Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная фармакология» для специальности 36.02.01 «Ветеринария»

Моисеенко Ирина Сергеевна

Рабочая программа дисциплины «Ветеринарная фармакология» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, являясь общепрофессиональной дисциплиной.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения;

-готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;

-рассчитывать дозировку для различных животных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства;

-нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных;

-принципы производства лекарственных средств;

-основы фармакокинетики и фармакодинамики;

-ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы;

-механизмы токсического действия;

-методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия.

Вариативная часть:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения;

- готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;

-рассчитывать дозировку для различных животных.

Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов,

в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 60 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 25_op.05_farmakologiya.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

                                                                                          по учебной работе

                                                                                               _________О.В.Редина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ВЕТЕРИНАРНАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ

для специальности 36.02.01 «ВЕТЕРИНАРИЯ»

Острогожск 2019

        Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. №504, профессионального стандарта 13.019 Ветеринарный фельдшер, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 г. №1079, и учебного плана ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум», утвержденного приказом от 31.08.2017 г. №21-УР

         Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

         Разработчик:

         Моисеенко И.С., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

        Рецензенты:

         Михин А.М., преподаватель профессиональных дисциплин ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

         Меджитов Э.Н., руководитель БУВО «Острогожская районная СББЖ»

     

       Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией ветеринарных дисциплин и профессиональных модулей и технологии общественного питания

       Протокол №______ от __________ 20_____ г.

       Председатель цикловой комиссии __________А.М.Михин

       СОГЛАСОВАНО

       Заведующий отделением                 ___________Т.А.Евсюкова

       СОГЛАСОВАНО

       Методист                                          _____________Н.В.Козлова  


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. Область применения программы

4

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
  2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

4

  1. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы дисциплины
  2. Использование часов вариативной части образовательной программы                                                                                                                    

6

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

12

     2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

12

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

13

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

19

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

19

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ         ДИСЦИПЛИНЫ

20


1. Паспорт рабочей программы дисциплины

«Ветеринарная фармакология»

1.1. Область применения программы

        Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  36.02.01 Ветеринария.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        дисциплина входит в профессиональный цикл, являясь общепрофессиональной дисциплиной.

1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 -применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения;

-готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;

-рассчитывать дозировку для различных животных.

       В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 -ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства;

 -нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных;

 -принципы производства лекарственных средств;

 -основы фармакокинетики и фармакодинамики;

 -ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы;

 -механизмы токсического действия;

 -методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия.

Вариативная часть:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения;

- готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;

-рассчитывать дозировку для различных животных.

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать элементами следующих компетенций:

        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

         ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

         ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными.

ПК 1.2. Организовывать и проводить профилактическую работу по предупреждению внутренних незаразных болезней сельскохозяйственных животных.

ПК 1.3. Организовывать и проводить ветеринарную профилактику инфекционных и инвазионных болезней сельскохозяйственных животных.

ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.

ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические

манипуляции.

ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.

ПК 2.4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в неотложных ситуациях.

ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.

ПК 2.6. Участвовать в проведении ветеринарного приема.

ПК 3.1. Проводить ветеринарный контроль убойных животных.

ПК 3.2. Проводить забор образцов крови, молока, мочи, фекалий, их упаковку и подготовку к исследованию.

ПК 3.3. Проводить забор образцов продуктов и сырья животного происхождения для ветеринарно-санитарной экспертизы.

ПК 3.4. Определять соответствие продуктов и сырья животного происхождения стандартам на продукцию животноводства.

ПК 3.5. Проводить обеззараживание не соответствующих стандартам качества продуктов и сырья животного происхождения, утилизацию конфискатов.

ПК 3.6. Участвовать в ветеринарно-санитарной экспертизе колбасных изделий, субпродуктов, пищевого жира, крови, кишок, эндокринного и технического сырья.

ПК 3.7. Участвовать в проведении патологоанатомического вскрытия.

