Программа "Приключения будущих первоклассников"
Программа направлена на формирование социальных отношений, психологической готовности к школе и сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий и психопрофилактический характер и ориентирована на детей 6-7 лет. Рабочая программа направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Приключения будущих первоклассников»
Направленность программы: психопрофилактическая, коррекционно-развивающая
Целевая группа: нормотипичные дети с нормативным кризисом развития; обучающиеся, испытывающие трудности в освоении ООП ДО
Возрастная группа: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик программы:
педагог-психолог Силаганова Ж.А.
сТоцкое 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. | Пояснительная записка ……………………………………………............. | 3 |
1.1.1. | Цели и задачи реализации Программы…………………………………… | 3 |
1.1.2. | Принципы формирования Программы …………………………………… | 3 |
1.1.3. | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики …. | 4 |
1.2. | Планируемы результаты реализации Программы ………………………. | 5 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Календарно-тематическое планирование ………………………………... | 6 |
2.2. | Содержание Программы …………………………………………………... | 7 |
2.3. | Контроль освоения детьми Программы …………………………………. | 17 |
2.4. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников ………………. | 17 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы …………………… | 19 |
3.2. | Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............ | 19 |
3.3. | Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы ………………………………………….. | 19 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Приключения будущих первоклассников» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с –ясли «Орлёнок» и направлена на формирование социальных отношений, психологической готовности к школе и сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий и психопрофилактический характер и ориентирована на детей 6-7 лет.
Рабочая программа направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: формирование психологической готовности детей 6-7 лет к успешному обучению в школе, профилактика школьной дезадаптации.
Задачи:
- Создать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
- Развивать мотивационную сферу ребёнка. Помогать детям выделять наиболее значимые мотивы и цели.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива и внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию целостной картины мира у ребёнка.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Принципы формирования Программы
- Принцип единства диагностики и коррекции;
- Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения;
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс);
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
- Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. Соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В МАДОУ д/с –ясли «Орлёнок» в 2024-2025 учебном году функционирует 1 подготовительная группа детей в возрасте 6-7 лет.
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Индивидуальные особенности воспитанников подготовительных групп, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе по результатам диагностики готовности к школе
Сведения о половом составе воспитанников и состоянии их здоровья.[1]
Наименование группы | Всего | Пол | Группа здоровья | ||||
М | Ж | I | II | III | IV | ||
Фантазёры | 27 | 13 | 14 | ||||
Сведения о психологических особенностях воспитанников ДОУ
Наименование группы | Психологические особенности[2] | |||||||||
Кол-во детей, проявляющих агрессивность, конфликтность | Кол-во детей, проявляющих признаки тревожности | Кол-во детей, проявляющих признаки застенчивости | Кол-во детей, проявляющих признаки СДВГ | Кол-во детей, проявляющих негативизм в общении | Количество детей, имеющих низкий уровень развития памяти | Количество детей, имеющих низкий уровень развития мышления | Количество детей, имеющих низкий уровень внимания | Количество детей с несформированной мотивацией | Количество детей с низкой или неадекватно завышенной самооценкой | |
Фантазеры | ||||||||||
- Планируемые результаты реализации Программы
Планируемые результаты освоения программы оцениваются согласно возрастным новообразованиям и нормам психического развития ребёнка:
- Развитие произвольности всех психических процессов. Внутренний план действий.
- Возникновение соподчинения и иерархии мотивов.
- Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
- Возникновение целостной картины мира.
