ДИСКУССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

         Усвоение обучающимися гражданской культура является одной из ключевых задач современного обществоведческого, правового образования. Предлагаемый материал определяется как гражданский форум, который является шкалой принятия совместных решений, выбора общей позиции в условиях открытого общественного диалога, попытка помочь ребятам сформировать собственный взгляд на сложные проблемы социально-политического развития страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussii_na_zanyatiyah_obshchestvovedcheskih_disciplin.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дискуссии на занятиях обществоведческих дисциплин

Как выбрать проблему для дискуссии

          Не всякая проблема социальной жиз ни современной России может стать темой дискуссии на уроках   обще ствознания. Чтобы дискуссия была ре зультативной и педагогически эффектив ной, необходимо,  чтобы избранная про блема:

- имела различные решения, которые зас луживают обсуждения и относительно кото рых нет однозначных ответов;

-  была актуальной, острой, важной;

-  требовала для своего решения совмест ных действий, организации совместной де ятельности граждан и групп граждан;

- имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

         Как показывает опыт, преподавателю необходи мо воздерживаться от организации дискус сий по общественно-политическим пробле мам, которые:

-  требуют от участников специальных зна ний, имеют технический характер;

-  имеют признанные обществом и доста точно очевидные решения;

-  требуют от участников однозначного от вета (по принципу «да» или «нет»);

-  являются узкими по характеру и содержа нию, затрагивают интересы относительно небольшого числа людей.

Как подготовить дискуссию в группе:  10 простых правил

  1. Основная задача — движение навстре чу выбору. Обучающиеся должны поставить себя в позицию политиков, принимающих ответ ственные решения. Мотивом их участия яв ляется готовность предложить собственные решения проблемы, познакомиться с альтер нативными вариантами, задуматься над их ценой и последствиями.
  2. Созданные заранее подгруппы должны начать работ с определения проблемы, с понимания ее сущности и значения, с ос мысления ее связи с их собственной жиз нью.
  3. Преподаватель во время дискуссии должен со хранять нейтралитет. Он не может поддер живать ни одну точку зрения, высказанную в процессе обсуждения.
  4. Дискуссия предполагает тщательную подготовку и осмысление определенного набора фактов. Очень важно понять, какие факты являются наиболее существенными для анализа проблемы.
  5. Чрезвычайно важно строить обсужде ние таким образом, чтобы становилась яс ной ценность   рассматриваемых альтерна тив. Для этого необходимо осмыслить сущ ность предложенного выбора, понять, какие реальности стоят за ним.
  6. Существенное значение имеет про цедура обсуждения. Следует понимать, что

участники, не согласные с той или иной позицией, имеют основания для собствен ного мнения. Важно, чтобы они начинали обсуждение с выражения своего отноше ния, своей точки зрения и приходили к осознанию смысла альтернативных реше ний.

  1. Нужно помнить, что каждая реальная альтернатива имеет собственные основания, нуждается в признании и обсуждении.
  2. Необходимо заранее продумать те вари анты решения, которые могут стать основой согласия участников дискуссии.
  3. Нужно быть готовым к тому, что выбор способов решения проблемы — дело слож ное, оно требует от участников готовности уважать конкретные инициативы.
  4. Дискуссия требует серьезной и дли тельной подготовки. Не следует отчаивать ся в том случае, если она идет иначе, чем было запланировано, или если первона чальное относительное согласие участни ков сменяется ожесточенными спорами. Нередко об эффективности обсуждения го ворит именно углубление разногласий по проблеме.

Диалог или дебаты?

        Дискуссия по общественно-полити ческой проблематике на занятиях обществоведческого курса эффективно решает образо вательные и воспитательные задачи при условии, что она имеет характер диало га, а не дебатов. Таблица позволяет ясно представить различия этих форм учеб ной работы.

     Ключевая особенность методики гражданс кого форума состоит в том, что преподаватель вместе с обучающимся, объединенными в рабочие груп пы, заранее подготавливает комплект матери алов, позволяющих предметно обсуждать по ставленную проблему и предложения по ее ре шению. В сущности, они определяют порядок рассмотрения проблемы в аудитории, содержат не обходимые фактические сведения и аргумен та сторонников и противников тех или иных подходов к выработке программы действий.

     Полноценный педагогический эффект может быть достигнут при условии, что эти материалы размножены в достаточном ко личестве экземпляров и доступны всем уча стникам дискуссии. Приведем примеры та ких материалов.

ДИАЛОГ

ДЕБАТЫ

В основном лежат отношения сотрудничества, стороны стремятся к согласию

В основе лежат отношения соперничества, стороны пытаются доказать свою правоту

Целью является поиск точек соприкосновения

Целью является победа одной стороны над другой

Основное содержание деятельности – анализ и обсуждение аргументации каждой стороны

Основное содержание деятельности – определение слабых мест в аргументации сторон

Способствует расширению и изменению позиций сторон, побуждает к самоанализу и переосмыслению

Способствует укреплению позиций каждой стороны, побуждает к защите и критике

Открывается возможность найти лучшее решение по сравнению с первоначальным

Стороны защищают первоначальное решение и исключают альтернативные предложения

Создает отношения открытости, терпимости, готовности к изменению

Создают отношения закрытости, скрытой или явной агрессии

Безработица:  как создать рабочие места

         Проблема безработицы стала реальнос тью для большинства жителей Москвы после экономического кризиса. Большинство предприятий и организаций сегодня закрыты.

Рост безработицы выходит из-под конт роля политиков, принимает стихийный ха рактер. Снижается покупательная способ ность населения, растет социальная напря женность.

Согласия по вопросу о том, как увеличить число рабочих мест, не существует. Пора ис кать и находить решения.

Подход первый: управление.

Главной причиной роста безработицы яв ляется отсутствие законодательных актов по данному вопросу. Ответственность лежит в первую очередь на органах государственной власти и местного самоуправления. Именно они могут и должны в короткие сроки выра ботать новые законы и остановить рост без работицы.

Основные действия:

  1. перевод на неполную рабочую неделю некоторых предприятий;
  2. организация общественных работ;
  3. кредитование предприятий;
  4. изменение налоговой политики с целью стимулировать создание новых рабочих мест;
  5. снижение пенсионного возраста.

Аргументы сторонников

1. Гарантии.

Каждый человек имеет право на труд. Но оно плохо реализуется. Только государство путем выработки и принятия законодатель ных актов, направленных на изменение си стемы трудоустройства, режима труда, пен сионного обеспечения, налоговой системы, сможет решить проблему. Оно обладает не обходимыми властными ресурсами и пол номочиями. Только региональные власти могут распоряжаться местным бюджетом, а для создания новых рабочих мест нужны деньги. Органы власти и управления долж ны взаимодействовать с руководителями предприятий, учеными, предпринимателя ми, банкирами. Совместная работа позво лит сформулировать необходимые полити ческие решения.

  1. Краткосрочность.

Проблему безработицы нужно решать оперативно. Затягивание решений влечет за собой недовольство общества, превращает безработных и находящихся под угрозой увольнения людей в сторонников радикаль ных, экстремистских политических течений, что чревато серьезными социальными по трясениями и нестабильностью. Органы вла сти должны действовать быстро. К тому же они располагают механизмами контроля за реализацией принятых решений.

  1. Исторический опыт.

Опыт показывает, что государство актив ными действиями в законодательной сфере может достаточно быстро решить проблему безработицы. Рассмотрим период «великой депрессии» в США (1929-1933 гг.). Числен ность официально зарегистрированных без работных составила более 15 млн. человек. Правительство организовывало трудовые лагеря для молодых безработных, была со здана Администрация гражданских работ, направившая свои усилия на создание новых рабочих мест. Эти действия подкреплялись мероприятиями по оживлению экономики. К середине 30-х гг. острота проблемы безра ботицы в США была в основном снята.

Аргументы противников

  1. Пассивность.

Данный подход не развивает инициативу граждан, которые передают свою судьбу в руки органов власти и управления. Общество попадает в зависимость от воли власти. На селение становится похожим на слепцов с картины П.Брейгеля-младшего, покорно бредущих в омут. Пассивность граждан дела ет власть бесконтрольной.

  1. Консервативность.

Мы часто считаем, что с принятием хо роших законов все в нашей жизни изменит ся к лучшему. Многие считают, что именно отсутствие хороших законов является глав ной причиной роста безработицы. Но для выработки хорошего закона нужно время, а ситуация в переходный период, который переживает Россия, меняется стремительно. Законы, которые были хороши вчера, сегод ня оказываются устаревшими, их нужно из менять, дополнять, уточнять. Законы кон сервативны, они в принципе не успевают за жизнью.

