Проективные рисуночные методики в работе педагога - психолога с несовершеннолетними

Гартусова Наталья Вячеславовна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проктивные рисуночные тесты2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение «Выборгский комплексный центр социального обслуживания несовершеннолетних» Самообразование на тему: «Проективные рисуночные тесты в работе педагога-психолога как эффективное средство в психодиагностике и консультировании детей и подростков» Выполнила: педагог-психолог отделения социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми Гартусова Наталья Вячеславовна

Слайд 2

Общие сведения по теме самообразования Цель работы по самообразованию: Повышение теоретической подготовки и практического мастерства. Расширениеи углубление своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений. Задачи работы по самообразованию: 1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования 2.Теоретическая разработка и практическая апробация занятий с использованием проективных рисуночных тестов с несовершеннолетними 3.Совершенствование форм, методов и приемов в работе с несовершеннолетними 4.Обобщение и распространение полученного опыта по теме самообразования через консультации, мастер-классы. Прогнозируемый результат: Совершенствование профессионального мастерства, повышение качества предоставления социально – психологических услуг Форма самообразования - индивидуальная

Слайд 3

« Проективный метод — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.» (Психологический словарь, 1990). В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, ее индивидуальности . В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал. Особенностью тестов этой группы является то, что тестируемого просят нарисовать определенный рисунок. Затем некоторые качественные и количественные характеристики рисунка подвергаются анализу и на основании его результатов делаются выводы о тех или иных чертах характера человека.

Слайд 4

Часто применяемые в моей практике проективные методики : № Категория испытуемых Методики 1 Дошкольный возраст «Моя семья», «Рисунок человека», «Несуществующее животное» 2 Младший школьный возраст «Моя семья», «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Человек под дождем» 3 Подростковый возраст «Моя семья», «Рисунок человека», «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Человек под дождем», «Дом-Дерево-Человек» 4 Педагоги «Рисунок человека», «Человек под дождем», «Розовый куст» 5 Родители «Человек под дождем», «Розовый куст»

Слайд 5

Свободные – задания со слабой выраженной структурой Тематические – задания , имеющие выраженную структуру или идею Примеры: «Свободный рисунок» «Спонтанный рисунок» «Мое настроение» «Личностные»- тесты-рисунки, направленные на исследование индивидуальных особенностей человека «Семейные»- тесты-рисунки, направленные на исследование особенностей внутрисемейных отношений и самоощущения человека в семье Примеры: «Автопортрет» «Рисунок человека» «Дерево» «Дом-дерево-человек» «Несуществующее животное» «Розовый куст» Примеры: «Моя семья» «Кинетический рисунок семьи» «Семья в образах животных»

Слайд 6

Проективный рисуночный тест «Моя семья» Данная методика может использоваться для детей с четырёх-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных. Интерпретация делится на три части : 1) анализ структуры рисунка; 2 ) анализ особенностей графических презентаций членов семьи ; 3) анализ процесса рисования.

Слайд 7

Проективный рисуночный тест «Дерево» Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Слайд 8

Проективный рисуночный тест «Дом –Дерево- Человек» Методика предложена Дж.Буком в 1948 году. Изначально предназначалась для определения уровня интеллектуального развития человека. Но затем стали возможность использовать рисунки для получения психологического портрета человека.

Слайд 9

Проективный рисуночный тест «Человек под дождем» Помогает определить силу характера человека, его способность преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Как человек справляется с трудностями, какие защитные механизмы применяет? Насколько он устойчив к стрессам?

Слайд 10

Проективный рисуночный тест «Слон» Тест позволяет оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека. Применяется в основном для взрослых или детей старше 12 лет.

Слайд 11

Заключение Психологические рисуночные тесты позволяют выявить скрытые стороны характера личности, часто не осознаваемые самим человеком. Собранная информация в ходе теста может представить различные данные о личности через стимулирование фантазии и свободный полет мысли человека. В последние годы все больше подчеркивается психотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельности вообще. Поэтому, применение рисуночных методик стирает грань между психологическим обследованием и психотерапией. И у детей, и у взрослых выполнение подобные задания вызывают интерес, эмоциональный отклик. Меняется настроение, что благотворно влияет на общий эмоциональный фон. Меняется отношение к специалисту и процедуре психодиагностического обследования, общения и взаимодействия, появляется открытость и желание поделиться наболевшим, довериться. Появляется чувство собственной полноценности, принятости , самоудовлетворения и удивления. Снижается уровень тревожности, напряжения, появляется желание продолжить встречи, изменить что-то в себе.

Слайд 12

Список использованной литературы 1. Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка» Руководство по детской психотерапии, Издательство: Независимая фирма "Класс" 2015 г 2. Вайолет Оклендер Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка : Когито -Центр; Москва; 2017 3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми РЕЧЬ Санкт-Петербург 2016 4. Венгер А.Л. Психологичексие рисуночные тесты. Владос - Пресс, М-2005 5. Шевченко М. А.«Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»: АСТ, Кладезь; Москва; 2014 Интернет - ресурсы: 1. https://vk.com/topic-59899136_31657284?offset=20 2. https://psylist.net/promet

Слайд 13

Спасибо за внимание!