Рабочая программа дисциплины ОП 01. «Анатомия и физиология животных» для специальности 36.02.01 «Ветеринария»

Моисеенко Ирина Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Анатомия и физиология животных» является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария.

Рабочая программа дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке ветеринарного фельдшера.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных; определять анатомические и возрастные особенности животных; определять и фиксировать физиологические характеристики животных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные положения и терминологию: цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных; строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; их видовые особенности; характеристики процессов жизнедеятельности; физиологические функции органов и систем органов животных; физиологические константы сельскохозяйственных животных; особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных; понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных; регулирующие функции нервной и эндокринной систем; функции иммунной системы; характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных; характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов животных.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций: ОК 1-ОК 9 , ПК 1.1-1.3, ПК 2.1-2.7, ПК 3.1-3.10,ПК 4.1-4.5.

Основные образовательные технологии в процессе изучения дисциплины используются как традиционные, так и технологии активного обучения: проектные, игровые, ситуативно-ролевые, объяснительно-иллюстративные и т.д.

Общая трудоемкость дисциплины: 330 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 220 часов; самостоятельной работы обучающегося - 110 часов.

Виды и формы контроля знаний: тестирование по разделам. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет 3 семестр, экзамен 4 семестр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_op.01_anatomiya.docx83.2 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

                                                                                          по учебной работе

                                                                                               _________О.В.Редина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

для специальности 36.02.01 «ВЕТЕРИНАРИЯ»

Острогожск 2019

        Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. №504, профессионального стандарта 13.019 Ветеринарный фельдшер, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 г. №1079, и учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утвержденного приказом от 31.08.2017 г. №21-УР

         Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

         Разработчик:

         Моисеенко И.С., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

        Рецензенты:

         Михин А.М., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

         Меджитов Э.Н., руководитель БУВО «Острогожская районная СББЖ»

     

       Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией ветеринарных дисциплин и профессиональных модулей и технологии общественного питания

       Протокол №______ от __________ 20_____ г.

       Председатель цикловой комиссии __________А.М.Михин

       СОГЛАСОВАНО

       Заведующий отделением                 ___________Т.А.Евсюкова

       СОГЛАСОВАНО

       Методист                                          _____________Н.В.Козлова  

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. Область применения рабочей программы

3

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

3

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

3

  1. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы дисциплины

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. Объем дисциплины и виды работы

6

  1. Тематический план и содержание дисциплины

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

30

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

30

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

30

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

32


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия и физиология животных»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 36.02.01 Ветеринария.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в профессиональный цикл, являясь общепрофессиональной дисциплиной.

Дисциплина «Анатомия и физиология животных» имеет междисциплинарные связи с другими дисциплинами основной профессиональной образовательной программы. Знания и умения, необходимые для успешного изучения дисциплины «Анатомия и физиология животных» могут быть получены при освоении знаний и умений дисциплин «Биология», «Химия», «Основы агрономии» и др. В свою очередь, знания и умения дисциплины «Анатомия и физиология животных» необходимы при изучении ПМ.01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий, ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных, ПМ.03 Участие в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения, ПМ.04 Проведение санитарно-просветительской деятельности.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
  • определять анатомические и возрастные особенности животных;
  • определять и фиксировать физиологические характеристики животных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения и терминологию: цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;
  • строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами; их видовые особенности;
  • характеристики процессов жизнедеятельности;
  • физиологические функции органов и систем органов животных;
  • физиологические константы сельскохозяйственных животных;
  • особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных;
  • понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;
  • регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
  • функции иммунной системы;
  • характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;
  • характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных.

В результате освоения дисциплины у обучающегося должны формироваться элементы следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными.

ПК 1.2. Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных.

ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.

ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.

ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.

ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.

ПК 2.4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях.

ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.

ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема.

ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.

ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию.

ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.

ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.

ПК 3.5. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.

ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.

ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.

ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.

ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазионных болезней, а также их лечения.

ПК 4.2. Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазионных болезней.

ПК 4.3. Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным.

ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей.

ПК 4.5. Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.

1.4. Количество часов, отведённое на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 330 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 220 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 110 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ
«Анатомия и физиология животных»

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной нагрузки

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

330

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

220

в том числе:

лабораторные занятия

58

практические занятия

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

110

в том числе:

  • оформление рисунков;

21

  • оформление схем;

11

  • повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока

62

  • подготовка и написание реферата;

5

  • составление конспектов;

3

  • составление таблиц.

8

Промежуточная аттестация:

3 семестр – дифференцированный зачет

4 семестр – экзамен

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Анатомия и физиология животных»

№ занятия

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий

Объём часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Основные положения и терминология цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных

36

Тема 1.1.
Общая цитология

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 4, ОК 5, ПК 2.6.

1

Клеточное строение животного организма. Строение животной клетки.

2

2

Химический состав клетки. Свойства органических веществ. Жизненные свойства клетки. Строение хромосом. Роль ДНК в передаче наследственной информации.

2

Лабораторные занятия:

4

ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 7, ПК 2.3.