ПК 3.8. Участвовать в отборе, консервировании, упаковке и пересылке патологического материала.

ПК 4.1. Готовить и проводить консультации для работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных по вопросам санитарных норм содержания животных, профилактики инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней, а также их лечения.

ПК 4.2. Готовить информационные материалы о возбудителях, переносчиках, симптомах, методах профилактики и лечения инфекционных болезней животных и зоонозных инфекционных и инвазивных болезней.

ПК 4.3. Знакомить работников животноводства и владельцев сельскохозяйственных животных с приемами первой помощи животным.

ПК 4.4. Давать рекомендации по особенностям содержания, кормления и использования животных-производителей.

ПК 4.5. Информировать население о планирующихся и проводимых ветеринарно-санитарных, профилактических и зоогигиенических мероприятиях.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 180 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 60 часов.

1.5. Использование часов вариативной части образовательной программы

№ п/п

Дополнительные знания и умения

Форми-руемые компетенции (элемен

ты компетенций)

№, наименование темы

Количество часов

Обоснова-ние включения в рабочую программу

Максимальная учебная нагрузка

Обяза-тельная аудитор-ная

учебная нагрузка

Знания:

Краткая история фармакологии

ОК1 ОК4

ОК8

ПК1.2

Введение

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Аптека ее оборудование и снабжение

ОК1 ОК4

ОК8

ПК1.2

Тема 1.1.Рецептура. Рецепт. Аптечное дело.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Несовместимости и правила выписывания рецептов.

ОК1 ОК4

ОК8

ПК1.2

Тема 1.1.Рецептура. Рецепт. Аптечное дело.

4

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Виды лекарственных форм

ОК1 ОК2

ОК9 ПК2.1 ПК2.3

Тема 1.2 Лекарственные формы.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Виды действия лекарственных веществ

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.2 ПК2.3 ПК2.6

Тема 2.1 Основы формакокинетики и формакодинамики

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Состав и свойства лекарственных средств

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.2 ПК2.3 ПК2.6

Тема 2.1 Основы формакокинетики и формакодинамики

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Пути введения лекарственных веществ

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.2 ПК2.3 ПК2.6

Тема 2.1 Основы формакокинетики и формакодинамики

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Методы диагностики профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия

ОК1 ОК2 ОК9 ПК2.1 ПК2.2 ПК2.3

Тема 2.2 Механизмы токсического действия вещества.

3

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Анальгетические и жаропонижающие средства.

ОК1 ОК2 ОК9 ПК1.2 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6

Тема 3.1 Вещества действующие преимущественно на центральную нервную систему

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Вещества возбуждающие Центральную нервную систему

ОК1 ОК2 ОК9 ПК1.2 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6

Тема 3.1 Вещества действующие преимущественно на центральную нервную систему

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Средства для наркоза

ОК1 ОК2 ОК9 ПК1.2 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6

Тема 3.1 Вещества действующие преимущественно на центральную нервную систему

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Группа кофеина

ОК1 ОК2 ОК9 ПК1.2 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6

Тема 3.1 Вещества действующие преимущественно на центральную нервную систему

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Местноанастезирующие вещества.

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.2 Вещества действующие в области чувствительных нервов

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Раздражающие вещества.

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.2 Вещества действующие в области чувствительных нервов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Вещества действующие на органы дыхания

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Вещества действующие на органы пищеварения

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Сердечно-сосудистые средства

ОК1 ОК2 ОК9 ПК2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Маточные средства

ОК1 ОК2 ОК9 ПК2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Отхаркивающие препараты.

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Анатомо-морфолгические особенности вегетативной иннервации.

