Выступление на методическом объединении по теме " Методические рекомендации при написание характеристики на ПМПК"

Куликова Полина Александровна

Даны рекомендации классным руководителям, как правильно написать характеристику на обучающегося на ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_napisanie_harakteristiki.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей начальных классов по составлению характеристики на учащегося для прохождения ПМПК

  У  каждого учителя начальных классов периодически возникает необходимость написать характеристику тому или иному ученику. Особенно часто возникают трудности, если нужно представить ее на заседании такого коллегиального органа, как районная ПМПК.

             Для того, чтобы специалисты ПМПК могли наиболее полно представить себе способности и возможности каждого конкретного ребенка, обоснованно дали рекомендацию по выбору формы его дальнейшего обучения, учителю нужно представить объективную характеристику. В ней должна содержаться доказательная база  относительно способностей, возможностей и предполагаемых перспектив в обучении данного ребенка.

               В этом документе необходимо отразить следующие данные:

  1. С какого  времени учится ребенок в данном образовательном учреждении, в том числе в данном классе, когда прибыл, где учился до этого, посещал ли до школы ДОУ, какую имел готовность и базу знаний на момент начала обучения? Если учится второй год, указать на это и по какой причине?
  2. Какие знания об окружающем мире имеет? (оцените общий кругозор ребенка)
  3.  Как ориентируется в быту? (знает ли свой адрес, школу, в которой учится, класс, сколько ему лет, когда у него день рождения, состав семьи, сколько кому лет, в каком классе учатся братья, сестры, где и кем работают  родители, имеет ли представление об их профессии и т.п.)
  4.  Ориентируется ли в пространстве? (понимает ли значения предлогов «справа», «слева», «вблизи», «вдали», «в», «на», «под», «над», «между», «за», «перед» и т.п.) Какую имеет координацию движений?
  5. Развитие моторики?
  6. Далее необходимо указать конкретно какими знаниями, умениями, навыками по                                                                                              программе ребенок овладел по основным предметам. Какому уровню программных требований на настоящий момент ребенок соответствует? ( что нужно знать и уметь и что есть по факту) Характерные ошибки и трудности?
  •   По математике: как ориентируется в тетради, знает ли состав числа, таблицу сложения и вычитания, какие вычислительные навыки имеет, опирается ли на наглядность, как решает задачи и какого типа, знает ли алгоритм решения, умеет ли делать логические выводы, понимает ли условие задачи, может ли работать самостоятельно, умеет ли рассуждать, другие особенности усвоения учебного материала, в чем конкретно затрудняется и т. д.;
  •  По русскому языку: как ориентируется в тетради, держит ли рабочую строку, выполняет ли правила каллиграфии; может ли списывать текст, переводить печатный текст в письменный, пишет ли под диктовку; знает ли изученные орфограммы, умеет ли применять их на практике; умеет ли работать самостоятельно, состояние тетрадей и т.д.;
  • По литературному чтению: особенности чтения, техника чтения и ее соответствие норме; характерные ошибки; понимает ли прочитанное, может ли пересказать текст, выделить главную мысль и сформулировать ее; как запоминает и рассказывает стихи; умеет ли составить связный рассказ по сюжетному изображению или по серии картинок, особенности речи? (чистота речи, понимание речи, словарный запас, фонематический слух, уровень развития связной речи, умеет ли пересказывать, дать развернутый ответ на вопрос и т.д.);
  • По ИЗО и технологии: знание основных и промежуточных цветов; аккуратность и точность выполнения работ; умеет ли работать ножницами, иголкой с ниткой, красками; соответствуют ли выполненные работы образцу; может ли ребенок фантазировать, другие особенности усвоения учебного материала;

  1. Отношение к школе и учебной деятельности? (желание посещать школу, любит ли учиться, любимые и нелюбимые предметы, отношение к успехам и неудачам, замечаниям учителя и т.д.)
  2. Работоспособность? (темп работы, успевает ли за другими учащимися в классе, быстро ли утомляется, объем выполненных заданий; использует ли оказанную помощь и какого характера эта помощь(поддерживающая, организующая, конкретная по принципу «делай как я», наводящее высказывание и т.п.))
  3. Может ли работать самостоятельно?
  4. Может ли работать внимательно? (устойчивость, переключаемость внимания)
  5. Как воспринимает учебный материал? (особенности восприятия)
  6. Как запоминает учебный материал? (механически, осознанно, уровень развития кратковременной и долговременной памяти)
  7. Поведение на уроках и переменах, во время внеурочной деятельности? (знаком ли с дисциплинарными нормами, эмоциональная устойчивость, волевая зрелость и т.д.)
  8. Особенности личности? (черты характера; взаимоотношения с одноклассниками, учителем; интересы, увлечения и т.д.)
  9. Имеет ли навыки самообслуживания?
  10. Жилищно-бытовые условия, в которых живет и воспитывается ребенок; есть ли у него специальное место для учебных занятий и отдыха?
  11. Особенности семейного воспитания? (полная или неполная семья, благополучная или нет, количество детей и какого они возраста, отношение к детям, какие усилия прилагают родители, чтобы ребенок был успешным в школе, помогают ли ребенку в учебе и т.д.)
  12. Выводы. Ваши предположения: какая для данного ребенка форма обучения в дальнейшем является наиболее оптимальной (повторный год обучения, коррекционный класс для детей с задержкой психического развития, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ, какое-либо специализированное учебное заведение и т п.).
  13. Нуждается ли ребенок , на Ваш взгляд, в консультации узких специалистов

           

                Чем качественнее написана характеристика, тем легче будет специалистам ПМПК разобраться в проблемах ребенка, а также в условиях ограниченного времени сделать правильный вывод о наиболее приемлемой  форме обучения в дальнейшем в соответствии с его возможностями.

                 

                                                                                                Педагог психолог Куликова П.А