- Появление самооценки, адекватной достигнутым в деятельности результатам.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | № занятия | Наименование темы | Кол-во занятий |
Групповая работа | ||||
Сентябрь | 1-я неделя | Первичная диагностика | ||
2-я неделя | Первичная диагностика | |||
3-я неделя | Занятие № 1 | «Создание «Лесной школы» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 2 | «Букет для учителя» | 1 | |
Октябрь | 1-я неделя | Занятие № 3 | «Смешные страхи» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 4 | «Игры в школе» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 5 | «Школьные правила» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 6 | «Собирание портфеля» | 1 | |
Ноябрь | 1-я неделя | Занятие № 7 | «Белочкин сон» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 8 | «Госпожа Аккуратность» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 9 | «Жадность» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 10 | «Волшебное яблоко (воровство)» | 1 | |
5-я неделя | Занятие № 11 | «Подарки в день рождения» | 1 | |
Декабрь | 1-я неделя | Занятие № 12 | «Домашнее задание» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 13 | «Школьные оценки» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 14 | «Ленивец» | 1 | |
4-я неделя | Новогодний утренник. | |||
Январь | 1-я неделя | Каникулы | ||
2-я неделя | Занятие № 15 | «Подсказка» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 16 | «Обманный отдых» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 17 | «Прививка» | 1 | |
Февраль | 1-я неделя | Занятие № 18 | «Больной друг» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 19 | «Ябеда» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 20 | «Шапка-невидимка (демонстративное поведение)» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 21 | «Задача для Лисёнка (ложь)» | 1 | |
Март | 1-я неделя | Занятие № 22 | «Спорщик» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 23 | «Обида» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 24 | «Хвосты (межгрупповые конфликты)» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 25 | «Драки» | 1 | |
Апрель | 1-я неделя | Занятие № 26 | «Грубые слова» | 1 |
2-я неделя | Занятие № 27 | «Дружная страна» | 1 | |
3-я неделя | Занятие № 28 | «В гостях у сказки» | 1 | |
4-я неделя | Занятие № 29 | «До свидания, Лесная школа!» | 1 | |
Май | 1-я неделя | Итоговая диагностика | ||
2-я неделя | Итоговая диагностика | |||
3-я неделя | Итоговая диагностика | |||
4-я неделя | Итоговая диагностика | |||
ИТОГО: | 29 | |||
- Содержание Программы
Наименование темы | Задачи | Содержание | Источник |
Занятие 1. Создание «Лесной школы» |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 27- 29 |
Занятие 2. Букет для учителя |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 29 - 31 |
Занятие 3. Смешные страхи |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 31 - 34 |
Занятие 4. Игры в школе |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 34 - 38 |
Занятие 5. Школьные правила |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 38 - 41 |
Занятие 6. Собирание портфеля |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 41 - 44 |
Занятие 7. Белочкин сон |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 44 - 46 |
Занятие 8. Госпожа Аккуратность |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 46 - 49 |
Занятие 9. Жадность |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 49 -52 |
Занятие 10 Волшебное яблоко (воровство) |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 52 - 54 |
Занятие 11. Подарки в день рождения |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 54-57 |
Занятие 12. Домашнее задание |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 57-60 |
Занятие 13. Школьные оценки |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 60-63 |
Занятие 14 Ленивец |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 63-65 |
Занятие 15 Подсказка |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 65-68 |
Занятие 16 Обманный отдых |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 70-74 |
Занятие 17 Прививка |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 74-77 |
Занятие 18 Большой друг |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 77-80 |
Занятие 19 Ябеда |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 80-83 |
Занятие 20 Шапка-невидимка (демонстративное поведение) |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 83-86 |
Занятие 21 Задача для Лисёнка (ложь) |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 86-89 |
Занятие 22 Спорщик |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007г. Стр. 89-91 |
Занятие 23 Обида |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 91-94 |
Занятие 24 Хвосты (межгрупповые конфликты) |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 94-97 |
Занятие 25 Драки |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 97-99 |
Занятие 26 Грубые слова |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 99-102 |
Занятие 27 Дружная страна (межполовые конфликты) |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 102-104 |
Занятие 28 В гостях у сказки |
|
| Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 104-107 |
Занятие № 29 «До свидания, Лесная школа!»» |
| На данном занятии психолог предлагает детям нарисовать иллюстрации для книги «Лесная школа». (дети могут нарисовать свои любимых персонажей). Психолог может поиграть с детьми в понравившиеся им игры. Награждение детей дипломами об окончании лесной школы. | Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2022 г. Стр. 109 |
- Контроль освоения детьми Программы
Психологическая диагностика готовности к школьному обучению проводится в начале и в конце учебного года.
Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели) и её целью является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.
Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:
№ п/п | Наименование методики или диагностического комплекта | Цель | Примечание |
1 | Тест школьной зрелости Керна-Йирасека | Скрининговая диагностика готовности к школьному обучению. | Проводится со всеми детьми подготовительных групп |
2 | Диагностика готовности детей к школе (методика Ясюкова Л.А.) | Выявление уровня готовности ребёнка к школьному обучению. | Проводится с детьми, показавшими низкие результаты по тесту школьной зрелости Керна-Йирасека |
Итоговая диагностика проводится с детьми в мае и направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий. Для проведения итоговой диагностики используются те же методики и диагностические комплекты, что и в начале учебного года.
Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:
- готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
- распределение ответственности за успешное развитие ребенка;
- обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.
В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.
Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.
Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы
№ п/п | Направление работы | Формы работы с родителями | Периодичность |
1 | Психологическая диагностика | Присутствие родителей на диагностики готовности к школе (по желанию). | Сентябрь, май |
Анкетирование родителей. | Октябрь | ||
2 | Психологическое консультирование | Проведение индивидуальных консультаций с родителями по приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и их собственным запросам. | В течение учебного года (по запросам) |
3 | Коррекционно-развивающее направление | Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях. (по желанию) | В течение учебного года |
Выполнение рекомендаций педагога-психолога. | В течение учебного года | ||
4 | Психологическое просвещение и профилактика | Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах, родительских собраниях. | В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога) |
Предоставление информации родителям через информационные стенды, памятки, газеты, журналы, информационные листовки, сайт ДОУ. | В течение учебного года (в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога) |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Помещения для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество мест |
1 | Кабинет педагога-психолога | 8 |
Информационно-техническое оборудования для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование технических средств | Количество |
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Принтер | 1 |
3 | Песочный световой стол | 1 |
4 | Колонки | 1 |
Учебное оборудование для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Детский стол (регулируемый по высоте) | 2 |
2 | Детский стул (регулируемые по высоте) | 8 |
3 | Магнитная доска | 1 |
- Учебно-методическое обеспечение Программы
Дидактические пособия, игры для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Персонажи сказок: ёж, сорока, крот, лисёнок, белочка, зайчонок, бельчонок, медвежонок, мышонок | 9 |
2 | Набор с пиктограммами эмоций | 1 |
3 | Настольная игра «Времена года» | 1 |
4 | Настольная игра «Что хорошо, что плохо» | 1 |
5 | Схематичные изображения «Правила поведения» | 1 |
6 | Карточки «школьные принадлежности» | 1 |
7 | Набор «Фотографии людей, испытывающих разные эмоции» | 1 |
8 | Дидактическая игра «Режим дня» | 1 |
9 | Набор «Пиктограммы эмоций: разрезные картинки» | 1 |
10 | Ширма для сказки | 1 |
Методическая литература для организации образовательной деятельности | ||
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2016г. | 1 |
2 | Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: 120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет. | 1 |
- Организация коррекционно-развивающей и (или) психопрофилактической работы
№ п/п | Наименование группы | Кол-во человек | Кол-во занятий в неделю/ в год | Длитель- ность занятия | Форма работы | Место проведения |
1 | Подготовительная группа «Фантазеры» | 9 | 1/ 31 | 30 мин. | Групповая | Кабинет педагога-психолога |
Расписание коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога
№ п/п | Наименование группы | Расписание занятий | |
День недели | Время | ||
1 | Подготовительная группа «Фантазеры» | Понедельник | |
[1] Заполняется на основе данных, полученных от воспитателя и/или медицинского работника.
[2] Заполняется на основе анкетирования педагогов, наблюдения педагога-психолога и результатов диагностики готовности к школе.
