Рабочая программа по учебной дисциплине "Основы делопроизводства"
Данная рабочая программа предназначена для преподавателей предмета "Делопроизводство" в учреждениях начального профессионального образования. Составлена на основе ФГОС профессии 034700.03 Делопроизводитель
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_osnovam_deloproizvodstva.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО ТО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 43»
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю»
на заседании МС Директор ГОУ НПО ТО «ПЛ 43»
Протокол № ____ от _________ ________________________
Председатель: _______________ « ____ » _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«Основы делопроизводства»
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО)
034700.03 Делопроизводитель
код наименование специальности (профессии)
Организация-разработчик:_ГОУ НПО ТО «Профессиональный лицей № 43»
Разработчики:
Володина М.Н. преподаватель специальных дисциплин
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 5
3. Условия реализации рабочей программы учебной
дисциплины 12
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины 13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы делопроизводства.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 034700.03 «Делопроизводитель», входящей в укрупненную группу 030000 Гуманитарные науки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для подготовки рабочих в сфере документоведения, архивоведения и секретарского дела:
20190 Архивариус
21299 Делопроизводитель
26341 Секретарь руководителя
26 353 Секретарь-машинистка.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять различные виды писем;
- осуществлять документирование организационно-распорядительной деятельности учреждений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные сведения из истории делопроизводства;
- общие положения по документированию управленческой деятельности;
- виды документов: трудовые контракты, приказы о приеме, увольнении, переводе; трудовые книжки, личные карточки и др.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 230 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 158 часов.
Самостоятельной работы обучающихся -72 часа
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальна учебная нагрузка (всего) | 230 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 158 |
В том числе: | |
Практические занятия | 52 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 72 |
В том числе: | |
Выполнение домашних работ Выполнение рефератов | 36 36 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы делопроизводства»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические работы, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1 Делопроизводства как одна из функций управления | Содержание учебного материала | 8 | 2 | |
1. | Введение. Краткая история становления и развития делопроизводства в России. | 3 | ||
2. | Нормативно – методическая база делопроизводства. | 3 | ||
3. | Организационно-правовые документы. | 3 | ||
4. | Понятие о классификации документов. | |||
Практические занятия Составление штатного расписания | 2 | |||
Самостоятельная работа Ознакомление ГОСТ Р 6.30-2003. Изучение Типовой инструкции по делопроизводству. Выполнение реферата по теме: «Цели и задачи Государственной системы документационного обеспечения управления.. | 10 | |||
Тема 2 Организация труда работников службы документационного обеспечения управления (ДОУ) | Содержание учебного материала | 6 | 2 | |
1. | Общие требования к организации и условиям труда работников службы ДОУ. Организация и оборудование рабочего места делопроизводителя. | 2 | ||
2. | Формы организации делопроизводства. Категории учреждений. | 2 | ||
3. | Структура и функции службы ДОУ. Права и ответственность службы ДОУ. | 2 | ||
Практические занятия Составление должностной инструкции делопроизводителя. | 2 | |||
Самостоятельная работа Выполнение реферата по теме: «Рациональная организация рабочих мести труда работников делопроизводства». Изучение конспектов занятий. Ознакомление с Трудовым Кодексом РФ в части обеспечения условий, отвечающих требованиям охраны труда и гигиены труда.. | 10 | |||
Тема 3 Оформление реквизитов документов | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Формуляр – образец организационно-распорядительных документов (ОРД). | 3 | ||
2. | Виды и назначение бланков. | 2 | ||
3. | Требования к документам при их изготовлении на печатающих устройствах. | 3 | ||
4. | Правила оформления основных реквизитов документов. | 3 | ||