3. Ущемление прав граждан.

Передавая решение проблемы безработи цы государству, мы рискуем потерять право на выбор профессии. Представьте себе, что человек всю жизнь хотел стать инженером- конструктором, учился, закончил институт, работает в конструкторском бюро. Предпри ятие переживает тяжелые времена, сокраща ет штаты, инженер пополняет ряды безра ботных. А городу нужны садовники, дворни ки и кондукторы. Таким образом, он должен отказаться от своей профессии, чтобы полу чить работу, содержать семью, детей. Он ли шается права выбора профессии.

Подход второй: образование.

Основным способом борьбы с безрабо тицей является профилактика. Необходимо таким образом изменить систему образова ния и профессиональной подготовки, что бы полученные людьми знания, умения и навыки служили надежной гарантией от безработицы.

Основные  действия:

  1. создание центров по переподготовке и переквалификации кадров;
  2. переориентация системы образования с учетом актуальных потребностей обще ства;
  3. расширение сети учреждений ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ;
  4. организация центров по обучению ос новам предпринимательской деятельности.

Аргументы сторонников

1. Востребованность.

Человек, обладающий высоким уровнем профессиональной подготовки, лучше дру гих защищен от угрозы стать безработным. Необходимо, чтобы уже в школе подростки могли получить определенную профессию через систему учебно-производственных комбинатов. Высшие учебные заведения дол жны чутко реагировать на изменения на рынке труда. Обществу не нужны «свежеобученные безработные». Необходимо расши рить и финансировать государственные программы переподготовки безработных.

  1. Профилактика.

Нет ничего страшнее, чем потерять рабо ту. Общество должно помочь людям, чьи про фессиональные знания и умения не находят спроса на рынке труда. Необходим научный анализ ситуации, определение перспектив и тенденций, определение профессий, спрос на которые снижается. Нужны курсы пере подготовки по перспективным специально стям. Мы не можем пассивно наблюдать за тем, как растет безработица. Профилактика намного эффективнее, чем лечение запу щенных болезней.

  1. Стабильность.

Потеряв работу, человек оказывается ли цом к лицу с множеством проблем: матери альных, семейных, социальных. Он чувству ет себя ненужным, у него развивается комп лекс неполноценности, невостребованности. Все это ведет к нестабильности в обществе. Если же человек обладает разносторонней профессиональной подготовкой, он сможет довольно быстро найти новую работу, пре одолеть трудности. Он получит уверенность в том, что будет востребован обществом.

Аргументы противников

  1. Дороговизна.

Данный подход не может быть реализован из-за серьезных финансовых трудностей. Он требует значительных затрат. Местные бюд жеты не имеют достаточных средств на орга низацию эффективной системы профессио нального образования и переподготовки кад ров. Не стоит ожидать активности от пред принимателей: они не будут вкладывать день ги в проекты, которые не приносят прибыли.

  1. Профессионализм.

У данного подхода много достоинств, но есть существенный недостаток — человек не может быть профессионалом во многих от раслях деятельности. Подготовленные на скорую руку специалисты не могут быть творческими работниками. Их действия мо гут стать причинами аварий, снижения каче ства продукции. Обучая людей нескольким профессиям, общество теряет специалистов, досконально знающих свое дело.

3. Неопределенность.

Главный вопрос, на который нет опреде ленного ответа: кто будет заниматься про фессиональной переподготовкой специали стов? У нас нет достаточного количества пре подавателей, а их подготовка потребует се рьезных затрат и времени. Что касается ву зовских преподавателей, то привлечение их на курсы профессиональной переподготов ки приведет к существенным перегрузкам и снижению качества работы.

Подход третий: кооперация.

Борьбой с безработицей должны зани маться в первую очередь сами безработные. Необходимо объединение их усилий, созда ние ассоциаций с целью помощи попавшим в беду людям, разработки конкретных путей решения проблемы.

Основные действия:

  1. создание ассоциаций безработных;
  2. создание межрегиональных служб по использованию рабочей силы;
  3. формирование фондов помощи безра ботным и борьбы с безработицей.

Аргументы сторонников

1. Инициатива и заинтересо ванность.