ОК1 ОК2 ОК8 ПК1.2 ПК2.2 ПК2.6

Тема 3.4 Вещества действующие на вегетативную нервную систему.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Вещества возбуждающие адренергическую иннервацию

ОК1 ОК2 ОК8 ПК1.2 ПК2.2 ПК2.6

Тема 3.4 Вещества действующие на вегетативную нервную систему.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Ферментные препараты

ОК1 ОК2 ОК9 ПК1.2 ПК2.1 ПК2.6

Тема 3.5 Средства с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Дезинфецирующие и антисептические средства

ОК1 ОК2 ОК4 ПК1.2 ПК2.1 ПК2.6 ПК4.2

 Тема 3.6 Противомикробные и противопаразитарные средства

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Инсектицидное акарицидное, фунгицидное действие средств.

ОК1 ОК2 ОК4 ПК1.2 ПК2.1 ПК2.6 ПК4.2

Тема 3.6 Противомикробные и противопаразитарные средства

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Группа хлора.

ОК1 ОК2 ОК4 ПК1.2 ПК2.1 ПК2.6 ПК4.2

Тема 3.6 Противомикробные и противопаразитарные средства

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Общая характеристика химиотерапевтических средств.

Тема 3.7 Химиотерапевтические средства.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Антибиотики

ОК2 ПК1.2 ПК1.3 ПК2.2 ПК2.6

Тема 3.7 Химиотерапевтические средства.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Сульфаниламидные препараты.

ОК2 ПК1.2 ПК1.3 ПК2.2 ПК2.6

Тема 3.7 Химиотерапевтические средства.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Механизм действия анигельминтных препаратов.

ОК1 ОК2 ПК1.3

Тема 3.8 Антигельминтные препараты.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Инсектоакарицидные препараты.

ОК1 ОК2 ПК1.3

Тема 3.8 Антигельминтные препараты.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Антибиотики для ускорения роста.

ОК1 ОК2 ПК1.1 ПК2.2 ПК4.4

 Тема 3.9 Вещества применяемые для коррекции роста и продуктивности животных.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Пробиотики и витаминные препараты.

ОК1 ОК2 ПК1.1 ПК2.2 ПК4.4

Тема 3.9 Вещества применяемые для коррекции роста и продуктивности животных.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Итого: Максимальной учебной нагрузки – 67 часов , обязательной учебной нагрузки – 45 часов.

Умения:

готовить различные лекарственные формы

ОК1 ОК2

ОК9 ПК2.1 ПК2.3

Тема 1.2 Лекарственные формы.

7

5

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Выписывать рецепты

ОК1 ОК2, ОК9 ПК2.1 ПК2.3

Тема 1.2 Лекарственные формы.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Проводить расчёт доз лекарственных веществ

ОК1 ОК2, ОК9 ПК2.1 ПК2.3

Тема 1.3 Технология лекарственных форм.

3

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Применять неингаляционныенаркотические средства

ОК 2 ОК6 ОК 7 ПК2.2 ПК2.3

Тема 3.1 Вещества действующие преимущественно на центральную нервную систему

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Применять лекарственные средства действующие на центральную нервную систему

ОК 2 ОК6 ОК 7 ПК2.2 ПК2.3

Тема 3.1 Вещества действующие преимущественно на центральную нервную систему

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

  1. .

Применять адсорбирующие и раздражающие средства

ОК1 ОК2 ОК9 ПК 2.1 ПК2.3 ПК2.6 ПК4.3

Тема 3.2 Вещества действующие в области чувствительных нервов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Применять слабительные средства.

ОК2 ОК6 ОК7 ПК1.2 ПК2.2 ПК2.3

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Применять вещества действующие на исполнительные органы.

ОК1 ОК4 ПК2.1 ПК4.4

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Применять вещества действующие на сосуды и кровь.

ОК1 ОК4

ПК2.1

ПК4.4

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Определять лекарственные растения по гербарию.

ОК1 ОК4 ПК2.1 ПК4.4

Тема 3.3 Вещества регулирующие функции исполнительных органов.

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Использовать вещества действующие на вегетативную нервную систему

ОК2 ОК6 ОК7 ПК1.2 ПК2.2 ПК2.3

Тема 3.4 Вещества действующие на вегетативную нервную систему.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Использовать средства влияющие на процессы тканевого обмена.