5. | Правила оформления дополнительных реквизитов документов. | |||
Практические занятия Оформление бланков с угловым и продольным расположение штампа. Оформление основных реквизитов документов. Оформление дополнительных реквизитов документов. | 4 | |||
Контрольная работа по теме «Правила оформления реквизитов документов» | 2 | |||
Самостоятельная работа Изучение конспектов занятий | 10 | |||
Тема 4 Составление и оформление служебных документов | Содержание учебного материала | 32 | ||
1. | Виды и назначение служебных документов. | 2 | ||
2. | Справочно-информационная документация. Служебные письма. Виды служебных писем. | 3 | ||
3. | Правила составления текста делового письма. | 3 | ||
4. | Телеграммы, телефонограммы, факсы. | 3 | ||
5. | Докладные и объяснительные записки. | 3 | ||
6. | Протокол и выписка из протокола. | 3 | ||
7. | Справочно-аналитическая документация. Служебная справка. | 3 | ||
8. | Служебные акты. | 3 | ||
9. | Другие виды справочно-аналитической документации (сводка, заключение, отзыв, перечень, список). | 3 | ||
10. | Распорядительная документация. Назначение и состав распорядительной документации. | 3 | ||
11. | Приказ по основной деятельности и выписка из приказа. | 3 | ||
12. | Плановая документация. Назначение и состав плановой документации. | 3 | ||
13. | Правила составления и оформления плановых документов. | 3 | ||
14. | Расчетно-денежная документация. Составление и оформление расчетно-денежной документации. | 3 | ||
15. | Отчетная документация. Назначение, состав, составление и оформление отчетных документов. | 3 | ||
16. | Документация коммерческих предприятий. Виды коммерческой корреспонденции. Внешнеторговый договор (контракт). | 3 | ||
Практические занятия Составление и оформление служебных писем. Составление и оформление телеграмм, телефонограмм, факсов. Составление и оформление докладных и объяснительных записок. Составление и оформление протоколов и выписок из протокола. Составление и оформление служебных справок. Составление и оформление служебных актов. Составление и оформление сводок, заключений, отзывов, перечней, списков. Составление и оформление приказов по основной деятельности и выписок к ним. Составление и оформление программы, плана, графика, схемы. Оформление платежного требования, платежного поручения, расчетных чеков. Составление и оформление отчетов. Составление и оформление коммерческих договоров. | 24 | |||
Контрольная работа по теме «Составление и оформление служебных документов» | 2 | |||
Самостоятельная работа Изучение видов и назначение служебных документов. Выполнение реферата на темы: «Распорядительная документация», «Справочно-информационная документация» | 10 | |||
Тема 5 Оформление кадровой документации (документации по личному составу) | Содержание учебного материала | 24 | ||
1. | Виды и назначение кадровой документации. | 3 | ||
2. | Правила составления и оформления трудового договора. | 3 | ||
3. | Виды заявлений по личному составу. Составление и оформление заявлений по личному составу. | 3 | ||
4. | Личная карточка формы Т-2.Личный листок по учету кадров. Правила заполнения. | 3 | ||
5. | Правила написания автобиографии. Правила составления резюме. | 3 | ||
6. | Личное дело работника. Состав документов личного дела. | 3 | ||
7. | Правила ведения и заполнения трудовых книжек. | 3 | ||
8. | Внесение изменений в трудовые книжки. | 3 | ||
9. | Правила ведения журнала учета движения трудовых книжек. | 3 | ||
10. | Трудовой стаж, непрерывный и общий | 3 | ||
11. | Виды приказов по личному состав (приказ на увольнение, прием, перевод). Состав реквизитов. Правила составления и оформления. | 3 | ||
12. | Графика отпусков работников, составление и оформление приказа на отпуск. | 3 | ||
Практические занятия Составление и оформление трудового договора. Оформление заявления о приеме, увольнении, переводе, предоставлении отпуска. Заполнение личной карточки формы Т-2. Заполнение листка по учету кадров. Составление резюме и автобиографии. Заполнение трудовой книжки, внесение изменений в трудовую книжку. Заполнение журнала учета движения трудовых книжек. Оформление приказов по личному составу. Составление графика отпусков работников. | 14 | |||
Контрольная работа по теме «Основные требования к оформлению кадровой документации» Контрольная работа по теме «Правила ведения трудовых книжек» | 4 | |||
Самостоятельная работа Выполнение реферата по теме «Кадровая документация современного учреждения» и подготовка его защиты. Изучение конспектов занятий. | 12 | |||