1

Устройство микроскопа, правила работы с ним. Принципы изготовления гистологических препаратов.

2

2

Микроскопия и зарисовка гистопрепаратов животной клетки и митоза.

2

Самостоятельная работа:

3

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунка «Различные формы клеток».

1

2

Оформление схемы «Трехмерная схема строения липидной части плазмалеммы».

1

3

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Общая цитология».

1

Тема 1.2.
Гистология с основами эмбриологии

Содержание учебного материала:

6

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ПК 2.5.

1

Основы эмбриологии. Строение половых клеток, оплодотворение и развитие зародыша; характеристика основных стадий эмбриогенеза.

2

2

Понятие о тканях, их классификация. Эпителиальные ткани, их морфофункциональная характеристика.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

3

Опорно-трофические ткани, их морфофункциональная характеристика. Мышечная и нервная ткани.

2

Лабораторные занятия:

10

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

1

Изучение строения гамет, оплодотворение в яйцах лошадиной аскариды, дробление, бластула, гаструла лягушки.

2

2

Изучение и зарисовка гистопрепарата эпителиальной ткани.

2

3

Изучение и зарисовка гистопрепарата опорно-трофической ткани.

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.1.

4

Изучение и зарисовка гистопрепарата мышечной ткани.

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.2.

5

Изучение и зарисовка гистопрепарата нервной ткани.

2

Самостоятельная работа:

8

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление схем:

- «Схема спермио- и оогенеза (овогенеза)»;

- «Классификация различных видов эпителия»;

- «Классификация опорно-трофических тканей».

3

2

Оформление рисунков:

- «Плоскости, поверхности и направления на теле собаки»;

- «Области тела коровы».

2

3

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Гистология с основами эмбриологии».

3

ОК 4, ОК 8, ПК 2.5.

Раздел 2. Строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами. Их видовые особенности.

160

Тема 2.1.
Органы, аппараты и системы органов животного организма

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Понятие об органах, аппаратах и системах органов, организме как едином целом. Единство организма и среды. Общие закономерности развития и строения органов. Термины и топографические обозначения, применяемые в анатомии.

Самостоятельная работа:

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы, аппараты и системы органов животного организма».

Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий:

Проведение письменного тестирования по итогу темы «Органы, аппараты и системы органов животного организма».

Тема 2.2. 
Строение скелета

Содержание учебного материала:

6

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

1

Общие закономерности строения скелета и его значение. Строение кости как органа, её химический состав и физические свойства, связь с системой крово- и лимфообращения, нервной системой. Деление скелета на отделы и звенья. Строение типичного позвонка и полного костного сегмента. Позвоночный столб и грудная клетка. Характеристика отделов туловища животных разных видов.

2

2

Скелет головы – череп, его развитие и деление на отделы. Строение и характеристика мозгового и лицевого отделов черепа. Синусы черепа.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1.

3

Скелет конечностей. Развитие скелета поясов и свободных конечностей. Строение скелета поясов и свободных конечностей у животных в зависимости от их биологических особенностей и возраста.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1.

1

Изучение и зарисовка гистопрепаратов компактного и губчатого вещества кости.

Практические занятия:

8

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1.

1

Определение строения отделов позвоночного столба домашних животных.

2

2

Определение строения скелета головы – черепа домашних животных разных видов по препаратам, скелетам животных и по таблицам.

2

3

Определение строения отделов грудной клетки и свободной грудной конечности.

2

4

Определение строения отделов скелета пояса и свободной тазовой конечности.

2

Самостоятельная работа:

6

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунков:

- «Границы костей головы коровы»;

- «Череп коровы (сагиттальный разрез)»;

- «Нижняя челюсть коровы (дорсолатеральная поверхность)»;

- «Атланты собаки, свиньи, лошади, коровы»;

- «Эпистрофеи собаки, свиньи, коровы, лошади».

5

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Строение скелета».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 2.3.
Соединение костей скелета

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Различные типы соединения костей. Строение суставов и их типы, синовиальная среда суставов. Виды движения в суставах. Соединение костей позвоночного столба, грудной клетки, костей черепа.

2

2

Соединение костей периферического скелета.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1.

1

Определение типа соединения костей на анатомических препаратах, по таблицам и на животных.

Самостоятельная работа:

3

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление схемы «Схема строения сустава».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Соединение костей скелета».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 2.4.
Мышечная система

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1.

1

Общая характеристика мышечной системы. Строение мышцы как органа, вспомогательные органы мышц. Мышцы головы, туловища: позвоночного столба, грудной и брюшной стенок. Паховый канал.

2

2

Мышцы плечевого пояса. Мышцы конечностей. Принцип действия мышц на костные рычаги конечностей. Мышцы, действующие на плечевой, локтевой, запястный суставы и суставы пальцев. Мышцы тазобедренного, коленного, заплюсневого суставов и суставов пальцев тазовой конечности.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1.

Лабораторные занятия:

4

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.2.

1

Зарисовка гистопрепаратов мышц головы и туловища.

2

2

Зарисовка гистопрепаратов мышц плечевого пояса и конечностей.

2

Практические занятия:

8

1

Определение мышц головы на сухих и влажных препаратах.

