Материал для самопроверки по дисциплине "Социальная психология"

Митрюшова Ольга Викторовна

тестовые вопросы с выбором ответа

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Материалы для самопроверки

Вопросы  для  самопроверки  по теме

«Проблема личности в социальной  психологии»

1.  Какова специфика исследования личности в социальной пси хологии?

2.  Каковы проблемы изучения личности в социальной психологии?

3.  Перечислите основные социальные роли, которые человек ос ваивает в течение жизни.

4. Перечислите стадии социализации. Какая из них, на ваш взгляд,

самая важная?

5.  Какие первые навыки взаимодействия, социальные роли, нор мы и ценности могут приобрести дети в семье?

6.  Всегда ли трудно быть децентрированным?

7.  Дайте характеристику основным функциям Я-концепции.

8.  По каким параметрам обнаруживается некоторое превосход ство женщин над мужчинами и наоборот?

9.  Искаженное восприятие каких социальных групп вы знаете? Как они называются? Чем вызвано появление этих предрассудков?

10.  От каких качеств личности зависит эффективность ее дея тельности в группе?

11.  Что такое «вера в справедливый мир»?

Заполнить   пробелы

1. Способность к___— это умение принять другую точку зрения.

2.  Признание стадии послетрудовой социализации вызывает___.

3.  Установка имеет 3 составляющие: когнитивную, поведенчес кую и___.

4.  Предвзятое отношение к людям пожилого и старческого воз раста называется___.

5.  В основном дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к___годам.

6.  Чаще всего предрассудки возникают в___.

7.  Мать, не уделяющая ребенку внимания, заставляет его испы тывать ___. У таких детей может сформироваться низкая___.

8.  Пациент с повышенной массой тела, несмотря на многочис ленные диеты, может оставаться тучным, так как пока не готов к изменению___.

9.  Когда говорят о стереотипном мышлении, то имеют в виду ограниченность или___представлений человека.

10.  Объект предрассудка дает возможность субъекту повысить свою___.

11.  Обыденные представления о взаимосвязях различных черт личности базируются на___структуре личности.

12.  Существует мнение, что для девочки быть похожей на маль чика — это___.

Верно  или   неверно

1.  Предрассудки как явление очень неустойчивы.

2.  Исследования показывают, что различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма существенными.

3.  Социализация продолжается в течение всей жизни.

4.  Научная психология установила строгие связи между опреде ленными чертами личности.

5.  Составляющая Я-концепции, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называется принятием себя.

6.  В обществе нет неравенства между половыми ролями.

7.  В некоторых ситуациях стереотипы полезны.

8.  Всем людям свойственны предрассудки.

Выбрать   правильный   ответ

1. Многие исследователи считают основной функцией Я-концепции:

а)  достижение внутренней согласованности личности;

б)  определение ожиданий человека;

в) индивидуальную интерпретацию опыта.

2.  Суждение «Я — полный идиот» говорит о том, что:

а)  человек пытается себя подбодрить;        

б)  он действительно не уверен в себе;

в)  оба ответа верны;                                        

г)  оба ответа неверны.

3.  В пожилом и старческом возрасте все социальные функции сверты ваются:

а)  верно;               б)  неверно;                        в)  все ответы верны.

4.  Я-концепция — это:

а)  Я реальное;        б)  Я идеальное;                в)  Я динамическое;

г)  Я фантастическое;        д)  все ответы верны.

5.  Основная причина формирования предрассудков кроется в неразви тости сферы:

а)  аффективной;                б)  когнитивной;                в)  поведенческой.

6.  Стереотипы мешают:

а)  при действии в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций;

б)  при действии в отношении непростых и нестабильных объек тов и ситуаций;

в)  все ответы неверны.

Найти   соответствие

I. Понятия:

1.  Предрассудок.        2.  Стереотип.        3.  Установка.        4.  Убеждения.

Определения:

а)  определенный взгляд на предмет, человека или идею;

б)  основные ценности человека;

в) социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента;

г)  социальная установка с застывшим, нередко обедненным когнитивным компо нентом.

