Рабочая программа дисциплины «Патологическая физиология и патологическая анатомия» для специальности 36.02.01 «Ветеринария»

Моисеенко Ирина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины «Патологическая физиология и патологическая анатомия» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария.

Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл (за счет часов вариативной части).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– анализировать обнаруженные общие патологоанатомические изменения и процессы;

– определять патологические процессы при различных болезнях органов и систем;

– проводить вскрытия трупов разных видов животных;

– оформлять протокол патологоанатомического вскрытия;

– проводить утилизацию трупного материала.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– основные понятия и процессы общей патологии и физиологии;

– проявления патологических процессов при различных заболеваниях органов и систем;

– характер патологических изменений при инфекционных заболеваниях;

– методы патологоанатомического вскрытия животных, этапы диагностического процесса.

Количество часов, отведенное на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 102 часа,

включая: обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 68 часов;

самостоятельную работу обучающегося – 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 34_op.14_patfiz_i_patanat.docx53.11 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

для специальности 36.02.01 «ВЕТЕРИНАРИЯ»

Острогожск 2019

       


Рабочая программа дисциплины разработана на основе учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утвержденного приказом от 31.08.2017 г. №21-УР

         Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

         Разработчик:

         Моисеенко И.С., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

        Рецензенты:

         Михин А.М., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

         Меджитов Э.Н., руководитель БУВО «Острогожская районная СББЖ»

     

       Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией ветеринарных дисциплин и профессиональных модулей и технологии общественного питания

       Протокол №______ от __________ 20_____ г.

Председатель цикловой комиссии __________А.М. Михин

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделением                 ___________Т.А. Евсюкова

СОГЛАСОВАНО

Методист                         _____________Н.В. Козлова

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. Область применения программы

3

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

  2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

3

  1. Количество часов, отведенное на освоение программы   дисциплины

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4

  1. Тематический план и содержание дисциплины

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

13

  1. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ      ДИСЦИПЛИНЫ

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл (за счет часов вариативной части).

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • анализировать обнаруженные общие патологоанатомические изменения и процессы;
  • определять патологические процессы при различных болезнях органов и систем;
  • проводить вскрытия трупов разных видов животных;
  • оформлять протокол патологоанатомического вскрытия;
  • проводить утилизацию трупного материала.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия и процессы общей патологии и физиологии;
  • проявления патологических процессов при различных заболеваниях органов и систем;
  • характер патологических изменений при инфекционных заболеваниях;
  • методы патологоанатомического вскрытия животных, этапы диагностического процесса.

В результате освоения дисциплины у обучающего должны формироваться элементы следующих компетенций:

ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.

ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию.

ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.

ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.

ПК 3.5. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.

ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.

ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.

ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 102 часа, включая:

обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 68 часов;

самостоятельную работу обучающегося – 34 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ»

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:

практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

- написание докладов;

2

- написание реферата;

3

 - подготовка сообщений;

9

 - составление таблиц;

3

 - оформление схем;

5

 - составление конспекта

12

Промежуточная аттестация в форме экзамена (5 семестр)

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Патологическая физиология и патологическая анатомия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Общая нозология. Основные понятия и процессы общей патологии и физиологии

9

Тема 1.1
Учение о болезни. Общая этиология

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.7.

1

Основные понятия о здоровье и болезни. Понятие о патологической реакции, патологическом процессе. Классификация болезней; формы их течения. Периоды болезни. Исходы болезни.

Определение этиологии. Современные представления об этиологии болезней. Роль этиологического фактора в развитии патологического процесса. Характеристика патогенных раздражителей. Виды этиологических факторов. Роль рецепции в возникновении болезней.

Самостоятельная работа:

1

ПК 3.1.

Составление таблицы «Общая этиология».

Тема 1.2
Роль факторов внешней среды в возникновении болезней

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.7.

1

Болезнетворные факторы и механизм их действия на организм животных. Действие механических факторов. Понятие о травме. Травматический шок.

Самостоятельная работа:

1

ПК 3.8.

Подготовка сообщения по теме: «Действие физических факторов на организм животных».

Тема 1.3
Учение о патогенезе. Реактивность организма

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.7.

1

Понятие о патогенезе. Причинно-следственная связь. Основные механизмы развития болезней. Значение нарушения нервной и гуморальной регуляций в развитии болезней. Пути распространения болезнетворных агентов в организме. Компенсаторные механизмы выздоровления и восстановления нарушенных функций. Понятие о шоке и коллапсе.