2

2

Определение мышц туловища и конечностей на сухих и влажных препаратах.

2

3

Знакомство с техникой препарирования мышц.

2

4

Определение топографии мышц на живых объектах.

2

Самостоятельная работа:

8

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунков:

- «Мышца как орган»;

- «Мышцы коровы»;

- «Мышцы лошади»;

- «Мышцы свиньи»;

- «Мышцы головы коровы»;

- «Мышцы брюшной стенки лошади».

6

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Мышечная система».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 2.5.
Система органов кожного покрова

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Строение, значение и развитие кожного покрова и его производных: волос, потовых, сальных и молочных желез, рогов, копыт, копытца. Строение вымени коровы. Особенности строения вымени лошади, свиньи, овцы, козы.

2

2

Строение, значение и развитие волос, типы волос, рогов, копыт, копытец.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.1.

1

Изучение гистологического строения кожи и её производных.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.4.

1

Определение строения кожи и ее производных на препаратах, муляжах, животных и по таблицам.

Самостоятельная работа:

4

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунков:

- «Вымя коровы (поперечный разрез)»;

- «Копыто (подошвенная поверхность)».

2

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система органов кожного покрова».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 2.6.
Органы пищеварения

Содержание учебного материала:

10

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Строение, развитие и значение органов пищеварения. Деление системы органов пищеварения на отделы. Строение и функции органов ротовой полости. Особенности ротовой полости животных разных видов.

2

2

Пищевод и желудок. Типы желудков, строение и топография однокамерного желудка свиньи, лошади и многокамерного желудка жвачных. Брюшная полость, брюшина, её производные, их значение.

2

3

Тонкий отдел кишечника. Строение и положение двенадцатиперстной, тощей и подвздошной кишок. Особенности строения у других видов животных.

2

4

Строение, топография печени и поджелудочной железы, их функции, видовые особенности. Связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения.

2

5

Толстый отдел кишечника. Строение и расположение слепой, ободочной и прямой кишок. Видовые особенности строения органов пищеварения, связь с нервной системой и органами крово- и лимфообращения.

2

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.3.

1

Изучение и зарисовка гистопрепаратов органов пищеварения.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.6.

1

Определение строения и топографии органов пищеварения различных видов животных на трупном материале, препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

Самостоятельная работа:

7

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление схем:

- «Синтопия органов пищеварения брюшной полости коровы»;

- «Схема строения серозной оболочки брюшной полости (поперечное сечение брюшной полости)».

2

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы пищеварения».

5

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 2.7.
Органы дыхания

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4.

1

Видовые строение и значение органов дыхания, деление их на отделы. Строение носовой полости, околоносовых пазух, гортани, трахеи, их топография. Видовые особенности.

2

2

Строение легких и грудной полости, плевра, её взаимосвязь с легкими. Плевральные полости, средостенье. Топография легких, видовые особенности.

2

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.4.

1

Определение строения и топографии органов дыхания на боенском материале, препаратах, моделях, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

Самостоятельная работа:

3

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление схемы «Схема строения серозной оболочки грудной полости (поперечное сечение грудной полости)».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы дыхания».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 3.7.

Тема 2.8.
Система органов крово- и лимфообращения

Содержание учебного материала:

8

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.2.

1

Характеристика и значение системы органов крово- и лимфообращения, её связь с другими системами органов. Органы кроветворения и иммунной системы, их строение, топография. Возрастные особенности органов кроветворения.

2

2

Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение. Особенности сердца животных других видов. Большой и малый круги кровообращения.

2

3

Строение стенки кровеносных сосудов. Общие закономерности развития, хода и ветвлений сосудов. Анастомозы и коллатерали. Основные артерии туловища, головы, грудной и тазовой конечностей. Основные венозные магистрали. Особенности кровообращения плода.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

4

Лимфатическая система и её строение. Строение лимфатического узла. Главные лимфатические узлы головы, шеи, конечностей, вымени, грудной, брюшной и тазовой полостей, их топография.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1.

Лабораторные занятия:

4

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.1.

1

Изучение и зарисовка гистопрепаратов стенки сердца, кровеносных сосудов, лимфатического узла.

2

2

Изучение и зарисовка гистопрепаратов селезенки, тимуса, костного мозга.

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.2.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.2.

1

Определение строения и топографии органов крово- и лимфообращения на трупном материале, препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

Самостоятельная работа:

7

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунков:

- «Краниальная и каудальная полые вены»;

- «Лимфатические узлы коровы».

2

2

Оформление схемы «Схема строения лимфатической системы млекопитающего (вид сверху)».

1

3

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система органов крово- и лимфообращения».

4

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 3.7.

Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий:

Проведение письменного тестирования по итогу темы «Система органов крово- и лимфообращения».

Тема 2.9.
Органы мочевыделения и размножения

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5.

1

Строение и значение системы органов мочевыделения, её связь с другими системами. Строение и типы почек. Строение нефрона. Мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный и мочеполовой каналы. Топография органов мочевыделения у разных видов животных.