II. Составляющие Я-концепции:

1.  Образ Я.                2.  Принятие себя.

III. Функции Я-концепции:

1.  Достижение внутренней согласованности личности.

2.  Определение ожиданий индивида.

3.  Индивидуальная интерпретация опыта.

Содержание:

а)  я — студентка;                б)  я учусь неважно;        

в)  у меня красивые руки;  г)  я живу в Сергиевом Посаде;                

д)  я немного ленива;        е)  я боюсь пациентов.

Содержание:

а) восприятие и объяснение яв лений;                        

б)  восстановление утраченного равновесия;

в) представление о том, что дол жно произойти;        

г)  объяснение происходящих событий;

д)  избавление от дискомфорта.

Вопросы  для  самопроверки по теме  «Социальная психология групп»

1.  Опишите основные характеристики группы.

2.  Почему с точки зрения развития личности человеку даже по лезно менять свой статус?

3.  Дайте характеристику фазам принятия группового решения.

4.  Пользуясь классификацией групп, дайте полное название групп, которые привлекают наибольшее внимание соци альных психологов.

5.  Можно ли класс из 30 человек считать малой группой?

6.  Дайте характеристику социометрических статусов в группе.

7.  В чем проявляются различия в отношении людей к своему статусу?

8.  Чем отличается руководство от лидерства?

9.  От чего зависит авторитет руководителя?

10.  Проанализируйте различные стили руководства.

11.  Приведите примеры групповых норм.

12.  Какое поведение может выбрать новый член группы, столк нувшись с групповыми нормами?

13.  Проанализируйте положительные и отрицательные стороны группового давления.

14.  От каких факторов зависит уровень конформизма?

15.  Дайте характеристику стадиям развития группы.

16.  Какие факторы влияют на процесс  сплочения группы?

17.  Кто такой участвующий в исследовании «наивный субъект»?

Заполнить   пробелы

1.  «Звезды», изолированные и отвергнутые ___ адекватно вос принимают и оценивают свой статус, чем другие члены группы.

2.  Выделяют стили руководства: демократический, попуститель ский и___.

3.  Вероятность конформизма___в ситуации, когда люди обяза ны публично заявить о своем мнении.

4.  Структура группы — это___, выполняемые членами группы.

5. Одна из основных проблем социальной психологии — это про блема ___группы.

6.  На последней стадии развития группа сплочена и одинаково активна и в_деятельности, и  в___сфере.

7.  Люди с низкой самооценкой ___склонны уступать группо вым требованиям.

8.  Руководство — это управление группой через зафиксирован ное ___влияние.

9.  Роль — это___аспект статуса.

10.  Групповое решение можно искать с помощью___, или моз гового штурма.

Верно  или   неверно

1.  Характеристика группы есть сумма характеристик ее членов.

2.  Все члены малой группы должны лично знать друг друга.

3.  В группе может быть только один лидер.

4.  Отверженные — это члены группы, у которых отсутствуют и положительные, и отрицательные выборы.

5.  Понятие «мать» может быть и статусом, и ролью.

6.  Санкции бывают только запретительные.

7.  Женщины в целом менее конформны, чем мужчины.

8. Бывают ситуации, в которых авторитарный стиль управления более эффективен, чем демократический.

9.  Верхняя граница численности малой группы — 30 человек.

10.  Публика на концерте — это большая устойчивая группа.

11.  Система санкций помогает сплочению группы.

Выбрать   правильный   ответ

1.  Состав группы:

а)  статус членов;                                б)  численность группы;

в)  система санкций;                        г)  стили руководства.

2.  Студенты медицинского училища:

а)  малая становящаяся группа;                б)  большая условная группа;

в)  большая устойчивая группа;                г)  большая стихийная группа.

3.  Пренебрегаемые члены группы:

а) имеют только положительные выборы;

б) имеют только отрицательные выборы;

в)  имеют большое число отрицательных выборов и малое число предпочтений;

г)  не имеют никаких выборов.