Понятие о реактивности и резистентности организма. Виды реактивности. Влияние внешних факторов на реактивность. Барьерные силы организма. Аллергия. Анафилаксия. Аллергическая диагностика.

Самостоятельная работа:

1

ПК 3.1.

Составление конспекта «Шок и коллапс».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий:

Решение кроссворда по теме «Реактивность организма».

Раздел 2.
Общепатологические процессы. Патология клетки и тканевого роста

33

Тема 2.1
Гипербиотические (приспособительные и компенсаторные) процессы

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.7.

1

Гипертрофия и гиперплазия. Регенерация, ее сущность. Особенности регенерации у разных видов животных. Регенерация тканей и органов. Процесс заживления ран.

Самостоятельная работа:

1

ПК 3.8.

Подготовка сообщения «Регенерация различных тканей и органов».

Тема 2.2
Гипобиотические и абиотические патологические процессы

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.7.

1

Некроз, некробиоз и апоптоз. Значение некроза и апоптоза для организма животных. Атрофия, ее виды по происхождению, отличие от гипоплазии и кахексии.

Дистрофия. Белковая дистрофия (диспротеиноз). Жировая дистрофия. Углеводная дистрофия. Минеральная дистрофия. Камни и конкременты. Эндогенные и экзогенные нарушения пигментации.

Понятие о смерти. Причины смерти, ее виды. Процесс смерти. Трупные признаки и посмертные изменения. Значение признаков смерти при патологоанатомической диагностике и судебно-ветеринарной экспертизе.

Практические занятия:

6

ПК 3.7,
ПК 3.8.

1

Определение признаков некрозов, апоптоза и атрофии по гистологическим препаратам, таблицам, рисункам, музейным препаратам и боенским конфискатам.

2

2

Определение различных видов дистрофии по гистологическим и музейным препаратам, рисункам, таблицам, боенским конфискатам.

2

3

Определение признаков смерти и посмертных изменений при вскрытии трупов животных. Отбор патологического материала для лабораторного исследования.

2

Самостоятельная работа:

4

ПК 3.1.

Составление конспекта «Нарушения пигментации».

1

Оформление схемы «Виды белковых дистрофий».

1

Подготовка сообщений «Классификация  дистрофий», «Исходы дистрофий».

2

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

Взаимопроверка схем «Виды белковых дистрофий».

Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.  

Тема 2.3
Расстройство кровообращения, лимфообращения и содержания тканевой жидкости

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.2.

1

Общие и местные нарушения кровообращения. Артериальная и венозная гиперемии. Тромбоз. Эмболия. Стаз. Инфаркт. Кровотечения и кровоизлияния. Компенсаторные механизмы. Расстройства лимфообращения. Отеки и водянки.

Практическое занятие:

2

ПК 3.2, ПК 3.8.

1

Определение признаков расстройства крово- и лимфообращения на трупном материале,   боенских конфискатах, гистологических и музейных препаратах.

Самостоятельная работа: 

2

ПК 3.8.

Составление конспектов «Нарушение микроциркуляции», «Кровотечение».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Тема 2.4
Защитно-приспособительные процессы

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.1.

1

Понятие о воспалении. Виды экссудатов. Отличия экссудата от транссудата. Учение И.И. Мечникова о фагоцитозе. Влияние нервной, эндокринной и иммунной систем на воспаление. Значение воспаления. Расстройство терморегуляции. Лихорадка.

Практическое занятие:

2

ПК 3.7.

1

Определение признаков воспаления. Его видов на трупном материале, по гистологическим и музейным препаратам, рисункам.

Самостоятельная работа:

2

ПК 3.8.

Подготовка сообщения «Функционирование органов и систем животных при лихорадке».

1

Составление таблицы «Классификация лихорадок».

1

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий:

1

Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Тема 2.5
Дисбиотические патологические процессы. Генетическая патология

Содержание учебного материала:

2

 ПК 3.7.

1

Опухоли. Атипизм роста опухолей, особенности обмена веществ в опухолевой ткани. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Смешанные опухоли (тератомы). Общие сведения о лейкозах. Лейкоз крупного рогатого скота, свиней, лошадей, овец и птиц.

Практическое занятие:

2

ПК 3.7.

1

Определение различных видов онкологических заболеваний по гистологическим и музейным препаратам, слайдам, рисункам.

Самостоятельная работа:

2

ПК 3.1.

Оформление  схемы «Классификация опухолей».

1

Составление конспекта «Опухолевый  рост».

1

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

1   Взаимопроверка схем «Классификация опухолей».

2   Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Раздел 3. Частная патология. Проявление патологических процессов при различных заболеваниях органов и систем. 

51

Тема 3.1
Патология сердечно-сосудистой системы, органов кроветворения и иммунной системы. Патология системы крови

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.2.

1

Понятие о расстройствах общего кровообращения. Миокардиопатия. Нарушение функций проводимости, сократимости, возбудимости, автоматизма сердечной мышцы. Сосудистая недостаточность кровообращения. Гипертония. Гипотония. Эндокардит. Перикардит. Миокардит.

Изменение общего количества крови. Общие анемии. Качественные изменения эритроцитов. Изменения количественного и качественного состава лейкоцитов. Лейкоцитоз, лейкопения.

Практические занятия:

4

ПК 3.2, ПК 3.6, ПК 3.7.

1

Определение различных видов заболеваний органов сердечно-сосудистой системы на трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам.

2

2

Определение количественного и качественного состава крови.

2

Самостоятельная работа:

3

ПК 2.4, ПК 2.6.

Написание доклада «Пороки сердца».

2

Составление конспекта «Классификация анемий».

1

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

1     Защита доклада  в форме круглого стола.

2     Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Тема 3.2
Патология органов дыхания

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.7.

1

Нарушение функции верхних дыхательных путей, кровотока в легких. Асфиксия, гипоксия. Одышка. Воспалительные болезни легких. Объемные изменения легких. Эмфизема легких. Отек легких. Плевриты.

Практическое занятие:

2

ПК 3.7.

1

Определение различных видов заболеваний органов дыхания на трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

ПК 3.8.

Оформление схемы «Разновидности гипоксий».

1

Подготовка сообщения «Нарушение внешнего дыхания».

1

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

1    Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Тема 3.3
Патология органов пищеварения и печени

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.2.

1

Основные причины нарушения пищеварения. Нарушение жевания, глотания, слюноотделения, функции пищевода, пищеварения в желудке, преджелудках, кишечнике. Тимпания рубца, закупорка книжки. Кишечная непроходимость. Воспаления и язвы желудка и кишечника. Перитонит. Нарушение функций печени. Желтуха, ее виды, механизм развития. Гепатоз у крупного рогатого скота и птиц. Токсическая дистрофия печени у свиней. Гепатиты. Циррозы печени.

Практическое занятие:

2

ПК 3.2.

1

Определение различных видов заболеваний органов пищеварения и печени на трупном материале, гистологических, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

ПК 3.1.

Подготовка сообщений «Желчекаменная болезнь», «Расстройства желчевыделения».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

1     Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Тема 3.4
Патология мочеполовой системы

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.2.

1

Расстройства нервной и гуморальной регуляции мочеобразования, нарушение клубочковой фильтрации. Нарушение канальцевой реабсорбции. Количественные и качественные изменения мочи. Уремия, нефроз, нефрит. Воспаление мочевого пузыря. Эндометрит. Мастит.

Практическое занятие:

2

ПК 3.4

1

Определение болезней органов мочеполовой системы на трупном материале, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

ПК 3.8.

Составление конспектов «Изменения состава мочи», «Нарушение диуреза».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий:

1 Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Тема 3.5
Патология эндокринной системы

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.6.

1

Эндокринные нарушения. Гипер- и гипофункция передней доли гипофиза. Нарушение функции щитовидной железы, надпочечников. Сахарный и несахарный диабеты. Стресс и адаптационный синдром.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

ПК 3.8.

Составление конспекта «Стресс и общий адаптационный синдром».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

1    Решение контекстных задач по теме « Стресс».

Тема 3.6
Патология нервной системы

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.2.

1

Неврозы. Обмороки. Нарушения чувствительности. Парезы и параличи. Гиперкинезы. Нарушение трофической функции нервной системы. Менингит, энцефалит. Спинальный миелит.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

ПК 3.7.

Составление таблицы «Нарушение чувствительной и двигательной функции нервной системы».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

1     Взаимопроверка  таблиц «Нарушение чувствительной и двигательной функции нервной системы».

Тема 3.7
Патология обмена веществ

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.2.

1

Нарушение основного обмена. Нарушение витаминного, белкового, жирового, углеводного, минерального и водного обменов. Нарушение кислотно-щелочного равновесия. Алиментарная дистрофия, анемия, остеодистрофия. Кетозы. Беломышечная болезнь. Гипокобальтоз. Энзоотическая атаксия.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

ПК 3.1.

Составление конспекта «Патология обмена веществ».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий:

1    Решение контекстных задач

Тема 3.8
Патология болезней вызываемых химическими веществами

Содержание учебного материала:

2

ПК3.2

1

Сущность отравлений. Минеральные отравления. Отравления растительными ядами. Местные и общие изменения при отравлениях. Принципы патологоанатомической диагностики отравлений.

Практическое занятие:

2

ПК 3.7.

1

Определение различных видов отравлений на трупном материале, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам.

Самостоятельная работа обучающихся:

2

Оформление схемы «Действие электрического тока на дыхание и артериальное давление».

1

Составление конспекта «Признаки минеральных отравлений».

1

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения  занятий:

1     Взаимопроверка схем «Действие электрического тока на дыхание и артериальное давление».

2     Работа студентов  в микрогруппах на практическом занятии.

Тема 3.9
Инфекционные болезни (бактериального и вирусного происхождения)

Содержание учебного материала:

2

ПК 3.3, ПК 3.8.

1

Характер местных и общих патологических изменений при инфекционных болезнях (сибирская язва, туберкулёз, рожа, сальмонеллёз, пастереллёз, сап, классическая чума свиней, оспа, бешенство, болезнь Ауески). Особенности патологоанатомической диагностики инфекционных болезней. Смешанные инфекции и осложнения. Остропротекающие инфекции.

Практические занятия:

4

ПК 3.5,

ПК 3.7.

1

Определение различных видов инфекционных заболеваний на боенском и трупном материале, сухих и влажных препаратах, по рисункам и таблицам.

2

2

Определение различных видов микозов и микотоксикозов на боенском и трупном материале, гистологических препаратах.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

3

ПК 3.3.

Написание реферата «Патологическая диагностика инфекционных болезней».

Использование активных и /или интерактивных  форм  проведения занятий

1     Защита реферата  в форме дебата.

Раздел 4.
Секционная техника

9

Тема 4.1
Вскрытие трупов животных

Содержание учебного материала:

2

ПК3.5

1

Значение вскрытия трупов животных. Виды вскрытия. Значение посмертной патологоанатомической диагностики. Этапы диагностического процесса. Обобщение результатов клинико-анатомического исследования. Нозологический диагноз.

Практические занятия:

4

ПК3.7, ПК 3.8.

1

Вскрытие трупов животных. Организация места вскрытия и санитарные требования. Ветеринарно-санитарные требования при транспортировке трупов, порядок утилизации трупного материала.

2

2

Вскрытие трупов животных Методы и техника вскрытия трупов разных животных. Оформление протокола патологоанатомического вскрытия.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

3

ПК 3.1,ПК 3.7.

Подготовка сообщений «Особенности вскрытия кроликов» « Особенности вскрытия птицы».

1

Составление конспекта « Особенности вскрытие птицы».

1

Оформление схемы «Протокол вскрытия».

1

Всего по дисциплине

102

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Патологическая физиология и патологическая анатомия»

Оборудование учебной лаборатории:

Наглядные пособия:

- комплект учебно-наглядных пособий;

- плакаты, схемы, таблицы, инструкционно-технологические карты;

- гистологические и музейные препараты.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- СD и DVD диски;

- учебные фильмы по дисциплине.

Технологическое оснащение рабочих мест:

- микроскопы;

- методические указания для самостоятельного изучения тем;

- методические рекомендации для выполнения практических заданий.

Специализированная мебель:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Жаров А.В. Патологическая физиология и патологическая анатомия животных: учеб. / А.В. Жаров, Л.Н. Адамушкина. – М.: КолосС, 2007. – 304 с.
  2. Налетов Н.А. Патологическая физиология и патологическая анатомия животных: учеб. / Н.А. Налетов. – М.: Агропромиздат, 2005. – 483 с.
  3. Жаров А.В.Патологическая физиология и патологическая анатомия животных: учебник / А.В. Жаров, Л.Н. Адамушкина, Т.В.Лосева, А.П. Стрельников. – СПб.: Лань, 2017. – 416 с.
  4. Латыпов Д.Г.Вскрытие и патологоанатомическая диагностика болезней животных: учебник / Д.Г. Латыпов, И.Н. Залялов. – СПб.: Лань, 2015. – 384 с.
  5. Салимов В.А. Атлас. Патология и дифференциальная диагностика факторных болезней молодняка сельскохозяйственных животных: учебник / В.А. Салимов. – СПб.: Лань, 2016. – 384 с.

Дополнительные источники:

1.Жаров А.В. Практикум по патологической физиологии сельскохозяйственных животных: учеб. пособие / А.В. Жаров. – М.: Агропромиздат, 1989. – 272 с.

2.Лютинский С.И. Патологическая физиология животных: учеб. пособие / С.И. Лютинский. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 560 с.

Интернет-ресурсы:

1.Общая нозология [Электронный ресурс]. - https://studfiles.net/preview/1154497/

2. Основные понятия и процессы общей патологии и физиологии [Электронный ресурс]. - https://studopedia.su/10_156868_osnovnie-ponyatiya-i-termini-obshchey-patologii.html

3. Гипербиотические процессы

[Электронный ресурс]. - https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-99476

4. Гипербиотические патологические процессы

[Электронный ресурс]. - https://cyberpedia.su/2x2863.html

5. Абиотические патологические процессы

[Электронный ресурс].-https://esculappro.ru/vliyanie-abioticheskih-faktorov-na-zhivyie-organizmyi.html

6. Патология клетки и тканевого роста у животных

[Электронный ресурс]. - http://globuss24.ru/doc/patologia-tkanevogo-rosta-opuholi.

7. Патология сердечно сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, и эндокринной системы у животных [Электронный ресурс]. - https://zoodrug.ru/topic2820.html.

8. Патология обмена веществ

[Электронный ресурс]. - http://zhivotnovodstvo.net.ru/azbuka-zhivotnovoda/101-bolezni-obmena-veschestv.html.

9. Патология болезней, вызываемых химическими веществами у животных [Электронный ресурс]. - http://www.landwirt.ru/2009-12-12-16-07-14/262-2009-03

10. Паталогоанатомические изменения при инфекционных болезнях животных [Электронный ресурс]. - https://lektsia.com/4x1922.html

11. Вскрытие трупов животных [Электронный ресурс]. - http://www.kgau.ru/distance/vet_03/patanatomia/03_02.html


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, исследований, оценки защиты докладов и рефератов.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.

Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- анализировать обнаруженные общие патологоанатомические изменения и процессы;

ПК 3.1.-3.3., ПК 3.5.-3.8.

В рамках текущего контроля:

оценка выполнения заданий на практических занятиях

- определять патологические процессы при различных болезнях органов и систем;

ПК 3.1.-3.3., ПК 3.5.-3.8.

оценка выполнения заданий на практических занятиях

- проводить вскрытия трупов разных видов животных;

ПК 3.1.-3.3., ПК 3.5.-3.8.

оценка выполнения заданий на практических занятиях

- оформлять протокол патологоанатомического вскрытия;

ПК 3.1.-3.3., ПК 3.5.-3.8.

оценка выполнения заданий на практических занятиях

- проводить утилизацию трупного материала.

ПК 3.1.-3.3., ПК 3.5.-3.8.

оценка выполнения заданий на практических занятиях

Освоенные знания:

- основные понятия и процессы общей патологии и физиологии;

ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.7., ПК 3.8.

Оценка защиты практических работ

- проявления патологических процессов при различных заболеваниях органов и систем;

ПК 3.2., ПК 3.6., ПК 3.7.

Фронтальный, индивидуальный , устный опрос, оценка защиты докладов, оценка защиты практических работ

- характер патологических изменений при инфекционных заболеваниях

ПК 3.5., ПК 3.7.

Проверка решения ситуационных задач, письменный опрос, оценка защиты рефератов, защита практических работ

- методы патологоанатомического вскрытия животных, этапы диагностического процесса

ПК 3.7., ПК 3.8.

Фронтальный усный опрос, защита практических работ.

В рамках промежуточного контроля: экзамен

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии со шкалой.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

89 ÷ 100

5

отлично

75 ÷ 88

4

хорошо

61 ÷ 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно