буклет

Таршилова Екатерина Алексеевна

буклет про нарушения звукопроизношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для профилактики нарушений звукопроизношения важно обучать ребенка правильно жевать и глотать твердую   пищу. Чем больше малыш жует, тем активнее тренируются его челюстно-лицевые  мышцы и это  сказывается на произношении звуков.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. C:\Users\User\Desktop\pigqon_5.jpg

Но, по мере появления зубов, сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический.

Кончик языка при соматическом глотании прижат к твёрдому нёбу, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Уже в период введения прикорма в возрасте 4-5 месяцев ребенок начинает осваивать жевательные движения, захватывать пищу языком и формировать пищевой комок. К моменту прорезывания у ребенка зубов (в 1 год, максимум до полутора лет) его необходимо отучить от соски, научить пить из чашки (не использовать поильники).

Причины сохранения инфантильного типа глотания:

  • длительное сосание соски, бутылочки;
  • использование для питья поильников;
  • позднее введение прикорма, преобладание в рационе ребенка пюреобразной пищи (блендерная еда);
  • вредные привычки в виде сосания пальца, уголка одеяла, пищевого комка, языка;
  • укороченная подъязычная связка.

В общем, все то, что способствует удержанию языка на дне полости рта и препятствует подъему кончика языка к твердому небу.

При неправильном положении языка:

  • развиваются различные аномалии прикуса;
  • формируется ротовое дыхание;
  • ребенок не умеет сглатывать слюну (гиперсаливация);
  • язык лежит между зубами и высунут наружу, из-за этого ребенок произносит многие звуки межзубно;
  • затрудняется постановка и автоматизация звуков;
  • возникает детский храп и апноэ во время сна (остановка дыхания).

Как помочь ребенку?

1. Следите за правильной осанкой ребенка!  Неправильное положение тела затрудняет дыхание, кровообращение и, как следствие, ребенок быстро устает.

2. Учите ребенка дышать носом! Если вы замечаете, что у ребенка приоткрыт рот, он храпит, во сне облизывает пересохшие губы, у него частые насморки и простуды – это может свидетельствовать о ротовом дыхании.

3. Учите ребенка жевать твердую пищу! Учите его откусывать резцами (а не клыками), пережевывать еду на обеих сторонах, есть не спеша и жевать с закрытым ртом. Эти правила позволят укрепить мышцы речевого аппарата, что положительно скажется на формировании звуков речи.

Следите, чтобы малыш не размачивал хлеб, печенье или булочку в супе и чае. Прожевывал и проглатывал весь пищевой комок, а не оставлял и не продолжал его долгое время сосать.

Отучайте от вредных привычек – сосать палец, уголок одеяла, губу или язык. Это пагубно может сказаться на формировании прикуса и положении языка.

4. Следите, чтобы ребенок сглатывал слюну! Развивайте у него ощущение сухого рта.

5. Отрицательно сказываются на развитии мышц речевого аппарата, языка- длительное сосание соски, краев одеял или платков,бутылочки и особенно на ночь, использование поильников и кормление пюреобразной едой.

 

«Профилактика нарушений

звукопроизношения у детей дошкольного возраста»