4. Конформизм:

а)  предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении;

б)  внутреннее состояние организма, побуждающее или ведущее его к действию;

в)  способность видеть вещи в новом свете и находить необыч ные решения проблем;

г)  вынужденное принятие человеком норм группы и соответ ствующего поведения.

5.  Уровень конформизма повышается:

а)  с повышением самооценки;            

б)  при большой значимости сообщения;

в)  при снижении числа членов группы;        

г)  с возрастом;

д)  при наличии еще одного несогласного.

6.  Мозговой штурм применяется для того:

а)  чтобы предотвратить панику;

б)  чтобы поддержать авторитет руководителя;

в)  чтобы помочь группе достичь согласия по принимаемому ре шению;

г) чтобы выработать новые творческие подходы к решению проб лемы;

д)  для снижения уровня конформизма

 7. Что продемонстрировал эксперимент С. Аша:

а)  групповое восприятие является суммой восприятия ее членов;

б)  человек всегда соглашается с мнением большинства;

в)  человек соглашается с группой, даже когда он уверен в том, что группа ошибается;

г)  мнение группы влияет на восприятие человека;

д)  человек соглашается с группой в надежде на вознаграждение.

Найти   соответствие

I. Стили руководства:       Описание:

1.  Попустительский.         а) руководитель единолично управляет

2.  Авторитарный.              группой, принимая на себя всю ответственность

3.  Демократический,    

б) руководитель определяет общую концепцию группы и ставит конкретные цели, а группа решает, как их достичь;

в) руководитель внутри группы имеет незначительное влияние, груп па имеет полную свободу действий. Описание:

а)  один из участников группы записывает все подряд мнения чле нов группы;

б)  группа отбирает одни реше ния, объединяет другие и приходит к окончательному решению, удов летворяющему всех участников;

в)  мозговой штурм;

г) участники имеют возможность говорить все, что они думают о со бранных данных.

II. Фазы принятия группового решения:

1.  Принятие решения.                2.  Установление фактов.        3.  Поиск решения.        4.  Оценка фактов.

Определить   последовательность

Стадии развития групп:

а)  сложившаяся группа с ярко выраженным чувством «Мы»;

б)  стадия конфликта;

в)  процесс знакомства;

г)  «счастливая семья»;

д)  высшая стадия групповой зрелости;

е)  переход от конфликтности к сбалансированности;

ж)  период формирования групповых норм.

Вопросы  для   самопроверки по теме  «Понятие об общении»

1.  Почему существует такое многообразие взглядов на феномен общения?

2.  Какие виды общения вы знаете?

3.  Дайте характеристику уровней общения.

4.  Каким образом внутриличностное общение влияет на обще ние с другими людьми?

5.  Охарактеризуйте стороны общения.

6.  Каким способом можно оценить процесс общения?

Заполнить   пробелы

1. Процесс восприятия лежит в основе___стороны общения.

2.  Тенденция к длительному упадку физического и душевного здоровья называется___.

3.  Общаясь на стандартизованном уровне, мы обычно надеваем

4.  Общение с самим собой — это___общение.

5.  Высший уровень человеческого общения —___.

6.  Общение с незнакомым человеком на___уровне наиболее приемлемо для людей и для общества в целом.

Верно или неверно

1.  Коммуникативная сторона общения заключается в организа ции взаимодействия между общающимися индивидами.

2.  Стандартизованный уровень общения можно считать опти мальным для разрешения личных и межличностных проблем в че ловеческих контактах.

3.  Общение — это и биологическая потребность, и социальная необходимость.

4.  Процесс общения можно оценить.


Выполнить   задания

1.  Восприятие - это отражение отдельных свойств предметов и явлений:

а)  верно;                        б)  неверно.

2.  Расположить в иерархическом порядке уровни общения:

а)  манипулятивный;                б)  игровой;                        в)  примитивный;

г)  духовный;                        е)  стандартизованный;        ж)  конвенциональный;

з)  деловой.