ОК2 ОК6 ПК2.2

Тема 3.5 Средства с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена

4

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

 Рассчитывать и готовить дезинфицирующие средства.

ОК1 ОК2 ОК9 ПК2.1 ПК2.3  

Тема 3.6 Противомикробные и противопаразитарные средства

6

4

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения.

ОК1 ОК2 ПК1.2

Тема 3.7 Химиотерапевтические средства.

4

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Расчёт и приготовление рабочих растворов инсектоакарицидных препаратов.

ОК1 ОК8 ПК1.2

Тема 3.8 Антигельминтные препараты.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Расчёт дозы антигельминтных препаратов.

ОК1 ОК8 ПК1.2

Тема 3.8 Антигельминтные препараты.

2

2

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Определять свойства лекарственных веществ.

ОК2 ОК6 ОК7 ПК2.2 ПК2.6

Тема 2.1 Основы фармакокинетики и формакодинамики

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Вводить лекарственные вещества .

ОК2 ОК6 ОК7 ПК2.2 ПК2.6

Тема 2.1 Основы формакокинетики и формакодинамики

2

1

Письмо работодателя ООО «Агромолоко»

Итого: Максимальной учебной нагрузки – 50 часов, обязательной учебной нагрузки – 32 часа.

2. Структура и содержание дисциплины

«Ветеринарная фармакология»

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

180

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

в том числе:

лабораторные занятия

20

практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа:

60

 - написание докладов;

4

 - написание и работа с конспектом;

11

 - подготовка и написание сообщений;

5

 - работа с материалами учебников;

12

 - выписывание рецептов;

20

 - оформление схем;

4

- составление кроссвордов

2

- составление таблиц

2

Промежуточная аттестация:

дифференцированный зачет 3 семестр;

экзамен 4 семестр.

Тематический план и содержание дисциплины «Ветеринарная фармакология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельные работы обучающихся, использование активных и/или интерактивных форм проведения занятий

Объем часов

Коды  компетенций формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала:

2

ОК1; ОК4; ОК8; ПК 1.1; ПК1.2

1.

Краткая история фармакологии. Развитие лекарствоведения в России. Роль отечественных ученых в развитии ветеринарной фармакологии.

Раздел 1 Общая рецептура

39

Тема 1.1 Рецептура. Рецепт. Аптечное дело.

Содержание учебного материала:

4

ОК1; ОК4; ОК8; ПК1.2

1.

Аптека, ее оборудование и снабжение. Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств.

2.

Рецепт, его составные части, сокращения, несовместимости и правила выписывания.

Практические занятия:

4

ОК2; ОК6; ОК7; ПК2.1; ПК2.3

1.

Изучение ветеринарной аптеки.

2.

Правила выписывания рецептов.

Самостоятельная работа:

1.

Написание доклада «Государственная фармакопея»

2

ОК1;ОК 4; ОК5

2.

Составление схемы «Устройство ветеринарной аптеки. Перечень аптечной документации».

2

Использование активных и /или интерактивных форм проведения занятий:

1.

Работа студентов в микрогруппах на практических занятиях.

Тема 1.2 Лекарственные формы.

Содержание учебного материала:

4

ОК1; ОК2; ОК9; ПК2.1; ПК2.3

1.

Жидкие лекарственные формы.

2.

Твердые и мягкие лекарственные формы.

Практические занятия:

10

ОК2; ОК6; ОК7; ПК1.1; ПК1.2; ПК2.1; ПК2.3

1.

Приготовление жидких лекарственных форм.

2.

Приготовление мягких лекарственных форм.

3.

Приготовление твердых лекарственных форм.

4.

Выписывание рецептов на жидкие лекарственные формы.

5.

Выписывание рецептов на твердые и мягкие лекарственные формы.

Самостоятельная работа:

5

ОК1; ОК4; ПК2.6

1.

Выписывание рецептов на порошки, сборы, мази, линименты, пасты, растворы,      настои, отвары.

