Главные вкладки

    Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема. Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье.

     

    Детство является таким этапом в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.                                                                                                          

    Проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

    Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nasilie_v_seme.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема.

    Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье.

     

           

     

    Актуальность проблемы насилия над детьми в семье

    Детство является таким этапом в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.                                                                                                          

    Проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

    Проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

    Как и за рубежом, проблему насилия над детьми в нашей стране впервые подняли врачи. Российскими учеными выявлены «сензитивные к насилию» периоды жизни и развития ребенка, когда происходящие анатомо-физиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его наиболее травмируемым. Это, прежде всего, дошкольный и подростковый возрастные периоды.

    Изучение этой проблемы представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности таких детей.

    Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а тем самым разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

    Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад).

    2. Виды насилия над детьми в семье

    Обычно исследователи выделяют четыре основных вида насилия над ребенком: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка. Рассмотрим подробнее каждый  из перечисленных видов насилия.

    Физическое насилие

    Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

    Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

    Формы физического насилия:

    1. избиение, истязание;
    2. удары;
    3. пощечины;
    4. прижигание горячими предметами;
    5. вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;
    6. принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;
    7. попытки удушения или утопления ребенка.

    Кроме того, физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

    Установлено, что физическому насилию чаще подвергаются мальчики, чем девочки. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста.

    Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

    1. Поведение родителей:
    1. родители поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди;

    • дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

    •  обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он ударился сам;

    •  обвиняют других детей;

    • отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

    1. Внешний вид ребенка:
    1. множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.);
    2. задержка физического развития, отставание в росте и весе;
    3. признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).
    1. Психологические и поведенческие особенности детей:
    1. Появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика.
    2. Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
    3. Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

    Сексуальное насилие

    Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

    Формы сексуального насилия:

    1. демонстрация ребенку половых органов;
    2. все виды сексуальных контактов;
    3. вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок и пр.)

    Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.

    Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.

       Американские специалисты по насилию над детьми в семье Стин и Монетти выделяют следующие фазы процесса сексуального принуждения над детьми в семье:

    1) Фаза соблазнения: повышенное внимание взрослого к одному из детей, выполнение всех его желаний, подарки и подкупы, прямые и косвенные знаки особой симпатии.

    2) На фазе сексуальной активности соблазнитель уже предъявляет ребенку непомерные требования. Такие предложения, как «Если я выполняю все твои желания, то и ты должен исполнять все, что я хочу», создают обстановку, провоцирующую ребенка на ответные действия, а вопросы типа:  «Ты, конечно, все расскажешь маме, не так ли?» - затормаживают его сопротивление.

    3) В фазе усиленного сохранения тайны виновник для удовлетворения своих потребностей вынужден всячески охранять жертву, чтобы не допустить эмоциональной близости с ней кого-либо еще. Это достигается сведением к минимуму контактов жертвы с другими людьми, что позволяет избежать каких-либо высказываний  ребенка о происходящем.

    4) Фаза раскрытия (разоблачения) наступает, как правило, случайно, неожиданно. Только в некоторых, исключительных случаях ситуация становится известной по инициативе виновника или благодаря  преднамеренному признанию жертвы. Как правило, первым, кому ребенок решается все рассказать, становятся все же не взрослые, а другой ребенок – ровесник.

    5) Фаза супрессии, наступающая непосредственно после раскрытия, характеризуется тем, что виновник, не желая быть до конца разоблаченным всю вину за совершенное насилие на ребенка, которого делает инициатором возникшего в семье кризиса.

    Признаки сексуального насилия в семье:

    1. Изменения в выражении сексуальности ребенка:
    • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
    • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
    • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
    • необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), проституция.

    2. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
    • замкнутость, изоляция, уход в себя;
    • депрессивность, грустное настроение;
    • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
    • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
    • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста;
    • отчуждение от братьев и сестер;
    • терроризирование младших и детей своего возраста;
         3.  Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
    • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
    • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
    • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
    • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

    4.  Изменения самосознания ребенка:
    • падение самооценки;
    • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

    5.  Появление невротических и психосоматических симптомов:
    • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
    • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

    Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми

    Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

    Формы психологического (эмоционального) насилия:

    Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

    Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

    Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

    Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

    Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание. Включает принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угроза применения насилия над самим ребенком (например, «Будешь плохо себя вести, голову оторву»).

    Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в кладовой, сарае или туалете.

    Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

    Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.

    Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

    Отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе. Эмоционально отвергнутые еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, чем желанные дети, чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются.

     Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

    Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    Признаки психологического насилия:

    1. Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: задержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).
    2. Особенности поведения ребёнка: беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

    Пренебрежение основными нуждами ребенка

    Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим,  опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

    Семьи, в которых встречается этот вид насилия, обычно низкого социально-экономического уровня. Для таких семей характерна нищета, безработица. Отцы в таких семьях либо вовсе отсутствуют, либо не участвуют в ее жизни. Часто матери в детстве сами испытывали лишения со стороны родителей и, вследствие этого, располагают настолько скудным запасом теплых чувств. Но пренебрежение детьми случается и в полных семьях, не испытывающих материальных трудностей.

    Пренебрежение детьми выявить труднее, чем физическое или сексуальное насилие, так как этот вид жестокого обращения не попадает в поле зрения медиков. Ребенок оказывается в больнице, как правило, лишь тогда, когда пренебрежение его основными нуждами приводит к неорганической задержке развития – замедлению роста и развития.

    Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка

    1. Особенности внешнего вида ребёнка: санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, утомлённый вид, сонливость, педикулёз, неопрятная или неподходящая по сезону одежда, хронические инфекции, многократная госпитализация, многократные повреждения от случайных травм или отравлений.
    2. Особенности психического состояния и поведения ребёнка: испытывает постоянный голод или жажду, ворует пищу, интенсивно привлекает внимание в себе других людей, легко вступает в контакт с посторонними, не по возрасту самостоятельный, имеет трудности в обучении, низкую успеваемость, проявляет агрессивность, пассивность, подавленность, регрессивное поведение, трудности общения, занимается мастурбацией, демонстрирует делинквентное поведение.

    Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия и вседозволенности.


    В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике. Работа в школе  по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях: профилактическом, диагностическом и коррекционном.

    Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

    Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

    1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

    2. Наблюдение педагогов за детьми в классе. Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

    3. Проективные методики, построенные по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

    4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе диагностирования совершаемого над ребенком насилия обладают такие проективные рисуночные техники, как «Рисунок семьи» и др. Они позволяют выявить характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

    Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

    1. Работа с родителями.

    2. Работа с детьми.

    Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

    Задачи проводимой работы:

    1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

    2. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родитель-ребенок».

    3. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания».

    4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

    5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

    Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

    Задачи проводимой работы:

    1.   Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

    2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

    3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

    Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей. При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.  

    Список литературы

    1. Гиндин, Г.И., Духова, О.Б. Социально-психологическая помощь детям – жертвам сексуального насилия в семье [Текст] / Г.И. Гиндин, О.Б. Духова. – Вологда, 1997.

    2. Гребенников, И.В, Ковинько, Л.В. Физические наказания [Текст] / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько // Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С.151-152.

    3. Джоунс, И., Вулли, Х. Насилие и плохое обращение с ребенком. В помощь детскому психологу [Текст] / И. Джоунс, Х. Вулли. – Владивосток, 2001.

    4. Доронова, Т. Право на защиту и помощь [Текст] / Т. Доронова //Дошкольное воспитание. – 2001. – № 11. – С.2-6.

    5. Жестокое обращение с детьми [Текст] // Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – С.84.

    6. Когаловская, А.С. Вопросы профилактики семейного насилия и жестокого обращения с детьми [Текст] / А.С. Когаловская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2002. – № 3. – С.82-86.

    7. Осухова, Н.Г. Психодрама: помощь детям, пережившим насилие [Текст] / Н.Г. Осухова // Педагогика. – 2001. - № 3. – С.87-97.

    8. Руководство по предупреждению насилия над детьми [Текст] / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Вече, АСТ, 2000. – Т. 1(А-О). – 528 с.

    9. Сафонова, Т.Я., Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита [Текст] / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. – М, 1993.

    10. Стратегия борьбы с насилием в семье [Текст]: Справочное руководство ООН. – Нью-Йорк, 1998.

    11. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия [Текст] / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 208 с.

    12. Тюнина, Л.И. Жестокое обращение с детьми и методы их реабилитации [Текст] / Л.И. Тюнина. – Самара, 2001.

    13. Хорошенкова, А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема [Текст] А.В. Хорошенкова // Вопросы психологии. – 2004. - №2. – С.73-90.