Найти   соответствие

Стороны общения:          Характеристики:

1.  Интерактивная.         а) обмен информацией;

2.  Перцептивная.          б) обмен действиями;

3.  Коммуникативная.   в) восприятие друг друга;

г) познание друг друга;

е)  организация взаимодействия;

ж)  установление взаимопонимания.

Вопросы  для   самопроверки по теме «Коммуникативная сторона общения»

1.  В чем специфика межличностной коммуникации?

2.  Как называют людей, участвующих в обмене информацией?

3.  Охарактеризуйте способы предоставления обратной связи.

4.  Почему косвенная обратная связь может мешать эффективно му общению?

5.  Какие существуют виды коммуникативных барьеров? Дайте им краткую характеристику.

6.  Перечислите средства невербальной коммуникации. В какие группы они объединены?

Заполнить   пробелы

1. Любой коммуникативный барьер — это прежде всего___на

пути передачи информации.

2.______— это информация, содержащая реакцию реципиента

на поведение коммуникатора.

3. Некоторые авторы полагают, что только___информации пе редается с помощью слов, все остальное — с помощью невербаль ного языка.

4.  Обратная связь может передаваться прямо и___.

5.  Чувство неприязни к коммуникатору может приводить к воз никновению барьера___.

Верно или неверно

1.  Смысловой барьер возникает, когда участники говорят на раз ных языках и диалектах.

2.  Фонетический барьер может возникать, когда логика рассуж дения коммуникатора кажется реципиенту неверной.

3.  Чем выше авторитет коммуникатора, тем меньше преград на пути усвоения информации реципиентом.

4.  К невербальным средствам информации можно отнести слова и паузы между ними.

5.  Такесика изучает передачу информации с помощью физичес ких контактов.

Выбрать   правильный   ответ

1.  Передача информации может осуществляться с помощью:

а)  запаха;                б)  паузы;                в)  позы;        г)  прикосновения;        д)  все ответы верны.

2.  Обратная связь — это:

а)  психологическая защита;

б)  помощь в понимании того, как человека воспринимают дру гие;

в)  реакция реципиента;

г)  информация для размышления;

д)  все ответы верны.

3.  Барьеры социокультурного различия возникают по причине:

а)  логического непонимания;                        б)  религиозных предпочтений;

в)  звуков-паразитов в речи;                        г)  быстрой невыразительной речи;

д)  нарушений дикции.

Найти   соответствие

Разделы невербального общения:

1.  Кинесика.

2.  Проксемика.

3.  Такесика.

4.  Паралингвистика.

Определение:

а)  раздел невербального общения, изу чающий закономерности организации ме ста и времени общения;

б)  раздел невербального общения, изу чающий влияние прикосновений в про цессе общения;

в)  раздел невербального общения, изу чающий влияние тональности, тембра го лоса, громкости речи при общении;

г)  раздел невербального общения, изу чающий закономерности мимики, панто мимики, жестикуляции.

Вопросы   для   самопроверки по теме «Перцептивная сторона общения»

1. Как восприятие друг друга партнерами по общению влияет на возникающие между ними  отношения?

2.  Как разворачивается восприятие одним человеком другого?

3.  Что такое социальная перцепция?

4.  Что влияет на социальную перцепцию?

5.  Какие особенности наблюдателя и наблюдаемого влияют на эффективность общения?

6.  Какие психологические особенности индивида как бы запус кают его схему социальной перцепции?

7. Перечислите составляющие физического и социального обли ка наблюдающего, влияющие на социальную перцепцию.

8.  Какие две группы механизмов вовлечены в социальную пер цепцию?

9.  Перечислите механизмы, влияющие на оценку наблюдаемого.

10. Дайте характеристику факторов ситуации знакомства, влия ющих на восприятие друг друга партнерами по общению.

11.  Каким образом люди чаще всего объясняют поступки других людей?

12.  Что такое рефлексия? Какие виды рефлексии вы знаете?

Заполнить   пробелы

1.  В процессе социальной перцепции есть слабые места, где наи более часто происходят___восприятия другого человека.

2. Способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению, называется_______.

3.  Механизм___— это перенос на наблюдаемого психических

особенностей наблюдателя.