2.

Работа с материалами учебника

2

Использование активных и /или интерактивных форм проведения занятий:

1.

Тематическая ситуация  «Лекарственные формы»

Тема 1.3 Технология лекарственных форм

Содержание учебного материала:

2

ОК1; ОК2; ОК9; ПК2.1; ПК2.3

1.

Взвешивание, отмеривание лекарственных веществ. Нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных.

Практическое занятие:

2

ОК1; ПК2.6

1.

Расчет дозировки для различных животных.

Самостоятельная работа:

2

ОК1; ПК2.6

1.

Выписывание рецептов на мази, таблетки, порошки.

Раздел 2. Общая фармакология

22

Тема 2.1 Основы фармакокинетики и фармакодинамики

Содержание учебного материала:

6

ОК1; ОК2; ОК9; ПК2.2; ПК2.3; ПК2.6

1.

Ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства.

2.

Виды действия лекарственных веществ.

3.

Пути введения лекарственных веществ.

Практические занятия:

4

ОК2; ОК6; ОК7; ПК2.2; ПК2.6;

1.

Пути и способы введения лекарственных веществ в организм животного.

2.

Действие лекарственных веществ на организм животных при разных путях введения.

Самостоятельная работа:

2

ОК 1

1.

Составить кроссворд «Пути введения лекарственных веществ»

2.

Написать доклад «Связь формакокинетики и фармакодинамики»

2

3.

Работа с материалами учебника

1

Использование активных и /или интерактивных форм проведения занятий:

1.

Деловая игра «Пути введения лекарственных веществ»

Тема 2.2 Механизмы токсического действия веществ

Содержание учебного материала:

4

1.

Ядовитые, токсические  и вредные вещества, потенциальная опасность их воздействия на организмы и экосистемы.

ОК1; ОК2; ОК9; ПК2.1; ПК2.2; ПК2.3

2.

Методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия.

Самостоятельная работа:

1

ОК1; ОК4; ПК2.4; ПК4.3; ПК4.4

1.

Написание сообщения «Изменения, вызываемые лекарственными веществами».

2.

Работа с материалами учебника, тема «Первая помощь при  возможном отравлении     лекарственными веществами.»

2

Раздел 3. Частная фармакология

117

Тема 3.1 Вещества, действующие преимущественно на центральную нервную систему

Содержание учебного материала:

6

ОК1; ОК2; ОК9; ПК1.2; ПК2.1; ПК2.3; ПК2.6

1.

Вещества, угнетающие нервную систему. Средства для наркоза. Нейролептические и седативные средства.

2.

Анальгетические и жаропонижающие средства.

3.

Вещества, возбуждающие центральную нервную систему. Группа кофеина, камфоры.

Лабораторные занятия:

4

ОК2; ОК6; ОК7; ПК2.2; ПК2.3

1.

Действие неингаляционных наркотических средств на организм животных.

2.

Действие кофеина на центральную нервную систему животного.

Самостоятельная работа:

2

ОК1; ОК 4;

ПК2.6                                                      

1.

Написание конспекта на тему: «Средства ингаляционного наркоза». «Транквилизаторы».

2.

Работа с конспектом урока.

2

3.

Выписывание рецептов на средства для наркоза.

2

Использование активных и /или интерактивных форм проведения занятий:

1.

Решение ситуационных задач «Неигаляционные средства для наркоза»

Тема 3.2 Вещества, действующие в области чувствительных нервов

Содержание учебного материала:

4

1.

Местноанестезирующие вещества.

ОК1; ОК2; ОК9; ПК 1.2; ПК 2.2; ПК 2.3; ПК 2.6; ПК 4.3

2.

Вяжущие, обволакивающие и адсорбирующие вещества. Раздражающие средства.

Лабораторное занятие:

2

ОК2; ОК6; ОК7; ПК2.2;

ПК2.; ПК2.6.

1.

