность классифицируется по виду деятельности, степени сформированности и форме проявления. Основные типы включают общую интеллектуальную, специальную (художественную, спортивную), творческую и лидерскую одаренность.
Виды одаренности по виду деятельности
- Общая интеллектуальная/академическая: высокие способности к обучению, быстрое усвоение информации и понимание концепций во многих областях.
- Специальная (профессиональная): проявляется в конкретных областях, таких как музыка, живопись, спорт и т.д.
- Творческая: способность к оригинальному, нестандартному мышлению, поиску новых решений и идей.
- Лидерская (социальная): исключительные способности к установлению конструктивных отношений с людьми, социальная перцепция и организаторские умения.
Виды одаренности по степени сформированности
- Актуальная (явная): одаренность, которая проявляется в реальных достижениях и высоком уровне выполнения деятельности.
- Потенциальная (скрытая): наличие потенциала для высоких достижений, который пока не реализован в деятельности.
- Актуализированная: переведенная из потенциальной в актуальную форму.
Виды одаренности в дошкольном возрасте
Музыкально одаренные дети
Ребенок имеет музыкальный талант, если:
- любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;
- быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
- сочиняет мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
Дети с высокими творческими (художественными)способностями
Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если:
- с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке;
- в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);
- серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
- не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их приводя вполне разумные доводы.
.
Дети с литературными способностями
Ребенок имеет литературный талант, если:
- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);
- любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.
Дети с артистическими способностями
Ребенок имеет артистический талант, если:
- часто, когда ему не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;
- с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
Дети, имеющие спортивный талант:
- предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню, соревнования;
- физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;
- смелы и не боятся синяков и шишек;
- почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой-нибудь спортивной игре двигаются легко, пластично, грациозно;
- обладают высокой координацией движений;
- ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким-нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.
Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями:
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются:
- инициативностью;
- высокими организаторскими способностями;
- их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.
Дети, с выраженными техническими способностями
У ребенка отмечают технические способности, если он:
- интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;
- может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
- богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур;
- повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям;
- повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов;
- демонстрирует понимание причинно-следственных отношений;
- выражает мысли ясно и точно (устно и письменно);
- хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит);
- не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился;
- пытается выяснить причины и смысл событий;
- уделяет много времени созданию собственных «проектов»;
- любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Особенности возрастного развития детской одаренности
Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т. п.); выбор сложной уровень абстрактного мышления и т. п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например, пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.).
Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.
До 2 - 3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3 - 4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5 - 6 лет) придумать что-то свое.
Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.
Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3 - 4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные новые комбинации.
Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4 - 5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры
с ровесниками или старшими детьми.
Уже в 5 - 6 лет развитие дошкольника характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Один из показателей одаренности ребенка — повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. Эти качества в народе называются оригинальностью. Зависит она от умения мысленно обобщать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов, т. е. способности выходить из рамок привычных мыслительных стереотипов.
На этом этапе педагог-психолог и педагоги создают интеллектуально-творческий портрет одаренного ребенка: у обучающегося явно выражены определенные способности, он быстро схватывает информацию и сосредотачивается на интересующих его видах деятельности. Одаренный ребенок заметно опережает своих сверстников, легко достигает хороших результатов, стремится к успеху. Педагог-психолог рекомендует родителям и педагогам правильно организовать и создать условия для дальнейшего развития одаренности у такого дошкольника. Впоследствии специалист содействует в помощи выбора школы, специализированных классов, где обучение проводится по определенным предметам и специальным программам.
Однако деятельность педагога-психолога не ограничивается вышеназванными действиями. На протяжении всего периода наблюдения за детьми специалист эмоционально поддерживает одаренных детей. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- подборка психологических методик, предназначенных для тестирования способностей детей;
- проверка уровня тревожности у обучающихся с одаренностью / спосоьглстями;
- проверка уровня тревожности каждого воспитанника; через анкетирование родителей обучающихся, с одаренностью, педагогов.
Как повышенная, так и пониженная тревожность препятствуют развитию способностей и творческого потенциала детей.
- Формы работы с одаренными детьми
- Психолого-педагогическая диагностика, включающая работу с педагогами (беседы, анкетирование, анализ результатов педагогического мониторинга), с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества) и с родителями (беседы, анкетирование).
- Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий.
- Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм и т.д.
- Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах.
- Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- Создание детских портфолио.
Выявление детей с общей и специальными видами одаренности осуществляется при помощи проведения психолого-педагогической диагностики, педагогического наблюдения, анкетирования родителей.