2

2

Характеристика органов размножения самцов: семенник и его придатки; семяпровод, семенной канатик; придаточные половые железы, половой член и препуций. Семенниковый мешок, мошонка. Особенности строения и положения органов размножения самца у животных разных видов. Характеристика органов размножения самок. Строение и положение половых органов самки у животных разных видов.

2

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.5.

1

Изучение и зарисовка гистопрепаратов почек, семенника, яичника, матки.

Практическое занятие:

2

1

Определение строения и топографии органов мочеотделения и размножения самца и самки на анатомических препаратах, муляжах, на живых объектах и по таблицам.

Самостоятельная работа:

4

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунка «Скелетотопия почек коровы, свиньи».

1

2

Оформление схемы «Схема строения и взаимосвязи органов мочеотделения и репродуктивных органов самца».

1

3

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Органы мочевыделения и размножения».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 3.7.

Тема 2.10.
Железы внутренней секреции

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.2.

1

Функциональное значение желез внутренней секреции, их связь с другими системами органов. Строение и топография гипофиза, эпифиза, щитовидной, околощитовидной желёз, надпочечников, параганглиев. Строение островков Лангерганса поджелудочной железы, половых желез.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

1

Изучение и зарисовка гистопрепаратов желез внутренней секреции: гипофиза, щитовидной железы, надпочечников.

Самостоятельная работа:

2

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Составление таблицы «Частота дыхательных движений у животных в покое».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Железы внутренней секреции».

1

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий:

Защита презентации на тему «Функциональное значение желез внутренней секреции»

Тема 2.11.
Нервная система и органы чувств

Содержание учебного материала:

6

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

1

Общая характеристика и деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и расположение спинного, головного мозга и их оболочек. Проводящие пути и центры спинного мозга. Сосуды головного мозга.

2

2

Периферическая и вегетативная часть нервной системы: спинномозговые и черепно-мозговые нервы, их строение и взаимосвязь с вегетативной нервной системой.

2

3

Понятие о трех отделах анализаторов. Зрительный анализатор, его строение. Защитные и вспомогательные приспособления органов зрения. Органы слуха и равновесия, их строение. Органы обоняния, вкуса, осязания.

2

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1.

1

Определение строения и топографии головного и спинного мозга.

Самостоятельная работа:

4

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунка «Оболочки головного мозга».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Нервная система и органы чувств».

3

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 2.12.
Особенности строения органов домашней птицы

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

1

Биологические особенности строения органов домашней птицы. Факторы, влияющие на изменение органов. Особенности в строении аппарата движения, кожного покрова и органов пищеварения. Строение органов дыхания, мочеотделения, размножения, их отличительные особенности от соответствующих органов млекопитающих. Органы крово- и лимфообращения, железы внутренней секреции, нервная система и органы чувств.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.7., ПК 3.8.

1

Определение строения и топографии органов и систем органов домашней птицы.

Самостоятельная работа:

2

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Оформление рисунка «Органы дыхания, воздухоносные мешки».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Особенности строения органов домашней птицы».

1

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Раздел 3. Характеристика процессов жизнедеятельности. Физиологические функции органов и систем органов животных. Физиологические константы сельскохозяйственных животных. Особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных. Функции иммунной системы.

62

Тема 3.1.
Система крови

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.6.

1

Кровь, тканевая жидкость и лимфа как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Основные функции крови. Физико-химические свойства крови. Состав плазмы крови. Значение минерального состава и белков плазмы крови. Форменные элементы крови. Эритроциты, их строение и функции. Гемоглобин, его соединения и роль. Скорость оседания эритроцитов. Лейкоциты, их строение и функции.

2

2

Тромбоциты, их строение и функции. Свертывание крови, регуляция свертывания крови. Группы крови. Резус-фактор. Группы крови сельскохозяйственных животных. Кроветворение и его регуляция. Кроветворные органы. Лимфа и тканевая жидкость. Состав, свойства и значение лимфы и тканевой жидкости.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.3.

Лабораторные занятия:

4

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

1

Определение скорости свертывания крови, условий на нее влияющих.

2

2

Определение количества гемоглобина и осмотической резистентности эритроцитов.

2

Самостоятельная работа:

4

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Составление таблиц:

- «Состав плазмы крови»;

- «Гематологические показатели у животных».

2

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система крови».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 3.2.
Физиология иммунной системы

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4.

1

Иммунитет, его значение. Иммунная система. Клетки иммунной системы. Естественный иммунитет, его факторы. Адаптивный (приобретенный) иммунитет. Антигены, антитела, их функции. Использование иммунологии в животноводстве.

Самостоятельная работа:

3

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиология иммунной системы».

Тема 3.3.
Система кровообращения и лимфообращения

Содержание учебного материала:

6

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Физиология сердца. Свойства сердечной мышцы. Частота сердечных сокращений. Систолический и минутный объемы кровотока, тоны сердца, сердечный толчок. Биоэлектрические явления в сердце и методы их исследования. Регуляция работы сердца и ее виды.

2

2

Движение крови по кровеносным сосудам и факторы, его обуславливающие. Скорость кровотока в различных сосудах. Артериальный пульс, его характеристика, методы исследования. Венный пульс. Давление крови, факторы, его обуславливающие.

