Проективные рисуночные методики в работе педагога - психолога с несовершеннолетними
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие сведения по теме самообразования Цель работы по самообразованию: Повышение теоретической подготовки и практического мастерства. Расширениеи углубление своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений. Задачи работы по самообразованию: 1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования 2.Теоретическая разработка и практическая апробация занятий с использованием проективных рисуночных тестов с несовершеннолетними 3.Совершенствование форм, методов и приемов в работе с несовершеннолетними 4.Обобщение и распространение полученного опыта по теме самообразования через консультации, мастер-классы. Прогнозируемый результат: Совершенствование профессионального мастерства, повышение качества предоставления социально – психологических услуг Форма самообразования - индивидуальная
« Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.» (Психологический словарь, 1990). В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, ее индивидуальности . В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. Особенностью тестов этой группы является то, что тестируемого просят нарисовать определенный рисунок. Затем некоторые качественные и количественные характеристики рисунка подвергаются анализу и на основании его результатов делаются выводы о тех или иных чертах характера человека.
Часто применяемые в моей практике проективные методики : № Категория испытуемых Методики 1 Дошкольный возраст «Моя семья», «Рисунок человека», «Несуществующее животное» 2 Младший школьный возраст «Моя семья», «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Человек под дождем» 3 Подростковый возраст «Моя семья», «Рисунок человека», «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Человек под дождем», «Дом-Дерево-Человек» 4 Педагоги «Рисунок человека», «Человек под дождем», «Розовый куст» 5 Родители «Человек под дождем», «Розовый куст»
Свободные – задания со слабой выраженной структурой Тематические – задания , имеющие выраженную структуру или идею Примеры: «Свободный рисунок» «Спонтанный рисунок» «Мое настроение» «Личностные»- тесты-рисунки, направленные на исследование индивидуальных особенностей человека «Семейные»- тесты-рисунки, направленные на исследование особенностей внутрисемейных отношений и самоощущения человека в семье Примеры: «Автопортрет» «Рисунок человека» «Дерево» «Дом-дерево-человек» «Несуществующее животное» «Розовый куст» Примеры: «Моя семья» «Кинетический рисунок семьи» «Семья в образах животных»
Проективный рисуночный тест «Моя семья» Данная методика может использоваться для детей с четырёх-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных. Интерпретация делится на три части : 1) анализ структуры рисунка; 2 ) анализ особенностей графических презентаций членов семьи ; 3) анализ процесса рисования.
Проективный рисуночный тест «Дерево» Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Проективный рисуночный тест «Дом –Дерево- Человек» Методика предложена Дж.Буком в 1948 году. Изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем стали возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.
Проективный рисуночный тест «Человек под дождем» Помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?
Проективный рисуночный тест «Слон» Тест позволяет оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Применяется в основном для взрослых или детей старше 12 лет.
Заключение Психологические рисуночные тесты позволяют выявить скрытые стороны характера личности, часто не осознаваемые самим человеком. Собранная информация в ходе теста может представить различные данные о личности через стимулирование фантазии и свободный полет мысли человека. В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Поэтому, применение рисуночных методик стирает грань между психологическим обследованием и психотерапией. И у детей, и у взрослых выполнение подобные задания вызывают интерес, эмоциональный отклик. Меняется настроение, что благотворно влияет на общий эмоциональный фон. Меняется отношение к специалисту и процедуре психодиагностического обследования, общения и взаимодействия, появляется открытость и желание поделиться наболевшим, довериться. Появляется чувство собственной полноценности, принятости , самоудовлетворения и удивления. Снижается уровень тревожности, напряжения, появляется желание продолжить встречи, изменить что-то в себе.
Список использованной литературы 1. Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка» Руководство по детской психотерапии, Издательство: Независимая фирма "Класс" 2015 г 2. Вайолет Оклендер Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка : Когито -Центр; Москва; 2017 3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми РЕЧЬ Санкт-Петербург 2016 4. Венгер А.Л. Психологичексие рисуночные тесты. Владос - Пресс, М-2005 5. Шевченко М. А.«Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»: АСТ, Кладезь; Москва; 2014 Интернет - ресурсы: 1. https://vk.com/topic-59899136_31657284?offset=20 2. https://psylist.net/promet
Спасибо за внимание!
