Бинарный урок "Минеральные удобрения и их роль в получении урожая"

Снегирева Наталья Александровна

 

Цели:

  1. Обучающая: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации  и свойствах минеральных удобрений, средствах химической мелиорации почв, ознакомить учащихся с применением минеральных удобрений на основе их свойств,  показать огромную роль минеральных удобрений в повышение урожайности культурных растений на краеведческом материале, разностороннее и конкретнее раскрыть органическую связь теории с практикой, связь химии с сельскохозяйственным производством,     продолжить формирование практических умений и навыков при постановке эксперимента, решении расчетных задач, самостоятельно вести конспект;
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, материалами краеведения, углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии;
  3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, навыки культуры труда, формировать гражданскую позицию, чувства гордости за свою страну, область, район, интерес к труду работников сельскохозяйственных профессий умеющих грамотно применять минеральные удобрения в сельском хозяйстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока:

Тема урока: «Минеральные удобрения и их роль в повышении урожайности сельскохозяйственных культур». 
Тип урока
: комбинированный, бинарный.

Вид урока: смешанный; урок теоретических и практических работ.

Цели:

  1. Обучающая: углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации  и свойствах минеральных удобрений, средствах химической мелиорации почв, ознакомить учащихся с применением минеральных удобрений на основе их свойств,  показать огромную роль минеральных удобрений в повышение урожайности культурных растений на краеведческом материале, разностороннее и конкретнее раскрыть органическую связь теории с практикой, связь химии с сельскохозяйственным производством,     продолжить формирование практических умений и навыков при постановке эксперимента, решении расчетных задач, самостоятельно вести конспект;
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, материалами краеведения, углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии;
  3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, навыки культуры труда, формировать гражданскую позицию, чувства гордости за свою страну, область, район, интерес к труду работников сельскохозяйственных профессий умеющих грамотно применять минеральные удобрения в сельском хозяйстве.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

  1.  Формирование самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке.
  2. Проведение интегрированного урока с использованием мультимедийного подиума с широкоформатным жидкокристаллическим дисплеем.

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ:

  1. метод преподавания: словесно-наглядный;
  2. метод обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный;
  3. метод учения: формирование знаний, умений и навыков.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА:

  1. Литература:
  • Степанов В.Н. . “Основы агрономии” стр. 122-148.
  • Большая серия знаний. Химия / Коллектив авторов. – М.: ООО «Мир книги».
  • Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова.
  1. Перспективно-тематический план по предмету “Основы агрономии” и “Химия”.
  2. Рабочие программы по предметам “Основы агрономии” и “Химия”.
  3. Электронная презентация.
  4. Компьютеры.
  5. Мультимедийный подиум с широкоформатным жидкокристаллическим дисплеем.
  6. Памятки.

Оформление кабинета и оборудование: выставка овощей и фруктов (муляжи и консервированные овощи) колосья пшеницы, коллекция «Минеральные удобрения», плакаты по минеральным удобрениям, географическая карта, наборы удобрений, пинцет, ВаСL2, NaOH, спиртовка, спички, определительные карточки минеральных удобрений, AgNO3, выставка дополнительной литературы по сельскому хозяйству

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Обучающийся должен знать

уровень усвоения

1. Минеральные удобрения

II

2. Классификацию удобрений

II

3. Действие нитратов на человека

II

4. Какой элемент питания необходим растениям

III

Обучающийся должен уметь

 

1. Самостоятельно работать с компьютером

III

2. Анализировать информацию и делать выводы

II

3. Определять  удобрение

III

4. Вести конспект

I

5. Обнаруживать нитраты в растениях и воде                                                                               

III

6. Решать задачи

III

7. Выполнять практические работы

II

8. Составлять уравнения реакции

II

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  1. Русский язык – правописание слов.
  2. Биология – питание растений

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Основы агрономии – удобрения.

Химия - использование минеральных удобрений

СХМ – машины для внесения удобрений

Ход урока 

I. Организационный момент – 2 мин.

  1. Отметка в журнале  отсутствующих.
  2. Проверка готовности группы к уроку.

II. Целевая установка –  12мин.

1. Краткое изложение хода урока – преподаватель предмета “Основы агрономии” объясняет цели проведения урока и работы на уроке. Что должны узнать и чему научиться на уроке. На доске написано:

Должны узнать –

  1.  Минеральные удобрения

Должны уметь -

  1. Определять  удобрение
  2.  Обнаруживать нитраты в растениях и воде 
  3. Решать задачи                                                                             

2. Методы, используемые на уроке – преподаватель конкретно рассказывает о методах ведения урока.

3. Главные вопросы темы урока – запись на доске и в конспектах.

  1. Минеральные удобрения
  2. Классификация удобрений
  3. Решение задач
  4. Лабораторная работа

III. Обобщение по ответам обучающихся и переход к восприятию новой темы – 5 мин.

 В 1798 году экономист Томас Мальтус издал книгу  “Опыт народонаселения”, где изложил свою знаменитую теорию: численность населения Земли имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию увеличиваются только в арифметической прогрессии.  Из этой теории следовало, что в будущем человечеству грозит голод. Подобный вывод подтвердил столетием позже английский ученый Томас Гексли, друг Чарльза Дарвина и пропагандист его учения, он заявил, для того, чтобы избежать голодной смерти нужно резко повысить урожайность.

Какие способы повышения урожайности вы можете предложить?

IV. Объяснение новой темы, выполнение лабораторной работы – 45 мин. 

1. Преподаватель предмета “Основы агрономии”  Да, чтобы повысить урожайность почвы, в неё вносят всё больше и больше удобрений.
Тема нашего сегодняшнего урока
«Минеральные удобрения и их роль в повышении урожайности сельскохозяйственных культур». 
Сейчас я хочу узнать ваше мнение на предложенные мною утверждения. риложение 2) 

Во второй колонке вы пишите «ДА» или «НЕТ». Цель нашего урока  познакомиться с понятием минеральные удобрения и выяснить их действие на окружающий мир.
 Итак, продолжаем работать в опорных конспектах.

