Рабочая программа по дисциплине "Обществознание"

Спирина Надежда Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Поволжский государственный межрегиональный

строительный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для специальностей среднего профессионального образования

социально-экономического профиля

                

Саратов 2011

        Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Организация-разработчик: Поволжский государственный межрегиональный строительный колледж.

Разработчик: Спирина Н.В., преподаватель дисциплины «Обществознание» ПГМСК

Рекомендована предметной комиссией  общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Заключение №_______ от    «____»______________________2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                4стр

                                                                                     

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                      5стр

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                            10-11   стр

  1. КОНТРОЛЬ  И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

        ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»                                                      12-17 стр

                

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

  1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными стандартами для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

        Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных специалистов среднего звена. Обществознание изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Дисциплина «Обществознание» является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла и изучается как базовый учебный предмет  при освоении специальностей СПО социально-экономического профиля.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 - получать и осмысливать социальную информацию,

      - осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

       - применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- об обществе и  его сферах;

- о гражданской ответственности;

- о национальной идентичности, толерантности;

- о приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в  

  Конституции РФ.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

  1. дисциплина изучается в течение двух семестров;
  2. объём обязательной нагрузки составляет 78 часов;
  3. самостоятельная учебная  нагрузка студентов устанавливается в объёме 39 часов;
  4. при изучении дисциплины проводится одна обязательная контрольная работа;
  5. промежуточная аттестация установлена в форме зачета в конце I семестра. Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме экзамена.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе

контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

- подготовка докладов, сообщений, рефератов

- работа с источниками социальной информации

- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях

- решение отдельных социальных ситуаций

11

5

6

3

Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме экзамена.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общественных дисциплин».

         Оборудование учебного кабинета:

- учебная мебель;

- рабочее место учителя;

- доска;

- книжный шкаф.

        Технические средства обучения:

- телевизор;

- экспозиционный экран;

- аудио-центр;

- мультимедиапроектор;

- компьютер;

- принтер;

- сканер.

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

        

Перечень рекомендуемых учебных изданий:

 Основные источники:

1. Боровик B.C., Боровик С. С. Обществознание: учебник. -М., 2004.

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2002.

2. Человек и общество: Обществознание: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. -М., 2002.

3. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2002.

4. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. -М.5 2005

5. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М.,2005

        6. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. -М., 2001-2005.

7. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл.-М., 2001-2005.

8. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2001-2006.

9. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2003.

10. Путинский В. О. Обществознание. 10-11 кл.-М., 2002.

11. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл.-М, 2005.

12. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2006.

13. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. -М.,2005.

14.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. -М., 2003-2006.

Дополнительные источники:

Для преподавателей

1. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. -М.,2002.

2. Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. -М., 2002.

3. Кишенкова О.В., Иоффе А.И. Основы обществознания. 8 кл. - М.,2005

Словари (справочники)

Краткий политический словарь.- М.,1989.

Краткий словарь политического языка.- М., 2002.

Философский энциклопедический словарь /под ред. Е.Ф. Губский.- М., 2006.

           Новый философский словарь/ под ред. В.А.Кондрашова.- СПб., 2008

Интернет-ресурсы

www.politeke.ru

www.dic.academic.ru

www.wikipedia.ru

www.filosof.historic.ru

www.krugosvet.ru

Методические разработки

1. Рабочая тетрадь «Обществознание» для контроля усвоения знаний. 2007г.

2. Задания для Олимпиады по дисциплине «Обществознание». 2007 г.

3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

        В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Обществознание» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения,  технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, коллоквиумы, семинарские занятия).

Для проведения текущего контроля знаний  проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады), а также технические средства контроля (программа компьютерного тестирования АСТ – тест) по соответствующим темам разделов.

Промежуточная аттестация установлена в форме зачета в конце I семестра, итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме экзамена

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов  обучения

уметь:

- получать и осмысливать социальную информацию;

Текущий контроль:

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

Тематический контроль:

- проведение коллоквиумов;

- семинарские занятия.

- применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Рубежный контроль:

- письменная контрольная работа;

- проверка и оценка докладов, рефератов, компьютерных презентаций.

знать:

- об обществе и  его сферах;

Текущий контроль:

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- о гражданской ответственности;

Текущий контроль:

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- о национальной идентичности, толерантности;

Текущий контроль:

- устный фронтальный и индивидуальный опрос;

- семинарское занятие.

- о приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Текущий контроль:

- письменная контрольная работа

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.

Итоговый контроль – экзамен.



Предварительный просмотр:

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Ведение

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

1

1

Раздел 1.  Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

12

1

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщений к семинару «Общество как сложная система»

4

Тема 1.2.

 Общество как сложная система

Содержание учебного материала

9

1

   Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.


 

2

Самостоятельная работа обучающегося

Работа с источниками социальной информации

3

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

Тема 2.1.

Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.


2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка докладов по теме «Духовная культура личности и общества»

4

Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала

4

1

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка докладов по теме «Наука и образование в современном мире»

4

Тема 2.3.

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

6








4

1

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности, Моральный идеал.

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.


Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка докладов по теме «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»

2

Раздел 3.

Социальные отношения

Тема 3.1.

Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

6









4

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.


Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка докладов по теме «Социальная роль и стратификация»

2

Тема 3.2.

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

6

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.



2

Самостоятельная работа обучающегося

Решение отдельных социальных ситуаций

3

Тема 3.3.

Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

9

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.





2

Самостоятельная работа обучающегося

Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях

4

Раздел 4.

Политика как общественное явление





Тема 4.1.

Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

8

Государство в политической систем. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах.

Правовое государство, понятие и признаки.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщений по теме «Политика и власть»

4

Тема 4.2.

Участники политического процесса

Содержание учебного материала

13

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.


2

Самостоятельная работа обучающегося

Работа с источниками социальной информации

3

Контрольная работа

2

Всего

117