Проект "Хлеб- всему голова"

Цвыченко Ольга Юрьевна

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова»

  
 

Продолжительностьпознавательно – исследовательский, краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

«Лучше хлеб с солью в покое и без печали,

Чем множество блюд многоценных в печали и горе».

Иоанн Златоуст

Актуальность.

С рождения ребенок является первооткрывателем. Наилучшим образом решается задача поиска ответа на вопрос с помощью метода проекта, в основе которого лежит определенная проблема. При разработке и реализации проектов мы стремились к тому, чтобы ребенок воспринимал нужные ему знания, изучаемая проблема бралась из реальной жизни и значима для ребенка, а её решение должно требовать от него познавательной активности, проявлений творчества и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Эта тема выбрана неслучайно так, как в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в тоже время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, а мы надеемся воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. В сказках о хлебе авторы затрагивают все вопросы воспитания. Поэтому, мы считаем, что сказка самый первый и необходимый помощник для воспитания детей умными, правдивыми, аккуратными, вежливыми, любознательными и грамотными.

 

Проектная деятельность позволяет проследить взаимосвязь в развитии познавательныхтворческих способностей детей и их коммуникативных навыков.

Участие детей в проекте «Хлеб – всему голова» позволит максимально обогатить знания и представления детей о зерновых культурах, их свойствах, развивать связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель проекта:

• Расширить знания детей о хлебе.

• Вовлечение каждого участника в активный познавательный и творческий процесс.

• Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельностипознавательную, творческую (художественно-эстетическую, коммуникативную.

Задачи проекта:

Обучающие:

• Уточнить и закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба;

• Закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;

• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;

• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Развивающие:

• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

• Обогащать словарный запас детей;

• Учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.

Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;

• Формировать этическое отношение к окружающей действительности;

• Прививать навыки бережного отношения к хлебу.

• Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального общения, способствовать установлению новых форм взаимодействия между детьми, родителями и педагогами.

Предварительная работа:

1. Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;

2. Подбор информационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;

3. Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, стихи, загадки.

Создание условий для осуществления проекта:

• Создание мини – музея «Хлеб – всему голова»

• Подобрать картотеку мультфильмов и песен о хлебе;

• Подготовить подборку художественной литературы в книжном уголке, пополнить интересными яркими иллюстрациями про хлеб;

• Подборка дидактических пособий, репродукций картин для обновления развивающей среды;

• Рекомендовать родителям приобрести для домашнего книжного уголка произведения малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки) о хлебе.

Предполагаемый результат:

• Усвоение детьми необходимых знаний по теме «Хлеб»;

• Формирование у дошкольников опыта познания процессов и явлений, происходящих в природе;

• Развитие логического мышления через осознание причинно- следственных механизмов экосистемы;

• Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природепознавательного, эстетического, гуманного;

• Развитие творческих способностей детей средствами разных видов художественно – продуктивной и театрализованной деятельности;

• Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом;

• Развитие коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;

• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Подготовительный этап:

Работа воспитателя:

• Работа с интернетом, энциклопедиями, с литературой по теме «Хлеб всему голова».

• Подборка книг, стихов, пословиц, поговорок и загадок о хлебе,

иллюстраций, дидактических пособий, репродукции картин для обновления развивающей среды.

• Подготовить и организовать экскурсию на «Хлебокомбинат»«Мельницу».

 Создание предметно-развивающей среды в группе: мини – музей хлеба; изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре«Уборка урожая»«Пекарня».

• Изготовление папки «Как наши предки хлеб выращивали»«Как хлеб к нам стол пришел».

Работа с родителями:

• Подборка пословиц, поговорок, загадок и стихов о хлебе.

• Рисунки и поделки совместно с детьми на тему «Хлеб».

• Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Хлебный магазин»«Кондитерская».

• Подбор интересной информации о хлебе из книг, интернета, энциклопедий.

Содержание работы над проектом:

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы:

1-я неделя

Понедельник:

• Беседа с детьми «Как выращивают хлеб» с использованием дид. пособия «Как хлеб к нам стол пришел».

• НОД с детьми на тему«Когда и где родился хлеб»

• Заучивание стихотворения П. Каганова «Хлеб – наше богатство»

• С/р игра: «Магазин «ХЛЕБ»«Семья»

• Дидактическая игра «Назови профессию»«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

• Познавательно – исследовательская деятельность«Проращивание зерен»

• Познавательное развлечение: просмотр мультфильмов «Колосок»«История о девочке, которая на хлеб наступила» и др.

• На прогулке: п/и «Пахари и жнецы»

Работа с родителями: чтение и разучивание с детьми пословиц и поговорок о хлебе

Вторник:

• Рассматривание серии сюжетных картинок на тему«Выращивание хлеба» и составление рассказов по картинке с целью: закрепление знаний последовательности выращивания хлеба.

• Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб.

• Разучивание пальчиковой гимнастики «Мельница»

• Чтение сказок «Лёгкий хлеб»«Крупеничка».

• Инсценировка отрывка из сказки «Лёгкий хлеб».

• Сюжетное рисование с помощью трафаретов по теме «Хлеб»

• На прогулке: п/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем»

Среда:

• Беседа с детьми на тему«Для чего растению нужны семена?»

• Опытно – экспериментальная деятельность«Отделяем зерна от плевел»

 Пластический этюд «Колосок»

• Рассматривание картины И. Шишкина «Рожь»

• Проговаривание чистоговорки «Калачи»

• Аппликация обрывным методом «Колоски»

• Разгадывание загадок

• На прогулке: речевая игра «Корреспондент» с целью закрепление знаний по теме «Хлеб».

Четверг:

• Просмотр презентации «Как колосок на стол хлебом пришёл»

• Дидактическая игра «Что за, чем» - выстраивание цепочки последовательности выращивания хлеба с помощью карточек с целью закрепления знаний

• Лепка из солёного теста хлебобулочных изделий

• Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

• Проговаривание скороговорок о хлебе

• Слушание песни в исполнении О. Воронец «Хлеб – всему голова»

• На прогулке: п/и «Пахари и жнецы», с/р игра «Пекарня» (хлебобулочные изделия из песка, «Магазин «Хлеб»

Работа с родителями: чтение дома сказок о хлебе, или в которых упоминается о нем.

Пятница:

• Экскурсия на мельницу

• Беседа по экскурсии с целью закрепления полученных впечатлений и информации детьми.

• Дидактическая игра«Какая мука, из какого зерна получается?»

• На прогулке«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Работа с родителями: совместно с детьми испечь печенье и булочки.

2-я неделя

Понедельник:

• НОД с детьми на тему«Хлеб – великое чудо земли»

• Просмотр презентации«Традиции русского гостеприимства»

• Выставка семейного творчества «Хлеб – всему голова» (выпечка)

• С/р игра «К нам пришли гости» (пригласить детей младшей группы в гости на чаепитие с угощениями, испеченными совместно с родителями)

• Разучивание песенки о хлебе«Отличные пшеничные»

• Повторение стихов и пословиц

• На прогулке: дид. игра «Сложи колосок» (из геометрических фигур, работа в раскрасках по теме«Хлеб»

Вторник:

• Чтение и пересказ произведения Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками»

• Познавательно – исследовательская деятельность«Рассматривание пророщенных зерен»

• Разучивание физминутки «Бабочка божьей коровке звонила…»

• Дидактическая игра «Что нужно для хорошего роста растений?»

• Слушание песни – загадки «Бываю я чёрным, бываю я белым»

• Разгадывание кроссворда по теме«От зернышка до каравая»

• На прогулке: игра -эстафета «Кто быстрее соберет урожай», с/р игра «Кондитеры», дид. игра «Когда это бывает?»«Что за чем?» (индивидуальная работа)

Среда:

• Экскурсия на хлебокомбинат.

• Беседа по экскурсии с целью закрепления полученных впечатлений и информации детьми.

• Дидактическая игра «А какой он, хлеб»«Назови профессию»

• Этюд «Тесто»

• ТРИЗ «Плохо – хорошо» (бережное отношение к хлебу)

• Раскрашивание хлебобулочных изделий из соленого теста

• На прогулке: п/и «Пшеница и хлебороб», хороводная игра «Каравай»

Четверг:

• Организация и проведение сюжетно – ролевой игры «Экскурсовод» (экскурсия по мини – музею)

• Дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»

• Изготовление детьми плоскостного театра «Путешествие колоска»

• Театрализованная деятельность«Путешествие колоска»

• Словесная игра «Продолжи пословицу»

• Викторина по сказкам о хлебе

• На прогулке: дид. игра «Испеки каравай», с\р игра «Пекари»«Булочная»

Работа с родителями: совместно с детьми испечь хлебобулочные изделия к чаепитию.

Пятница:

• Итоговое интегрированное познавательное занятие «От зернышка до каравая» с использованием ИКТ

• Чаепитие детей и родителей с дегустацией испеченных хлебобулочных изделий

• Творческая мастерская «Составление узоров и рисунков из круп»

• Выставка работ

• На прогулке: п/и «Пшеница и хлебороб», хороводная игра «Каравай», речевая игра «Корреспондент» с целью закрепление знаний по итоговому занятию.

Ресурсы проекта:

1. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 40с.