Минеральные удобрения – это соединения, способные при внесении в почву растворяться и диссоциировать на ионы в почвенном растворе, чрезвычайно необходимые для жизни растений, поскольку содержат азот, фосфор, калий и прочие нужные элементы в легкоусвояемой форме

При большом разнообразии минеральных удобрений их принято классифицировать по двум направлениям:

  • по питательному элементу,
  • по числу питательных элементов.

По первому признаку выделяют азотные, калийные и фосфорные, по второму простые, содержащие один питательные элемент и смешанные, содержащие два или три питательных элемента. (схема1)

http://festival.1september.ru/articles/578088/img1.gif

 Комплексные удобрения делят на сложные и смешанные.
Сложные удобрения – это комплексные удобрения, в которых атомы питательных элементов образуют химические связи. Сложное удобрение – это одно вещество, его состав выражен одной химической формулой.
Комплексные удобрения – это удобрения, которые представляют собой смеси нескольких (двух-трех) различных веществ.

Ученики записывают в тетради схему «Классификация минеральных удобрений».

Удобрения делятся

  • По составу: простые, комплексные, сложные, смешанные.
  • По происхождению: Органические и неорганические
  • По наличию соединений того или иного элемента: азотные, фосфорные, калийные.
  • По агрегатному состоянию: жидкие, твердые.

Ученики записывают в тетради схему 2 «Удобрения».

А сейчас более подробно остановимся.  Используя дополнительные тексты и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте выступление по предложенным пунктам. Приложение 3,4,

 1 группа – азотные удобрения (жёлтая страница)
2 группа – фосфорные удобрения (синяя страница)
3 группа – калийные удобрения (розовая страница)
4 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 1
(Приложение 5)
5 группа – проведение лабораторных работ по инструктивной карте 2

В ходе выступления учащиеся  заполняют  таблицу. (Приложение 2)

Существует 2 способа внесения минеральных удобрений:

  • основное удобрение- (перед посадкой)  
  • подкормка -  (в период вегетации).

  Они могут применяться как в твердом виде (при внесении прямо в почву), так и в виде раствора. 

Производство минеральных удобрений

Калийные – Усть-Каменогорск.

Азотные – Актау, Темиртау.

Фосфорные – Тараз, Шымкент, Жамбыл, Актау, Степногорск.

А как же влияют избыток нитратов для живых организмов? (Ответы учащихся

Избыток в почве нитратов ухудшает качество выращиваемых овощей, фруктов, зерновых культур и др. При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образовываться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей).
Из всего сказанного можно сделать вывод о последствиях употребления некачественных продуктов: 
• развитие онкологических заболеваний;
• появление заболевания, при котором кровь не способна удерживать кислород, – метгемоглобинемии (кислородного голодания);
• нарушение деятельности щитовидной железы и др.

Корневые системы всех без исключения растений хорошо усваивают нитраты. В результате участия ферментов и углеводов происходит восстановление нитратов до аммиака через нитриты:

http://festival.1september.ru/articles/578088/img1.jpg

Этот процесс носит название первичного  амминирования.  Аминокислоты, образующиеся в этом процессе являются, материалам для построения аминокислот в процессе 
переамминирования.
Образующийся аммиак взаимодействует с органическими кислотами, в результате получаются аминокислоты – строительный материал для белков:
NH
3 + органическая кислота http://festival.1september.ru/articles/578088/img3.gif аминокислота.
Cодержание белков в продукции определяет ее пищевую ценность. Значит, земледелец должен добиваться наиболее полного перехода минерального азота, поступившего в растение, в состав органических веществ.
Заметим, что при недостатке азота растение медленно растет, имеет мелкие, бледные, преждевременно желтеющие листья. При избытке азота бурно развивается вегетативная часть растений, а генеративная (наряду с клубнями и корнеплодами) оказывается в угнетенном состоянии. Если в почве избыток нитратов, то они не успевают полностью превратиться в аминокислоты. Нитраты по корню поднимаются и могут осесть в любой части растения. Они превращаются в нитриты и отравляют организм. Кроме того, избыток соединений азота вымывается из верхнего слоя водой и просачивается в грунтовые воды. Далее они попадают в наш дом с обыкновенной питьевой водой.
Теперь, когда нам все известно о пищевых нитратах, в доказательство сказанного 4 и 5 группы проанализируют проведённые опыты по определению содержания нитратов в картофельном, морковном соках и воде. Результаты опытов занесли в таблицу
 (Приложение 6)

  Теперь сделаем выводы по химическому эксперименту: проведя ряд лабораторных опытов по обнаружению нитрат-ионов в овощах (соках овощей), купленных в магазине, и воде, мы убедились, что в питьевой воде и морковном соке не содержатся нитраты, а в воде из открытого водоема и картофельном соке обнаружено большое количество нитратов.
Что же делать, если в продуктах присутствует избыток нитратов?

Практические советы

1. Тщательное промывание овощей и фруктов уменьшает содержание нитратов на 10%, а механическая очистка – на 15–20%.
2. Зелень (петрушку, укроп, салат и др.) необходимо поставить, как букет, в воду на прямой солнечный свет. В таких условиях нитраты в листьях в течение 2–3 ч полностью перерабатываются и потом практически не обнаруживаются. После этого зелень можно без опасения употреблять в пищу.
3. Свеклу, кабачки, капусту, тыкву и другие овощи перед приготовлением необходимо нарезать мелкими кубиками и 2–3 раза залить теплой водой, выдерживая по 5–10 мин. (Нитраты хорошо растворимы в воде (особенно теплой) и вымываются из овощей.)
4. Варка овощей снижает содержание нитратов на 50–80%.
5. Квашение, соление, консервирование и маринование способствуют снижению нитратов на 60–70%.
6. Нейтрализовать поступившие в организм нитраты могут ягоды черной и красной смородины, зеленый чай, а также аскорбиновая кислота (по 0,3–0,4 г в сутки).