2

3

Регуляция кровообращения. Роль коры больших полушарий в регуляции кровообращения. Особенности кровообращения в головном мозге, печени, легких, почках, селезенке. Депо крови. Образование лимфы и ее движение. Роль лимфатических сосудов.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1.

Лабораторные занятия:

4

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

1

Наблюдение и регистрация сокращений сердца лягушки, исследование роли проводящей системы сердца.

2

2

Наблюдение кровообращения в капиллярах.

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3., ПК 2.6.

1

Прослушивание тонов сердца у животных. Наблюдение сердечного толчка, исследование пульса, измерение давления крови.

Самостоятельная работа:

6

ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2.

1

Составление конспекта «Лимфа и тканевая жидкость».

1

2

Подготовка реферата «Анаэробное и аэробное высвобождение энергии».

2

3

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система кровообращения и лимфообращения».

3

Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий:

Проведение письменного тестирования по итогу темы «Система кровообращения и лимфообращения».

Тема 3.4.
Система дыхания

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

1

Сущность дыхания. Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха. Типы и частота дыхания у животных разных видов. Жизненная емкость легких. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. Особенности дыхания птицы. Обмен газов альвеолярным воздухом и кровью, между кровью и клетками. Связывание и перенос кровью кислорода и углекислого газа. Регуляция дыхания. Дыхательный центр, его функции. Дыхательные защитные функции. Зависимость дыхания от возраста, вида, продуктивности животного, мышечной работы, атмосферного давления.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.1.

1

Измерение жизненной емкости легких. Сравнительное определение СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе.

Самостоятельная работа:

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2.

1

Подготовка реферата «Зависимость дыхания животного от возраста, вида, продуктивности, мышечной работы и атмосферного давления».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система дыхания».

1

Тема 3.5.
Система пищеварения

Содержание учебного материала:

8

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4.

1

Сущность пищеварения. Основные функции органов пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Методы изучения функций органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Прием корма и воды. Состав и свойства слюны, особенности слюноотделения у животных разных видов. Регуляция слюноотделения и глотания.

2

2

Пищеварение в желудке, общие закономерности. Состав и свойства желудочного сока. Фазы секреции желудочного сока, их регуляция. Пищеварение в желудке лошади и свиньи. Пищеварение в многокамерном желудке жвачных. Роль микрофлоры и микрофауны в рубцовом пищеварении. Значение летучих жирных кислот, образующихся в рубце. Функции пищеводного желоба, сетки, книжки. Жвачный процесс. Пищеварение в сычуге. Желудочное пищеварение у молодняка жвачных в молочный и переходный периоды.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

3

Пищеварение в тонком отделе кишечника. Состав и свойства поджелудочного сока. Фазы секреции поджелудочного сока, их регуляция. Состав желчи. Образование и выделение желчи и их регуляция. Состав кишечного сока, механизм его секреции. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторная функция тонкого кишечника.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.7.

4

Пищеварение в толстом отделе кишечника у животных. Всасывание продуктов расщепления белков, углеводов, липидов, воды и минеральных веществ. Формирование кала и дефекация. Особенности пищеварения у домашней птицы.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.6.

Лабораторные занятия:

4

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1.

1

Наблюдение инфузорий рубца под микроскопом.

2

2

Определение действия ферментов желудочного сока на белок, желчи – на жиры.

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.2.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 1.1.

1

Наблюдение за приемом корма и воды животными, жвачным процессом. Исследование моторики рубца.

Самостоятельная работа:

7

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Составление таблицы «Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и их напряжение в крови и тканях при 37ºС».

1

2

Написание реферата «Особенности пищеварения у домашней птицы».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2.

3

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система пищеварения».

4

Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий:

Проведение письменного тестирования по итогу темы «Система пищеварения».

Раздел 4. Понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных

18

Тема 4.1.
Обмен веществ и энергии

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 1.1.

1

Обмен веществ и энергии. Методы его изучения. Обмен белков. Значение белков в организме. Полноценные и неполноценные белки, незаменимые и заменимые аминокислоты. Азотистый баланс. Обмен белков, его регуляция. Значение углеводов в организме. Анаэробное и аэробное расщепление углеводов. Регуляция обмена углеводов. Состав, значение липидов, их обмен. Кетоновые тела, их значение в организме. Холестерин и его значение в организме. Регуляция обмена липидов. Роль печени в обмене веществ.

2

2

Значение воды и минеральных веществ в организме. Потребность в воде животных разных видов. Микро- и макроэлементы, их роль в организме. Регуляция водного и минерального обмена. Общая характеристика витаминов, механизм их действия. Жирорастворимые и водорастворимые витамины, их роль в организме животного.

2

Самостоятельная работа:

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.2.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Обмен веществ и энергии».

Использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий:

Проведение защиты рефератов по итогу темы «Обмен веществ и энергии».

Тема 4.2.
Теплорегуляция

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.1.

1

Механизм теплорегуляции. Химическая и физическая теплорегуляция, её особенности у животных разных видов. Регуляция температуры тела у животных. Температура тела у животных и птицы.

