«Организация самостоятельной работы обучащихся на уроках производственного обучения».

Перед системой профтехобразования поставлена серьёзная задача: готовить квалифицированные кадры и развитие личности будущего рабочего, т. Е. расширять политический кругозор, уметь свободно ориентироваться в различных системах производства, проявлять профессиональную самостоятельность, уметь рационально планировать и организовать свой труд, осуществлять самоконтроль своим действиям и поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon papa.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения».

  Перед системой профтехобразования поставлена серьёзная задача: готовить квалифицированные кадры и развитие личности будущего рабочего, т. Е. расширять политический кругозор, уметь свободно ориентироваться в различных системах производства, проявлять профессиональную самостоятельность, уметь рационально планировать и организовать свой труд, осуществлять самоконтроль своим действиям и поступкам.

  Организация и обучение учащихся самостоятельным работам органически связаны в целом с постановкой производственного обучения, его содержанием, методами, организационными формами.

Самостоятельные работы должны:

  1. содержать определенный комплекс новых знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить;
  2. базироваться на принципах доступности и подбираться с учетом периодов обучения;
  3. иметь определенную структуру, включая организацию планирования и самоконтроля;
  4. иметь конкретную цель,  активизирующую познавательную деятельность учащихся.

Можно отметить несколько ступеней творческой самостоятельности. Одна из наиболее простых форм творческой самостоятельности – это деятельность по ранее заданным схемам. Более высокий уровень самостоятельности проявляется тогда, когда учащийся начинает перестраивать данный ему для изучения материал, например, составляет план несколько отличный от изложения в стандартном пособии, в указаниях мастера, привлекает дополнительный материал, вносит новые приемы работы.

Еще более высокий уровень самостоятельности отмечается тогда, когда учащийся решая поставленные перед собой задачи, без помощи мастера овладеет новыми знаниями, вырабатывает новые умения, самостоятельно овладевает упражнением.

Наиболее высокий уровень самостоятельности – это стремление к самостоятельной постановке проблем и их решение.

Три уровня формирования самостоятельных работ учащихся в период производственного обучения.

Периоды

производственного

обучения.

Уровень

самост

работ

Типы

самост.

работ

Характер познавательной деятельности учащихся

Вводный и подготовительный период

Первый

Репродуктивные (воспроизводящие, тренировочные)

Подражание образцу, эталону, приему работы. Активно работает память, проявляются элементы творчества как стремление лучше выполнить работу, не допустить ошибку. Начало проявления мыслительных процессов.

Период освоения профессии

Второй

Вариативные работы. Самостоятельный контроль за безошибочным выполнением задания.

Мышление работает в аспекте не только воспроизведения, но и преобразования. Возникает необходимость реконструировать свои знания, умения применительно к новым условиям. Возрастает объем творческой деятельности, вырабатываются новые способы деятельности, осуществляется самоконтроль за действиями.

Контрольно – заключительный период

Третий

 

Самостоятельная производственная деятельность.

Закрепление высокого уровня активности практическими работами в производительном труде. Творческая деятельность направлена на освоение новой техники, методов и способов производства. Познавательная деятельность уч-ся приобретает гибкость. Возможность вносить предложения  по повышению производительности труда.

Первый уровень самостоятельности. Главная задача прфтехобразования – готовить квалифицированных рабочих, которые смогут себя проявить в условиях рыночной экономики. Основой работы мастера производственного обучения при подготовке к проведению уроков должен стать комплексный подход к подбору методов обучения и дидактических материалов для организации активной, познавательной и практической деятельности учащихся.  После проведения вводных занятий учащиеся осваивают программу производственного обучения, овладевают комплексом умений и навыков, включаются практически в учебно-производственный процесс. Труд учащихся на этом периоде пока еще носит тренировочный, воспроизводящий характер, но по мере продвижения в усвоении отдельных операций он все более становится универсальным и усложняется. Обучение ведется преимущественно по готовым инструкциям, показанным приемам работы. В этот период  обучения закладываются основы бедующей профессии и внимание к обучению учащихся должно быть особым.

Второй уровень самостоятельности. Накопленный учащимися опыт выполнения операционных и несложных первоначальных комплексных работ в подготовительный период составляет важнейший фундамент для освоении профессии. В этот период совершенствуются организация труда, повышается уровень планирования и самоконтроля. Воспроизводящая деятельность преобразуется в творческую. Подробный и тщательный инструктаж учащихся в начальный период обучения заменяется их самостоятельной работой по технологической документации. В этот период следует шире организовать упражнения по составлению рациональных приёмов выполнения учебного задания.