У людей, потерявших работу и не получив ших полноценной помощи от государства, остается единственный выход — объединить ся и попробовать совместными усилиями ре шить возникшие проблемы. Никто не заинте ресован в выработке политики, направлен ной на борьбу с безработицей, более чем сами безработные. Активность преобразует их: они приобретают чувство собственного достоин ства, опыт целенаправленной деятельности, веру в возможность собственными усилиями изменить жизнь к лучшему

2. Дешевизна.

Одно из достоинств данного подхода в том, что для его реализации не требуется крупных бюджетных затрат. Ассоциации безработных смогут найти финансовые ре сурсы, создать собственные курсы пере подготовки кадров. При этом контроль над использованием денежных средств ока жется в их руках. Экономия позволит вы делить дополнительные средства на реше ние других проблем, стоящих перед обще ством.

3.Новая культура общения.

Традиционной для России моделью отно шений государства и общества является та, что основана на безусловном подчинении общества приказам «сверху», подавлении гражданской инициативы, недоверии и стра хе. Создание независимых ассоциаций без работных внесет свой вклад в становление гражданского общества, в формирование людей, готовых взять на себя решение важ ных социальных задач. При этом отношения между членами ассоциаций будут строиться на принципах свободной дискуссии, парт нерского общения.

Аргументы противников

  1. Нестабильность.

Ситуация нуждается в трезвом анализе. В стране сотни тысяч безработных. Они озлоблены, недовольны своим положением, критически настроены к центральной и местной власти. Объедине ние безработных станет мощным дестабили зирующим фактором. Ассоциации, о кото рых идет речь, будут использованы радикаль но настроенными политиками, рвущимися к власти на волне социального недовольства и настроений протеста.

  1. Долгосрочность.

Формирование гражданского общества, гражданской культуры — дело многих деся тилетий. Чтобы ассоциации безработных стали действительно независимыми органи зациями, оказывали влияние на органы вла сти и работодателей, должно пройти время. Но проблема безработицы стоит слишком остро, она требует немедленного решения. Мы не можем ждать.

     3. Полномочия и средства.

Данный подход не может быть реализо ван, так как у безработных и их организаций нет ни полномочий, ни средств. Гражданское общество в России не сформировано, граж дане пока не оказывают должного влияния на правительство и местные органы власти. Гражданские ассоциации не имеют законо дательно оформленного статуса, политичес ких и экономических гарантий деятельнос ти. Гражданская инициатива должна служить для государства ориентиром, стимулом, ис точником новых идей, но сегодня призывы людей зачастую остаются «гласом вопиюще го в пустыне». Их никто не слышит и не же лает слышать. Кроме того, у гражданских объединений нет необходимой материаль ной базы. Именно поэтому они, как прави ло, недолговечны и неэффективны.

Жестокость в обществе: как жить дальше?

Страшно жить в обществе, в котором нет места любви, добру, духовным ценностям. С сожалением приходится констатировать, что дефицит добра и гуманизма стал сегод ня одной из острейших социальных про блем России.

Исследователи отмечают, что в межчело веческие отношения проникают равноду шие, жестокость, агрессивность, что люди чувствуют себя разобщенными и одинокими. 80% россиян убеждены, что живут среди лю дей либо злых, либо недобрых.

Насилие становится обыденным явлени ем. По данным социологов, в каждой четвер той российской семье систематически при меняется насилие по отношению к старикам, детям, женщинам. Около 2 млн. детей под вергаются физическим наказаниям.

Серьезной проблемой стало социальное сиротство. Количество воспитанников детских домов растет.

Весьма серьезным симптомом обще ственных недугов является усиление агрес сивности в подростковой среде. К сожале нию, многие подростковые группы живут по законам «стаи», их члены совершают пре ступления против личности, здоровья, жиз ни людей.

Что делать? Как преодолеть опасные тен денции? Как остановить социальное зло, по бедить жестокость?

Подход первый: активность.

Необходимо преодолеть терпимость к на силию и жестокости. Средства очевидны: со здать соответствующее общественное мне ние, предпринять меры по законодательной защите граждан, поощрять проявления граж данской инициативы.

Аргументы сторонников

  1. 1. Позиция.

Зло распространяется потому, что не встречает должного отпора. Между тем опыт противодействия насилию и жестокости есть. Во Франции по телефо нам службы «SOS-дети» можно сообщить обо всех фактах издевательства над несовершен нолетними. Гражданская активность дает свои результаты, помогает жертвам жестоко сти и насилия.