- Направления работы в рамках программы
Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- создание банка данных «Одаренные дети ДОУ»
Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
- создание условий для участия одаренных детей в интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Планируемые результаты
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
- Мероприятия, проводимые педагогом-психологом в рамках реализации программы «Одаренный ребенок»
№ п/п | Проводимые мероприятия | Время проведения |
1 | Подбор и апробация пакета диагностических методик | сентябрь |
2 | Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников | сентябрь-октябрь |
3 | Консультирование педагогов и родителей (по результатам диагностики индивидуальных особенностей одаренных обучающихся, рекомендации по сопровождению / общению и т.д. ) | октябрь (по запросу в течение года) |
4 | Диагностика родителей и педагогов (по запросу) | в течение года |
5 | Проектная мастерская с одаренными детьми (1 раз в месяц) | октябрь-апрель |
6 | Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей» | 1 полугодие |
7 | Подготовка материала для «Родительского уголка»
| в течение года |
8 | Отслеживание эмоционального настроя обучающихся на занятиях | в течение года |
9 | Групповая развивающая работа с одаренными обучающимися старшего дошкольного возраста в ДОУ | 1 раз в неделю |
10 | Проведение конкурса «Маленькие академики» для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ (2 отборочных тура) | январь |
11 | Подготовка победителей конкурса в ДОУ для участия в муниципальном конкурсе | январь-февраль |
12 | Участие обучающихся старшего дошкольного возраста в конкурсе «Маленькие академики» на муниципальном уровне. | февраль |
13 | Мониторинг эффективности работы. | май |
- Этапы сопровождения одаренного ребенка
1 этап. Диагностико-организационный (сентябрь - октябрь)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
- изучение нормативной базы;
- разработка программы работы с одаренными детьми;
- анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
- Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников;
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий: интеллектуальные викторины, конкурсы, праздники.
- Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ.
2 этап. Реализационный (ноябрь - апрель)
Цель: апробация системы работы с одаренными воспитанниками.
Задачи:
- диагностика склонностей воспитанников;
- формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми;
- использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.
- создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.
Планируемые мероприятия:
- Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, оформление «Родительского уголка».
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Дополнительное образование (групповая развивающая работа с одаренными обучающимися, кружковая работа и т.д.).
3 этап. Аналитический (апрель - май)
Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
- анализ итогов реализации программы;
- осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду;
- оказание помощи педагогам, имеющим затруднения в реализации программы;
- обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.
Планируемые мероприятия:
- Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
- Изменения и уточнение программы.
- Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.
- Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
- Система диагностической работы педагога-психолога в ДОУ
Психолого-педагогическую диагностику в ДОУ проводит педагог-психолог.
Цель: получение информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей и динамики их развития.
Направления психолого-педагогической диагностики:
- Работа с педагогами (беседы, анкетирование, анализ результатов педагогического мониторинга).
- Диагностика родителей (беседы, анкетирование, карты наблюдения и т.д.)
- Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка в четыре этапа:
1 этап: анализ мониторинга освоения основной образовательной программы и отбор группы детей, показавших результаты выше среднего и высокие
2 этап: анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей и анкетирования родителей ребенка (одаренные дети, в том числе, выделяются по оценке взрослых).
3 этап: организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов.
4 этап: мониторинг достижения запланированных результатов
- Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
- Аналитическая справка итогам работы с одаренными детьми
- Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.
Основными методами диагностики на первом этапе являются:
- наблюдение;
- эксперимент;
- метод экспертных оценок.
