«Особенности взаимодействие социального педагога с детьми из многодетной семьи».

Внуковская Тамара Николаевна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon diplom.ppt271.5 КБ
Microsoft Office document icon vozrastnaya_karta2.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Особенности взаимодействие социального педагога с детьми из многодетной семьи». Выполнила :Внуковская Т.Н Научный руководитель:Сорроко О.С

Слайд 2

Изучение семьи разными науками Демография Социология Юриспруденция Социальная психология Социальная педагогика Семья

Слайд 3

Функции семьи организация непосредственного процесса производства, накопления частной собственности, организация потребления. репродуктивная функция, то есть функция деторождения, воспроизводства населения. функция социализации , детям свой жизненный опыт. регулирование сексуальных отношений. воспитательная функция, функция семьи - это забота и защита . рекреативная (восстановительная).

Слайд 4

Функции семьи коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях – общении и уединении. регулятивную функцию семьи. функция социального самоопределения организация быта, личного потребления.

Слайд 5

Типы семьи Критерии Типы семьи Семьи по количеству детей -Бездетная семья -Малодетная семья -Многодетная семья. Типология по качеству жизни семьи -Семьи беженцев. -Семьи безработных граждан. Тип семьи по видам отношений между супругами -семьи с отношениями сотрудничества, -семьи с паритетными отношениями, -семьи с соревновательными отношениями, -семьи с конкурентными отношениями, -семьи с антагонистическими отношениями Типология семьи по составу. -Неполная семья -«Материнская семья» -Смешанная семья или семья повторного брака.

Слайд 6

Типы многодетной семьи 1) запланированные многодетные семьи; 2)семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков; 3) неблагополучные многодетные семьи;

Слайд 7

Проблемы многодетной семьи материально-бытовые (финансовые) проблемы проблема многодетной семьи трудоустройства родителей. жилищная проблема, психолого-педагогические проблемы медицинские проблемы. проблемы распределения обязанностей



Предварительный просмотр:

Возрастная периодизация психического развития человека.

Возрастной период

Хронологические рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Общение

Психологические новообразования

Ключевые понятия

Кризис новорожденности

От рождения до 2 мес.

Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни.

Младенчество

2 мес. – 1 год

Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы»)

Непосредственно – эмоциональное общение

Общение с родным взрослым – ситуативно-личностное

1.Потребность в общении

2.Базовое доверие к миру

3.Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний

4.Различение близких и посторонних людей

5.Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета)

6. «Истинное» подражание

7.Предметное восприятие

8.Автономная речь

9.Ходьба

10.Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия.

Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, комплекс оживления, госпитализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, лепет, пассивная и активная речь, простые манипуляции и др.

Кризис 1 года

Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции.

Раннее детство

1-3 года

Ребенок и взрослый

Р – предмет – В

Познание мира человеческих предметов

Орудийно-предметная (предметно- манипулятивная)

Общение со взрослым – ситуативно-деловое.

Общение со сверстниками – начальные формы, взаимное подражание.

1.Овладение предметными действиями.

2.Символическое, замещающее действие.

3.Предметная игра.

4.Начальные этапы продуктивной деятельности.

5.Активная речь

6.Наглядно-действенное мышление

7.Личное действие

8.Сознание «Я сам».

9.Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними.

Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, полифункциональные предметы, сюжетно-изобразительная игра, куплетность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, агрессивность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др.

Кризис 3 лет

« Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм. Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение».

Возрастной период

Хронологические рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Общение

Психологические новообразования

Ключевые понятия

Дошкольное детство

3-7 лет

Ребенок и взрослый (обобщенный). Познание мира человеческих отношений.

Игра (сюжетно-ролевая).

Общение со взрослыми:

3-5 лет – внеситуативно-познавательное;

5-7 лет – внеситуативно-личностное.

Общение со сверстниками – игровое сотрудничество, сопереживание.

1.Воображение

2.Наглядно-образное мышление

3.Начала понятийного мышления

4.Картина мира, «абрис».

5.Новые мотивы поведения.

6.Соподчинение, иерархия мотивов

7.Проивольность поведения

8.Первичные этические инстанции

9.Самосознание.

10.Самооценка

11.Практическое овладение речью, развитие функций речи.

Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание игры, сюжет, игра с правилами, игра – драматизация, режиссерская игра, идентификация, эгоцентрическая речь, контекстная речь.

Кризис 7 лет

Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Младший школьный возраст

6-7 – 10 лет

Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя.

Учебная деятельность.

Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников.

Совместное обсуждение учебной проблемы.

1.«Умение учиться».

2.Понятийное мышление

3.Внутренний план действий.

4.Рефлексия – интеллектуальная и личностная.

5.Новый уровень произвольности поведения.

6.Самоконтроль и самооценка.

7.Ориентация на группу сверстников

8.Зависимость уровня достижений от содержания и организации УД.

Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др.

Кризис предподростковый

«Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя.

Возрастной период

Хронологические рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Общение

Психологические новообразования

Ключевые понятия

Подростковый отроческий возраст

10-11 –

14-15 лет

Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензитивность) для проявления индивидуальности.

Интимно-личностное общение сверстников

(Д.Б. Эльконин).

Общение в общественно полезной деятельности

(Д.И. Фельдштейн)

Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

1.Чувство взрослости – новый уровень самосознания

2.Стремление к самоутверждению

3.Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей.

4.Я-коцепция.

5.Формально-логическое (рассуждающее) мышление

6.Рефлексия

«Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуация характера, референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, стержневые интересы.

Кризис перехода к юности (15-18)

Становление человека как субъекта собственного развития.

Юность

Ранняя –

15-17 лет

Поздняя –

17-21 год

Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития.

Учебно-профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение.

Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь.

1.Потребность самоопределения.

2.Готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

3.Жизненные планы

4.Устойчивое самосознание

5.Идентичность

6.Ценностные ориентации

7.Мировоззрение

8.Внутренняя позиция мужчины или женщины.

Взрослость, жизненные планы, социальные роли, модель типичного жизненного пути, абстрактное мышление, ролевое смешение, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм.

Кризис перехода к взрослости (18-20 лет)

«Отрыв от родительских корней»

Возрастной период

Хронологические рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Общение

Психологические новообразования

Ключевые понятия

Взрослость: молодость и зрелость

Ранняя взрослость (молодость, вхождение в зрелость) –

20-30 лет

Средняя взрослость (зрелость) –

30-60 лет

Принятие на себя полноты ответственности

Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных деятельностей – труд, семья, общение – остается постоянным, но изменяется их соотношение.

Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско - детских отношений.

1.Построение стратегии жизни.

2.Феномен акме

3.Смысложизненные решения

4.Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление).

5.Материнство / отцовство

Взрослость, зрелость, индивидуализация, карьера, акме, стили родительства, модель кризиса и др.

Нормативные кризисы зрелости

Кризис 30-летия – коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни;

Кризис 40-летия (кризис середины жизни) – осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста.

Взрослость: старение и старость

Пожилой возраст (старение)

60-75 лет

Старость –

75-90 лет

Долгожительство – свыше 90 лет

Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости.

Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности.

Сужение круга общения.

Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками.

1.Принятие своей жизни

2.Жизненная мудрость

3.Счастливая старость

5.Интегрированность, цельность.

Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии старости, изменение памяти, отношение к смерти, отчаяние.

Кризис индивидуального существования

Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установки в отношении смерти.