  1. 2. Общественный контроль.

Массовая культура воспевает жестокость и насилие. Сцены убийств, издевательств, драк и погромов постоянно присутствуют на те леэкранах. Более других страдают дети, в ду шах которых вместо чувств сострадания и жалости формируются агрессивность, рав нодушие, злоба. Общественность может и должна сказать свое слово. В США, например, создана Национальная коалиция против на силия на телевидении, в которую входят из вестные ученые. К их мнению вынуждены прислушиваться и политики, и работники телерадиокомпаний.

3. Законность.

Гражданская инициатива должна быть поддержана национальным законодатель ством, разработкой соответствующих зако нов в сфере семейного и гражданского пра ва. Необходимы законы, защищающие детей и взрослых от насилия в семье, устанавлива ющие определенный правовой механизм реализации мер по выявлению фактов жес токого обращения родителей с несовершен нолетними членами семьи, оказанию помо щи и правовой поддержки. В американском законодательстве, например, существует правовая норма, которая называется «указом о защите»: если муж жестоко обращается с женой, то даже до судебного разбирательства ему может быть выдано предписание не при ближаться к дому жены на определенное за коном расстояние.

Аргументы противников

  1. Изменение позиции людей не ведет к изменениям в обще стве.

Как бы ни были активны граждане, они не могут противостоять утверждающимся в ка честве главенствующих тенденциям. Рыноч ные отношения предъявляют определенные требования к их участникам (жесткость, пос ледовательность в действиях, рационализм, расчетливость и др.). В обществе происходит смена социальных статусов и ролей. Престиж в обществе определяется сегодня не столько интеллектом, заслугами, образованием, сколько имущественным положением, мате риальным достатком. Прежние ценности рух нули, новые отторгаются многими людьми. Опасность формирования целого поколения людей, разуверившихся в базовых гуманисти ческих ценностях, негативно относящихся ко всему и вся, нравственно глухих и жестоких, вполне реальна.

  1. Отсутствие полномочий.

Данный подход не учитывает того, что у граждан, готовых активно противостоять злу, нет необходимых полномочий. Вне государ ственных структур, вопреки им добиться ус пеха сегодня невозможно. Между тем госу дарственные органы нередко противодей ствуют благотворительности, гражданским инициативам. Примеров тому немало. Ак тивная общественная деятельность в лучшем случае может лишь привлечь к проблеме внимание государства, но решить ее не в со стоянии.

3. Законы не управляют пове дением людей.

Уровень общественной нравственности не зависит от законодательства и состояния правопорядка. В основе поведения людей в конечном счете лежат нравственные уста новки и ценности, которые формируются в процессе их воспитания и социализации. Страх перед наказанием вряд ли остановит тех, кто вырос с убеждением, что «жизнь — это джунгли, где каждый за себя». Вот поче му данный подход неэффективен.

Подход второй: упреждение.

Необходимо изменить к лучшему эконо мическую ситуацию, стабилизировать жизнь людей, преодолеть социальные контрасты, поднять авторитет власти, обеспечить соци альную поддержку обездоленных, изменить налоговую политику, помочь малому бизнесу.

Аргументы сторонников

  1. Обеспеченность и стабиль ность.

Исследователи видят прямую связь между кризисным состоянием экономики и духов ным кризисом. Установлено, что в годы эко номических тягот, роста безработицы, сни жения жизненного уровня чаще возникают конфликты в семье, растет преступность, возникают озлобление, агрессивность, скеп тицизм. Решение социально-экономических проблем, повышение покупательной способ ности населения, жилищное строительство и другие меры вернут в общество ценности мира, порядка, взаимного уважения и состра дания.

  1. Социальная справедливость и равенство.

Исследования показывают, что почти треть населения России относит себя к бед ным и только несколько процентов считают себя богатыми. Большинство людей заявля ют о поддержке самых жестких экономичес ких мер, вплоть до изъятия несправедливо, по их мнению, нажитых богатств. Преподаватели с тревогой отмечают, что уже в начальной школе нередки конфликты между детьми из обеспеченных семей и семей, живущих в бедственных условиях. Только целенаправ ленные усилия по развитию малого бизнеса, снижению налогового бремени, росту эко номики и занятости, совершенствованию социальных программ могут привести к уве личению среднего класса, уменьшить разрыв в уровне жизни бедных и богатых слоев на селения.