Психологическая диагностика одаренных детей
Принципы диагностики детей:
- соответствие тестовых методик возрастным нормам;
- игровой характер тестовых методик;
- доброжелательная атмосфера во время тестирования;
- психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;
- согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Примерные психологические методики, используемые педагогом-психологом для выявления одаренности детей, работы с педагогами и родителями
- Диагностика детей
№ п/п | Методика | Автор | Цель |
1 | Проективная методикадиагностики тревожности (от 4-7 лет) | В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммел | Определение уровень тревожности у детей, выявление эмоционального состояния ребенка в типичных жизненных ситуациях и получение косвенной информации о его взаимоотношениях с окружающими. |
2 | Наблюдение за деятельностью детей | Афонькина Ю.А | Изучение и оценка индивидуального развития ребенка по различным параметрам, прогнозирование и постановка педагогических задач. |
3 | «Дорисовывание фигур» | О.М. Дьяченко | Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. |
4 | Диагностика интеллекта методом рисуночного теста | С. Степанов | Оценивание уровня развития невербального интеллекта у детей и подростков через анализ их рисунков. |
5 | Диагностика способностей к изобразительному творчеству | Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, О.В. Чирова, Н.В. Терещук. | Выявление уровня развития воображения, композиционных навыков, оригинальности и проработанности образов, а также потенциала личности для дальнейшего развития в творческой сфере |
6 | Методика «Древо желаний» | В.С. Юркевич | Исследование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста |
7 | Методика «Вид познавательной активности» | Н. И. Гуткина | Изучение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка, |
8 | Прогрессивные матрицы Равена | Равен. | Исследовать логичность мышления дошкольников |
9 | Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР) (от 5 лет) | Фрэнк Вильямс | Комплексная диагностика творческих способностей у детей и подростков |
10 | Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка (с 4 лет) | Выявление общего уровня интеллектуального развития и интереса к миру | |
11 | Тест Стенфорд – Бине для детей с 3 лет. | Стенфорд – Бине | Изучение общего уровня интеллекта человека, включая как одаренных детей, так и детей с трудностями в обучении. |
12 | Тест Д. Векслера, методика WPPSI с 4–6,5 лет | Д. Векслера, | Изучение интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста. |
13 | Шкала оценки моторики | Озерецкий Н.И. | Исследование психомоторных компонентов одаренности |
14 | Тест креативности Торренса | П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой | Оценка креативности и творческого мышления у людей разных возрастов, от детского сада до взрослых. |
15 | Батарея тестов креативности (САР) | Гилфорда (модифицированный) в адаптации Е.Е. Туник | Изучение проявления креативности и творческого мышления |
16 | Методика «Исключение предметов» 5–17 лет | С.Я. Рубинштейн | Определение уровня вербального мышления и способностей к родовидовому обобщению, |
- Диагностика родителей:
№ п/п | Методика | Автор | Цель |
1 | Определение уровня проявления способностей ребенка | Сизанов А А.И. Савенков.Н | Определение уровня проявления способностей ребенка |
2 | Методика оценки общей одаренности | А. И. Савенковым) | Оценивание уровня развития ребенка, его сильные стороны для дальнейшей развивающей работы. |
3 | Методика экспертных оценок по выявлению одаренных детей | А.А. Лосева | Выявление одаренных детей в разных сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, двигательной |
4 | Методика «Карта одаренности» от 5 лет | А.И. Савенков | Оценивание различных видов одаренности ребенка (интеллектуального, творческого, академического, художественного, спортивного и других). |
5 | Стандартизированная анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника»; | В.С. Юркевич, адаптация Э.А. Барановой | Изучение познавательной потребности дошкольника» является диагностика уровня развития познавательной активности, интересов и любознательности детей дошкольного возраста. |
6 | Методика диагностики тревожности Р.Сирса | А. М. Прихожан, | Определение уровня тревожности у дошкольников и младших школьников |
- Диагностическая работа с педагогами
№ п/п | Методика | Автор | Цель |
1 | Методика экспертных оценок по выявлению одаренных детей | А.А. Лосева | Выявление одаренных детей через систематическое наблюдение за их поведением и развитие интересов, умственных и физических способностей. |
2 | Методика «Карта одаренности» (5 – 17) | в адаптации А. И. Савенков | Выявление и оценивание различных видов одаренности у детей в возрасте от 5 до 10 лет. |
3 | Методика «Карта одаренности» (5–10 лет) | Хаана и Каффа | Оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности; определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время |
4 | Стандартизированная анкета «Изучение познавательной потребности дошкольника». | В. С. Юркевич, Э. А. Баранова. | Выявление наличия, силы и устойчивости познавательной потребности у детей дошкольного возраста. |
5 | Методика диагностики тревожности | Р. Сирса | Определение уровня тревожности у дошкольников и младших школьников |
- Развивающие занятия педагога – психолога с одаренными детьми
Групповые развивающие занятия с одаренными детьми педагог-психолог проводит во время учебного года во второй половине дня. Программа содержит 18 занятий, проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут.