Самостоятельная работа:

1

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Теплорегуляция».

Тема 4.3.
Система выделения

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Роль выделительной системы в поддержании гомеостаза. Функции почек. Механизм образования мочи. Состав и количество мочи у животных. Регуляция образования и выделения мочи.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.2.

1

Определение физико-химических свойств мочи.

Самостоятельная работа:

2

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Составление таблицы «Состав мочи и плазмы крови».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система выделения».

1

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Тема 4.4.
Физиология кожи

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Кожа, её функции. Секреторная функция кожи. Свойства и значение пота, регуляция потоотделения. Сальные железы, секреция кожного сала, его состав. Значение жиропота овец. Копчиковые железы птицы. Волосяной покров, физиология линьки.

Самостоятельная работа:

1

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиология кожи».

Раздел 5. Регулирующие функции эндокринной системы

9

Тема 5.1.
Эндокринная система

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.2.

1

Железы внутренней секреции и методы изучения их функций. Характеристика гормонов, механизм их действия. Роль центральной нервной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная система.

2

2

Гормоны долей гипофиза, щитовидной, околощитовидных желез, надпочечников, семенников, яичника, плаценты, тимуса; эпифиза, поджелудочной железы, их действие. Применение гормонов и гормональных препаратов в животноводстве и ветеринарии.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

1

Влияние адреналина на величину зрачка глаза и изолированное сердце лягушки.

Самостоятельная работа:

3

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Составление таблицы «Гормоны, их физиологическое значение».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Эндокринная система».

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6.

Раздел 6. Характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных

12

Тема 6.1.
Система размножения

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5.

1

Половая и физиологическая зрелость самцов и самок. Физиология органов размножения самцов. Процесс созревания спермиев, их передвижение и хранение в придатках семенников. Образование спермы, её физико-химические свойства. Половые рефлексы самцов. Нервная и гормональная регуляция половой функции самцов.

2

2

Физиология органов размножения самок. Рост и развитие фолликулов. Овогенез, овуляция и образование желтого тела. Половой цикл, его стадии. Регуляция полового цикла. Спаривание как сложнорефлекторный акт. Типы осеменения. Оплодотворение. Беременность, её продолжительность у животных разных видов. Образование и функции плодных оболочек. Типы плаценты. Рост и развитие плода, его питание. Процесс родов и его регуляция.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.5.

Самостоятельная работа:

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.1.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система размножения».

Тема 6.2.
Система органов молокообразования

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.2., ПК 3.4.

1

Понятие о лактации. Продолжительность лактации у животных разных видов. Рост и развитие молочных желез. Молоко, его состав. Процесс молокообразования и его регуляция. Распределение молока в отделах емкостной системы вымени. Выведение молока, регуляция лактации. Физиология доения, физиологические основы машинного доения.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.5., ПК 3.6.

1

Сравнительное определение жирности разных порций молока. Подсчет жировых шариков молока.

Самостоятельная работа:

2

ОК 4, ОК 8, ПК 2.6., ПК 4.4.

1

Составление таблицы «Средний состав молока и молозива коровы».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Система лактации».

1

Раздел 7. Регулирующая функция нервной системы. Характеристика высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных.

33

Тема 7.1. 
Физиология мышц и нервов

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

1

Основные свойства живой ткани: раздражимость, возбудимость, лабильность. Оптимум, пессимум и парабиоз по Н.Е. Введенскому, физиологические механизмы их возникновения. Физиология мышц. Строение и свойства скелетных мышц. Виды сокращения мышц. Сила, работа мышц и утомление.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

1

Приготовление нервно-мышечного препарата лягушки. Определение порога возбудимости нерва и мышцы.

Самостоятельная работа:

2

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Составление конспекта «Возбудимые ткани, их характеристика».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиология мышц и нервов».

1

ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6., ПК 4.4.

Тема 7.2.
Центральная нервная система

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.4.

1

Общая характеристика строения и функции центральной нервной системы. Рефлексы, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Нервные центры и их свойства. Физиология спинного и головного мозга, их центры, проводящие пути. Центры и проводящие пути продолговатого мозга и варолиева моста. Вегетативный отдел нервной системы и его деление на отделы. Рефлекторная дуга вегетативной нервной системы. Значение вегетативной нервной системы в деятельности организма.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 3.1.

1

Исследование рефлексов спинного мозга лягушки. Анализ звеньев рефлекторной дуги.

Практическое занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.3.

1

Исследование рефлексов у животных, торможение рефлексов.

Самостоятельная работа:

3

ОК 2, ОК 4, ОК 8

1

Составление таблицы «Классификация типов высшей нервной деятельности».

1

2

Составление конспекта «Биологическое значение условных рефлексов».

1

3

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Центральная нервная система».

1

ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6.

Тема 7.3.
Высшая нервная деятельность

Содержание учебного материала:

4

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 3.3.

1

Понятие о высшей нервной деятельности. Методы изучения функций коры больших полушарий головного мозга животных разных видов. Роль И.М. Сеченова, И.П. Павлова в изучении физиологии коры больших полушарий. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, отличия безусловных и условных рефлексов. Методика выработки условных рефлексов у животных. Процесс и механизм образования условных рефлексов, их значение. Торможение условных рефлексов. Биологическое значение условных рефлексов.