Рекомендации по предотвращению отравления нитратами (запись в тетрадь):

1) варка овощей;
2) очистка от кожуры;
3) удаление участков наибольшего скопления нитратов;
4) вымачивание.

V. Закрепление темы – 20 мин.

Решим расчетную задачу на определение содержания питательного вещества в минеральных удобрениях по формуле соединения. Вспомним, что удобрения – это продукты питания для растений. Питательная ценность минерального удобрения определяется массовой долей питательного элемента в нем. Условно принято питательную ценность азотных удобрений выражать через долю в них элемента азота, фосфорных – через долю оксида фосфора(V), калийных – через долю оксида калия.

Задача. Определить массовую долю (в %) элемента азота в натриевой и аммиачной селитрах.

Решение:

http://festival.1september.ru/articles/578088/img2.gif

Мы говорили об общей закономерности накопления нитратов. Однако у различных растений есть и свои индивидуальные особенности.

По способности накапливать нитраты растения можно разделить на пять групп – по содержанию в 1 кг продукции:

• больше 5 г (все виды салатов, петрушка, редис);
• до 5 г (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
• до 4 г (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
• до 3 г (лук-порей, ревень, укроп, тыква);
• менее 1 г (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель).

Как распределяются нитраты в различных овощах?

1) У свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода – до 65%;
2) у моркови: в сердцевине – 90% и в наружной части – 10%;
3) у капусты – в кочерыжке и в толстых черешках листьев;
4) у картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены они под кожурой (поэтому необходимо чистить не экономя);
5) маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие, в огурце, сорванном утром, нитратов меньше.

Вернёмся к нашим утверждениям, заполненные в начале урока. Заполните 3-й столбец.

А теперь проверим правильность выполнения задания.


По уроку  приготовлена ПАМЯТКА 
«Как снизить содержание нитратов в овощах». Памятка может понадобиться вам и вашим родителям. (Приложение7)

VI. Окончание урока – 3мин.

1. Выводы по уроку. Обобщение результатов работы обучающихся.

Положительные и отрицательные моменты в течение урока

  • Цель достигнута
  • Таблицы заполнены
  • Задачи решены
  • Лабораторно – практические работы выполнены

2. Объявление оценок и комментарии к ним.

3. Вопросы обучающихся и ответы на них.

VII. Домашнее задание – 3 мин.

  1. Литература:
  • Степанов В.Н. . “Основы агрономии” стр. 122-148.
  • Большая серия знаний. Химия / Коллектив авторов. – М.: ООО «Мир книги».
  • Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова.
  1. Проработать конспект.

.

 



Предварительный просмотр:

Опорный конспект

«___»______________2014г

Тема:___________________________________________________________________

Минеральные удобрения - _________________________________________________

                                      _________________________________________________

                                      _________________________________________________

                                      _________________________________________________

                                      _________________________________________________

Минеральные удобрения

                                                              

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физические свойства удобрений ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя дополнительную литературу (текст) и образцы выданных вам минеральных удобрений, подготовьте рассказ 1 группа - об азотных удобрениях , 2 группа – фосфорные удобрения, 3 группа – калийные удобрения и заполните таблицу по плану:

  • Группа минеральных удобрений.
  • Какова роль азота в жизни растений?
  • Примеры удобрений их название и формула.

Подготовьтесь заполнить таблицу с данными об азотных удобрениях, полученными вами.

Группа удобрений

Роль питательного элемента для растений

Примеры удобрений (формула, название)

Азотные удобрения

Фосфорные удобрения

Калийные удобрения

Расчёты питательной ценности минеральных удобрений:

W (N) NaNO3 =____________________________________________________

                _____________________________________________________

                _____________________________________________________

W (N) NH4NO3 =_________________________________________________

                _____________________________________________________

                _____________________________________________________

W (N) (NH4)2SO4 = ________________________________________________

                _____________________________________________________

                _____________________________________________________

Какую пользу и какой вред приносят минеральные удобрения?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Утверждения на начало урока

Утверждения

Стадия «Вызов»

Стадия «Рефлексия»

Утверждения

Минеральные удобрения способствуют повышению плодородия почвы

Фосфор играет важную роль в образовании плодов и семян

Азотные удобрения хорошо растворимы в воде

Любое удобрение можно вносить в неограниченном количестве

Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней

Фосфорные удобрения вносят осенью

Калий принимает участие в синтезе хлорофилла

Азот стимулирует рост зелёной массы растений

Калий способствует укреплению стеблей злаковых растений



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Азотные удобрения

Азот необходим растениям для строительства белка. Поэтому почву с давних времен удобряют навозом или вносят минеральные удобрения, содержащие азот. Азотные удобрения – это соли азотной кислоты, соли аммония и мочевина. К ним относятся: натриевая селитра NaNO3, аммиачная селитра NН4NO3, кальциевая селитра Са(NO3)2, карбамид СО(NH2)2. Формула карбамида не похожа ни на одну другую. Часть слова «карб» взята из латинского названия углерода «карбонеум», а группу NН2 называют «амид», отсюда название удобрения – карбамид. Азотные удобрения представляют собой белые или желтоватые кристаллические порошки (кроме жидких удобрений), которые хорошо растворимы в воде, не поглощаются или слабо поглощаются почвой. Большинство из них обладает высокой гигроскопичностью и требует особой упаковки и хранения. Азотные удобрения        Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период.        Большое количество азотных удобрений применяют не сразу, а в несколько приемов. Так, при основном внесении (до или во время посева) вносят не более 5 г на 1 м2 действующего вещества. Оставшуюся часть вносят дробно в подкормках, первоначальная концентрация раствора не более 0,2 %, затем ее увеличивают до 0,6 %.