2. Данюкова А. Вы любите проекты?// Обруч – 2001. - №4 – с. 11-13.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192 с.

4. Коломина Н. А. Занятие по экологии в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 144с.

5. Методическая литература под редакцией Л. Г. Горького и Т. Бондаренко.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – состав.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 4-е изд., М.:АРКТИ, 2006. – 96с.

7. Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду».

8. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа».

9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. // Дошкольное воспитание. – 2000.- №2. – с. 8-17.

10. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.11. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – Мозаика – Синтез, 2006. – 104 с.

12. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 32 с.

13. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.

Приложение №1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Берёзка»

Конспект интегрированного познавательного занятия

На тему«От зёрнышка до каравая»

Подготовительная группа.

Воспитатель

 ЗадачиОбучающие:

• Уточнить и закрепить знания детей о выращивании хлеба;

• Закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;

• Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;

• Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;

• Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми;

• С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Развивающие:

• Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

• Обогащать словарный запас детей;

• Учить концентрировать внимание и высказывать собственное мнение. Воспитательные:

• Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей;

• Формировать этическое отношение к окружающей действительности;

• Прививать навыки бережного отношения к хлебу. Интеграция образовательных областей

 Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно – эстетическое развитие.

МатериалДемонстрационный: презентация «От зёрнышка до каравая», каравай;

Раздаточный: карточки модели процесса выращивания колосьев и изготовления хлеба; солёное тесто, стеки, формочки, ножницы, баночки с водой, кисточки, салфетки, доски, колпачки поварят.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»; украинской народной сказки «Колосок»; белорусской народной сказки «Легкий хлеб»; разучивание пословиц и стихов о хлебе; инсценировка отрывка из сказки «Лёгкий хлеб»; мини – музей хлеба; изготовление макета каравая.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в зал под музыку.

Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Ребята, а какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с нашими гостями и поделимся с ними своим хорошим настроением:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро! Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

(дети садятся за столы)

Воспитатель:- Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый,

И бывает подгорелый.

Без него плохой обед.

Вкуснее и полезней его нет.

(хлеб)

ДетиХлеб

Воспитатель: - Я не случайно загадала вам эту загадку. Сегодня мы поговорим о хлебе, а точнее о его пути «От зернышка до каравая»Воспитатель: - Хлеб есть на столе у нас всегда, и его мы все очень любим. Представить жизнь, нас, современных людей, которые могут приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Про хлебможно говорить бесконечно. О хлебе существует множество пословиц и поговорок, сложено много песен и стихов, есть много разных сказок, в которых упоминается о хлебе. Герои этих сказок живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне.

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним некоторые из них: прослушайте, отрывок аудиозаписи, и скажите из какой он сказки?

Дети слушают аудиозапись сказки «Колосок».

(ответы детей)

Воспитатель: - А сейчас я вам зачитаю один эпизод из сказки, а вы мне скажите, как называется эта сказка:

…Царь опять позвал сыновей:

- Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:

- Что закручинился? Он отвечает:

- Надо к завтрему испечь царю хлеб.

- Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

- Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Дети«Царевна- лягушка», р. н. сказка.

Воспитатель: - А теперь посмотрите фрагмент сказки и скажите, как называется это произведение:

(инсценировка отрывка из сказки «Легкий хлеб»)

Сказка «Легкий хлеб»

Косил мужик траву на лугу, уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.

Выходит из лесу голодный волк. Видит мужик под кустом сидит и что-то ест.

Подошел к нему волк, спрашивает:

- Ты что ешь?

Хлеб, - отвечает мужик.

 А вкусный он?

- Страсть, какой вкусный!

- Дай мне попробовать.

- Милости прошу!

Отломил мужик кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!

- Ладно, говорит, мужик, научу тебя, где и как хлеб доставать….

Воспитатель: Вы, догадались, как называется эта сказка?

Дети: Сказка «Легкий хлеб»

Воспитатель: А вы помните, о чем эта сказка? А чем она закончилась?

Дети: Мужик рассказал ему как хлеб доставать, а Волк хотел отведать легкого хлеба, и в итоге остался ни с чем.

Воспитатель: - Ребята, а так ли легко достается хлеб на самом деле, как хотелось волку?

Дети: Нет.

Воспитатель: - А почему?

Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами вспомним, как выращивают хлеб. У вас на столах лежат карточки модели последовательности выращивания хлеба (трактор + земля; сеялка; поле с колосьями; комбайн + машина; элеватор; мельница; хлебозавод; магазин, вам необходимо разложить их в правильном порядке.

Воспитатель:- А теперь, ребята, обратите ваше внимание на экран и сравните, правильно ли вы выполнили задание.

(Дети сверяются).

Актуализация знаний:

Уточнение значения каждого звена в цепочке с сопровождением загадок или вопросов.