4.  Люди с___атрибуцией склонны приписывать причину про изошедшего конкретному человеку.

5.  На понимание и познание других людей наиболее влияет си стема ___человека.

6.  Суть фактора ___ в том, что человек, который превосходит

наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам.

7.   Механизм ___ подразумевает отождествление себя с другим человеком.

Верно   или   неверно

1.  В экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

2.  Адекватное понимание информации зависит от личности ре ципиента.

3. Адекватное понимание информации зависит от личности ком муникатора.

4.  На социальную перцепцию не влияет состояние сознания ин дивида.

5.  Внешне привлекательного человека люди склонны переоце нивать и по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

6.  Профессия не влияет на социальную перцепцию.

7.  Познание другого осуществляется с помощью идентифика ции, эмпатии и рефлексии.

8.  Механизм каузальной атрибуции позволяет корректировать собственное поведение.

9.  Фактор превосходства гораздо легче запускается в экстремаль ных ситуациях.

10.  Схемы формирования первого впечатления всегда ошибочны.

11.  Все вновь появляющиеся представления о людях со време нем встраиваются в имплицитную структуру личности человека.

Выбрать   правильный  ответ

1. Формирование имплицитной структуры личности в основном заканчивается:

а)  в пубертатном возрасте;           б)  к 16-18 годам;                в)  к 22-25 годам;        г)  к 32-35 годам.

2.  Перцептивная сторона общения рассматривает:

а)  невербальные способы кодирования информации;        б)  коммуникативные барьеры;

в)  пути выхода из конфликтов;                                г)  познание себя и партнеров по общению.

3.  Социальная рефлексия — это:

а)  приписывание наблюдаемому определенных мотивов и при чин, объясняющих его поступки;

б) отнесение наблюдаемого к одному из известных типов людей;

в)  способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению;

г)  перенос на наблюдаемых психических особенностей наблю дателя.

4.  Установка — это:

а) способность человека осознанно сосредоточиться на самом себе;

б)  неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование;

в)  предвзятое, не подтвержденное фактами суждение о человеке или явлении;

г)  определенный взгляд на предмет, человека или идею, осно ванный на убеждениях, эмоциях и поведении.

Вопросы  для   самопроверки по теме «Интерактивная сторона общения»

1.  Каковы мотивы, с которыми человек вступает во взаимодей ствие?

2.  Что такое «кооперация»? Приведите иллюстрирующие приме ры из студенческой жизни.

3. В каких ситуациях с точки зрения трансактного анализа про цесс коммуникации будет продолжаться неопределенно долго и наоборот?

4.  Каким образом у человека формируются стереотипы поведе ния Родитель, Взрослый, Ребенок!

5.  Что такое «пересекающиеся взаимодействия»? Как они влия ют на процесс общения?

6. В чем специфика вербальных и невербальных компонентов общения, свойственные рассматриваемым поведенческим типам?

7.  Как ведет себя каждый из описываемых типов при передаче и получении информации?

8.  Почему люди в определенных ситуациях демонстрируют не уверенное, неассертивное поведение?

Заполнить   пробелы

1.  Позиция Родителя может быть определена как позиция___, как пристройка___, как___поведение.

2.  Три звена действия: оценка —____— воздействие.

3.  Важно четко дифференцировать понятия ассертивности и___.

4.  Частое поглаживание других по голове свойственно позиции

5.  Родитель, Взрослый и Ребенок — это стереотипы поведения, продуцируемые___ситуацией.

6.  Недооценка других свойственна человеку, выбравшему ___ поведение.

7.  Недооценка себя свойственна человеку, выбравшему___по ведение.

8.  Мотив минимизации выигрыша другого — это___.

9.  Можно выделить 3 вида детского Я-состояния: Естественный ребенок, Адаптированный ребенок и___ребенок.

10.  Главную роль в пристройках играет___действующего о со отношении своих сил и сил партнера.

11.  Родитель может выступать в роли Контролирующего родите ля и___родителя.