Действие адсорбирующих веществ и раздражающих средств.

Самостоятельная работа:

2

ОК1; ПК 2.4

1.

Написание конспекта на тему: «Растительные вяжущие», «Препараты висмута», «Препараты для местной анестезии».

2.

Написание сообщения «Желчегонные средства».

1

Тема 3.3 Вещества, регулирующие функции исполнительных органов и их систем

Содержание учебного материала:

8

ОК1; ОК2; ОК9; ПК1.2; ПК2.2; ПК2.3; ПК2.6; ПК4.3

1.

Вещества, действующие на органы пищеварения. Слабительные, вяжущие, рвотные и руминаторные средства.

2.

Вещества, действующие на органы дыхания. Отхаркивающие препараты.

3.

Сердечно-сосудистые средства. Вещества, действующие на сосуды (спазмолитики) и кровь.

4.

Мочегонные, маточные средства.

Лабораторное занятие:

2

ОК2; ОК6; ОК7; ПК1.2; ПК2.2; ПК2.3

1.

Влияние слабительных на перистальтику и скорость опорожнения кишечника.

Практические занятия:

6

ОК1; ОК4; ПК2.1; ПК4.4

1.

Изучение действия и применения средств, влияющих на исполнительные органы.

2.

Изучение действия и применения средств, влияющих на сосуды.

3.

Изучение лекарственных растений, их идентификация.

Самостоятельная работа: 

2

ОК1.; ПК 2.4

1.

Работа с материалами учебника, темы:«Сердечные гликозиды». «Препараты наперстянки».

2.

Составление таблиц «Комбинированное применение двух противомикробных препаратов»

2

3.

Подготовка сообщения «Действие цититона»

1

4.

Выписывание рецептов на сердечные гликозиды

3

Тема 3.4 Вещества, действующие на вегетативную нервную систему

Содержание учебного материала:

4

ОК1; ОК2; ОК8; ПК1.2;ПК2.1

ПК2.3

1.

Анатомо-физиологические особенности вегетативной иннервации. Холиномиметические и холинолитические средства.

2.

Вещества, возбуждающие адренергическую иннервацию.

Лабораторное занятие:

2

ОК2; ОК6; ОК7; ПК1.2; ПК2.2; ПК2.3

1.

Изучение веществ, действующих на вегетативную нервную систему.

Самостоятельная работа:

1

ОК 1

1.

Написание сообщения «Адренергические средства».

2.

Работа с конспектом урока.

2

Тема 3.5 Средства с преимущественным влиянием на процессы тканевого обмена

Содержание учебного материала:

2

ОК1; ОК2; ОК9; ПК1.2; ПК2.1; ПК2.6;

1.

Гормоны и витамины. Соли минеральных веществ. Ферментные препараты. Противогистаминные препараты.

Практические занятия:

4

ОК2; ОК6; ПК2.2;

1.

Влияние никотиновой кислоты на сосуды опытного животного.

2.

Изучение действия средств, влияющих на процессы тканевого обмена.

Самостоятельная работа:

1

ОК1.

1.

Работа с материалами учебника, тема  «Препараты железа»

2.

Выписывание рецептов на витамины группы В.

2

Тема 3.6 Противомикробные и противопаразитарные средства

Содержание учебного материала:

6

ОК1; ОК2; ОК4; ПК1.2; ПК2.1;ПК2.; ПК4.2

1.

Понятие о противомикробном и противопаразитарном действии. Дезинфицирующие и антисептические средства.

2.

Инсектицидное, акарицидное, фунгицидное, дератизационное, дезодорирующее действие средств.

3.

Группа формальдегида. Группа хлора. Группа йода. Окислители.

Лабораторные занятия:

4

ОК1; ОК2;

ПК1.1

1.

Изучение общей характеристики противомикробных средств.

2.

Изучение действия противомикробных средств.

Практическое занятие:

2

ОК1; ОК2; ОК9;

ПК2.1; ПК2.3

1.

