ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Толстопятых Ирина Анатольевна

 

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «СРЦдН»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ ГРУППЫ РИСКА

                

                                

г. Старый Оскол

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….        …3-5

  1. Взаимоотношение семьи и школы на рубеже веков………………..6-10
  2. Понятие семьи группы риска.                                           Социально-педагогические проблемы семьи………………………11-16
  3. Особенности работы с маргинальными семьями…………………..17-31
  4. Рекомендации специалистов по                                         взаимодействию с неблагополучной семьей……………………….32-33

Заключение…………………………………………………………………..34-35

Литература        …………………………………………………………………..36-37

Введение.

        Кризисные явления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения учащейся молодёжи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы «семья, школа, общество». Причин такого положения множество. Одна из них, и весьма существенная,— падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение.

        Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия.  425 тыс. детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению милиционеров и психологов, не решаются рецидивисты.  Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов — в 17,5 раза. Наркотики проникли в школы, вузы, их можно без труда купить на дискотеке, рок концерте, просто на улице. От них никто не застрахован. Наркоманами становятся как дети из бедных семей, так и из очень обеспеченных. Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей (1.4) Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% средства массовой информации. Только у 20% школа, у 10% улица.

        Проблемами семьи занимаются и государство, и правоохранительные органы, и школа, и детские сады, и больницы, как основные институты государственной власти, в последнее время введена и уже более 10 лет успешно функционирует должность социального педагога, ставшего основным «институтом» воспитания в школе и патронажа в качестве посредника. Необходимо более детально рассмотреть вопросы теоретической помощи и взаимодействия семьи и школы, а в частности семьи группы риска, чтобы в дальнейшем более планомерно и целенаправленно оказывать ей действенную помощь и поддержку. Особое значение в изучении проблемы и выработке практических рекомендацией и методической базы взаимодействия принадлежат Васильковой (Методика и технология работы социального педагога), Л.В Мардахаевой,. М.А. Галагузовой, Р.В. Овчаровой. М.В. Шакуровой.  В своих трудах они подробно рассматривают причины неблагополучия семьи и способы, методы и приемы взаимодействия с семьей. А. Иванцова, как педагог-практик выработала рекомендацию – памятку, позволяющую оптимизировать процесс взаимодействия с неблагополучной семьей. С. Беленцов пытается проанализировать исторический процесс взаимодействия семьи и школы, на основе этого анализа достаточно четко проявляется комплекс причин неблагополучия и «минусы» взаимоотношении семьи, школы и общества. Наибольшее же теоретическую и практическую значимость все же представляет  «Методика и технология работы с неблагополучной семьей» М. В. Шакуровой.

        Актуальность взаимодействия с семьей группы риска обусловлена современным состоянием семьи, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее пределами, так как чаще всего в таких семьях утеряно истинно ценное воспитательное воздействие на ребенка.

        Цель исследования: изучить проблему семей группы риска и сферу деятельности социального педагога с данной категорией семей; определить педагогические пути, условия, методы, средства воспитательного воздействия.

        Объект исследования: процесс воспитательного воздействия социального педагога на семью группы риска.

Предмет исследования: деятельность (взаимодействие) социального педагога с неблагополучной семьей

        Задачи исследования:

  • анализ научно-методической литературы по данному вопросу;
  • изучение системы взаимодействия школы на рубеже веков;
  • раскрыть основные моменты деятельности социального педагога с семьей группы риска;
  • разработать рекомендации взаимодействия с неблагополучными семьями.

Методы исследования:  анализ научной литературы; сравнительно-сопоставительный анализ.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

        

  1. Взаимоотношения семьи и школы на рубеже веков.

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся «звезда» не стала падающей или гаснущей. Взаимоотношения семьи и школы неразрывно связаны между собой.  На протяжении длительного времени, а точнее всего времени существования такого института, как школа, шло взаимодействие.. Ещё в XIX веке В.В. Розанов предупреждал нас о том, что образование «в правильных своих формах есть высший для человека дар истории, но дар, могущий стать в своей неправильности истинным его несчастьем»(3, 185.),

Из нашего сознания, индивидуального и общественного, постепенно уходит понимание, что семья — не только «ячейка» общества, но также и «первичное лоно человеческой культуры», и «живая лаборатория человеческих судеб», и «духовный очаг», и школа «духовно-религиозной, национальной и отеческой традиции» (И.А.Ильин), и институт первоначального воспитания единения и общежития, авторитета и дисциплины. Школа, призванная заложить в человека основы духовного и нравственного опыта, воспитать в нём качества личности, необходимые для жизни в современных условиях, в своей повседневной практике отходит от выполнения этой высокой миссии, отдавая приоритеты обучению в ущерб воспитательной работе с учащимися.