12.  Если человек при разговоре постоянно прислоняется к стен ке или держится за что-то, то, вероятно, он демонстрирует___тип поведения.

13.  Мотив___различий в выигрышах — это равенство.

Верно или неверно

1.  Человек, выбирающий при общении агрессивное поведение, при получении информации не  достигает своих целей.

2.  Не уверенный в себе человек стремится повиноваться другому.

3.  Человек, выбирающий при общении агрессивное поведение, занимает оборонительную позицию.

4.  Мотив максимизации выигрыша другого — это индивидуа лизм.

5.  Пристройки произвольны.

6. Не уверенный в себе человек при получении информации про являет уважение к источнику информации.

7. Человек, занимающий агрессивную позицию в общении, обыч но стремится скрывать смысл используемых слов.

8.  Человек в одной ситуации может вести себя ассертивно, а в другой агрессивно.

9.  Один и тот же человек к разным объектам будет пристраи ваться одинаково.

Вопросы  для  самопроверки по теме «Межличностные конфликты и пути их разрешения»

1.  Конфликт — это хорошо или плохо?

2.  Назовите формулу конфликта и дайте определения его со ставляющим.

3. Дайте характеристику сигналам конфликта. Зачем нужно быть внимательным к ним?

4.  Когда стратегия «выиграть/проиграть» оправдана?

5.  Когда уход от конфликта может быть разумным шагом?

6.  Может ли быть подавление конфликта разумной тактикой?

7. Охарактеризуйте поведенческие реакции человека в зависи мости от того, какую стратегию конфликтного реагирования он выбрал.

8. Может ли конфликт разрешиться сам собой?

Заполнить   пробелы

1.  При плохом настроении___продуктивность мышления.

2.  Согласно мнению Д. Карнеги, финансовый успех на___ %

зависит от технических знаний специалиста и на___% — от уме ния работать с людьми.

3.  Если вы ругаете себя за раздражительность и подавляете нега тивные эмоции, то вы выбрали стратегию___.

4.  Недоразумения возникают из-за___информации.

5.  Конфликт = Проблема + конфликтная ситуация + участники + +___.

6.  Сигналы конфликта: дискомфорт, ___, кризис, недоразуме ние, инцидент.

Верно  или   неверно

1.  Если человек стремится доказать, что другой человек неправ, значит, он выбрал стратегию «выиграть/проиграть».

2.  Победитель автоматически означает существование побежден ного.

3.  Есть ситуации, когда стратегия «выиграть/проиграть» оправ дана.

4.  Инциденты приводят к недоразумениям.

5.  Недоразумения приводят к инцидентам.

6.  Конфликт не может разрешиться сам собой.

7.  Конфликты могут быть полезны.

8.  Раздел имущества поровну — это стратегия «выиграть/выиг рать».

Выбрать   правильный   ответ

1. Инцидент — это:

а)  угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительнос тью и недовольством окружающими;

б)  действия участников конфликтной ситуации, провоцирую щие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними;

в)  приписывание партнеру по общению определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности;

г)  отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей.

2.  Компромисс — это:

а)  способность к согласованным действиям в процессе совмест ного труда;

б)  согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений членами профессиональной общности;

в)  соглашение, достигнутое путем взаимных уступок;

г) доминирующий способ реагирования человека во взаимодей ствии внутреннего и внешнего.

3.  Стратегия ухода от конфликта:

а)  сохранение хороших отношений;                        б)  молчание;

в)  раздел имущества поровну;                                г)  требование безоговорочного послушания.

4.  Стратегия подавления конфликта:

а)  стремление, чтобы каждый что-то получил;        б)  попытка перехитрить своих оппонентов;

в)  полный отказ от отношений;                        г)  сохранение мира и покоя любой ценой.

Найти   соответствие

Стратегии конфликтного ре агирования:

1.     Уход.

2.     Компромисс.

3.     Выиграть/выиграть.

4.     Выиграть/проиграть.

5.     Подавление.

Человек при этом:

а) делает вид, будто все в по рядке;

б)  переходит на чисто дело вые отношения;

в)  стремится доказать, что другой человек не прав;

г) немного уступает ради под держания отношений;

д)  ищет творческие и неорди нарные решения.