2

2

Анализ и синтез в коре больших полушарий. Динамический стереотип, его значение в организации ухода и содержания животных. Сон и бодрствование, их особенности у животных. Типы высшей нервной деятельности. Связь типа высшей нервной деятельности с продуктивностью животных. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

Самостоятельная работа:

2

ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Высшая нервная деятельность».

Тема 7.4.
Этология

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК 4.4.

1

Этология, её история. Методы изучения поведения животных. Врожденное поведение на основе инстинктов.

Самостоятельная работа:

1

ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Этология».

Тема 7.5.
Сенсорные системы (анализаторы)

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 2.6.

1

Строение и функции обонятельного анализатора, значение его для животных. Вкусовой анализатор, его строение, функции. Взаимодействие вкусового и обонятельного анализаторов. Зрительный анализатор, его строение, функции, механизм действия. Цветовое и бинокулярное действие. Строение и функции двигательного анализатора, его значение в жизни животного. Слуховой анализатор, строение и функции. Вестибулярный аппарат, его строение и функции. Взаимодействие вестибулярного аппарата с двигательным и зрительным анализаторами. Строение и функции рецепторов кожного и интерорецептивного анализаторов. Их роль и значение в жизни животных.

Лабораторное занятие:

2

ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ПК 2.6.

1

Исследование глазного дна у животных, аккомодации, костной и воздушной проводимости звука.

Самостоятельная работа:

2

ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6.

1

Оформление схемы «Схема строения сетчатки глаза».

1

2

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Сенсорные системы (анализаторы)».

1

Тема 7.6.
Физиологическая адаптация животных

Содержание учебного материала:

2

ОК 1, ОК 3, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1.

1

Адаптация животных. Общие механизмы адаптации. Роль гипоталамо-гипофизарной и симпато-адреналовой систем в адаптации. Адаптация животных к внешней температуре, газовой среде, освещению, условиям промышленного содержания. Адаптация животных, виды адаптаций.

Самостоятельная работа:

1

ОК 4, ОК 8, ПК 1.2., ПК 2.6.

Повторение и закрепление пройденного материала с использованием учебника и конспекта урока по теме «Физиологическая адаптация животных».

Всего

330

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Анатомия и физиология животных».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Анатомия и физиология животных»:

Технические средства обучения: компьютер, принтер, микроскопы, инструменты (анатомический набор, отдельные пинцеты, скальпели, анатомические зонды, спецодежда, эмалированные кюветы, спиртовки, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы и столики, лабораторная посуда, химические реактивы, фильтровальная бумага, фонендоскопы).

Наглядные пособия: муляжи, плакаты, схемы, таблицы, раздаточный материал инструкционно-технологических карт, анатомические атласы, гистологические препараты по общей и частной гистологии, эмбриологии, анатомические препараты: сухие (скелеты животных и др.) и влажные, находящиеся в анатомическом музее.

Специализированная мебель:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Зеленевский Н.В. Анатомия и физиология животных: учеб. / Н.В. Зеленевский, А.П. Васильев. – М.: Академия, 2009. – 462 с.

Дополнительные источники:

  1. Битюков И.П. Практикум по физиологии сельскохозяйственных животных: учеб. пособие / И.П. Битюков, Ф.В. Лысов. – М.: Агропромиздат, 1990. – 256 с.
  2. Голиков А.Н. Физиология сельскохозяйственных животных: учеб. / А.Н. Голиков. – М.: Агропромиздат, 1991. – 432 с.
  3. Дмитриева Т.А. Топографическая анатомия домашних животных: учеб. / Т.А. Дмитриева, П.Т. Сасленко. – М.: КолосС, 2008. – 414 с.
  4. Елисеев А.П. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных: учеб. / А.П. Елисеев, Н.А. Сафронов. – М.: Агропромиздат, 1991. – 493 с.
  5. Осипов И.П. Атлас анатомии домашних животных: учеб. пособие / И.П. Осипов. – М.: Аквариум-Принт, 2009. – 152 с.
  6. Писменская В.Н. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных: учебник и практикум для СПО/В.Н.Писменская, Е.М.Ленченко, Л.А.Голицына.- М.:Юрайт,2017.-281с.
  7. Хрусталева И.В. Анатомия домашних животных: учеб. / И.В. Хрусталева. – М.: Колос, 1994. – 704 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных. Материал из – mirznanii.com. Мир Знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/8909/anatomiya-i-fiziologiya-selskokhozyaystvennykh-zhivotnykh
  2. Курс лекций по Анатомии и физиологии сх животных. Материал из – infourok.ru. ИНФОУРОК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://infourok.ru/kurs-lekciy-po-anatomii-i-fiziologii-sh-zhivotnih-1321193.html
  3. Основы анатомии и физиологии животных. Материал из – zhivotnovodstvo.net.ru. Пособие вет-фельдшера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://zhivotnovodstvo.net.ru/posobie/151.html
  4. Фермерское хозяйство. Физиология и анатомия сельскохозяйственных животных. Материал из – animalsfarm.ru. Фермерское хозяйство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://animalsfarm.ru/category/fiziologiya-i-anatomiya/
  5. Лекции по анатомии сельскохозяйственных животных. Материал из – medic.studio. Medic.Studio Ветеринария – Анатомия животных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://medic.studio/jivotnyih-anatomiya/lektsii-anatomii-selskohozyaystvennyih.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль результатов освоения  дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, устного и письменного опросов, а также проверки индивидуальных заданий обучающихся.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных
и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения: 

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;

ОК 1, ОК 3, ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.7.