Расчет и приготовление растворов дезинфицирующих средств.

Самостоятельная работа:

2

ОК1; ОК2; ПК1.1

1.

Работа с материалами учебника, тема: «Фенолы.»

2.

Выписывание рецепта на препараты хлора.

2

3.

Написание конспекта «Признаки препаратов из групп кислот и щелочей»

1

4.

Подготовка сообщения «Влияние фенола на простейших»

1

Использование активных и /или интерактивных форм проведения занятий:

1.

Проведение занятия «Группа хлора. Группа йода. Окислители.» в форме круглого стола.

Тема 3.7 Химиотерапевтические средства

Содержание учебного материала:

6

ОК2; ПК1.2; ПК1.3; ПК2.2;

ПК2.6

1.

Общая характеристика химиотерапевтических средств. Антибиотики. Группа пенициллина. Цефалоспорины. Группа тетрациклина.

2.

Группа левомицеина: левомицетин, синтомицин. Свойства, действие, применение. Сульфаниламидные препараты.

3.

Стрептоцид, норсульфазол, этазол, сульфазин, комплексные антибиотики. Их действие, применение. Вещества, применяемые при заболеваниях почек и мочевыводящих путей.

Лабораторное занятие:

2

ОК1; ОК8; ПК1.2

1.

Изучение действия химиотерапевтических средств.

Практическое занятие:

2

ОК1; ОК2; ПК1.2

1.

Применение фармакологических средств лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения.

Самостоятельная работа:

2

ОК1

1.

Работа с материалами учебника, темы «Антибиотики», «Сульфаниламидные препараты.»

2.

Выписывание рецептов на комплексные антибиотики

2

Тема 3.8 Антигельминтные препараты

Содержание учебного материала:

4

ОК1; ОК2; ПК1.3

1.

Препараты, применяемые при нематодозах, цестодозах и трематодозах. Механизм действия.

2.

Инсектоакарицидные препараты. Дератизационные препараты. Кокцидиостатики.

Лабораторное занятие:

4

ОК1; ОК8; ПК1.2

1.

Расчет и приготовление рабочих растворов инсектоакарицидных средств.

2.

Расчет дозы антигельминтных препаратов при нематодозах, цестодозах и трематодозах животных.

Самостоятельная работа:

2

ОК1

1.

Работа с конспектом урока.

2.

Выписывание рецептов на антигельминтные препараты

2

Тема 3.9 Вещества, применяемые для коррекции роста и продуктивности животных

Содержание учебного материала:

4

ОК1;ОК2; ПК1.1; ПК2.2; ПК4.4

1.

Группы и вещества, применяемые для откорма. Антибиотики для ускорения роста.

2.

Пробиотики и витаминные препараты. Белковые препараты и аминокислоты. Макроэлементы.

Самостоятельная работа:

2

ОК1

1.

Составление схемы «Аминокислоты и белки».

Использование активных и /или интерактивных форм проведения занятий:

1.

Деловая игра « Вещества применяемые для откорма.»

Всего:

180

3.Условия реализации рабочей программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

       Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории.

Оборудование учебной лаборатории:

весы и разновесы, лабораторная посуда, водяные бани, ветеринарные инструменты, болюсо- и таблеткодаватели, порошковдуватели, кружка Эсмарха, резиновые бутылки, шприц Жанэ, бланки аптечной документации и рецептов, лекарственные препараты.

Наглядные пособия:

- комплект учебно-наглядных пособий;

- плакаты, схемы, таблицы, инструкционно-технологические карты.