Календарно – тематическое планирование занятий
№ п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание | Оборудование |
1 | «Давайте знакомится» | 1. Познакомить детей со своим внутренним миром и миром друг друга. 2. Научить следовать, установленным правилам. 3. Развитие фантазии, внимания, воображения, памяти и мелкой моторики. | 1. Игра «Моё имя» 2. Игра «Геометрическая фигура» 3. Задание «Догадайся» 4. Задание «Глаз – фотограф». 5. Задание «Рисуем по клеточкам». | Листочки, бланки с заданием, магнитофон с расслабляющей музыкой. |
2 | «Мое имя – это Я» | 1. Продолжить знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга, показать, что каждая личность индивидуальна. 2.Развить стремление понять друг друга. 3.Развитие фантазии, творческих способностей, изобразительных навыков, внимания, речи и памяти. | 1.Игра «Имя оживёт». 2. Игра «Фантазёры». 3. Задание «Фантазёры». 4. Задание «Найди предмет на рисунке». 5. Выучи скороговорку | Бланки с заданиями цветные карандаши, магнитофон с расслабляющей музыкой. |
3 | «Я, ты, мы» | 1. Продолжить знакомить детей с внутренним эмоциональным миром друг друга, показать, что каждая личность индивидуальна. 2. Развить стремление понять друг друга. 3. Учить относиться друг к другу уважительно. 4. Развитие памяти, внимание, речи, мелкой моторики. | 1.Игра «Узнай по ладошке». 2. Задание «Запомни» 3. Задание «Найди предмет на рисунке». 4. Задание «Рисуем по клеточкам». Перерисуем по клеточкам колокольчик (рабочая тетрадь). | Бланки с заданием, цветные карандаши, магнитофон с расслабляющей музыкой. |
4 | «Разноцветный мир». | 1.Развивать умения позитивного отношения к себе и друг другу. 2. Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Задание «Закрась клетки». 2. Задание «Нарисуй радугу». 3. Задание «Цветик - семицветик». 4. Игра «Подбери по цвету" 5. Задание "Парные картинки" | Бланки с заданиями, картинки с изображением эмоций, |
5 | «Я – настоящий и Я – каким хочу быть» | 1.Познакомить с понятием «Самооценка». 2.Учить детей повышать самооценку, оценивать самих себя. 6.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Беседа 2. Упражнение «Оцени себя». 3. Игра «Комплименты» 4. Игра «Я горжусь тем, что я…» 5. Упражнение «Я – лев» 6. Задание «Догадайся». 7. Задание «Будь внимателен». | Лист бумаги, ручка, бланки с заданием |
6 | «Делу время, потехе час » | 1.Дать понятие отдыха, выяснить умеют ли ребята отдыхать. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. 3.Работать над развитием фонематического слуха. | 1.Настрой на работу 2. Задание «Доскажи словечко»: 3. Задание «Превращаем звук в кружок». 4. Игра «Назови слово со звука …». 5. Задание «Сочиняю я стихи» | Мяч |
7 |
| 1.Развивать уверенность в себе. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Приветствие и игра "Передай и назови качество" 2. Беседа "Что значит 'Я смогу! Я сумею!'?" 3. Задание «Догадайся». 4. Задание «А ну – ка, отыщи» 5. Игровое упражнение "Слова-выручалочки". | Лист бумаги, фломастеры, Рабочая тетрадь.
|
8 | «Радуга настроения» | 1.Учить детей определять настроение. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Игра «Найди ошибку» 2. Задание «Воображалки» 3. Задание «Работаем со спичками» 4. Задание «Рисуем по клеточкам» 5. Задание «Превращаем звук в кружок». | Картинки с изображением эмоций, бланки с заданиями |
9 | «Не волнуйся» | 1.Учить детей справляться со своим волнением и переживаниями. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Задание «Глаз фотографа» 2.Задание «Найди» 3. Задание «Рисуем по клеточкам» 4. Упражнение «Мой тревожный шарик» 5. Дыхательные упражнения:
- «Волшебная трубочка». | Картинки с изображением эмоций, бланки с заданиями, мяч, воздушные шарики |
10 | «Как подружиться со своими страхами» | 1.Учить детей бороться со своими страхами. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Беседа «Знакомство» со страхами» 2.Задание «Закончи ряд» 3. Упражнение «Воображалки» 4.Задание «Рисуем по клеточкам» 5.Упражнение «Развитие навыков самопомощи» | Бланк с заданиями, картинки с изображением эмоций. |
11 | «Тропинка к доброте» | 1. Учить детей доброте. 2. Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Упражнение «Правда ли?» 2. Задание «Линейка – чудодейка» 3.Задание «Рисуем по клеточкам» 4. Упражнение «Добрая и злая планета» 5. Упражнение «Передай сердечко» | Игрушечное сердечко, бланки с заданием, |
12 | «В мире ласковых слов» | 1.Учить детей говорить ласковые слова. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Задание «Соедините линиями». 2. Задание «Дорисуй и раскрась». 3. Упражнение «Назови ласково 4.Игра «Будь внимателен» 5. Игра «Сердечко» | Бланки с заданием, карандаши, мяч, игрушечное сердечко |