Калийные удобрения

Калийные удобрения способствуют росту и укреплению сосудов, по которым движутся вода и растворенные в ней питательные элементы. Вместе с фосфором калий способствует образованию цветков и завязей плодовых культур.  Все калийные удобрения хорошо растворимы в воде и удерживаются в почве, но на глинистых почвах слабо продвигаются в нижние слои. Калийные удобрения также необходимы для питания растений. Недостаток калия в почве заметно уменьшает урожай и устойчивость к неблагоприятным условиям. Важнейшими калийными удобрениями являются: сырые соли, представляющие собой размолотые природные соли, преимущественно минералы сильвинит NaCl•KСl и каинит KCl•МgSO4•3H2О;  древесная и торфяная зола, содержащие поташ K2СО3; концентрированные удобрения, получаемые в результате переработки природных калийных солей: KСl и K2SO4. Хлорид калия – белый мелкокристаллический продукт. его недостаток – слеживаемость, но ее можно предотвратить глубокой сушкой (содержание влаги 0,1–0,2%), а также грануляцией. Сульфат калия совершенно не гигроскопичен и не слеживается.

Фосфорные удобрения

Фосфор играет важную роль в жизни плодовых и ягодных культур. Он участвует в жизненно важных процессах: в образовании плодов и ягод, способствует экономному расходованию воды, значительно повышает зимостойкость растений. Фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, макроэнергетических соединений (АТФ), участвуя в синтезе белков, жиров, углеводов, аминокислот. Он принимает участие в фотосинтезе, дыхании растений, регуляции проницаемости мембран клеток, в образовании и переносе энергии, необходимой для жизнедеятельности растений и животных. Фосфор обеспечивает устойчивость энергетического соединения АТФ (Аденозинтрифосфорной кислоты), без которой не могут проходить ни процессы биосинтеза, ни распада метаболитов в клетках. При нормальном фосфорном питании повышается урожай плодовых и ягодных культур, благодаря тому, что усиливается отток питательных веществ из листьев в плоды и ягоды. Улучшаются также их вкус и химический состав, в плодах и ягодах повышается содержание сахаров. Фосфор играет большую роль в ускорении созревания плодов. Фосфор ускоряет цветение и плодообразование. Самое дешевое удобрение – фосфоритная мука, состав которой выражается формулой Са3(РО4)2.. К растворимым фосфорным удобрениям относятся простой и двойной суперфосфаты, основу которых составляет Са(Н2РО4)2. Состав простого суперфосфата – Са(Н2PO4)2 + 2СаSO4 (содержит балласт – СаSO4). В двойном суперфосфате сульфата кальция нет. Растворимые в воде, доступные растениям простой и двойной суперфосфаты подкисляют почву. Поэтому для снижения кислотности почвы ее известкуют. Удобрение, содержащее гидрофосфат кальция СаНРО4•2Н2О, называют преципитатом. Это кристаллогидрат, содержащий в 1 моль удобрения 2 моль воды. Применяют его только на кислых почвах, т.к. он малорастворим в воде.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Биологическая роль важнейших удобрений

Удобрения

Положительное действие

Отрицательное действие

Азотные

• Азот входит в состав белков, аминокислот, витаминов, хлорофилла и других жизненно важных органических соединений.

• Увеличивают содержание белка в зернах пшеницы, кукурузы, гречихи, проса и других зерновых культур.

• Оказывают благоприятное влияние на содержание клейковины, стекловидность зерна, выход муки, ее хлебопекарные качества

Токсичность определяется химическим составом и агрессивностью выделяющихся компонентов (аммиак, оксиды азота)

Фосфорные

• Фосфор участвует в синтезе аминокислот, белков, жиров, крахмала, сахаров и других продуктов обмена.

• Повышают сахаристость свеклы, улучшают качество зерна, увеличивают содержание белков, входящих в клейковину.

• Способствуют увеличению урожая и качества подсолнечника, масличных культур, табака, картофеля, увеличивают питательную ценность сена

Токсическое действие солей фосфорной кислоты возможно лишь при высоких дозах. Токсичность суперфосфата и нитрофосок определяется примесями соединений фтора. Кислые соли и суперфосфат (содержит свободный Р2О5) обладают раздражающим и прижигающим действием на кожу

Калийные

• Имеют важное значение в углеводном и белковом обмене.

• Усиливают фотосинтез и отток сахаров из листьев в другие части.

• Способствуют поддержанию тургора клеток, прочности стеблей, увеличивают накопление сахара в клеточном соке.

• Повышают качество корнеплодов сахарной свеклы, волокон льна-долгунца, семян подсолнечника

/



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Инструктаж № 1

Условимся сразу, что в качественном анализе большое значение имеет определенная последовательность добавления реактивов – так называемый систематический ход анализа. Поэтому выполнение работы проводим по методике, которая лежит перед вами. Согласно этой методике по интенсивности окрашивания раствора визуально определяем концентрацию ионов, содержащихся в данном растворе. Для полноты осаждения ионов используем определенные количества растворов.                                                                                                                                            Требования по технике безопасности при выполнении работы: соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с веществами. Приступаем к работе.

Лабораторные опыты
«Определение нитратов в растениях и воде»

Р е а г е н т: дифениламин (С6Н5)2NН.

Опыт 1 «Обнаружение ионов [Image]в питьевой воде»

Выполнение анализа

К 1 мл пробы воды по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – при концентрации нитрат-ионов более 0,001 мг/л, голубое – более 1 мг/л, синее – более 100 мг/л.

Опыт 2 «Обнаружение ионов [Image]в воде открытых водоемов»

Выполнение анализа

К 1 мл пробы воды по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – при концентрации нитрат-ионов более 0,001 мг/л, голубое – более 1 мг/л, синее – более 100 мг/л.

