ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ Г. АРЗАМАСА)
Развитие правовой культуры является актуальной проблемой российской действительности, так как в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву. Проведение реформ в различных сферах общественной жизни, в частности, реформы правоохранительных органов, борьба с коррупцией, а также в целом осуществление модернизации и обновление общества невозможно без принятия действенных мер по неукоснительному соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. В этой связи проблема изучения развития правовой культуры молодежи представляется достаточно актуальной. Именно от этой социальной группы зависит успех социально-экономического, духовного развития России, ее обновление и модернизация. Изучение проблемы на примере г. Арзамаса, относящегося к малым городам, позволяет выявить общее и особенное в тенденциях развития правовой культуры молодежи в провинции и по стране в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radzhabova_rabota.doc | 753.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж
им. П. И. Пландина»
Исследовательская работа
«ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ
(НА ПРИМЕРЕ Г. АРЗАМАСА)»
Выполнили:
студ. гр. АП-388
Раджабова Л. А., Соколова Ю. С.
Научный руководитель: Апарин А. Н.
Арзамас, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Развитие правовой культуры является актуальной проблемой российской действительности, так как в течение столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву. Проведение реформ в различных сферах общественной жизни, в частности, реформы правоохранительных органов, борьба с коррупцией, а также в целом осуществление модернизации и обновление общества невозможно без принятия действенных мер по неукоснительному соблюдению законодательства всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. В этой связи проблема изучения развития правовой культуры молодежи представляется достаточно актуальной. Именно от этой социальной группы зависит успех социально-экономического, духовного развития России, ее обновление и модернизация. Изучение проблемы на примере г. Арзамаса, относящегося к малым городам, позволяет выявить общее и особенное в тенденциях развития правовой культуры молодежи в провинции и по стране в целом.
Степень научной изученности проблемы. Правосознание исследуется в науке не одно столетие. Однако в нашей стране, включая дореволюционное время, до начала 60-х гг. ХХ в. эти исследования за редким исключением носили по большой степени ограничительно-описательный и прикладной характер.
Одним из первых в нашей стране крупных ученых в области теории правового сознания является И. Е. Фарбер. До него вопрос об исследовании структуры правового сознания не ставился вообще, т. к. считалось, что правое сознание – это форма общественного сознания и не более того, которая охватывает общественные идеи и взгляды в области права и содержит представления людей о должном, обязательном и законном. Концепция И. Е. Фарбера исходила из того, что индивидуальное правосознание носит сугубо общественный характер и отсутствует необходимость в его изучении. В своих исследованиях ученый впервые рассмотрел вопрос о взаимодействии и взаимосвязи правовой идеологии и правовой психологии как структурных и важнейших элементов правового сознания[1].
Иную позицию представляет Г. С. Остроумов, который полагает, что правовое сознание в целом как форма общественного сознания по своему объему не может быть ничем иным, как совокупность всех индивидуальных правовых взглядов. При этом правовое сознание им понимается как совокупность индивидуальных сознаний, касающихся юридических явлений[2].
По мнению З. Н. Каландаришвили, в развитии теории правового сознания во второй половине XX в. можно выделить три различные точки зрения на эту проблему.
Первая группа ученых считает, что правовое сознание есть единство правовых воззрений и правовой психологии. Наиболее четко эту позицию выразил А. Р. Ратинов, по его мнению, «структура правового сознания с точки зрения отражения правовых явлений обнаруживает два уровня: обыденное правовое сознание и теоретическое правовое сознание. Первое носит эмпирический характер, а теоретическое проникает в сущность явлений».
Вторая группа ученых считает, что правовое сознание представляет собой безусловное единство идеологии и психологии. Так, ее представитель С. С. Алексеев утверждает, что «правовое сознание можно определить как форму общественного сознания, представляющего собой совокупность правовых взглядов и чувств, охватывающих как знание о правовых явлениях, так и оценку с точки зрения справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические, политические и культурные потребности и интересы общественного развития.»
Третья группа ученых (А. К. Уледов, В. Д. Попов и др.) утверждает, что «правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, представлений и правовых чувств»[3].
В последнее время выходит достаточно много работ по проблеме развития правосознания и правовой культуры. Это работы таких исследователей, как М. И. Еникеев[4], И. А. Ильин[5], З. Н. Каландаришвили[6], В. В. Касьянов[7], Г. В. Мальцев[8], Е. А. Певцова[9], А. А. Френкин[10] и другие. Однако следует отметить, что тема развития правовой культуры молодежи на примере г. Арзамаса относится к малоизученным.