В этой тревожной ситуации необходимо рассмотреть проблему воспитания учащихся в контексте истории. «Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает», — заметил В.В. Розанов. Это утверждение актуально и сегодня (3, 185.)

В опубликованной в XIX веке переписи московского студенчества содержались следующие данные. Большинство опрошенных студентов принадлежали к интеллигентным семьям — у 60% отцы получили образование не ниже среднего. На вопрос, имела ли семья влияние на выработку этических идеалов, эстетических вкусов, чувства товарищества, 56% опрошенных отвергли влияние семьи и только 44% признали его наличность. На вопрос, имела ли семья влияние на выработку определённого мировоззрения, 58% дали ответ отрицательный, 42% — положительный. Три четверти студентов указали, что семья совершенно не руководила их чтением, а из четверти признавших наличность такого руководства 73% отметили, что это было лишь в детском возрасте. И только у 172 студентов из 2094 опрошенных семья руководила чтением и в юношеском возрасте (3,185).

Результат не заставил себя ждать. Сбылись пророческие слова Н.А. Некрасова: «...И порвалася цепь великая, Хлестнув одним концом по барину, Другим по мужику». Семейные устои изначально играли существенную роль в усилении асоциальных настроений школьников. Русская школа конца XIX — начала XX в. систематически выслушивала многочисленные обвинения со стороны общества. Педагоги довольно часто говорили об отсутствии единства между школой и семьёй, о безразличном отношении родителей к задачам воспитания, отмечали враждебное отношение семьи учебно-воспитательному строю образовательных учреждений. Вследствие этого у большинства учеников бессознательно вырабатывался узкопрактический, даже меркантильный взгляд на школу, где не было места для радостного ощущения высоких духовных плодов образования и для их самодеятельного поиска. Обучение в глазах ученика получало характер отбывания тяжёлой повинности ради получения аттестата.

В обширной области образовательного пространства, охватывающей физическое развитие, гигиенические навыки, дисциплину, семейные влияния нередко носили прямо отрицательный характер. Особенно сложное положение складывалось в отдалённых уездных городах. Во многих случаях семья не только не поддерживала благотворное влияние школы, но скорее действовала разрушительно. Многие из родителей «были далеки от знания элементарных правил гигиены, не могли понять этих требований школы». Отмечалось, что среди ученических недостатков было немало, имеющих свой источник и постоянное подпитывание в семейной обстановке. «Изнеженность, леность, нервозность, наклонность к чувственным удовольствиям, распущенность вообще, наклонность к жестокости и прочее — это ли не яркое отображение ненормальности нашей семьи? Борьба с ними в школе затруднительна не только потому, что они уже глубоко пустили корни в душе ребёнка, но и потому, что непрерывно поддерживаются той же семьёй. И только при содействии самой семьи возможна действительная борьба с ними».

Руководители гимназий констатировали такое ненормальное, даже враждебное отношение семьи к работникам школы. В.Г. Комарницкий, А.И. Шестов и другие отмечали, что «семья смотрит на воспитателя, прежде всего, как на представителя школьной администрации, да ещё, пожалуй, такой, которая, по мнению некоторых, совсем не имеет в виду интересов детей, а жаждет лишь предлога к их наказанию... Во многих конфликтах (по мнению родителей) виновата многострадальная школа с её «сухими, чёрствыми педагогами», нисколько не считающимися с «прекрасными» качествами их ребёнка... (3,186)» .

Проблемой для школы стало и то, что «значительные родители» требовали снисхождений для своих детей и прибегали к воздействию «сильных мира», в борьбе с которыми и учитель, и директор были совершенно бессильны. Русские педагоги отмечают, что как «в магазины являлись мамаши, папаши, дядюшки и тётушки для приобретения в подарок своим детям и племянникам подстрочников, решений задач, сборников тем, готовых сочинений и т.д.». Существование такой литературы поддерживалось родителями под видом «учебных пособий», ничего общего с ней не имевших. (3, 187.)