Воспитатель:- Молодцы ребята, с заданием все справились правильно. А теперь давайте разберем каждое звено.

Воспитатель: - Где растет хлеб?

Дети: В поле

Воспитатель: - Как называют людей, которые выращивают хлеб?

ДетиХлеборобы

Воспитатель: - Что делают люди в поле на тракторе?

Дети: Пашут землю, чтобы она была рыхлой и мягкой.

Воспитатель: - Зачем нужны людям в поле сеялки?

Дети: Сеять зерно пшеницы, ржи, овса, ячменя в землю.

Воспитатель: - Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?

Дети: Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.

Воспитатель: - Что за машина помогает убрать хлеб с поля?

Дети: Комбайн.

Воспитатель: - Как называют людей, которые водят эти машины?

Дети: Комбайнеры.

Воспитатель: - Куда с полей везут зерно?

Дети: На элеватор.

Воспитатель: - Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)

 

Воспитатель: - Что дальше происходит с зерном?

Дети: с элеватора его везут на мукомольный завод, где из зерен получают муку.

Воспитатель: - Вот на мельнице пшеница. Здесь такое с ней творится! В оборот её берут, в порошок её сотрут! (мука)

Воспитатель:- А что дальше?

Дети: Затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Воспитатель:- А кто печет хлеб?

Дети: Пекари.

Воспитатель:- На большом хлебозаводе станет тестом та мука.

Хлебу путь теперь не долгий.

Вот и в булочной на полке,

Вот к тебе уже на стол

Он пожаловал, пришел.

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам на время тоже стать пекарями.

Затем дети надевают колпачки и садятся за столы.

Физминутка «Пекари».

(На каждом столе стоят контейнеры с солёным тестом, стеки, зубчатые ножницы, доски, салфетки, скалки).

Воспитатель:- Дети, а что можно испечь из муки?

ДетиХлеб, булочки, пироги и т. д.

Показ слайдов этих изделий.

Воспитатель:- А как можно сказать по- другому?

ДетиХлебобулочные изделия

Воспитатель:- Правильно ребята, но издревле на Руси одним из главных символом считался каравай. Караваем в России встречают дорогих гостей. Обратите, пожалуйста, ваше внимание на то, какой он красивый, аппетитный, как он украшен.

Воспитатель:- Вот и я ребята каравай сделала, а украсить его не успела. Сейчас я предлагаю вам помочь мне его украсить. У вас на столах есть все необходимое для этого. Но украшения каждый стол будет делать разные: 1- раскатывает тесто в длинные «колбаски» (палочки) и скручивает их в жгуты. Ими мы будем украшать край каравая. 2- делает цветочки с помощью стеков или формочек. Этими цветами мы украсим середину нашего каравая. 3- вырезаете с помощью стеков или фигурных ножниц листочки. Ими мы украсим пустое место между цветами и жгутиками.

Дети выполняют работу и украшают каравай. Воспитатель по мере необходимости помогает им.

Воспитатель:- Ну вот, каравай украшен, теперь нам нужно его испечь.

Ча-ча-ча – наша печка горяча.

Чи-чи-чи – пеки печка калачи.

Чу-чу-чу – будет всем по калачу.

Чо-чо-чо – осторожно горячо!

Воспитатель кладет каравай в печь.

Воспитатель: - А пока наш каравай печётся, давайте с вами вспомним пословицы и стихи о хлебе. Какие вы знаете пословицы о хлебе?

Дети читают пословицы:

-«Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска»;

-«Хлеб - всему голова»;

-«Ешь пироги, а хлеб вперёд береги».

Воспитатель: - Ребята, а кто нам прочтет стихотворение о хлебе?

Ребёнок читает стихотворение.

Положит в землю человек зерно,

Прольётся дождь- зерно орошено.

Крутая борозда и мягкий снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною солнце выплывет в зенит,

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберет.

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок.

По совести достанется кусок (автор Я. Аким).

Воспитатель:- Ребята, а как нужно относиться к хлебу?

Дети: - Нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно.

Воспитатель:- Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили«В последней крошечке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.

Сюрпризный момент:

Воспитатель:- Ребята, мы совсем забыли про наш каравай, мне кажется, что он уже готов. Давайте посмотрим?

Воспитатель идет к печке и приговаривает вместе с детьми:

«Попало наше тесто в горячее место.

Попало - не пропало, румяным караваем стало».

Воспитатель:- Посмотрите, какой красивый, пышный и ароматный получился у нас каравай!

Вот он, каравай душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом - тем, что на столе,

Люди долго и упорно,

Потрудились на земле.

Воспитатель:- Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Угощаем караваем всех гостей.

Приложение №2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb.docx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com