Цель работы – выявить уровень развития правовой культуры арзамасской молодежи. Для реализации данной цели в рамках настоящего исследования необходимо решить следующие задачи:
выявить условия формирования правовой культуры.
определить основные особенности развития правовой культуры арзамасской молодежи, основываясь на данных проведенного социологического опроса.
Источниковую базу исследования составили данные полученные путем социологического опроса молодежи г. Арзамаса.
Методологической основой исследования являются принципы научной объективности, требующие конкретного и всестороннего изучения явлений, рассмотрения особенностей их развития. В работе применялись такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, а также методы социологического исследования – соц. опрос в форме анкетирования, контент-анализ.
Структура работы состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, 5 приложений.
1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Молодежь является вполне самостоятельным субъектом-носителем правовой культуры в обществе, поскольку обладает всеми необходимыми его признаками: внешней обособленностью, активной мобильностью, персонификацией, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.
Под механизмом формирования правовой культуры молодежи следует понимать динамичный мыслительно-автономный внутренний процесс, происходящий в молодежной среде, по усвоению знаний, ценностей, отношений, ситуаций в правовой среде и их реализации в правопорядке[11].
Сейчас кризис в этом вопросе проявляется в следующих моментах:
разобщенность государственных, муниципальных и общественных организаций и служб, выполняющих данную функцию и испытывающих материальные и кадровые трудности;
формальное отношение государственных органов к своим обязанностям по правовому воспитанию будущего гражданина, деятельность которых зачастую ограничивается проведением только развлекательных (в лучшем случае патриотических) мероприятий для молодежи;
несовершенство молодежного законодательства;
отсутствие государственной концепции правовой культуры молодежи;
отсутствие должных апробированных методик и программ по формированию и повышению уровня правовой культуры молодежи;
практически полностью парализована общественность, которая не участвует в процессе правового воспитания молодежи;
открытая пропаганда пуританизма и западного авангардизма со стороны СМИ, работа которых не способствует постоянному формированию должного правового мировоззрения;
низкий уровень гражданственности, нравственности и морали в современном российском обществе;
падение общего уровня «энциклопедичности» личности, что не может не сказаться и на уровне общей и правовой культуры.
Без преодоления этого кризиса невозможно говорить ни о каком становлении новых правовых, экономических, социальных и политических отношений, ни о формировании гражданского общества и правового государства, ни о развитом гражданском обществе вообще.
В целом в механизме, формирующем правовую культуру молодежи, можно выделить три важнейших элемента: а) социальную среду, в которой протекает жизнедеятельность личности; б) саму личность, на которую эта среда воздействует; в) определенную сумму правовых знаний, установок, ценностей, которую общество стремится передать для усвоения личности.
В проблематике правовой культуры молодежи необходимо учитывать, что фактическим носителем правовой культуры здесь является отдельная личность в рамках группового субъекта правоотношений[12].
Механизм формирования правовой культуры молодой личности функционирует посредством работы большого количества субъектов-носителей правовой культуры, к которым прежде всего следует отнести семью, институт образования, контингент сверстников, коллектив, средства массовой информации, различные молодежные объединения и государство.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
Для реализации поставленной цели авторы провели социологический опрос в форме анкетирования, участниками которого стали 440 молодых людей и девушек[13]. Социологическое исследование показало, что высокий уровень правового сознания развит всего лишь у 0,5% опрошенных, причем все они мужского пола. Средний – у 5,7% респондентов (2,9% мужского и 2,7% женского пола от всех опрошенных). Со средним уровнем развития правового сознания проживает в г. Арзамасе 0,68% респондентов, на территории района – 5,5% респондентов.
Опрос показал, что уровень правосознания ниже среднего развит у 40,2% респондентов (22,7% всех респондентов мужского и 17,5% женского пола). Интересно, что уровень правосознания ниже среднего больше развит у проживающих в сельской местности (28,6%), чем у городских жителей (11,6%).
Наконец, низкий уровень развития правовой культуры, граничащий с правовым нигилизмом, был выявлен у 53,6% опрошенных, или 28,9% от всех респондентов мужского пола и 24,8% респондентов женского пола. Среди них городских жителей – 43,8% всех респондентов, сельских – 9,8%.