Тема 6 «Хранение кадровой документации» | Содержание учебного материала | 6 | ||
1. | Хранение персональной кадровой документации. Требования, предъявляемые к доступу кадровой документации | 3 | ||
2. | Правила хранения трудовых книжек. | 3 | ||
3. | Защита персональных данных работников. Согласие на обработку персональных данных. | 3 | ||
Практические занятия Составление и оформление согласия на обработку персональных данных работника. | 2 | |||
Самостоятельная работа Выполнение реферата по теме «Особенности хранения разного вида кадровой документации» и подготовка его защиты. | 10 | |||
Тема 7 «Организация документооборота в организации» | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Общие правила организации документооборота в организации. Прием и обработка поступающих документов. | 3 | ||
2. | Регистрация и индексация документов. Формы регистрации документов. | 3 | ||
3. | Порядок прохождения создаваемых документов. Контроль исполнения документов. | 3 | ||
4. | Номенклатура дел. Требования к составлению и оформлению номенклатуры дел. Требования к формированию дел. | 3 | ||
Практические занятия Оформление журналов регистрации входящих и исходящих документов. Составление номенклатуры дел. | 4 | |||
Контрольная работа по теме «Правила организации документооборота в организации» | 2 | |||
Самостоятельная работа Выполнение реферата по темам «Прием и обработка поступающих документов», «Порядок прохождения создаваемых документов». | 10 |
3. Условия реализации программы дисциплины.
3.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета документационного обеспечения управления, лаборатории документоведения, учебной канцелярии.
Оборудование кабинета документационного обеспечения управления:
- рабочее место обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект электронных образовательных ресурсов.
Оборудование лаборатории документоведения:
- рабочее место обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект электронных образовательных ресурсов;
- комплект бланков, образцов основных документов
Технические средства обучения:
- ПК;
- проектор
- мультимедийная доска
Оборудование лаборатории – учебной канцелярии:
- комплект мебели;
- компьютер;
- принтер;
- сканер;
- ксерокс;
- телефонный аппарат, факс;
- переплетная машина;
- ламинатор;
- наборы канцелярских принадлежностей, в т.ч. папки разных видов.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Л.А.Ленкевич Делопроизводство. – Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.
2.Л.А.Ленкевич Секретарь-референт. Секретарское дело: Учебное пособие для нач.проф.образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2007
3.Н.М.Пожникова Практикум по предмету «Документы, корреспонденция и делопроизводство»: Учебное пособие для нач.проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.
4.О.И.Замыцкова, М.И.Басаков Делопроизводство. – Изд. 8-е. – Ростов н\Д: Феникс, 2009.-375, (1) с.
5.ГОСТ 2.105 – 95. Общие требования к текстовым документам. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 37 с.
6.ГОСТ Р 1.5 – 2002 «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
7.ГОСТ Р 6. 30 – 2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно – распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – М. Издательство стандартов. 2003.
8.ГОСТ 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». – М.: Госстандарт России, 1998.
9.Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления. – М.: Главархив, 1991.
10.Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации 8 ноября 2005 г. № 536. – М.: Федеральное архивное агентство ВНИИДАД, 2006.
11.Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. – М.: Росархив; ВНИИДАД, 2004.
12.Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» (с изм. на 6 февраля 2004 г.)
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися реферативных заданий, домашних заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
Оформить различные виды писем | Практические работы, контрольные работы |
Осуществлять документирование организационно-распорядительной деятельности учреждения | Практические работы, контрольные работы |
Знать: | |
Основные сведения из истории делопроизводства | Собеседование; отчет о внеаудиторной самостоятельной работе; тест |
Общие положения по документированию управленческой деятельности | Собеседование; контрольные работы; коллоквиум |
Виды документов: трудовые контракты, приказы о приеме, увольнении, переводе, трудовые книжки, личные карточки | Собеседование; отчет о внеаудиторной самостоятельной работе; тест |