Определить   последовательность Появление сигналов конфликта

а)  насилие, оскорбления;

б)  недоразумения на основе недостаточной информации;

в)  напряженные отношения;

г) незначительные инциденты;

д)  дискомфорт.

Вопросы   для   самопроверки по теме  «Психология делового общения»

1.  Что такое деловое общение? В чем его специфика по сравне нию с общением вообще? Какие другие виды общения, помимо делового, вы знаете?

2.  Приведите примеры прямого и косвенного делового обще ния.

3.  Дайте характеристику различных форм делового общения.

4.  Перечислите этапы деловой беседы. Почему начало считается самым трудным? Какие методики помогают оптимизировать нача ло беседы?

5.  Как и когда правильно высказывать замечания и отвечать на них?

6. Какие психологические приемы влияния на партнера по об щению используете вы, чтобы расположить к себе собеседника? Когда подобные действия являются приемами, а когда чем-то дру гим?

7.  Какие совещания малоэффективны и почему?

8.  Зачем на совещаниях рекомендуется вести протоколы?

9.  Из каких частей должно состоять любое выступление? Что они должны в себя включать?

10.  Какой основной вопрос выступающий должен решить перед подготовкой сообщения?

11.  Что способствует успеху выступления и почему?

Заполнить   пробелы

1.  Если разговор требует анализа данных, то рекомендуется под носить трубку к___уху.

2. Деловые совещания направлены на______, ее переработку и

принятие управленческих решений.

3.  Если важнее оценить эмоциональное состояние собеседника, то лучше воспринимать информацию через___ухо.

4.  Наиболее сложно подготовить___деловые совещания.

5.  Человек обычно выглядит___уверенным, чем ему кажется.

6.  Чем___голос, тем убедительнее он звучит.

7.  Во время выступления подбородок лучше держать___.

Верно или неверно

1.  Подготовку инструктивных совещаний следует поручать рабо чей группе в составе наиболее квалифицированных специалистов.

2.  Цель риторических вопросов — вызвать новые вопросы и ука зать на нерешенные проблемы.

3.  На некоторые замечания собеседника можно не отвечать.

4.  Быстрая речь способствует поверхностному дыханию и уси ливает волнение.

5.  «Трудные» деловые звонки лучше делать рано утром или по здно вечером.

6.  Слушая тихую речь, собеседник быстрее устает.

7.  Деловое общение включает в себя обмен информацией, вос приятие и понимание другого человека, выработку единой страте гии взаимодействия.

8.  Во время выступления лучше отвечать на вопросы сразу.

9.  Перед выступлением для улучшения работы голосовых связок рекомендуется пить теплое молоко.

10.  Никогда нельзя читать свое сообщение по бумажке.

Выбрать   правильный   ответ

1. Оптимальное время для доклада:

а)  10—15 мин;                б)  15-20 мин;                в)  20—30 мин;                г)  40-50 мин.

2.  Инструктивное совещание проводится с целью:

а)  сбора информации о текущем положении дел в организации;

б)  поиска путей разрешения проблем;

в)  ознакомления с новыми нормативными документами;

г)  выработки стратегии развития организации.

3.  Перед небольшой аудиторией лучше выступать:

а)  сидя;                б)  стоя.

4.  Открытые вопросы:

а)  это вопросы, на которые не дается прямого ответа;

б) задают тогда, когда необходимо переключиться на другую про блему;

в)  предполагают ответ «да» или «нет»;

г)  начинаются со слов «зачем», «сколько» и т.д.

Вопросы  для  самопроверки по теме  «Агрессия: причинение вреда другим»

1.  Дайте определение понятию «агрессия». Как вы думаете, за чем в определение включены слова «...не желающему подобного обращения»?

2.  Приведите конкретные примеры агрессивного поведения.

3.  Как рассматривал сущность и причины агрессии 3. Фрейд?

4.  Какие стимулы внешней среды могут провоцировать агрес сию?

