МЕНТАЛИТЕТ СТУДЕНТА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Апарин Александр Николаевич

 

Изучение менталитета является в настоящее время одним из приоритетных направлений современных гуманитарных исследований. В России интерес к данной теме возник в основном в 1990-е гг. С распадом Советского Союза прекратилось доминирование марксистской идеологии, а свобода мысли и слова позволила исследователям обратиться к ранее непопулярным или закрытым темам. Именно тогда появляется множество различных публикаций так или иначе связанных с проблемой менталитета. Следует отметить, что спектр интересов исследователей менталитета достаточно широк – это работы в области истории, социологии, политологии, философии и т. д. В данной работе делается попытка выделить особенности менталитета студента учебного заведения среднего профессионального образования провинциального города в условиях экономического кризиса и значение его понимания для проведения антикризисной политики в стране и регионе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arzhatkin_mentalitet.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕНТАЛИТЕТ СТУДЕНТА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Научный руководитель: Апарин А.Н.

Аржаткин Д.Н.

ФГОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж им. П.И. Пландина», г. Арзамас

Изучение менталитета является в настоящее время одним из приоритетных направлений современных гуманитарных исследований. В России интерес к данной теме возник в основном в 1990-е гг. С распадом Советского Союза прекратилось доминирование марксистской идеологии, а свобода мысли и слова позволила исследователям обратиться к ранее непопулярным или закрытым темам. Именно тогда появляется множество различных публикаций так или иначе связанных с проблемой менталитета. Следует отметить, что спектр интересов исследователей менталитета достаточно широк – это работы в области истории, социологии, политологии, философии и т. д.

Цель доклада – выделить особенности менталитета студента учебного заведения среднего профессионального образования провинциального города в условиях экономического кризиса и значение его понимания для проведения антикризисной политики в стране и регионе. Обращение к теме менталитета студента учебного заведения  среднего профессионального образования провинциального города в рамках проблемы посткризисного экономического развития России оправдано по ряду причин. Во-первых, студенты учебных заведений  среднего профессионального образования являются будущими работниками различных отраслей промышленности региона, от которых во многом будет зависеть экономическое развитие страны, а, следовательно, понимание их образа мыслей, духовных установок поможет в формулировании и проведении антикризисной политики, как на общегосударственном, так и региональном уровне. Во-вторых, особенности студенческого менталитета являются определенным показателем отношения студенчества к проводимому руководством страны экономическому курсу.

Для понимания мировоззренческих основ образа мыслей студента был проведен социологический опрос среди старших курсов Арзамасского приборостроительного колледжа им. П.И. Пландина. Большинство вопросов социологического исследования затрагивало тему экономического кризиса в России. Интересно, что 65% студентов следят за событиями, происходящими в стране. Однако 25% опрошенных не смотрят политические телепередачи и не читают газеты, а 48% делают это редко. И только 27% ответили, что часто смотрят политические телепередачи и читают газеты. По мнению автора, данный факт объясняется тем, что на ментальном уровне студентов сложилось скептическое отношение к ситуации в стране. Это подтверждается, ко всему прочему, следующими цифрами: 75% опрошенных не собираются что-либо делать для изменения экономической ситуации в стране, а 10% считают, что «один в поле не воин» и изменить «систему» в одиночку невозможно.

Достаточно интересными являются данные о том, как студенты воспринимают экономический кризис в России. 66% студентов, проживающих в городе, считают, что кризис не отразился на их материальном положении, а их образ жизни никак не изменился. В селе эта цифра несколько ниже – 52%. Данное несоответствие объясняется тем, что финансовое положение сельских студентов несколько хуже, к тому же, они несут дополнительные расходы на оплату съемного жилья во время обучения, дополнительные транспортные расходы, расходы на питание и т.д. Однако на вопрос «Затронул ли экономический кризис Россию в целом?» большинство опрошенных ответили утвердительно.

Специфику студенческого менталитета в условия экономического кризиса можно проследить по их отношению к дальнейшему трудоустройству. Данные таковы – 46% студентов не собираются работать по специальности, 38% опрошенных смутно представляют свои перспективы трудоустройства, и лишь небольшая часть студентов (15%) сохраняет надежду на дальнейшее трудоустройство по специальности.

Таким образом, анализ вышеизложенного материала позволяет нам выделить ряд особенностей менталитета студента среднего профессионального учебного заведения. Во-первых, большинство студентов обладает низким уровнем политической культуры и плохо интересуется ситуацией в стране. Во-вторых, можно сказать, что современный студент достаточно пассивен: 63% не видят путей выхода страны из экономического кризиса (возможно это связано с тем, что более половины опрошенных студентов не почувствовали ухудшения своего положения в связи с кризисом). Неблагоприятная экономическая ситуация в стране в целом повлияла на отношение студентов провинциального города к власти – 27% считают ее коррумпированной, а некоторые предлагают даже сменить политическое руководство. Безусловно, что данные особенности менталитета студента необходимо учитывать при проведении антикризисных мероприятий как в стране, так и регионе, в том числе провинции. В условиях, когда руководство страны делает ставку на активность «снизу», необходимо проводить мероприятия по трансформации менталитета студента среднего профессионального учебного заведения. В противном случае антикризисная политика правительства может потерпеть провал.