Одной из причин этого была та, что семья не имела законных путей и возможностей влиять на организацию школы. Правильного, систематически действующего органа для своего представительства в школе у семьи не было. Правда, в то время действовали родительские комитеты. Однако их официальная и строго определённая деятельность не удовлетворяла ни семью, ни школу. «В самом деле, какое значение может иметь родительский комитет, если только счастливая и крайне редкая случайность, собравшая на заседание в самом начале учебного года три четверти родителей, не знающих друг друга, поможет организовать комитет из случайных, ни школе, ни обществу неведомых людей, или если вся деятельность в течение года сведётся к одному заседанию с массой речей и полным отсутствием действительной помощи школе (3, 186)». К тому же пределы возможностей родительских комитетов ограничивались только материальной помощью школе.

Вторая причина отсутствия плодотворных отношений между школой и семьёй заключалась в невысоком общем культурном уровне русского общества и, в частности, в слабости развития педагогического просвещения. «Согласованности в действиях школы и семьи нет и ещё долго не может быть, ибо семья ещё очень некультурна в смысле понимания педагогических воздействий».

Вследствие указанных обстоятельств школа и семья по-разному смотрели на цель образования. Первая истолковывала её преимущественно в идеалистическом направлении, очень отвлечённо, а вторая понимала эту цель главным образом утилитарно, с точки зрения материальных прав и преимуществ.

Не отличаясь высотой педагогического понимания и не имея в своём распоряжении достаточного количества материальных, образовательных и педагогических средств, русская семья, в массе своей, постоянно стремилась переложить ответственность воспитания детей на школу и совершенно забывала, что эта задача непосильна только для школы, недостижима и для единоличных усилий семьи.

Русские педагоги настаивали на необходимости поднятия культурного уровня семьи и на совершенствовании педагогических идеалов в семье.

Исторический опыт подсказывает следующее: помнить, что образование — историко-культурный феномен, который развивается во времени и в пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Помнить, что семья — это основа родового строительства нации. Понимать, что без взаимодействия этих социальных институтов — семьи и школы — не может быть осуществлено воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем.

Разумеется, что солидарность семьи и школы в то же время предполагает педагогическую компетентность, устойчивость в идеалах, добросовестность, энергию и любовь к делу обеих заинтересованных сторон. Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует напряжённой, серьёзной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием, совместной работы семьи и школы. Это единение может быть достигнуто лишь на основе стремления школы и общества привести школьное дело в соответствие с требованиями теоретической педагогики. Иначе нельзя достигнуть положительных результатов в образовании, поскольку не будет объективного критерия, примиряющего взгляды семьи и школы.

2. Понятие семьи группы риска.

Социально-педагогические проблемы семьи.

Семья для маленького человечка это оплот его спокойствия и благополучия, где он получает первые уроки жизни, где на протяжении основного отрезка его жизни происходит социализация. Однако все это перечеркивается, когда на первый план выходит неблагополучие, выраженное в том или ином признаке. Сделаем попытку рассмотреть несколько определений семьи и вывести понятие семьи группы риска, обозначив ее проблемы, заботы и чаяния.

Социальная педагогика под семьей понимает  основанную на браке и кровном родстве малую группу, члены которой связаны общность быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается  совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой (25, 345).  Семья это также сложная, многофункциональная система, выполняющая ряд взаимосвязанных функции. В частности под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности ее членов.  Функции семьи, по мнению педагогов и социологов, заключаются в экономических, хозяйственно-бытовых, реактивных, репродуктивных, воспитательных воздействиях и взаимодействиях. По Т. Ф. Ефремовой Семья – это группа близких родственников, живущих вместе. Таким образом, можно приводить множество синонимичных определений семьи, обозначающих, прежде всего взаимодействие и сотрудничество ее членов. Несколько иначе ситуация в семьях группы риска, или маргинальных, неблагополучных, асоциальных семьях(28, 163).

Под семьей группы риска понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни.

Проблемы семьи группы риска определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности  не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью  относительно будущего себя и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям, а также семьи, где дети своего рода рабы, «золушки».

Почему так происходит? Ответ на этот вопрос одинаково прост и сложен. Прост, потому, что все беды можно переложить на государство, на общество; сложен, так как, перекладывая вину за случившееся на других, проблемы не решить, поэтому, прежде всего причины неблагополучия необходимо искать в каждой семье индивидуально. Список причин, ведущих к неблагополучию, этим далеко не ограничивается, ведь каждая семья по своему индивидуальна, обладает своим психологическим климатом, и своей же, присущей только ей способностью противостоять трудностям современной жизни.  На основе вышеизложенного попытаемся обобщить классификацию семей, исходя из существующих причин неблагополучия.

Классификация семей группы риска. Семья в классификаторе социального педагога имеет несколько значении: это и ячейка общества,  и малая группа, и объединение людей, основанное на кровном родстве или брачных узах. Стоит, однако, отметить, что особое значение в социально-педагогической деятельности занимают семьи группы риска. Над классификацией данной группы семей работают много известных педагогов, ученых, и каждый предлагает что-то свое, основываясь на личном профессиональном опыте, на особенностях своего региона. Например, А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность;  педагогическая культура и педагогическая запущенность, безнадзорность и беспризорность. Соответственно она выделяет:

1.   Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

2.   Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3.   Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей (14, 18.).

        Более расширенную классификацию предлагает М.А Галагузова. Основной критерий  классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие (20, 116.).

М. В. Шакурова также выделяет семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованные, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций.  Она же предлагает классификацию семей на основе функциональности и не функциональности, относят к не функциональным семьи группы риска.         Остановимся более подробно на классификации семей именно группы риска по М. В.  Шакуровой:                                                                                        1. Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи. Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых милиционеров, представителей правоохранительных органов.

2. Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

3. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные   семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение (но не всегда, иногда таким родителям просто нужна социально-педагогичеческая поддержка).                                                                 4. Асоциально-аморальные  семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей. Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться си своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций.  

5. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают» затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи (28. 162-166).

Список можно продолжить, сделав упор на стили воспитания. На мой взгляд, данная классификация наиболее приемлемая, так как отражает весь спектр причин неблагополучия, одновременно систематизируя их.  Основываясь на классификации Шакуровой, можно осуществлять планирование социально-педагогической деятельности с различными категориями семей группы риска. К тому же любая типология семей, их классификация формируется под влиянием причин этого неблагополучия.

3. Особенности работы с маргинальными семьями.

        Взаимодействие с семьей  трудоемкий и длительный процесс, особенно с семьями, где визит специалиста воспринимается «в штыки», как правило чаще всего это проблемные семьи, но бывают и исключения, когда члены семьи рады вмешательству из вне ради помощи и поддержки в разрешении их проблем. При этом  важно изучить: состав семьи, ее социальный статус, структуру; жилищно-бытовые условия; материальное обеспечение; воспитательный потенциал семьи; характер взаимоотношении в семье (между взрослыми, детьми, между другими членами семьи; позицию ребенка в семье, его отношение к родителям).

Далее следует составление программы оказания помощи данной семье, прогнозирование ее дальнейшего пути развития и собственно коррекция или ее элементы. Но это уже технологическая структура, которая будет рассмотрена ниже.

Основная задача социального педагога в работе с неблагополучными семьями — укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние ребенка, корректировка его поведения

Социальный педагог помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.  Посещение семьи многим кажется малозначительным действием. Не все родители знают о существовании должности социального педагога, его функциях и назначении. Поэтому у одних проявляется полное безразличие к такому посещению, у других — вообще негативное отношение к нему как попытке установить контроль, вмешаться в частную и личную жизнь. Посещение семьи — дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка — и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах (16. 23.).

Социальному педагогу важно осознавать, что он не одинок в работе. А для этого ему нужна поддержка и помощь со стороны многих организаций и учреждений города

Особое место занимает работа социального педагога с пьющими родителями. Она ведется по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому (там же). Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде всего, наркологами и психиатрами. Основное внимание уделяется пагубным последствиям наркомании и алкоголизма на личность в целом, на физическое и психическое развитие человека, на влияние этих пороков на потомство (рождение физически и психически неполноценного потомства), физические наказания, травмирование психики детей в семьях пьющих родителей (12. 182). Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его цель - раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние наркотиков и алкоголя на взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который наркомания и пьянство наносят семье. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянии наркотического и алкогольного опьянения и их ответственности перед законом. Родители должны знать, что большая часть преступлений совершается именно в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и что такое состояние не снижает вину за правонарушения и усугубляет ее (16. 24.).

        В работе очень важны доверительные партнерские отношения между социальным педагогом и классным руководителем. Защищать ребенка — значит, помогать ему в решении его проблем здоровья, учения, взаимоотношений с учителями, родителями, т.е. создавать условия не только для выживания, но и для развития в сегодняшних условиях.

        Используя личностно - деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Главная задача социального педагога - совмещать воспитательную работу с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий. Хотя может быть и громко сказано, вести семью по волнам жизни, оказывать ей всяческую помощь и поддержку, выражающуюся, прежде всего в человеческом отношении, но именно простое ненавязчивое вхождение в семью и оказание ей, пусть и моральной поддержки, уже есть реальная забота и проявление сострадания. Ниже попытаюсь рассмотреть технологию работы с семьей группы риска, составленную по М.А. Галагузовой, где также будут рассмотрены и особенности социально-педагогической деятельности с семьей.                                                                                        Технология работы с неблагополучной семьей. Одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями (23. 346).

Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей имеют много общего. Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Но технология работы обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.

Один из путей к улучшению состояния — разработка таких
специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.        

Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.

Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.

Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития.

В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки.

Педагогическое просвещение родителей может осуществляться также через создание групп поддержки и организацию взаимодействия родителей. При территориальных службах семьи и детства могут быть созданы курсы по проблемам воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и организации для них краткого отдыха. Для детей на это время создаются комфортные условия пребывания. После проведенного курса родителей можно побудить к свободному обмену мнениями по поводу проблем, вызывающих у них беспокойство.

При составлении программы педагогического образования родителей необходимо учитывать, что большинство из них не имеют специального педагогического образования, и полученные знания могли быть использованы на практике. Таким образом, данная программа должна быть направлена на: творческое усвоение педагогических знаний, с тем, чтобы они стали руководством к действию и способствовали повышении эффективности воспитания детей; формирование способности осмыслить семейную действительность, умения принимать наиболее эффективные решения в соответствии с педагогическим закономерностями, принципами воспитания; взаимное обогащение опытом детско-родительских взаимоотношений.

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей и базовых этапов развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, типичных критических ситуаций, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье; познакомить с понятием возрастных кризисов; проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества.

Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например: хвалить детей за хорошие поступки; поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе; стараться научить ребенка исправить неправильный поступок; разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества; вовлекать ребенка в процесс принятия решений; избегать пустых угроз; не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок; не требовать от ребенка того, что он не может сделать; оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил; использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания: нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым, лишив радости совместной трапезы в кругу семьи; можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго; маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их с мылом и похвалить за выполненную работу и т. д.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело, организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный педагог должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с семьями малолетних детей специалист может порекомендовать понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет: может быть, он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.

Диагностический уровень. Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;

при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы:

  • объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному  или замковому  эффекту;
  • множественность источников информации;
  • достоверность информации;
  • клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).

Этические принципы:

  • конфиденциальность;
  • степень открытости — право клиента;
  • невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:

  • наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
  • беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
  • анкета (письменный опрос);
  • тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

а)        шкальные методики. Для определения результата совместной
работы семье предлагается шкала, на которой он должен отметить
состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу. Методика позволяет переводить качественные характеристики в количественные и может широко использоваться социальными педагогами, так как это один из немногих простых в применении и устраивающих семью способов определения эффективности работы;

б)        карточные методики — набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска). Карточные методики позволяют составить общее представление об эмоциональном состоянии семьи, ее жизненной ситуации, облегчает работу с людьми, имеющими затруднения в общении (мигранты, замкнутые), оказывает успокаивающее действие;

в)        проективные методики — разновидность тестов, нацеленных
на определение неосознаваемых клиентом состояний (бессознательное влечение, скрытая агрессия, переживание);

г)        ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

д)        экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок себя в виде растения, животного). Они позволяют сравнивать результаты работы с клиентом;

е)        анализ документации. Контент-анализ (выборочный, содержательный). Изучение документов — важная часть работы социального педагога, который является составителем многих документов, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

ж) метод социальных биографий — сбор информации об истории жизни человека и его семьи. Исследуются личные беседы, опросы родственников, переписка, семейные альбомы, прием генограммы семьи. Этот метод используется в работе с теми клиентами, проблемы которых берут начало в семье, традициях.

В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.

     Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д.Г. Барнз): отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода; серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт; отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация; наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность); полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями; отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа); отсутствие или избыток дисциплинарных методов.
         
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели. Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.

Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней — индивидуального, группового и общинного.

На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование — процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому. Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом, непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования: беседа; включенное наблюдение;

убеждение; одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; прием активного слушания; прием парафразирования, - проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами, использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит); прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения; прием Я – послания (этим Я - посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: «Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу»); метод легенд — способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника — телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения. Включает также определенные этапы, но требует и специальной подготовки.

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.  Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.

Социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и д.р. (24.28). Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи. Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение. Технология патронажа: предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей; оповещение клиента о времени визита; представление себя (нагрудный знак, визитка); обеспечение личной безопасности;         представление и сообщение о цели визита; время посещения — 20 — 30 минут; подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа — это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака. Методы групповой реабилитации:  беседа;  лекция; диспут;  дискуссия; собрание

Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять
проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента.        

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.

В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арт-терапии, мозгового штурма и т.д. Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы, создания тренинговой группы из 8—10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия.

Возможны следующие стратегии, определяющиеся задачами тренинга:

  • программное ведение, тренинга, которое предполагает четкое следование программе (контроль времени и ролей участников), жесткий стиль ведения тренинга;
  • тематическое ведение, когда ведущий обозначает тему тренинга, ставит цель, проводит мини-лекцию, которая должна заинтересовать участников. Далее предлагается участникам самим выбрать деятельность или ведущий предлагает несколько направлений;
  • свободное ведение, когда группе предоставляется свобода выбора проблемы, действия, ведущий уходит в тень.

Этапы тренинга:

  • знакомство;
  • решение организационных вопросов: определяются цели, время, что допустимо и что нет. Одно из обязательных правил работы — каждый может свободно говорить в любое время, но запрет на все виды ругательства и насилия;
  • возникновение «чувства группы», когда люди преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, снимают маски;
  • подведение итогов, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.

У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.

Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.

Методы общинной работы — лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники). Цели — воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.

Для проведения акций нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы(20, 116-127).

Одна из базовых технологий социальной педагогики — это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности, реклама благотворительной деятельности некоторых организаций, пропагандирование ценностей (экологических, художественных, моральных).

Для работы с общественностью специалист должен иметь организаторско-демонстративные способности, уметь зажечь массу, быть искренним, и конечно главное — тщательно продумывать свои выступления. Локализация общественной работы обычно происходит в микрорайоне, в дворовом клубе.

Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь может понадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение общественного мнения, осуждение и контроль со стороны соседей становятся необходимы, особенно если ресурс самих родителей оказывается недостаточным для решения проблем и удовлетворения потребностей детей.

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться- помощь других специалистов.

Задача социального педагога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собираемся работать. Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента—с позиции клиентоцентризма.

Рассмотренные технологии описывают общие формы работы с семьей, и не всегда применимы к неблагополучной семье, но напомни, все зависит от вида неблагополучия. Ведь неблагополучная семья – это не только пьющая и гулящая…

4. Рекомендации специалистов по взаимодействию с неблагополучной семьей.

        Социальными педагогами-практиками на основе их собственного опыта составлены примерные условия успешного взаимодействия с семьей зоны риска, наиболее подходящими являются рекомендации, разработанные А. Иванцовой, доцентом Московского государственного лингвистического университета, кандидатом  педагогических наук, социальным педагогом  школы

1.  Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2.  Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.

3.  Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

4.  Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

5.  Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рости достижений действий семьи.

6.  Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

7.  Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.

8.  Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.

9.  Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией (14. 19).

Предложенный комплекс рекомендации – это своеобразная памятка        для социальных педагогов при взаимодействии с семьей, может использоваться начинающими специалистами и при самодиагностики удач или неудач, вытекает из технологии работы с семьей группы риска, и служит ее дальнейшим логическим продолжением.

Заключение

        Семья – институт социализации ребенка. В это емкое понятие вложено очень многое: и культура, и гигиена, и профессиональная ориентация, а главное самоутверждение, самоактуализация и собственно вся жизнь маленького человечка. И как бывает грустно смотреть, что при живых родителях, детей увозят в приют, или они бродяжничают, сами попадают в группу риска. Все это вытекает из семьи, а точнее неблагополучной семьи.  Под семьей группы риска понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни.

На рубеже веков семья приобретает наибольшую значимость, особенно в начале 21 века, когда со сменой ценностей резко упала адаптационная и воспитательная функция семьи. Но, как и сейчас, в прошлые годы внимание к семье со стороны педагогов не ослабевало; они также искали формы сотрудничества с семьей и способы оказания ей помощи на основе выделения причин ее неблагополучия.

Основные причины уже современного неблагополучия: проводимая социальная политика государства, и как следствие жизненная неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, низкий материальный и духовный уровень жизни, низкая культура родителей в воспитании своего ребенка.

Из всего многообразия классификации семей можно выделить наиболее полную и наиболее приемлемую классификацию М. В.  Шакуровой: конфликтные семьи, семьи с недееспособными по разным причинам родителями, семьи с прямым десоциализирующим, асоциально-аморальные  семьи, семьи с косвенным десоциализирующим влиянием.

В работе с неблагополучными семьями социальному педагогу приходится решать массу проблем, от защиты ребенка до социальной и правовой защиты семьи. В основном деятельность с такими семьями строится на индивидуальной технологии, в качестве основной рассмотрена общая технология работы с неблагополучной семьей, включающей три этапа: профилактический; диагностический; реабилитационный. На основе этих этапов или уровней строится планирование взаимодействия с каждой отдельной семьей. Однако существую определенные правила или рекомендации, предложенные А. Иванцовой и направленные на оптимизацию деятельности с семьей.

Проводимый анализ взаимодействия и работы с семье показал, что наиболее эффективна комплексная деятельность всех институтов, занимающихся воспитанием ребенка.  От нас всех зависит, чтобы звезда не стала падающей или гаснущей.

Цели и задачи, поставленные в начале исследовательской работы, достигнуты.

Философ Хосе Гаос писал: «Усилий целой жизни может не хватить на то, чтобы освободиться от последствии ошибочного воспитания(14, 10)». Его высказывание не потеряло значимость и сегодня. Ребенок не должен страдать из-за ошибок своих родителей, выражающихся в желании этих родителей жить лишь в сове удовольствие. Деятельность социального педагога с неблагополучной семьей – это не работа одного дня, это планомерная, целенаправленная забота о ребенке, об условиях его успешной социализации, построенная со знанием особенностей этой семьи и теории взаимодействия (работы) с ней.

Литература.

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1999.
  2. Афанасьева Т.М. Семья: учеб. пособие для 9-10 кл. сред. шк. 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1988. – 285с.
  3. Беленцов С. Взаимоотношение школы и семьи на рубеже 19-20 веков: взаимодействие или взаимные претензии?//Народное образование. – 2005 -№2.
  4. Блонский П.П. Работа школы с родителями// Вестник просвещения. М., 1928. - №4. – С.10.
  5. Бочарова В. Педагогика социальной работы. М., 1994.
  6. Васильева З. Изучение личности школьника учителем. – М.: Педагогика, 1991.
  7. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 1991.
  8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 160с.
  9. Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Методика психологического консультирования в социальной работе//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1994. - №2
  10. Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.
  11. Гуманизация российского образования и проблемы защиты детства: Сб. ст. – М., 1995.
  12. Должностные обязанности социального педагога// Вестник образования. – 1995. - № 11. – С. 63-65.
  13. Железнова А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998. -№4. –С.28-39.
  14. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. //Воспитание школьников. -2000 -№10.- С. 18-20.
  15. Ильина Т.А. тема обсуждения – педагогическая технология//Вестник высшей школы.-1973. - №11.
  16. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей.//Воспитание школьников. -2000 -№7.-С.22-25.
  17. Ковалев С.В. подготовка старшеклассника к семейной жизни. – М.. 1991.
  18. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания/ под ред. М.П. Ивановой. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-С.249.
  19. Мелина С. Мировоззренческие аспекты работы с семьей.//Воспитание школьников. -2005. -№3.-С.17-21.
  20. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов/ Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
  21. Методика работы социального педагога пол. Ред. А.В. Кузнецовой. – М.: Школьная пресса, 2003. 96с.
  22. Н. Тихонова. Российская семья в начале века: ситуация удручающая //Воспитание школьников. -2002 -№3. – С.29-30.
  23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 440с.
  24. Рабочая книга социального педагога/под ред. Н.Ф. Масловой. Орел, 1994.
  25. Сухарь Е. Ошибки семейного воспитания.//Воспитание школьников. -2005. -№3. – С. 46-48.
  26. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1994
  27. Теория и методология социальной работы, под ред. С.И. Григорьева. М., 1994.-250с.
  28. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272с.