Интересные данные были получены по уровню развития правовой культуры молодежи разных возрастов. Среди респондентов в возрасте 15-16 лет высокий уровень правосознания отсутствует вообще, средний уровень развит у 5,6% респондентов, ниже среднего – 50%, низкий – 44,4%. В возрасте 17-18 лет высокий уровень – 0,4%, средний – 6,6%, ниже среднего – 40,7%, низкий – 52,3%.
Правовая культура общества – это разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правового сознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, и охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права.
Правовое сознание – это область индивидуального, группового или общественного сознания, отражающая объективную правовую деятельность в виде правовых знаний, оценок действующего права, а также социально-правовых установок и ориентиров, выполняющих роль саморегулятора поведенческого акта в достижении определенной значимой цели в сфере действия права.
Групповое правосознание – это коллективное представление и чувство о праве и иных правовых явлениях, поведении и деятельности в сфере правового регулирования, которые выражают отношения и оценку правовых явлений со стороны социальных групп, коллективов, иных социальных образований.
В заключении стоит отметить, что материалы исследования свидетельствуют об очень низком уровне развития правовой культуры арзамасской молодежи. При этом просматривается некоторая закономерность: правовая культура лучше развита у сельской молодежи, чем у городской, а также правовая культура лучше развита у молодежи в возрасте 15-16 лет, чем 17-18 лет. Несмотря на то, что был проведен выборочный социологический опрос, так как авторы физически не смогли опросить всех представителей молодежи г. Арзамаса, полученные данные, на наш взгляд, в целом могут свидетельствовать о степени развития правовой культуры данной социальной группы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
Данные социологического опроса (хранятся в личном архиве авторов).
II. Литература
Большой юридически словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Инфра-М, 2004. – 704 с.
Еникеев, М. И. Правовая социализация личности. Правосознание и правоисполнительное поведение / М. И. Еникеев // Еникеев, М. И. Юридическая психология / М. И. Еникеев. – М., 2005. – С. 39-51.
Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // Российская политическая наука : в 5 т. / под общ. ред. А. А. Соловьева. – М., 2008. – Т. 2. – С. 164-170.
Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи : монография / З. Н. Каландаришвили. – СПб. : Знание, 2009. – 171 с.
Касьянов, В. В. Правовое сознание и правовое поведение / В. В. Касьянов // Касьянов, В. В. Социология права / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. – Ростов н/Д, 2002. – С. 279-323.
Мальцев, Г. В. Понимание права : подходы и проблемы / Г. В. Мальцев // Право и образование. – 2002. – № 3. – С. 77-87.
Певцова, Е. А. Правовая культура личности / Е. А. Певцова // Основы государства и права. – 2001. – № 1. – С. 30-39.
Френкин, А. А. Уровни правосознания / А. А. Френкин // Вопросы философии. – 2001. – № 9. – С. 25-35.
Приложение 1
Половой состав респондентов
Приложение 2
Состав респондентов по месту регистрации
Приложение 3
Уровень развития правосознания (по данным соц. опроса)
Приложение 4
Уровень развития правосознания среди молодых людей и девушек (в %)
Приложение 5
Уровень развития правосознания в зависимости от возраста (в %)
[1] Каландаришвили З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи : монография. СПб. : Знание, 2009. С. 49-50.
[2] Там же. С. 50.
[3] Каландаришвили З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи : монография. СПб. : Знание, 2009. С. 53-55.
[4] Еникеев М. И. Правовая социализация личности. Правосознание и правоисполнительное поведение // Еникеев М. И. Юридическая психология. М., 2005. С. 39-51.
[5] Ильин И. А. О сущности правосознания // Российская политическая наука. В 5 т. / под общ. ред. А. А. Соловьева. М., 2008. Т. 2. С. 164-170.
[6] Каландаришвили З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи : монография. СПб. : Знание, 2009. 171 с.
[7] Касьянов В. В. Правовое сознание и правовое поведение // Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов н/Д, 2002. С. 279-323.
[8] Мальцев Г. В. Понимание права : подходы и проблемы // Право и образование. 2002. № 3. С. 77-87.
[9] Певцова Е. А. Правовая культура личности // Основы государства и права. 2001. № 1. С. 30-39.
[10] Френкин А. А. Уровни правосознания // Вопросы философии. 2001. № 9. С. 25-35.
[11] Каландаришвили З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи … С. 111.
[12] Каландаришвили З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи … С. 114.
[13] Данные социологического опроса хранятся в личном архиве авторов.