"Основы социологии". Тема: "Социальные роли".

Филатова Елена Васильевна

Урок с использованием элементов игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2.docx952.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина:  Основы социологии и политологии.

Специальность: Банковское дело

Курс: второй.

Тема урока: Социальные роли.

Основное содержание темы: Социальная роль, ее составляющие. Многообразие социальных ролей. Ролевой конфликт.

Планируемые результаты:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение терминам «социальная роль», «ролевой конфликт», «ролевой набор», выявить причины внутриличностных и межличностных конфликтов, оценить действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, применить социологические знания в процессе решения познавательных задач.
  • метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.
  • личностные: обучающиеся смогут оценить с позиции социальных норм собственные поступки, сформировать готовность к исполнению социальных ролей.

Тип и вид урока: изучение новых знаний, комбинированный (лекция, практикум)

Информационные ресурсы: Презентация «Социальные роли»,

Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.

Кравченко А. И. Введение в социологию: Уч. Пособие для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2008.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

Форма контроля

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности к занятию

Приветствие, организация рабочего места.

2. Актуализа-ция опорных знаний

Повторение понятий предыдущей темы «Статусная теория личности» с целью перехода к изучению нового материала.

Организация работы обучающихся в группах с использованием игрового приема «терминологическое лото». Задания в Приложении 1.

Организует беседу обучающихся по взаимопроверки заданий.

Обучающиеся работают в группах по 4 – 5 человек. Задание:

1. Из набора терминов и понятий составить словарь по теме «Социальный статус», подобрав каждому термину соответствующее определение.

2. Приклеить на лист.

3. Представить готовую работу для проверки.

Беседа: Устная взаимопро-верка «словарей»

3. Постановка учебной задачи

Постановка проблемного вопроса

- Обращает внимание на то, что среди терминов обучающимся встретился ранее не изученный – «социальная роль».

- Уточняет его определение.

- Простит ответить, кто формирует эту модель поведения?

- Должен ли человек следовать этой модели?

Чтобы найти ответ на последний вопрос, предлагает ознакомиться подробнее с ролевой теорией личности.

Записывает тему на доске.

Обучающиеся отвечают на вопросы:

- Модель поведения устанавливают люди.

- Человек должен следовать модели поведения.

- Человек может нарушать эти правила.

Записывают тему в тетради: «Социальная роль»

Беседа.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Лекция с использованием приема «фиш-боун».

На доске рисует «скелет рыбы», где голова – вопрос, хвост – ответ, кости – термины и понятия. Приложение 2.

Записывает проблемный вопрос на голове «рыбы».

По ходу лекции добавляет к «рыбе» записи.

Для лекции использует презентацию.

Приложение 3.

Формулируют проблемный вопрос: Почему человек не может вести себя так, как ему хочется в любой ситуации?

Оформляют «рыбу» в тетради.

Конспект лекции

5. Закрепление знаний

Ролевая игра с целью поиска ответа на проблемный вопрос.

Организует работу учащихся в парах, выдает «кейсы», поясняет им задания.

Задания в презентации, а тексты заданий в приложении 4.

Обучающиеся в парах обсуждают задания кейсов и готовятся к выступлению.

Ролевая игра

1. Приглашает для выступления тех обучающихся, которые готовы к демонстрации заданий.

1. Студенты, которые готовы к выступлению, показывают сценку, пантомиму или рассказывают от лица героя. Остальные угадывают о какой роли идет речь, задают вопросы выступающим.

2. Организует беседу по вопросам:

- Как формируется ролевая модель?

- Тождественно ли ролевое ожидание и ролевой исполнение?

- К чему может привести несоблюдение ролевой модели?

2. Отвечают на вопросы:

- На основе прав и обязанностей социального статуса.

- Не всегда.

- Иногда к положительным результатам и событиям в жизни человека. Но в реальной жизни чаще – к конфликтам с окружающими, в которых человек изначально не прав.

Беседа. Анализ ситуаций.

6. Рефлексия

Предлагает записать ответ на проблемный вопрос на хвосте «рыбы».

Формулируют ответ на проблемный вопрос и записывают его в тетрадях. Некоторые зачитывают свои ответы.

Письмен-ный ответ на вопрос.

7. Подведение итогов занятия

Подводит итог выполненной работы.

Выставляет отметки.

Дают оценку деятельности группы в целом.

Беседа

8. Информация о домашнем задании.

1. Повторить конспект лекции.

2. Сообщение «Я и ролевой конфликт». Подробные вопросы в презентации.

Знакомятся с заданием, уточняют его.

Письмен-ное сообщение в тетради.

Приложения:

Приложение 1

Разрезать и перемешать, сложить в конверт.

Статус

Социальное положение человека в обществе

Генеральный статус

Наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие

Статусный набор

Совокупность всех статусов индивида

Предписываемый статус

Статус, в котором человек рожден или  который ему назначен по прошествии времени

Достигаемый статус

Статус, полученный человеком благодаря его усилиям, желанию, везению.

Несовпадение статусов

Противоречие между правами и обязанностями разных статусов одного человека.

Социальная роль

Модель поведения в рамках какого-либо статуса

Расслоение людей на слои (страты) в иерархическом порядке

Отказ от усвоенных ранее социальных норм

Приложение 2

Приложение 3

Слайды презентации:

Приложение 4

Разрезать.

Кейс 1

Золушка

(При описании не упоминать статусы падчерицы и мачехи)

Кейс 1

Лиза

(Героиня произведения А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)

Кейс 1

Катерина

(Героиня драмы А. Н. Островского «Гроза»)

Кейс 2

Пассажир переполненного автобуса

Кейс 1

Буратино

(Не упоминать о происхождении мальчика)

Кейс 1

Мцыри

(Герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова)

Кейс 2

Последний человек в длинной очереди

Кейс 2

Студент на экзамене

Кейс 2

Зритель в театре (кино)

Кейс 2

Кандидат на собеседовании при поступлении на работу