13 | «Команда спасателей» | 1.Учить детей быть сострадательными, милосердными, помогать другим. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Задание «Прищепка 2. Задание «Сестричка- двойняшка» 3. Игра «Помоги товарищу» 4 Упражнение «Собери узор» 5. Упражнение «Волшебные слова» | Прищепки, картинки с изображением предметов, разрезные картинки, |
14 | «Смелость в каждом из нас» | 1.Воспитывать в детях смелость, храбрость. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Упражнение «Закончи предложение» 2. Задание «Измени слова по образцу» 3. Задание «Продолжи фразу» 4. Игра «Изобрази эмоцию» 5. Задание «Нарисуй смелость» | Картинки с изображением эмоций, листы, карандаши |
15 | «Фантазируйте» | 1.Учить детей фантазировать, размышлять. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Задание «Рисуем по точкам» 2. Задание «Дорисуй» 3. Задание «Точки в квадрате» 4. Игра «Фантастические животные» 5. Игра «Небылицы» | Бланки с заданиями, карандаши.. |
16 | «Мир моих увлечений» | 1.Создать психологический комфорт для детей. 2.Поговорить об их увлечениях. 3.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Игра с мячом «Мир моих увлечений» 2. Задание «Рисуем мышку» 3. Упражнение «Продолжи узор» 4. Задание «Отгадайте загадки» 5.Творческая мастерская «Хобби моей мечты» | Мяч, бланки с заданием, карандаши, пластилин, |
17 | «Разные чувства» | 1.Учиться владеть своими чувствами. 2.Продолжить работу над развитием психических процессов. | 1. Упражнение «А ну ка, отыщи!» 2. Задание «Собери из звуков слова» 3. Упражнение «Волшебные краски» 4. Упражнение «Если ты счастлив» 5.. Задание «Нарисуй по клеточкам» | Бланки с заданием, карандаш |
18 | Заключительное занятие. Подведение итогов. | Вспомнить все изученное; Подвести итоги. | 1. Мозговой штурм «Что будет если …» 2. Интеллектуальная эстафета |
- Показатели эффективности реализации программы
Показатели эффективности программы педагога-психолога с одаренными дошкольниками включают: выявление и развитие способностей детей, повышение их индивидуальных достижений в различных видах деятельности, развитие их творческого мышления и самооценки.
Также к показателям относятся повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми, и активное вовлечение родителей и социума в этот процесс.
- Показатели, связанные с детьми:
Выявление и развитие способностей:
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
- формирование банка данных детей с предпосылками одаренности.
Индивидуальные достижения:
- повышение уровня достижений в образовательной, творческой и других видах деятельности;
- высокая динамика развития продуктивного творческого мышления.
Психологическое благополучие:
- повышение уровня самооценки и уверенности в себе у детей;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающим;
- создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
- Показатели, связанные с педагогами и родителями:
Профессиональное мастерство:
- повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми;
- овладение педагогами методами работы, учитывающими индивидуальные особенности одаренных детей.
Взаимодействие с родителями:
- активизация участия родителей в работе с одаренными детьми;
- улучшение психологической компетентности родителей в вопросах развития их одаренных детей.
- Показатели, связанные с образовательной средой:
Образовательный процесс:
- создание специальных условий для развития одаренных детей (например, индивидуализированный подход);
- организация развивающих занятий (индивидуальных и групповых).
Взаимодействие с социумом:
- увеличение участия окружающего социума в работе с одаренными детьми.
Список используемой литературы
- Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
- Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55
- Васильева О.С. Психологическая помощь в раскрытии одаренности детей /О.С.Васильева // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 136-138.
- Ганзикова Г.С. Детская одарённость / Г. С. Ганзикова // Соврем. б-ка. - 2011. - № 7. - С. 74-77.
- Дубасенюк А.А. Стратегии обучения одаренных детей / А. А. Дубасенюк // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 85-92. - Библиогр.: с. 92.
- Захарченко Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.
- Марченко Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
- Парц О.С. Использование методов ТРИЗ для развития творческого потенциала ребенка в исследовательской деятельности / О. С. Парц // Одар. ребенок. - 2011. - № 5. - С. 105-110. - Библиогр.: с. 110.
