Тематическое планирование факультатива в 6 классе "Культура общения"

Емешкина Марина Викторовна

Данный материал поможет вам определить основные темы для факультативного занятия. Чем можно занять и заинтересовать детей 6 класса. В основном это игры, проблеммные ситуации...

Скачать:


Предварительный просмотр:

     В основном понятие «Культура общения» связано с практикой по русскому языку и литературе. Но в моем случае программа факультатива была разработана для того, чтобы научить детей общаться «в живую» а не через интернет. Дать им возможность высказываться правильно, обращаться друг к другу, к взрослым, выслушивать собеседника…

Тематическое планирование факультатива

По культуре общения

 в 6 классах

Пояснительная записка

       Каждому человеку, чтобы добиться успеха в жизни и в работе, необходимо, прежде всего, научиться общаться. Потребность в общении – неотъемлемая часть жизни человека, познания окружающего мира, других людей, самого себя. В широком понимании общение – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения.

      Навыки общения необходимы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в коллективе. Без знания общепринятых правил культуры общения трудно рассчитывать на успех в жизни и работе.

Элективный курс “Искусство общения” предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа.

Цель курса: познакомить с основными требованиями к культуре речи в устной  форме языка; формирование навыков владения эмоциями, составление точного и выразительного устного высказывания; формирование правильного поведения в семье, со сверстниками, в общественных местах.

Задачи курса:

  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения учащихся;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать умения убеждать посредством устной речи;
  • донести свои мысли, идеи до оппонента и понять чужое мнение по данному вопросу;
  • вырабатывать общее мнение, принимать общее решение или находить компромисс.

      В данном курсе в качестве ведущего компонента является речевая деятельность. Единицы содержания – речевые умения: устная связная речь, практические задания. Реализуется идея развивающего обучения – творческие задания, проблемные вопросы, обсуждения проблемных ситуаций, нахождение оптимального решения.

     Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

    Курс “Технология  общения” создан на основе развивающего обучения с учетом личностного фактора. Его новизна состоит в том, что он включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Отличительной чертой настоящего курса является обилие практических речевых упражнений, направленных на преодоление страха перед аудиторией,  приобретение навыка устной речи, развитие интереса к общении. Курс строится на принципах естественного развития личности учащихся

  • От умения составить и произнести речь – к умению отстаивать свои взгляды
  • От умения отстаивать свои взгляды – к умению сопоставлять их со взглядами других и формировать обще приемлемое мнение.

    Планируемыми результатами является обеспечение языкового и речевого развития учащихся; формирование функционально грамотной личности.

    Основные ведущие методы в изучении тем – репродуктивный, поисковый. При изучении материала используются следующие организационные формы обучения: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Приемы изучения и контроля данного материала: беседа, дискуссия,  ролевая игра,  защита проекта.

Содержание программы:

Введение. Понятие «культура общения» - 1час

Основные психологические аспекты культуры речи- 15 часов

Эмоции и чувства. Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств при общении. Основы коммуникации. Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия.

Культура речи - 15 часов

Культура речи в общении. Основные признаки культуры речи. Речь правильная и хорошая. Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи. Борьба с многословием, паразитизмами, вульгаризмами, жаргонизмами, разностилевой и бранной лексики.  Точность словоупотребления. Слово в языке и речи. Специфика реализации признаков языкового слова в речи. Специфика слова на разных уровнях. Смысловая специфика слова в речи. Логичность и выразительность речи Логика высказывания. Мелодика речи. Роль интонации в речевом общении.

Практикум. Решение проблемных ситуаций – 2 часа

Обобщающее занятие -1час

П/П

Название темы

Дата

проведения

1

2

3

4

Вводное занятие. Понятие «Культура общения»

Виды общения. Общение - Решение проблемных ситуаций.

Эмоции. Я в мире, мир вокруг меня, мир во мне

Эмоции. Решение проблемных ситуаций

5

Чувства. Мир духовный и материальный.

6

Чувства. Нравственные, эстетические, интеллектуальные

7

Чувства. Решение проблемных ситуаций.

8

Презентация. Жизнь, ты так величественна, прекрасна и многообразна.

9

Правила устройство православного дома

10

Создание модели дома. Практикум

11

Значение эмоций и чувств при общении. Решение практических ситуаций

12

Совесть, любовь, благо, истина, красота, добро

13

Каждый поступок – ступенька вверх или вниз

14

 Решение проблемных ситуаций

15

Мы живем среди людей. Модель поведения человека. (Игровые моменты)

16

Мы и наша семья. Общение внутри семьи.

17

Взаимоотношения в семье

18

Смысл праздников. Семейные праздники.

19

Турнир вежливости

20

Основные признаки культуры речи. Речь правильная и хорошая.

21

Стремление к ясности, точности и чистоте деловой речи.

22

Многословие, слова-паразиты, вульгаризмы, жаргонизмы, разностилевая и бранная речь. Презентация

23

Этикет русского письма. «Пишем письма».

24

Письма о добром и прекрасном. Практикум

25

Красота спасет мир. По одежде встречают.

26

Платье и облачает, и разоблачает человека.

27

Сами себе модельеры

28

Ответственность человека за свою жизнь. Потребность человека в человеке

29

Найти свое место в жизни

30

Турнир вежливости. Хорошие манеры

31

Речевой этикет. Как правильно говорить, слушать. Слово крылато…

32

Практикум. Решение проблемных ситуаций. Проба речи

33

Практикум. Решение проблемных ситуаций. Техника речи

34

Обобщающее занятие