"Ребёнок в современном обществе"

Мусатова Юлия Вадимовна

Выступление педагога-психолога Мусатовой Ю.В. на окружном семинаре по правовому воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_rebyonok_v_sovremennom_obshcheste.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ребёнок в современном обществе».

Мы живём и формируемся в достаточно сложное время – время избытка информации, агрессии. Информации, которая зачастую наносит вред личности, что может приводить к  негативным последствиям.  Во многом всеобщая вседозволенность калечит сознание или неверно формирует его.

Я имею в большей степени опыт работы с подростками, на мой взгляд, наиболее уязвимый, сложный, но в тоже время и интересный период взросления и формирования личности.

Уязвимый, потому что родительский авторитет, да и вообще взаимодействие с родителями отходит на второй план, как и учебная деятельность, а первостепенным становится общение со сверстниками, межличностные взаимоотношения и т.д. подростковая психика является благодатной почвой для негативного влияния из вне. Это могут быть и средства массовой информации, неформальные движения, в том числе и экстремистского толка, которые в наши дни надо сказать процветают. Останавливая свой взгляд на неформальных движениях, можно сказать, что в принципе они делятся на два вида в первую очередь: агрессивные и неагрессивные. К агрессивным мы можем отнести, например: неформальные группы людей приверженных националистическим идеям, очень часто в эту категорию попадают спортивные фанаты и т.д.

К миролюбивым группам можно отнести: группы связанные с определенным образом жизни (хиппи), хотя тоже имеются некоторые оговорки, т.к. движению хиппи присуще разрушение, направленное на самого себя, музыкальные фанаты,  эко-группы,  и т.д.

Понятно, что даже в каждой мирной группировке, может найтись агрессивно настроенная личность, своего рода провокатор.

Стоит помнить, о том, что в первую очередь неформальные движения появлялись для того чтобы выделиться из общей массы, или формированию способствовала общность интересов. Именно так и произошло в 60-х годах, когда появилось движение хиппи, которое появилось в пику буржуазного общества, как его противоположность. Уже позже руководствуясь принятым среди хиппи принципом пацифизма, т.е. они выступали против войны и какого – либо рода агрессивности, хиппи первыми выступили против войны во Вьетнаме.

Положение подрастающего поколения так же ухудшается в связи с невысоким уровнем жизни населения, закрыты многие культурно-досуговые, спортивные и т.д. учреждения. Таким образом, имея массу свободного времени, подростки оказываются на улице.

Могли ли мы представить себе, что в 21 веке – веке передовых технологий и повсеместной компьютеризации: в нашей стране по разным данным до 2 миллионов неграмотных детей, при том, что каждый ребёнок в нашей стране имеет право на образование. А большая часть детей называются сиротами, при вполне живых родителях.

Вопрос о необходимости правового воспитания не должен стоять в принципе, оно просто должно быть. Ребёнок должен знать свои права, для этого и существуют уроки граждановедения и обществознания в рамках образовательных программ - это, на мой взгляд, необходимая и полезная практика. Но всегда стоит помнить, что могут складываться различного рода критические ситуации, в которых знаний из школьного курса может оказаться недостаточно. И тогда ребёнок должен знать, куда обратиться за помощью, к какому специалисту или какую службу.

В каждой школе существует социально-психологическая служба, в которой работают психологи, социальные педагоги и т.д.  Специалисты этих служб, в рамках учебных заведений  собственно в первую очередь и занимаются разрешением конфликтных ситуаций, но существует критические моменты вне школьных стен, т.е. вне компетенции специалистов социально-психологической службы. Таким образом, те же самые специалисты должны знать где можно получить помощь того или иного толка.

При обращении к психологу  всегда необходимо помнить и знать о том, что его работа является конфиденциальной, и специалист не имеет права на разглашение информации, полученной от своих клиентов. На Западе очень часто психологов сравнивают со священниками.

Возникновение критических ситуаций предугадать не может никто, и в свою очередь мы должны знать, кто и где может оказать нам необходимую помощь, проконсультировать по разного рода вопросам и т.д.

На мой взгляд, одной из форм работы, которая приносит положительные результаты, и в наибольшей степени удобна, как детям разного возраста, так и их родителям. Опираясь на свой профессиональный опыт, надо говорить о дистанционной психологической помощи, т.е. телефоне доверия, который в свою очередь выполняет не только  функцию оказания психологической помощи, но и является службой, которая предоставляет ответы на информационные запросы, такие как: куда обратиться по вопросам связанным с наркологическими проблемами; насилие в семье или школе и т.д.; юридическая помощь и многое другое. Социально – психологические отделы школ должны так же обладать адресами и телефонами служб, которые оказывают специфическую и узконаправленную помощь и детям,  и родителям.

Служба Экстренной психологической помощи или Телефон Доверия является самой конфиденциальной и анонимной службой.

Одной из форм работы по предоставлению информации и не только может являться организация Электронной почты доверия, как способ удалённого консультирования. Завести почтовый ящик на одном из коммуникационных порталов, таких как мэйл. ру, Яндекс и т.д. не составляет труда с учётом всесторонней компьютеризации, когда уже в первом классе детей учат компьютерной грамотности, а компьютер перестал быть роскошью уже давно, а стал всеобщей необходимостью. Самым сложным в организации подобного рода деятельности, является реклама данной формы работы среди учащихся,  так же педагогического коллектива и родителей. Но всем понятно, что при желании и определённых действиях результаты не заставят себя ждать.

Принцип очень прост: Зная электронный адрес, ученик школы, родители, или же педагоги, у которых возникли вопросы любой направленности, будь то личные вопросы, ситуации связанные с конфликтами со сверстниками, насилие в семье, наркотическая зависимость, классификация может быть огромной, могут написать письмо на имеющийся электронный адрес, а специалист, который обрабатывает полученные письма, готовит  и посылает ответ. Своего рода консультативная переписка. Более анонимной и конфиденциальной работы представить сложно в принципе.

Мало знать свои права, но и необходимо уметь ими правильно пользоваться. Вопрос о необходимости правового просвещения не должен стоять вообще, я говорила об этом выше, т.к. это необходимость нашего общества. Перефразируя известную фразу о том, что «Предупреждён - значит вооружён», мы можем говорить о том, что «Просвещён – значит вооружён». Знание даёт нам возможность правильно ориентироваться в этом мире, адекватно смотреть на многие вещи, если каждый из нас сможет изменить в себе хоть что-то в положительную сторону, и тогда жизнь станет прекрасней.