Третий уровень самостоятельности. Производственное обучение включает и период технологической практики на предприятиях. Особой заботой мастера производственного обучения в это время является организация и выполнение программы предвыпускной практики. Профессиональная самостоятельность учащихся должна быть направлена на овладение новой техникой и технологией, новыми материалами, экономикой и организацией производства. Мастер производственного обучения постоянно должен направлять учащихся на путь рационализаторской работы, должен давать рекомендации, указывать техническую литературу и справочники. На производственной практике очень полезно доверять инструктаж самим учащимся. Они должны не только рассказать , но и показать процесс выполнения задания. Такая организация обучения активизирует мышление учащихся, повышает самостоятельность в выполнении учебного процесса.

                         План урока производственного обучения.

Тема программы: Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе.

Тема урока: Подготовка агрегатов для посева зерновых и зернобобовых культур.

Цели урока:

Обучающая: практическое закрепление знаний обучающихся, полученных на теоретических занятиях по комплектованию сеялочного агрегата, подготовка тракторов  сеялок к работе, проведению ежесменно-технического обслуживанию тракторов и посевных агрегатов.

Развивающая: развить у учащихся правильную ориентировку, глазомер и быстроту реакций, самостоятельность, уверенность в себе.

Воспитывающая: воспитывать у учащихся чувства бережного отношения к горючно-смазочным материалам, инструменту, оборудованиям, и любовь к труду и к технике.

Межпредметные связи:  1. Тема № 3 по предмету «Технология производства продукции растениеводства».

                                          2. Тема №6 по предмету «Агрономия».

                                          3. Тема №2 и задания №8, №9 по предмету «Сельскохозяйственные            

                                           машины».

Методы урока: обучение: диалогическое, показательное;

                          преподавание: объяснительно-стимулирующее, инструктивное;

                          учение: репродуктивное, поисковое.

Дидактическое и материально-техническое оснащение урока:  Тракторы: ДТ-75М; МТЗ- 80/82, сцепка С-11, сеялка С3-3,6.Инструменты и приспособления, оборудование для проведения ЕТО тракторов и с/х машин, разметочные доски, семена, весы, рулетка, инструктионно-технологические карты, учебные плакаты по предмету и охране труда, учебники, медицинская аптечка.

Место проведения: Кабинет для подготовки машинно-тракторных агрегатов к работе.

Время: 6 часов (270 мин).

                                                             Ход урока.

I.Организационная часть.

  1. Принять доклад звеньевого.
  2. Проверить внешний вид учащихся, форму одежды.

II. Актуализация опорных знаний , умений и навыков, мотивационных составлений.

  1. Объяснить тему и цель занятия.
  2. Объяснить содержание и объем работы.
  3. Проверить выполнение уч-ся домашнего задания предыдущего занятия.
  4. Проверить знания, полученные учащимися на теоретических занятиях.

III.Формирование новых понятий и способов профессиональной деятельности.

  1. Напомнить тему и цель данного занятия.
  2. Провести инструктаж по охране труда при выполнении заданий и сделать записи в журнале.
  3. Распределить учащихся по рабочим местам, выдать инструменты и учебно-технологическую документацию.
  4. Объяснить последовательность выполнения задания по инструкционно-технологической карте.
  5. Сделать обходы рабочих мест, уделяя особое внимание на соблюдение правил охраны труда и правильность выполнения задания.
  6. Своевременно чередовать подзвенья по графику.
  7. Проверить усвоение материала , путем опроса:
  • Назвать агротехнические требования к агрегату
  • Перечислить основные регулировки сеялки С3-3,6
  • Установить маркеры и следоуказатели на агрегат
  • Установить сеялки на норму высева, расставить сошники по разметочной доске, отрегулировать высевающие аппараты на равномерность высева.
  1. Указать на ошибки, допущенные учащимися и объяснить пути их устранения, оказать помощь в правильном выполнении задания.

IV. Заключительная часть.

  1. Проанализировать и оценить работу каждого учащегося, выделить примеры хорошего выполнения работы отдельными учащимися.
  2. Проанализировать допущенные ошибки, случаи нарушения правил и инструкции по охране труда, указать их причины, а так же пути придуприждения и устранения.
  3. Объявить оценки и выставить их в дневнике учета выполнения заданий, и в журнале производственного обучения.
  4. Сообщить учащимся тему следующего занятия и дать задания на дом.
  5. Произвести уборку и принять рабочие места, инструменты и учебно-технологическую документацию.
  6. Объявить об окончании занятия.

Помните: приучить работать, не причиняя вреда  себе и другим, можно, лишь многократно и вдумчиво изучая правила безопасности, а главное – постоянно соблюдая их!