5.  Как человек научается агрессивному поведению?

6.  Какие теории считают, что агрессию можно предотвратить, а какие — наоборот?

7.  Каким образом семейные отношения влияют на становление агрессивного поведения?

8.  Охарактеризуйте социальные детерминанты агрессии.

9.  Зачем люди «дают сдачи» агрессору?

10.  Дайте характеристику внешних детерминант агрессии.

11.  Что такое «локус контроля»? Вспомните характеристики лю дей с повышенным и пониженным локусом контроля.

12.  Опишите основные черты людей типа А и типа Б.

13.  Наказание — это хорошо или плохо?

14.  Можно ли управлять агрессией?

15.  Какие меры профилактики агрессии вы знаете?

Заполнить   пробелы

1.  Женщины имеют более высокий уровень___агрессии, чем мужчины.

2.  В агрессивной компании происходит___ агрессивности ее членов.

3.  Люди, совершавшие заказные политические убийства, обыч но происходят из___семей.

4.  Люди типа А___других страдают заболеваниями сердечно сосудистой системы.

5.  Агрессию можно классифицировать как физическую и ___, активную и___,___и непрямую.

6.  В группе высока вероятность остаться___. Это ухудшает спо собность к самоосознанию и усиливает агрессию.

7. Агрессивные фантазии, удары кулаком по различным предме там, разрывание бумажки с портретом или именем обидчика, фи зические упражнения могут играть роль___.

8.  Агрессию могут усиливать___человека с неприятным собы тием.

9.  Дети проявляют___агрессии против брата или сестры, чем против всех остальных детей.

10.  Временной интервал между неприемлемым действием и на казанием должен быть___.

11.  Если агрессор полагает, что его действия вызывают одобре ние у наблюдателей, то его агрессия может___.

12.  Катарсис способствует весьма___снижению агрессии.

Верно или неверно

1.  Если женщины нарушают стереотип «слабого пола» и начина ют отвечать агрессору, что уровень направленной на них агрессии резко падает.

2. Люди типа А чаще способствуют возникновению межличнос тных конфликтов.

3.  Наказание как метод борьбы с преступностью сравнительно неэффективно.

4. Человек, в детстве оцениваемый сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее всего будет считаться менее агрессивным.

5.  Отсутствие контроля за ребенком способствует повышению его агрессивности.

6.  СМИ не влияют на становление агрессии.

7. Люди типа А менее агрессивны по сравнению с людьми типа Б.

8.  Многие люди попадают в конфликтные ситуации, потому что не умеют общаться.

Выбрать   правильный   ответ

1.  Агрессия — это прежде всего:

а)  эмоция;                б)  мотив;        в)  установка;                г)  определенное поведение.

2.  Распространение сплетен о другом человеке — это агрессия:

а)  вербальная — активная — прямая;                                б)  вербальная — пассивная — прямая;

в)  вербальная — активная — непрямая;                        г)  вербальная — пассивная — непрямая.

3.  Фрустрация — это:

а)  зависимость восприятия предметов и явлений от предшеству ющего опыта, от особенностей человека;

б) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели;

в)  потеря какого-либо объекта, человека, информации;

г) чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их соче таний.

4.  Крайне часто демонстрируют агрессивное поведение люди:

а)  со сниженным самоконтролем;

б)  со средним самоконтролем;

в)  с повышенным самоконтролем.

5.  Наказание как средство профилактики агрессии эффективно, если:

а)  агрессор находится в состоянии крайнего озлобления;

б)  ожидаемое наказание не очень сурово;

в) выгода от совершения агрессивного действия слишком велика;

г)  вероятность наказания высока.

6.  Усилению агрессии наиболее способствуют:

а)  низкие температуры;                                б)  средние температуры;

в)  умеренно высокие температуры;                г)  очень высокие температуры.

7.  Усилению агрессии способствуют:

а)  смягчающие обстоятельства;                б)  злоумышленные и преднамеренные провокации;

в)  умеренная эротическая стимуляция;        г)  наглядные примеры неагрессивного поведения.