- устный фронтальный опрос;

- оценка оформления рисунков;

- проверка дифференцированных заданий;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях.

- определять анатомические и возрастные особенности животных

ОК 1, ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.7.

- устный фронтальный опрос;

-  оценка выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях.

- определять и фиксировать физиологические характеристики животных

ОК 1, ОК 2, ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.4., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.7.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях.

Усвоенные знания: 

- основные понятия и терминологию:

цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.6., ПК 3.4., ПК 3.7.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка оформления рисунков;

- индивидуальный опрос.

строение органов и систем органов животных:

опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; их видовые особенности

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6., ПК 3.4., ПК 3.7.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка оформления рисунков, схем;

- оценка итогов компьютерного тестирования, участия в онлайн олимпиадах;

- индивидуальный опрос.

- характеристики процессов жизнедеятельности;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.3., ПК 2.6.

- устный фронтальный опрос;

- оценка реферата;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- индивидуальный опрос.

- физиологические функции органов и систем органов животных;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.5., ПК 2.6.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка по результатам проверки индивидуальных заданий;

- индивидуальный опрос.

- физиологические константы сельскохозяйственных животных;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка по результатам проверки индивидуальных заданий;

- индивидуальный опрос.

- особенности процессов жизнедеятельности различных видов сельскохозяйственных животных

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка по результатам проверки индивидуальных заданий;

- индивидуальный опрос.

- понятия метаболизма, гомеостаза, физиологическая адаптация животных;

ОК 1, ОК 2, ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.3., ПК 2.5., ПК 2.6.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- индивидуальный опрос.

- регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.2., ПК 2.3.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка оформления рисунков, схем;

- оценка по результатам проверки индивидуальных заданий;

- индивидуальный опрос.

- функции иммунной системы;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 1.3., ПК 2.2., ПК 2.6., ПК 3.4., ПК 3.6.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- индивидуальный опрос.

- характеристики процессов размножения различных видов сельскохозяйственных животных;

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 2.2., ПК 2.5.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка по результатам проверки индивидуальных заданий;

- индивидуальный опрос.

- характеристики высшей нервной деятельности (поведения) различных видов сельскохозяйственных животных.

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 7, ПК 1.2., ПК 2.2., ПК 2.6.

- устный фронтальный опрос;

- контроль выполнения заданий, связанных с обработкой текста учебника;

- контроль выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях;

- оценка деятельности студентов на уроках, лабораторных и практических занятиях;

- оценка оформления рисунков, схем;

- оценка по результатам проверки индивидуальных заданий;

- оценка портфолио достижений;

- индивидуальный опрос.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии со шкалой.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

89 ÷ 100

5

отлично

75 ÷ 88

4

хорошо

61 ÷ 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно

РЕЦЕНЗИЯ

НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

по дисциплине «Анатомия и физиология животных»,

составленную преподавателем дисциплин

профессионального цикла

ГБПОУ  ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

Моисеенко Ириной Сергеевной

           Рабочая программа по дисциплине «Анатомия и физиология животных» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 36.02.01 Ветеринария  (утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 504) и  учебным планом ГБПОУ  ВО «Острогожский многопрофильный техникум».

       Рабочая программа содержит: паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации рабочей программы учебной дисциплины, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

          В паспорте рабочей программы четко отражены требования к результатам освоения дисциплины, на основании которых направлена программа.

          Раздел «Структура и содержание учебной дисциплины» включает объем учебной дисциплины и виды учебной работы, тематический план и содержание учебной дисциплины.

          Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины содержат  требования к минимальному материально-техническому обеспечению, информационное обеспечение обучения, перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

          Темы дисциплины расположены логически правильно, грамотно. Автором разработаны темы лабораторных и практических занятий. В рецензируемой рабочей программе предлагаются разнообразные формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

           Автор программы предлагает использование в учебном процессе разнообразных форм организации самостоятельной работы студентов, среди которых не только работа с конспектами уроков, но и подготовка сообщений, написание рефератов, оформление схем, составление таблиц, подготовка презентаций.

           Данная рабочая программа позволяет преподавателю использовать различные формы и методы личностно-ориентированного подхода к обучению студента, формировать устойчивый познавательный интерес к изучению дисциплины.

            Рабочая программа составлена грамотно, может использоваться для организации учебного процесса.

Рецензент:

преподаватель профессионального цикла ГБПОУ  ВО «Острогожский многопрофильный техникум»                          __________________ Михин А.М.