Формирование правовой компетентности студентов

Бакуева Оксана Николаевна

Опыт работы по формированию правовой культуры у студентов, обучающихся по специальности 040401 "Социальная работа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_pravovoy_kultury.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правовой компетентности  

у будущих специалистов по профилю социальная работа в условиях СПО.

Современные общественные преобразования, сопряженные с формированием правового государства в целом и поддержкой каждого гражданина в отдельности, обозначили одну из серьезнейших проблем современного общества, которая выражается в низком уровне правовой культуры граждан РФ. Процесс развития нашего общества на прямую связан с необходимостью повышения правовой культуры в целом.  

В свою очередь социальные реформы, проводимые в нашей стране, диктуют необходимость формирования правовой культуры будущих специалистов социальной сферы, которая признана способствовать эффективной правовой деятельности и принятию социальными работниками общепринятых нравственных ценностей.

Именно поэтому, сегодня изменились требования к выпускникам среднего профессионального образования.  И если несколько десятилетий назад, для характеристики квалифицированного специалиста по социальной работе было достаточно оценить его профессиональные знания, умения и навыки, то в настоящее время, перечень требований расширился, и перед образовательными учреждениями среднего профессионального образования ставится задача формирования такой качественной характеристики будущего специалиста как правовая культура.  

        Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарта поведения.

        В профессиональной подготовке студентов становится все более очевидным тот факт, что расширение сферы деятельности будущих специалистов в области социальной защиты населения требует адекватного изменения образовательного процесса с тем, чтобы каждый выпускник имел необходимые правовые знания и элементы правовой культуры, которые способствовали бы эффективной коммуникации специалиста как с клиентом, так и различными публичными институтами.

Правовая компетентность специалиста социальной сферы - это составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы клиентов на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами,  профессиональными обязанностями специалиста, нормативными рамками технологической деятельности.

Правовая культура специалистов по социальной работе имеет гуманистическую, охранно-защитную, превентивно-профилактическую, информационно-консультационную и другие функции.

Структура правовой культуры социального работника включает в себя ценностный, когнитивный, коммуникативный, деятельностный и рефлексивный компоненты.

Практика среднего профессионального образования, показывает, что, несмотря на понимание важности проблемы становления правовой культуры специалиста по социальной работе, технология процесса ей формирования у студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» недостаточно разработаны. И для оптимизации работы по формированию правовой культуры будущего специалиста первоначально необходимо определить модель право-культурной личности студента, так как по мнению В.П. Сальникова правовая культура как особое социальное явление, проявляющееся в качественном правовом состоянии общества и личности. Модель правокультурной личности характеризует студента как индивида способного осознавать социальную значимость права и правопорядка, признавать уважительное отношение к правам другого человека, имеющего привычки правомерного поведения и занимающего позицию гражданско-правовой активности. Формирование правовой культуры будущего социального работника (достижение соответствия модели правокультурной личности) в учреждениях среднего профессионального образования представляет собой целостный образовательно-воспитательный процесс, который включает в себя следующие компоненты:

  • организация и реализация совместной деятельности субъектов воспитательно-образовательного процесса: преподавателей, руководителей практики специалистов социально-психологической службы;
  • самостоятельная деятельность студентов.

В процессе воспитательно-образовательного процесса студенты приобретают опыт социально-правовой деятельности, овладевают компетенциями и ценностями необходимыми для творческой разработки и реализации социально-правовых технологий на различных уровнях социальной работы.

Процесс формирования правовой культуры будущих специалистов социальной сферы основывается на системообразующих, технологических и специальных принципах.

Работа по формированию правовой культуры социального работника выстраивается в соответствии с уровнями обеспечивающими правовое и нравственно-ценностное самоопределение личности студента. К ним относятся: когнитивный, мотивационно-ценностный и поведенческий уровни.

До недавнего времени когнитивный уровень являлся первым в процессе формирования правовой культуры, так как знания являются фундаментальной основой для формирования умений, а без знаний и умений невозможно формирование нравственных ориентиров и адекватности профессиональной деятельности. Но в условиях внедрения компетентностного подхода к процессу образования можно провести и обратную связь влияния практической деятельности и мотивации познания на усвоения знаний и умений. В этом случае правовая культура личности раскрывается в субъективно усвоенных личностью культурно-правовых ориентациях, творческой деятельности и позитивных результатах юридически значимого поведения. Это конкретный характер прогрессивно-правового развития индивида, обеспечивающий его правомерную и активную деятельность.

Профессиональная деятельность специалиста постоянно связана с решением разнообразных задач, в том числе и правовых. Для этого необходимо иметь развитое правовое мышление, которое формируется в процессе правового образования и воспитания в колледже.

В рамках настоящей статьи представлен опыт формирования правовой компетентности в условиях ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж. В основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования знания о правовой культуре, полученные студентами в школе, пополняются на уроках обществознания. При этом предполагается, что студент, имеющий четкие знания правовой культуры должен: знать все законы, касающиеся его прав, уметь применять их в различных жизненных ситуациях, отстаивать права: свои и других. Но, как показывает практика, студенты первого курса демонстрируют низкий уровень сформированности этих качеств. Начиная со второго курса студенты углубленно изучают междисциплинарные курсы: «Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами», «Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми», «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска» в рамках которых проводятся не только лекции и беседы, но и практикумы, на которых преподаватели предлагают студентам разобрать различные правовые ситуации. В ходе производственной практики, проходящей на базе Управлений по социальной защите населения, студенты осуществляют профессиональную деятельность, отражающую их способность решать социально-правовые проблемы клиентов на основе приоритета прав человека, социального стандарта, профессиональных обязанностей специалиста, нормативных рамок технологической деятельности.

Формирование правовой культуры является одной из основных организационных сфер жизнедеятельности студентов. Воспитательная работа в колледже нацелена на передачу будущим специалистам опыта участия студентов людей в коллективной жизни, на целенаправленное подключение подростков в систему коллективных отношений, на формирование в них чувства гражданственности, желания иметь собственную позицию в жизни, умение и желание ее выражать, беспокоиться не только о своем благе, но и о преуспевании государства в целом.

Таким образом, формирование правовой культуры будущих бакалавров по профилю социальная  осуществляется на основе комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой культуры студента-будущего социального работника в условиях колледжной подготовки, включает: ценностно-ориентированное целеполагание колледжной подготовки, интегрирующей усилия всех субъектов, направленные на формирование компонентов правовой культуры студента; использование возможностей содержания колледжной подготовки, определенного требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к качеству подготовки специалиста, и вариативного содержания курсов, ориентированных на формирование правовой компетентности и правовой культуры; применение образовательных технологий, обеспечивающих включенность студентов в деятельность по решению социально-правовых проблем различного уровня социальной работы; осуществление педагогического сопровождения проектной деятельности студентов, позволяющей приобрести им социально-правовой опыт, проявить активность в решении профессиональных задач.

Литература.