Аттестация педагога психолога на первую квалификационную категорию
Аттестация педагога психолога на первую квалификационную категорию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1.7. Система работы педагога с родителями воспитанников
Специфика заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.
Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».
Формы работы педагога-психолога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные
I. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов и родителей. В некоторых из них участвуют и дети.
Перечислю некоторые групповые формы работы, применяемые в нашем дошкольном учреждении:
- родительские собрания, включающие выступление психолога;
- анкетирование/опрос родителей;
- групповые беседы, лекции и консультации психолога;
- психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
- проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей.
На первых встречах с родителями (часто это бывают родительские собрания) проводятся анкетирования/опросы родителей, проводится сбор информации о семье, о запросах, интересах, потребностях в психолого-педагогической информации. Как показывают проведённые опросы родителей, они не всегда компетентны в вопросах психического развития ребёнка, а так же есть темы, которые актуальны для всех категорий родителей (особенности того, или иного возрастного периода). Почти в каждой семье стоит проблема – чем занять ребёнка дома. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трёх лет, капризами и упрямством. Родителей старших групп интересуют проблемы, связанные с ранней готовностью к школе. Эти темы можно обсудить и на индивидуальной беседе с родителем, а так же на родительских собраниях и поместить информацию в уголок для родителей.
Анкетирование родителей детей подготовительных групп «Готов ли ваш ребёнок к школе?» актуализирует некоторые аспекты школьной готовности ребенка.
В конце учебного года проводится опрос родителей, позволяющий оценить результаты работы психолога (родители указывают темы наиболее удачных выступлений психолога, выделяют «трудные» вопросы, оценивают результат практического применения полученных знаний, сообщают о произошедших переменах в семейном взаимодействии)
Анализируя анкеты родителей, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед.
Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:
«Поощрения и наказания ребёнка в семье»
«Секреты общения в семье»
«Что такое школьная готовность»
«Что делать, если ребенок лжет?»
«Старшие и младшие дети»
«Воспитание ребенка без отца»
«Женские роли в семье»
«Капризы ребенка»
«Ребенок и компьютер»
«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»
«Типы семейного воспитания»
Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания, Родительской гостиной, групповых семейных консультаций. Они направлены на знакомство родителей между собой (обычно вновь созданные группы), на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания, способствуют оптимизации семейного общения, конструктивному решению конфликтов. Психологические игры, упражнения помогают формированию у родителей практических навыков воспитания детей.
Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.
II. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.
Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Проанализировав причины обращения родителей нашего ДОУ к психологу, можно выделить наиболее часто встречающиеся:
- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- детские страхи;
- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);
- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
- воспитание ребенка в неполной семье;
- нарушения речи у ребенка;
- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.
На индивидуальных консультациях применяю все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта с членами семьи, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка.К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.
III. Наглядно-информационные формы работы с родителями играют роль опосредованного общения между психологом и родителями.
Из наглядно-информационных форм работы в нашем детском саду используются следующие:
- информационные проспекты для родителей;
- памятки;
- буклеты.
С целью психологического просвещения родителей в приемных групп на стендах вниманию родителей представлены печатные материалы по темам:
- «Детские страхи»;
- «Как заучивать наизусть стихи с детьми (рекомендации психолога)»;
- «Причины детской агрессии»;
- «Поиграем вместе с детьми»;
- «Игры и упражнения для развития памяти»;
- «Ребенок и ТВ»;
- «Как помочь ребенку полюбить детский сад»;
- и другие.
Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.
Структура проведения гостиной следующая:
1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);
2. Проведение родительской гостиной;
3. Обратная связь.
В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов психологической работы с родителями в ДОУ привело к следующим положительным результатам:
1. Родители стали проявлять больший интерес к содержанию образовательного процесса в ДОУ.
2. Возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии по инициативе родителей, приводят примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций и др.).
3. Увеличилось число вопросов к педагогу-психологу, касающихся ребенка внутреннего мира, его личности.
4. Возросло количество индивидуальных консультаций по инициативе родителей.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Ручек» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников
муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
Личная папка
Педагога-психолога
Толмачевой
Яны Владимировны
Мое профессиональное кредо
Лучший способ сделать ребенка хорошим-
Сделать его счастливым.
Оскар Уайльд
ое профессиональное кредо
Луч
Ф.И.О. | Толмачева Яна Владимировна |
Дата рождения | 29.07.1986 |
Место рождения | Амурская область г. Белогорск |
Общий трудовой стаж на 01.09.21 | 6 лет 11 мес. |
Педагогический стаж на 01.09.21 | 5 лет |
Стаж работы в МАДОУ ЦРР – д/с «Ручеек» на 01.09.21 | 3 года |
Паспорт | 9317 582759 от 27.09.2017 г. Отдел УФМС по Красноярскому краю и Республике Тыва в г. Кызыл |
СНИЛС | 139-318-45173 |
ИНН | 28 001204954 |
Номер телефона | 89991246362 |
Образование | Высшее Благовещенский Государственный Педагогический Университет Педагогика и психология Педагог-психолог КС №26237 2013 г. |
ший способ сделать ребенка



