ДОКЛАД Тема: Организация проведения ЛПЗ в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Кокнаев Юрий Александрович

ДОКЛАД Тема: Организация проведения ЛПЗ в условиях реализации ФГОС нового поколения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Выполнил: преподователь Кокнаев Ю.А.

Тема: Организация проведения ЛПЗ в условиях реализации ФГОС нового поколения.

     Качество подготовки рабочих и служащих в образовательных организациях среднего профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности, организационной культуры в педагогическом коллективе и т. д.

Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса. Педагогической теорией и, особенно, практикой разработано множество видов организации учебного занятия. Их зарождение идет от потребности субъектов образовательного процесса, требований, которые предъявляются к качеству подготовки обучающихся.

В настоящее время в контексте ФГОС нового поколения результатом образовательного процесса названы общие и профессиональные компетенции. Реализация данной задачи требует новых подходов организации образовательного процесса, призванных формировать компетенции, осознанные умения и функциональные знания.

В связи с этим появляется необходимость ориентации педагогических работников на педагогические процессы, организованные на деятельностно-компетентностной основе.

Эффективными видами учебных занятий, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета, являются лабораторные и практические занятия.

Качество организации лабораторных и практических занятий - одно из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

По задачам и месту в учебном процессе лабораторные и практические занятия занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторных и практических занятий, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся.

В предлагаемых рекомендациях изложены основные подходы к организации лабораторных и практических занятий, раскрыты требования, исходящие из нормативных документов.

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с «Рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных и практических занятий в образовательных учреждениях СПО» (Письмо Мин образования России от 5 апреля 1999 года №16-52-58 ин/16-16).

Теоретические основы организации лабораторных и практических занятий

Лабораторные работы и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий обучающиеся выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с Календарно-тематическим планом и Рабочей программой по дисциплине.

Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:

 обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам общепрофессионального и профессионального циклов;

 формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

        развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

  выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются рабочими учебными планами.

Планирование лабораторных работ и практических занятий

 

   При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют следующие дидактические цели:

- экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей);

- формирование профессиональных практических умений обучающихся.

При выборе содержания и объёма конкретной работы следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, с учётом значения конкретной работы для приобретения обучающимися соответствующих профессиональных умений, компетенций, предусмотренных Федеральным государственным стандартом по соответствующей профессии, специальности.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Целью практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина (профессиональный модуль), а в совокупности по всем учебным дисциплинам - охватывали всю профессиональную деятельность (профессиональные компетенции), к которой готовится обучающийся.

На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практик.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируются общие компетенции.

 Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплин и профессиональных модулей в разделе «Содержание учебной дисциплины».

Состав заданий для лабораторно-практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах рабочих учебных программ.

При разработке методических указаний для обучающихся следует руководствоваться перечнем лабораторных работ и практических занятий, самостоятельных работ, приведённым в рабочей программе по конкретной дисциплине, профессиональному модулю.

 Работы могут быть следующей направленности:

 – ознакомительные (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

 – репродуктивные (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

– продуктивные (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы, (без формулировок), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не задан порядок выполнения необходимых действий, от них требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Целесообразно разрабатывать методические указания для каждого вида работ отдельно, учитывая специфику выполнения.

Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

 

Лабораторные и практические занятия проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность - не менее 2-х академических часов.

Формы организации обучающихся на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Необходимыми структурными элементами занятий помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы, анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, объяснение последовательности выполнения отдельных элементов задания и работы в целом. Последовательно, от занятия к занятию возрастают требования к самостоятельности обучающихся.

Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

По каждой лабораторной работе и практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

Методические указания для выполнения лабораторных работ и практических занятий должны включать:

                                        Тему

                                        Цель работы

                                        Применяемое оборудование

                                        Задание для подготовки к лабораторной работе (практическому занятию)

                                        Ход работы (методика выполнения работы)

                                        Указания по составлению отчета

                                        Критерии оценки.

Примерное содержание методических указаний для обучающихся

по выполнению лабораторных работ и практических занятий

Методические указания для обучающихся по выполнению лабораторных работ и практических занятий составляются по ниже приведенной схеме в виде сборника для конкретной дисциплины:

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка (в т.ч. критерии оценивания)

3. Правила выполнения лабораторно-практических занятий

4. Описание установки или рабочего места обучающегося

5. Лабораторно-практические работы

5.1. Лабораторно-практическая работа № 1

___________________________________________

(наименование лабораторной работы)

Цель работы

Материально-технические средства

Теоретическая часть (пояснения к работе, указать, в т.ч.

какие умения должен получить

обучающийся при выполнении работы)

Контрольные вопросы

Практическая часть

Содержание отчета

Литература

5.2. Лабораторно-практическая работа № 2

____________________________________________

(наименование лабораторной работы)

…………………………………………………………. и т.д.

Общие требования к изложению текста методических указаний для обучающихся по выполнению лабораторно-практических работ

Методические рекомендации должны быть представлены в электронном и бумажном виде. Текст: шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине; поля: все по 2 см., центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, книжный формат. Страницы нумеруются, при этом титульный лист считается первым, но не нумеруется.

Текст методических указаний излагается кратким четким языком. Терминология и обозначения должны соответствовать установленным стандартам, а при отсутствии стандартов – общепринятым в научно – технической литературе нормам:

В тексте указаний не допускается:

  • сокращение обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц в головках и боковиках таблиц, в расшифровках формул;
  • применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии, а также соответствующими стандартами;
  • применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ) без регистрационного номера.

Пояснения к примерному содержанию методических указаний для обучающихся по выполнению лабораторно-практических работ

Титульный лист (Приложение 1).

Пояснительная записка

В данном разделе следует отразить следующие вопросы:

  • назначение методических указаний;
  • реферативное содержание сборника;
  • укрупненные требования к знаниям и умениям обучающихся после проведения лабораторно-практических работ по данной дисциплине, профессиональному модулю.

В разделе указываются также критерии оценивания работ.

Правила выполнения лабораторно-практических работ

Здесь следует указать, что обучающийся должен:

  • строго выполнять весь объем подготовки, указанной в описании;
  • знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности обучающегося, которая производится преподавателем;
  • при выполнении обучающийся должен соблюдать указанные требования, предъявляемые к работе;
  • знать, что по окончании выполнения работы, необходимо представить отчет о проделанной работе, в соответствии с рекомендациями.

В разделе также указываются порядок выполнения пропущенных работ и при необходимости основные положения безопасных условий труда при выполнении работ.

Описание установки или рабочего места обучающегося для выполнения лабораторно-практических работ

Описание установки или рабочего места обучающегося вводится в сборник указаний в том случае, если лабораторная установка или рабочее место носит комплексный характер и используется для проведения всех или нескольких работ по данной дисциплине.

В описании следует указать конструктивные особенности установки, наименование работ, которые могут быть на ней выполнены, порядок изменения видов работ, настройки, регулировки.

Материально-технические средства

Данный раздел вводится, если для успешного выполнения работы необходимо использование материально-технических средств. В данном разделе перечисляется необходимое оборудование, примерное количество расходных материалов для выполнения работ. Если для выполнения каждой работы предполагается применение различных материально-технических средств, то этот раздел включают в описание каждой работы после указания цели.

Список рекомендуемой литературы

Если список рекомендуемой литературы не носит комплексный характер и используется индивидуально для выполнения каждой работы, то данный раздел включается в методические указания каждой работы последним пунктом. Литература указывается в соответствии с действующими нормами для научно – технической литературы.

Лабораторно-практические работы

Указывается порядковый номер работы

Наименование (тема) работы

За основу может быть принято наименование лабораторной работы из примерной программы дисциплины, профессионального модуля, а в дальнейшем скорректировано, исходя из цели работы.

Цель работы

Цель работы определяет требования к умениям обучающихся применять полученные знания на практике, которые должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по профессии.

При невозможности сформулировать единую цель работы допускается формулировка нескольких целей, объединенных единой логической направленностью.

Формулировка цели работы не должна повторять ее название

Теоретическая часть

В пояснениях к работе следует отразить краткие теоретические сведения по предлагаемой обучающемуся работе на основе требований ФГОС по заданному разделу дисциплины, междисциплинарного курса профессионального модуля и с учетом требований к итогам его усвоения, определяемых ФГОС СПО.

Краткие теоретические сведения должны обязательно сопровождаться поясняющими схемами, чертежами, формулами, рисунками и т.п. необходимых закономерностей (без вывода), а также конкретным числовым примером.

При необходимости можно ввести описание конкретной индивидуальной установки и ее технических параметров, а также измерительных приборов. В этом разделе указываются рекомендации к выполнению работы.

Контрольные вопросы

Формулируются вопросы, позволяющие оценить выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта к уровню знаний обучающихся по заданному разделу дисциплины, профессионального модуля.

Количество и содержание вопросов определяется составителем рекомендаций и должно быть достаточным для проверки знаний как на этапе допуска к работе, так и на заключительном этапе, после выполнения практической работы.

Преподаватель самостоятелен в выборе формы выполнения ответов на вопросы (устная/письменная, компьютерное/письменное тестирование и т.п.).

Для проверки теоретических знаний на этапе допуска к работе необходимо наличие у обучающихся конспектов по дисциплине, МДК или профессиональному модулю.

Практическая часть

Формулируются конкретные задания для обучающихся.

В задании могут присутствовать следующие вопросы предварительной подготовки:

- самостоятельное изучение методических рекомендаций по проведению конкретной работы;

- выполнение соответствующих расчетов. Задания для расчетов формируются на основе параметров элементов и комплектующих изделий исследуемого устройства;

- подготовка формы отчета;

- подготовка ответов на контрольные вопросы.

В зависимости от целей работы приводятся конкретные инструкции по выполнению заданий. Возможно размещение примеров выполнения заданий.

Следует заметить, что одной цели может быть поставлено в соответствие несколько различных видов работ.

В заключение обучающемуся предлагается оформить отчет.

Содержание отчета

Форма отчета должна представить преподавателю возможность объективно оценить проделанную работу и сделать вывод о достижении поставленных целей. В содержание отчета указывается форма отчета о проделанной работе.

 Спасибо. Благадарю ВАС  за внимание.