Технические средства обучения:

- компьютер  с лицензионным программным обеспечением;

- СD и DVD диски.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Уша Б.В. Фармакология: учеб./ Б.В. Уша.– М.:КолосС, 2003. – 376 с.
  2. Самородова И. М. Рабинович М. И.Ветеринарная фармакология и рецептура практикум:учеб. пособие для СПО- М.: Издательство Юрайт, 2017.-287

Дополнительные источники:

  1. Рабинович М.И. Практикум по ветеринарной фармакологии и рецептуре: учеб. пособие/ М.И. Рабинович.  – М.: Агропромиздат, 1998. – 239с.
  2. Рабинович М.И. Справочник. Лекарственные растения в ветеринарной практике: учеб.пособие/ М.И. Рабинович. – М.: Агропромиздат, 1987.- 288 с.
  3. Ващекин Е.П. Ветеринарная рецептура: учеб.пособие/ Е.П. Ващекин , К.С. Маловастый .– СПб.: Издательство «Лань», 2010.-240с.
  4. Набиев Ф.Г. Практикум по ветеринарной рецептуре с основами технологии лекарственных форм: учеб.пособие/ Ф.Г. Набиев, Э.И. Ямаев. - М.: КолосС, 2008.-190с.

Интернет-ресурсы:

1. Сердечно- сосудистые средства. Вещества действующие на сосуды (спазмолитики) и кровь. Материал из uchil.net Ветеринария: сердечно-сосудистая система животных [Электронный ресурс]. – https://uchil.net/

2. Анатомо –физиологические особенности вегетативной иннервации. Холиномиметические и холинолитические средства. Материал из megaobuchalka.ru Мегаобучалка. Холиноблокаторы [Электронный ресурс]. – http://megaobuchalka.ru/

3. Изучение действия противомикробных средств. Материал из www.vetlek.ru/articles  Особенности  применения антибиотиков в ветеринарной практике [электронный ресурс].- http://www.vetlek.ru/articles/

4. Пробиотики и витамины. Бековые препараты и аминокислоты. Материал из antibiotest.ru Пробиотики как альтернатива антибиотикам в животноводстве  [Электронный ресурс].-http://antibiotest.ru/probiotiki-kak-alternativa-antibiotikam-v-zhivotnovodstve/.

                            4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

        Текущий контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, устного и письменного опросов, а также проверки индивидуальных заданий обучающихся.

 Обучение по дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференциального зачёта и экзамена.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные  знания)

Коды формируемых  профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения;

ОК1, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3.

Проверка решения ситуационных задач, оценка знаний и умений в процессе учебных занятий.

готовить жидкие и мягкие лекарственные формы;

ОК1,ОК2,ОК9, ПК2.1, ПК2.2, ПК2.3

оценка умений, приобретенных при проведении практических занятий.

рассчитывать дозировку для различных животных

ОК2, ОК4,ОК6,ОК7, ПК2.1,ПК2.3, ПК2.6

оценка выполнения практического задания.

Усвоенные знания:

ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства;

ОК3, ОК 5, ПК1.1,ПК2.1, ПК2.3, ПК 2.4

оценка знаний и умений. Защита лабораторных и практических занятий.

нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных;

ОК1, ОК2,ОК9, ПК.2.3, ПК2.1,ПК2.5, ПК2.6

Проверка решения ситуационных задач, оценка практического задания.

принципы производства лекарственных средств;

ОК6, ПК2.3, ПК4.1, ПК4.2

Проверка решения ситуационных задач, оценка знаний, умений, защита лабораторных и практических занятий.

основы фармакокинетики и фармакодинамики;

ОК9, ПК2.2,ПК 4.3, ПК4.4

оценка умений, приобретенных при проведении практических занятий.

ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы, механизмы токсического действия;

ОК1, ОК2,ОК6, ОК9, ПК 2.1, ПК2.2, ПК2.3ПК2.4, ПК4.3

Проверка решения ситуационных задач, оценка умений и знаний, приобретенных при выполнении практических занятий.

методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия.

ОК1,ОК2, ОК4, ПК2.2, ПК2.4, ПК2.6, ПК4.3, ПК4.4

Проверка решения ситуационных задач, экспертный анализ результатов лабораторных и практических занятий.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии со шкалой.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

89 ÷ 100

5

отлично

75 ÷ 88

4

хорошо

61 ÷ 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно