Дополнительное образование

Реализация дополнительного образования в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_dop.obr_.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

  Семилетова Зульфия Айтмуратовна – менеджер по дополнительному образованию Тамбовского института социальных технологий.

 Мы живем в информационном обществе, и информация играет все большую и большую роль в нашей жизни. Фактически порожден новый культ – культ информации. Но она имеет одно свойство – быстро устаревать. И чтобы быть компетентным в своей области, необходимо постоянно запасы информации обновлять и увеличивать. В связи с этим в современном мире постоянно повышается роль дополнительного образования. Постоянное обучение становится образом жизни современного человека.

Но каждый человек, который хочет усовершенствовать свое образование рано или поздно задается вопросом, что лучше: получить второе (третье) образование или пройти обучение по программам дополнительного образования?

 Из Закона «Об образовании» (статья 26, п. 1) мы можем понять, что такое дополнительное образование: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». В нашей стране утвердилось несколько видов дополнительного профессионального образования (ДПО), а именно: стажировка, повышение квалификации, переподготовка.

Стажировка - форма повышения квалификации или переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.

Повышение квалификации - вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Профессиональная переподготовка - вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но предоставляет возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

Пройти обучение по программам ДПО можно как в государственных образовательных, так и в негосударственных образовательных учреждениях. Слушатели могут получить следующие документы государственного образца:

-удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;

-свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

-диплом о профессиональной переподготовке для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов и успешно защитивших в Государственной аттестационной комиссии квалификационную работу.

Система ДПО не является российским изобретением, это продукт западный. ДПО широко практикуется в Европе и США, где этим занимаются университеты или колледжи и за определенную плату можно пройти обучение по любой программе дополнительного образования, но в первую очередь программе MBA. Например, в США системой ДПО охвачено около 20 миллионов человек, каждый из которых проходит повышение квалификации в течение 500 дней за 10 лет работы (около 10 - 15% рабочего времени). В России дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются на основании требований к уровню основного образования обучающихся и на основе государственных образовательных стандартов.

Как правило, обучение по самой длительной программе длится один  год, в то время как срок получения второго высшего образования составляет 3 – 3.5  года.  ДПО является наиболее гибкой и результативной образовательной системой, поскольку позволяет сосредоточиться на изучении небольшого количества действительно необходимых дисциплин. Программы ДПО дают в большинстве случаев очень узкое образование (рассчитанное не более, чем на 500 часов).

В системе ДПО можно получить различные специальности, но наиболее популярными являются образовательные программы для представителей коммерческих структур и малого бизнеса, а именно: стратегическое планирование, бухгалтерский учет и аудит, финансовый менеджмент, антикризисное управление предприятием (банкротство и санация), общий и персональный менеджмент, инвестиционный менеджмент, маркетинг, банковское дело, финансовое право, управление качеством.

Для рынка труда система ДПО очень важна, поскольку позволяет за короткий срок подготовить специалиста с другой специализацией, тем самым, ликвидировав недостаток таких специалистов в народном хозяйстве, а также влияет на численность безработных, позволяя в короткий срок получить новую специальность и трудоустроиться.

Тамбовский институт социальных технологий  тесно сотрудничает  с Тамбовским областным государственным учреждением « Центр занятости населения города Тамбова» и  реализует ряд программ  дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда области. Программы представляют собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

-повышение конкурентоспособности работников, находящихся под угрозой увольнения;

-повышение конкурентоспособности женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства; женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

-повышение конкурентоспособности педагогов.

Центр дополнительного образования  ТИСТ осуществляет разработку и реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ с целью повышения уровня профессиональной компетенции специалистов и удовлетворения потребностей различных категорий граждан в дополнительных образовательных услугах по профилю направлений  вуза

В институте разработаны и реализуются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для сотрудников  других вузов и организаций. Многие программы разработаны в рамках реализации мероприятий инновационной образовательной программы ТИСТ.

 Проведена значительная корректировка содержания имеющихся программ. Модернизация аудиторного фонда, приобретение современного мультимедийного оборудования  позволяют обновлять образовательные технологии и методики.    

Для реализации этих программ «Тамбовский институт социальных технологий»  участвует в проведении открытых аукционов в электронной форме для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на сайте ОАО «Единая электронная торговая площадка»  в сети «Интернет» в соответствии с главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».