3. Авторитет.

Власти — федеральные и местные — дол жны показывать образцы чуткого, милосер дного отношения к слабым, к социально обездоленным. Между тем данные многочис ленных опросов показывают, что население менее всего связывает с действиями органов власти такие качества, как душевность, бес корыстие, доброта. Активная по литика государства является условием вос становления его авторитета в обществе.

Аргументы противников

  1. Отсутствие средств.

Данный подход не учитывает реальное состояние бюджета, возможности государ ства. Социальные программы финансируют ся по остаточному принципу. В течение мно гих лет учреждения социальной сферы по лучают деньги лишь на заработную плату сотрудникам и питание воспитанников. В этих условиях рассчитывать на то, что госу дарство станет проводить активную соци ально-экономическую политику, по мень шей мере неразумно.

  1. Деньги не решают нрав ственных проблем.

Прямой связи между уровнем материаль ного достатка и поведением людей не суще ствует. Хорошо известны следующие факты: в семьях, где муж зарабатывает приличные деньги, жена нередко полностью зависит от него, подвергается психологическому наси лию; люди, относящиеся к социальной группе бедных, по данным исследований, терпимее относят ся к нищим, обездоленным.

3. Отсутствие методов.

Устранить резкие социальные контрас ты — задача важная. Но какими методами можно этого добиться? Предлагается «ото брать и перераспределить неправедно нажи тое», применить насилие и принуждение. Но опыт нашей страны доказал, что насилие не ведет к социальной справедливости. А кро ме того, очень сложно точно определить те категории людей, которые действительно нуждаются в социальной поддержке: не ме нее половины всех денежных потоков до сих пор находятся в сфере теневой экономики.

Подход третий: возрождение.

Необходимо формировать национальное самосознание, нравственную культуру, наци ональные традиции, воспитывать нравствен ные чувства.

Аргументы сторонников

  1. Мировоззрение.

Проведение реформ без учета духовной ситуации в обществе невозможно. Изменить людей можно лишь путем просвещения и воспитания, направленного на формирова ние отношения к человеку как к высшей цен ности, на развитие гуманистических убежде ний. В условиях распада семьи, кризиса куль туры и нравственности образовательное учреждение  должна стать центром возрождения национальной культу ры россиян.

  1. Культура.

Одна из причин распространения агрес сии и жестокости в обществе — утрата на родных традиций, обычаев, нравственных устоев. Необходимо вернуться к нацио нальным российским истокам, к истории и культуре великой страны. Чувство родины, патриотизм, уважение к старшим, культ се мьи должны быть сформированы у вступаю щих в жизнь детей и подростков. Уважение к самим себе, понимание, откуда мы и в чем наше предназначение, — условие, без кото рого все усилия по преодолению жестокос ти и насилия не дадут результатов.

3. Национальный характер.

Россиян всегда отличали мягкость, общи тельность, нежность, привязанность к близ ким и друзьям, чуткость, жалостливость, со чувствие бедным, слабым, униженным. Это главные темы русской классической литера туры. Именно нравственные качества людей позволили России стать великой страной, пройти через все испытания.

Аргументы противников

  1. Долгосрочность.

Все, что связано с изменением сознания людей, с формированием нравственных чувств, рассчитано не на один год. Образовательное учреждение не справится в одиночку с этими задачами. Необходима помощь родителей, обществен ности, государства. Между тем проблемы, порожденные жестокостью и насилием, тре буют немедленного решения.

  1. Отсутствие интереса.

Вековой уклад жизни давно разрушен. Многие традиции прервались. Значительная часть молодежи равнодушна к истории, к народной культуре, живет одним днем. Нема ло таких, кто заявляет о своем желании по кинуть Россию.

3. Искусственность и неопре деленность.

Сторонники данного подхода не учитыва ют тех обстоятельств, которые по меньшей мере затрудняют его реализацию: деятель ность учреждений культуры сворачивается, профессионалов, хорошо знающих тради ции народа и умеющих донести их до созна ния молодежи, явно недостаточно, в семьях, где родители заняты каждодневным трудом по добыванию средств к существованию, не остается времени для духовного воспитания детей, которые к тому же негативно настро ены по отношению к взрослым. Наконец, культивирование чувств добра, милосердия, сострадания в стенах школы вступает в про тиворечие с реальностью общественной жизни.