Полученные  результаты записываете  в таблицу  (Приложение 7).

Инструктаж № 2

Условимся сразу, что в качественном анализе большое значение имеет определенная последовательность добавления реактивов – так называемый систематический ход анализа. Поэтому выполнение работы проводим по методике, которая лежит перед вами. Согласно этой методике по интенсивности окрашивания раствора визуально определяем концентрацию ионов, содержащихся в данном растворе. Для полноты осаждения ионов используем определенные количества растворов.

Требования по технике безопасности при выполнении работы: соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с веществами. Приступаем к работе.

Лабораторные опыты
«Определение нитратов в растениях и воде»

Р е а г е н т: дифениламин (С6Н5)2NН.

.

Опыт 3 «Обнаружение ионов [Image]в морковном соке»

Выполнение анализа

К 1 мл пробы сока по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – низкое содержание ионов, синее – среднее содержание, темно-синее или темно-фиолетовое – высокое содержание.

Опыт 4 «Обнаружение ионов [Image]в картофельном соке

Выполнение анализа

К 1 мл пробы сока по каплям добавляют реагент. Бледно-голубое окрашивание – низкое содержание ионов, синее – среднее содержание, темно-синее или темно-фиолетовое – высокое содержание.

Полученные  результаты записываете  в таблицу  (Приложение 7).



Предварительный просмотр:

Ионы

Окрашивание

Концентрация, мг/л

Вывод

[Image]в питьевой воде

Бледно-голубое

> 0,001

/

Голубое

> 1

/

Синее

> 100

/

[Image]в воде открытых водоемов

Бледно-голубое

> 0,001

/

Голубое

> 1

/

Синее

> 100

/

[Image]в морковном соке

Бледно-голубое

Низкая

/

Синее

Средняя

/

Темно-синее

Высокая

/

[Image]в картофельном соке

Бледно-голубое

Низкая

/

Синее

Средняя

/

Темно-синее

Высокая

/

 

Обнаружение нитратов в растениях и воде                                                                             Приложение7



Предварительный просмотр:

Приложение 7

Памятка

Использование плодов и овощей с повышенным содержанием нитратов в питание запрещается.                                      1. При хранении овощей в хорошо вентилируемом помещении и при наличии неповрежденных плодов, отмечается снижение содержания нитратов.                                               2. При хранении картофеля в течение 3 месяцев снижается' на 15%                                                                                                                            3. При хранении картофеля в течение 6 месяцев снижается на 70%.                                                                                                                 4. При хранении моркови в течение 6 месяцев снижается на 55%.

5. При хранении овощных культур в среднем через 8 месяцев от исходного материала отмечается снижение на 40-50%.                  6. При кулинарной обработке овощей /мойке, чистке/, отмечается снижение нитратов на 10%.                                                                             7. При удалении кочерыжки, стержня в моркови, капусте содержатся содержание на 10%.                                                                       8. При вымачивании овощей свеклы, капусты, картофеля/ в течение 1 часа снижается  содержание нитратов на 250/0, зелени на 20%.                                                                                              9. При варки картофеля около 80% нитратов переходит в отвар.                                                                                                           10. При варке моркови, капусты, свеклы 60-70%.                                                 11. Варка на пару в меньшей степени влияет на снижение нитратов в овощах.                                                                                    12 При квашении овощей отмечается снижение нитратов на 18 –й день на 70-80%. Рассол в пищу употреблять нельзя.

Памятка

Использование плодов и овощей с повышенным содержанием нитратов в питание запрещается.

1. При хранении овощей в хорошо вентилируемом помещении и при наличии неповрежденных плодов, отмечается снижение содержания нитратов.                                                      2. При хранении картофеля в течение 3 месяцев снижается' на 15%.                                                                                                                  3. При хранении картофеля в течение 6 месяцев снижается на 70%.                                                                                                            4. При хранении моркови в течение 6 месяцев снижается на 55%.

5. При хранении овощных культур в среднем через 8 месяцев от исходного материала отмечается снижение на 40-50%.                          6. При кулинарной обработке овощей /мойке, чистке/, отмечается снижение нитратов на 10%.                                                                   7. При удалении кочерыжки, стержня в моркови, капусте содержатся содержание на 10%.                                                                          8. При вымачивании овощей свеклы, капусты, картофеля/ в течение 1 часа снижается  содержание нитратов на 250/0, зелени на 20%.                                                                                              9. При варки картофеля около 80% нитратов переходит в отвар.                                                                                                                    10. При варке моркови, капусты, свеклы 60-70%.

11. Варка на пару в меньшей степени влияет на снижение нитратов в овощах.

12 При квашении овощей отмечается снижение нитратов на 18 –й день на 70-80%. Рассол в пищу употреблять нельзя.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минеральные удобрения и их роль в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. КГУ « Зыряновский сельскохозяйственный колледж» Преподаватели : Н.А.Снегирева, К.А.Смагулова .

Слайд 2

В 1798 году экономист Томас Мальтус издал книгу “Опыт народонаселения” , где изложил свою знаменитую теорию: численность населения Земли имеет тенденцию возрастать в геометрической прогрессии, в то время как средства к существованию увеличиваются только в арифметической прогрессии. Из этой теории следовало, что в будущем человечеству грозит голод. Подобный вывод подтвердил столетием позже английский ученый Томас Гексли, друг Чарльза Дарвина и пропагандист его учения, он заявил, для того, чтобы избежать голодной смерти нужно резко повысить урожайность. Какие способы повышения урожайности вы можете предложить?

Слайд 3

Десять стран мира с наибольшей численностью населения, на середину 2009, 2025 и 2050 года ( милн . чел.), 6 млрд 9,2 млрд Прогноз на 2050 г. 2009 г. 2025 г. 2050 г. 1. Китай 1331 1. Китай 1476 1. Индия 1748 2. Индия 1171 2. Индия 1445 2. Китай 1437 3. США 307 3. США 358 3. США 439 4. Индонезия 243 4. Индонезия 292 4. Индонезия 343 5. Бразилия 192 5. Пакистан 246 5. Пакистан 335 6. Пакистан 181 6. Бразилия 212 6. Нигерия 285 7. Бангладеш 162 7. Нигерия 207 7. Бангладеш 223 8. Нигерия 153 8. Бангладеш 195 8. Бразилия 215 9. Россия 140 9. Россия 133 9. Конго, Дем. Республика 189 10. Япония 128 10. Мексика 123 10. Филиппины 150

Слайд 4

Население планеты растет, а производство зерна - нет Сейчас население планеты более 6 млрд. человек и оно растет. Чем же его накормить??? Химики всего мира создают различные удобрения ,чтобы увеличить массу продукции, выращиваемую на земле. В 2000 г. каждый третий человек в мире питался зерном и другой сельскохозяйственной продукцией, которые были получены благодаря применению минеральных удобрений.

Слайд 5

это соединения, способные при внесении в почву растворяться и диссоциировать на ионы в почвенном растворе, чрезвычайно необходимые для жизни растений, поскольку содержат азот, фосфор, калий и прочие нужные элементы в легкоусвояемой форме. Минеральные удобрения -

Слайд 6

Классификация удобрений.

Слайд 8

Юстус Либих (1803—1873) — крупнейший немецкий химик, а кадемик , один из основателей агрохимии. . " Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает и само поле " , - говорил Либих. В 1840 г. предложил теорию минерального питания растений. На основе многочисленных анализов он установил, что каждому растению необходимо для нормальной жизнедеятельности 10 элементов: C, H, O, N, Ca , K, P, S, Mg , и Fe . Он также установил, что важнейшим из этих элементов являются три – N , K , P .

Слайд 9

Утверждения Начало урока Конец урока Минеральные удобрения способствуют повышению плодородия почвы Фосфор играет важную роль в образовании плодов и семян Азотные удобрения хорошо растворимы в воде Любое удобрение можно вносить в неограниченном количестве Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней Фосфорные удобрения вносят осенью Калий принимает участие в синтезе хлорофилла Азот стимулирует рост зелёной массы растений Калий способствует укреплению стеблей злаковых растений

Слайд 10

Азот N Основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В. Недостаток азота сказывается в первую очередь на росте растений: ослабляется рост боковых побегов, листья, стебли и плоды имеют меньшие размеры . Внесение азотных удобрений усиливает рост вегетативных органов растений. Повышается их сопротивляемость к болезням и вредителям. Пожелтевшие нижние листья у табака — признак недостатка азота.

Слайд 11

Азотные удобрения способствуют развитию зелёной части растения. Азот это основной питательный элемент для всех растений: без азота невозможно образование белков и многих витаминов, особенно витаминов группы В. Азот регулирует рост вегетативной массы , определяет уровень урожайности культур, повышает содержание белка в зерне. Наиболее интенсивно растения поглощают и усваивают азот в период максимального образования и роста стеблей и листьев.

Слайд 13

Фосфор Р Ускоряет развитие растений, стимулирует цветение и плодоношение, благоприятствует интенсивному нарастанию корневой системы. При недостатке фосфора наблюдается угнетенный рост (особенно у молодых растений), короткие и тонкие побеги, мелкие, преждевременно опадающие листья. Задерживаются рост и созревание плодов и ягод, ухудшаются их вкус, окраска, снижается урожай. Лучше всего фосфорные удобрения вносить осенью, так как фосфор — малоподвижный элемент, плохо растворяется в воде, и от внесения до достижения им корней растений проходит много времени. После внесения фосфорных удобрений почву перекапывают, заделывая их. Признаки недостатка фосфора на листьях томата.

Слайд 14

водорастворимые (аммофос, диаммофос, суперфосфаты), 2.труднорастворимые - очень плохо растворимые в слабых кислотах, не растворимые в воде (фосфоритная мука, костная мука). Фосфорные удобрения

Слайд 15

Фосфориты

Слайд 17

Калий К Ускоряет процесс фотосинтеза, способствует синтезу сахарозы, крахмала, жиров, белков, снижает поражаемость заболеваниями, способствует обмену веществ и образованию углеводов – накоплению крахмала в клубнях картофеля, сахарозы в сахарной свекле, повышает засухоустойчивость и морозостойкость растений. способствует лучшему поступлению азота из почвы,усиленному кущению и повышению прочности стеблей. Недостаток калия вызывает обычно задержку роста, а также развития бутонов или зачаточных соцветий. Растения резко замедляют своё развитие, становятся восприимчивыми к различным болезням и вредителям . Характерный признак недостатка калия — «краевой ожог» листьев (края листьев окрашиваются в коричневый цвет и высыхают).

Слайд 18

КС I -хлорид калия В природе в виде минерала сильвинита(К CI + NaCI ) Калийные удобрения Каменная соль

Слайд 20

Хлороз на краях листьев пуансеттии — признаки недостатка магния. Пожелтевшие верхние листья капусты — признак недостатка серы. Хлороз на верхних листьях растения — признак недостатка железа. Поврежденные верхние листья растения отражают недостаток кальция. Мелкие и скрученный молодые листья у табака — признак недостатка бора.

Слайд 21

Точечный хлороз листьев вишни — признак недостатка марганца. Исчезновение тургора в листьях томата свидетельствует о недостатке меди. Укороченные побеги лимона с мелкими листьями говорят о недостатке цинка. Бледно-зеленые листья огурца с краевым некрозом — признак недостатка молибдена .

Слайд 22

Дефицит серы на рапсе Дефицит магния на кукурузе , на сое . Дефицит кальция на томатах

Слайд 23

МИКРОУДОБРЕНИЯ Это вещества, содержащие Fe Mn B Cu Zn Mo Co Синтез хлорофилла- Fe Лучше усваиваются азот, фосфор, калий благодаря бору Ускоряют окислительно-восстановительные процессы- Cu , Zn , Mn Применять минеральные удобрения нужно ограниченно, по строгой норме

Слайд 24

В чем же кроется плюс минеральных удобрений? В том, что в разные периоды роста и развития растений их потребность в питательных элементах неодинакова. В период роста растения больше всего нуждаются в азоте. Во время цветения и плодоношения — в фосфоре и калии (особенно нужен калий в конце вегетации, то есть периода активной жизнедеятельности. Минеральные удобрения могут дать растению именно то, что ему нужно, и тогда, когда ему это нужно.

Слайд 25

Существует 2 способа внесения минеральных удобрений: основное удобрение (перед посадкой) подкормка (в период вегетации). Они могут применяться как в твердом виде (при внесении прямо в почву), так и в виде раствора. Растворы надо использовать сразу по приготовлении. Ни в коем случае не старайтесь вносить растворенные минеральные удобрения чаще одного раза в десять дней!

Слайд 26

После применения удобрений …

Слайд 28

В Актау ТОО "КАЗАЗОТ" - единственный производитель аммиака и аммиачной селитры в Республике Казахстан

Слайд 29

Казахстанская торгово-производственная агрохимическая компания КосАгроКоммерц более 18 лет остается ведущим поставщиком и производителем минеральных удобрений на Казахстанском рынке. Представительство в г. Петропавловск г. Шымкент г. Костанай В Акмолинской области

Слайд 30

Транспортировка минеральных удобрений

Слайд 31

Экологические последствия, связанные с применением минеральных удобрений. При излишнем внесении в почву азотных удобрений в ней в избытке накапливаются нитрат- и нитрит-ионы . Допустимое суточное потребление нитратов для взрослого: человека - 5 мг/кг. Под влиянием большой дозы нитратов наблюдается острое отравление (аллергический отек легких, одышка, боли в области сердца, кашель, рвота и др.). Смертельная доза составляет 8-15 г.

Слайд 32

- NO 3 Метгемоглоби - нообразование Воздействие повышенных количеств нитратов и их производных на организм человека Концерагенное действие нитрозоаминов , образовавшихся в организме Нарушение иммунного статуса Снижение устойчивости организма к действию концерогенных , мутаген- ных и других факторов Нарушение функций фер - ментных систем Действие на функции центральной нервной, сердечно-сосудистой , эндокринной систем, обмен веществ

Слайд 33

PO 4 3- , NO 3 - , K + Зарастание озер Гибель рыбы


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

PO 4 3- , NO 3 - , K + Зарастание озер Гибель рыбы

Слайд 2

Расчёт массовой доли в удобрениях Азота - N W= n Х Ar (N) Х 100% Mr вещества Оксида фосфора - P 2 O 5 W= n Х Mr (P 2 O 5 ) Х 100% Mr вещества Оксида калия - К 2 О W= n Х Mr ( К 2 О ) Х 100% Mr вещества

Слайд 3

Питательную ценность удобрений условно выражают через массовую долю в них азота N , оксида фосфора ( V ) Р 2 О 5 и оксида калия К 2 О. Задача: Рассчитать питательную ценность натриевой селитры, двойного суперфосфата, хлорида калия. ! Число атомов фосфора (калия) должно быть одинаковым в формуле удобрения и оксиде: 2 ( Са HPO 4 x 2H 2 O) P 2 O 5 2 KCl K 2 O Расчет питательной ценности удобрений

Слайд 4

Расчет питательной ценности CO(NH 2 ) 2 W= n Х Ar (N) Х 100% / Mr вещества W = 12 2 16 14 100% 1 ( ) =

Слайд 5

Расчет питательной ценности CO(NH 2 ) 2 W= n Х Ar (N) Х 100% / Mr вещества W = 2 14 14 100% 12 16 1 2 2 + + + ( ) = 4 7% мочевина; Описание: белый кристаллический порошок; Класс соединений: диамид угольной кислоты; Тип кристаллов: игольчатые; Особенности хранения: устойчив на воздухе;

Слайд 6

Химический эксперимент (фронтальная работа) Исследование минеральных удобрений Вещество Х : белые гранулы, легко сублимируются при нагревании, растворяются в воде, а при добавлении к раствору нескольких капель раствора хлорида бария образуется белый осадок; при растворении гранул в щелочи и нагревании образуется газ с резким запахом, который изменяет цвет влажной лакмусовой бумажки из красного в синий. Вещество У : серые гранулы, нерастворимые в воде; при добавлении нескольких капель раствора нитрата серебра образуется желтый осадок; окрашивает пламя в кирпично-красный цвет. При добавлении карбоната калия выпадает белый осадок

Слайд 7

Определение удобрения X Реактивы Вещества Растворимость в воде BaCl 2 NaOH , t Х P BaSO 4 Белый осадок NH 3 Резкий Запах. Индик.бумага синеет Вывод Вещество X – сульфат аммония

Слайд 8

Определение удобрения Y Реактивы Вещества Раствори- мость в воде AgNO 3 К2СО 3 У Н Ag 3 РО 4 желтый осадок СаСО 3 Белый осадок Вывод Вещество Y – суперфосфат

Слайд 9

Группа удобрений Роль питательного элемента для растений Примеры удобрений (формула, название) Азотные удобрения Фосфорные удобрения Калийные удобрения Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период. NaNO 3 – натриевая селитра; NH 4 NO 3 – аммиачная селитра; (NH 4 ) 2 SO 4 – сульфат аммония Необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды). Важны во время цветения и формирования плодов. Са (Н 2 РО4) 2 – двойной суперфосфат; СаНРО 4 * 2Н 2 О – преципитат; Са (Н 2 РО 4 ) 2 + Са SO 4 – простой суперфосфат Ускоряют рост фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений. Зола, поташ - (К 2 СО 3 ); К Cl * NaCl – сильвинит; К 2 SO 4 – сульфат калия.

Слайд 10

Любителям разводить «огород на подоконнике» рекомендуют экологически чистое удобрение, которое можно приготовить, если скорлупу сырых яиц поместить в банку с водой. Через несколько дней вода приобретает специфический «тухлый» запах – значит удобрение готово и можно поливать огород. Какой элемент питания получают растения с этим удобрением и в какой форме? Чем обусловлен тухлый запах?

Слайд 11

Содержимое яиц, оставшееся в пустой скорлупе, в водной среде при комнатной температуре подвергается реакции гниения, характерной для белков. Гниение называют также аммонификацией, т. к. при этом азот, содержащийся в молекулах белков, превращается в аммиак и ион аммония NH 4 + , в результате он становится доступным растениям, которые, как известно, могут усваивать азот только в виде неорганических ионов. Гниение белков протекает под действием гнилостных микроорганизмов и начинается с гидролиза белков до аминокислот, которые затем ассимилируются микроорганизмами, выделяющими разнообразные продукты, в том числе и дурно пахнущие аммиак, сероводород. Полученное таким способом жидкое удобрение содержит главным образом азот.

Слайд 12

Сейчас многие пользуются жидким удобрением, приготовленным из выполотых на огороде сорняков. Бочку заполняют до половины объема сорняками, доливают водой доверху, прикрывают полиэтиленовой пленкой и выдерживают 10-12дней. Когда процесс брожения закончился, жидкое удобрение можно вносить на грядки. Как вы думаете, зависит ли эффективность такого удобрения от вида сорных растений, из которых оно приготовлено?

Слайд 13

Да зависит. Чем больше в растении протеинов, тем больше азота в полученном жидком удобрении . Хорошее удобрение по лучается из крапивы.

Слайд 14

Н авозная жижа – ценное быстродействующее азотно-калийное удобрение. На крупных живодноводческих фермах оборудуют специальные сборники для хранения навозной жижи, поверхность которой нередко покрывают слоем нефти или отработанного машинного масла. Попробуйте объяснить, с какой целью это делают.

Слайд 15

В навозной жиже значительное количество азота находится в виде мочевины (NH 2 )CО 2 , которая под влиянием уробактерий быстро разлагается на NH 2 и CO 2 . При хранении навоза аммиак быстро улетучивается, и ценность удобрения снижается. Слой нефти или машинного масла препятствует разложению мочевины.

Слайд 16

Современные теплицы оснащены сложным техническим оборудованием. которое автоматически поддерживает в ней нужную температуру, влажность воздуха и его состав. В большинстве теплиц воздух искусственно обогащен диоксидом углевода CO 2 из баллонов, но подачу CO 2 ночью прекращают. Почему?

Слайд 17

С 2 О нужен для фотосинтеза и может использоваться только на свету.

Слайд 18

Утверждения Начало урока Конец урока Минеральные удобрения способствуют повышению плодородия почвы да Фосфор играет важную роль в образовании плодов и семян да Азотные удобрения хорошо растворимы в воде нет Любое удобрение можно вносить в неограниченном количестве нет Калий усиливает рост корней, луковиц и клубней да Фосфорные удобрения вносят осенью да Калий принимает участие в синтезе хлорофилла да Азот стимулирует рост зелёной массы растений да Калий способствует укреплению стеблей злаковых растений да

Слайд 19

Контрольные вопросы и задания. Охарактеризуйте роль основных питательных элементов ( N , P , K ) в жизни растений. Какие вещества используются в качестве минеральных удобрений? Можно ли верить табличкам на овощных прилавках рынков «Продукция без нитратов"? Дайте объяснение. Как вы считаете, целесообразно ли применение сульфата аммония при одновременном известковании почвы? Ответ поясните, составьте уравнение реакции.

Слайд 20

Сульфат аммония (NH 4 )2SO 4 (N21 S24) Удобрение химически более кислое, чем аммиачная селитра. Рекомендуется для внесения на некислые (насыщенных основаниями), в грунты и на кислых при условии известкования. Сульфат аммония можно вносить осенью. Удобрение ценно содержанием серы. Применяется удобрение для основного или предпосевного внесения. Благодаря хорошей сорбции в почве, не вымывается и является единственным источником азота для растений на длительный срок. Рекомендуется вносить под культуры, чувствительные к недостатку серы: крестоцветные (рапс, горчица, репа, капуста), кукурузу, картофель, лук, чеснок, рожь, овес и на почвах с недостатком серы. Если использовать удобрение под основное внесение, то сульфатом аммония можно подкормить картофель, лучше через 8-15 дней после высадки клубней. Одноразовое внесение сульфата аммония даже на подзолистых почвах существенно не сказывается на изменении реакции почвенного раствора, а систематическое применение этого удобрения на подзолистых и оподзоленных почвах приводит к подкислению почвенного раствора. Эту особенность удобрения учитывают при его использовании, проводя одновременно известкование почвы. На черноземных почвах применения сульфата аммония на развитие растений отрицательно не влияет.

Слайд 21

Выводы: Без удобрений, особенно в нечерноземной полосе, вырастить урожай невозможно. Требуется их постоянное внесение в почву. Очень важно соблюдать нормы и проявлять экологическую культуру в использовании удобрений. Производство минеральных удобрений – важнейшая задача химической промышленности. Особенно важно повышать качество удобрений, увеличивать долю концентрированных , комплексных, гранулированных удобрений.

Слайд 22

Использованные ресурсы http://leto.tomsk.ru/min.phр Степанов В.Н. Основы агрономии. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – «Дрофа», 2004г. Ресурсы интернет Большая серия знаний. Химия / Коллектив авторов. – М.: ООО «Мир книги». Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобр.учреждений / О. С. Габриелян, Г.Г. Лысова.

Слайд 23

Спасибо всем!