Нормы социальной работы

Бакуева Оксана Николаевна
Методическая разработка урока по дисциплине "Теория и методика социальной работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_sotsialnoy_raboty.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Министерства образования Московской области

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»

Методическая разработка конспекта урока

с использованием технологии  групповой  технология и  ИКТ

по дисциплине «Теория и методика социальной работы»

 на тему: «Этические нормы социальной работы»

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Бакуева О.Н.

2012-2013 учебный год

Цель: Формировать  у студентов базовые понятия социальной работы как профессии. Определить суть этических норм деятельности социального работника.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать  пониманию студентов   этических принципов и стандартов этики социальной работы.
  • Обобщить этические принципы, отражающие ключевые ценности профессии, и установить ряд специфических стандартов этики, которые должны соблюдаться при проведении социальной работы.
  • Определить стандарты, по которым социальные работники делают оценку неэтичности профессиональных действий своих коллег.

Развивающие:

  • Развивать у студентов способности  находить  правильные подходы к разрешению возникающих ситуаций конфликта профессиональных обязанностей, а также ситуаций, характеризующихся неопределенностью или неясностью этического характера.
  • Развивать у студентов навыки использования  информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.

Воспитательные:

  • Продолжать развивать у студентов умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

В ходе проведения  урока  реализуется  формирование  следующих  профессиональных компетенций:

общие компетенции (ОК), включающие способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

профессиональные  компетенции (ОК), включающие способность:

  • Способность осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа

ПК-1.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам

ПК-1.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

ПК-1.5

  • Способность координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей

ПК-2.2

  • Способность осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-2.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС

ПК-2.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей

ПК-2.5

  • Способность координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.2

  • Способность осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-3.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска

ПК-3.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.5

  • Способность определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

ПК-5.2

  • Способность осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов

ПК-5.3

Вид урока:

Комбинированный урок

Технологии, используемые  на уроке:

Проблемное  обучение, групповая технология (дискуссия в малых группах), ИКТ.

Формы учебной деятельности студентов:

Групповая, индивидуальная.

Основные понятия:

Этические нормы, этика социальной работы,  этикет в социальной работе.

Материально- техническое оснащение  

Кроссворд на компьютере,  таблица Этические нормы социального работника, презентация  «Этические нормы социального работника».

Конспект  урока.

Организационный этап.

 Приветствие.  Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов к уроку.

Организация внимания.

Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о том, что каждая профессия в системе «Челове-Человек»  базируется на особой, присущей только ей системе  знаний как теоретического, так и практического характера. Системе знаний  и установок, которая отличает  профессионала  в определенной сфере деятельности от непрофессионала.  Что же это за система, и какие критерии в нее входят?

Работа в группах.

Вам предстоит обсудить  следующие вопросы:

1. На чем должен опираться социальный  работник  в работе  с клиентами?

2. Какими качествами должен обладать социальный работник?

3. Существуют ли правила работы социального работника?

Студенты должны выбрать представителя, который будет вести записи и расскажет о результатах дискуссии. Вопросы обсуждаются в течение 10 минут, после чего все группы объединяются, и представитель каждой группы рассказывает о результатах

дискуссии. Записи ведутся на доске. В результате обсуждения проводится поведение итогов.

Вы все совершенно правы,  в своей работе социальный педагог должен опираться  на совокупность таких категорий, принципы, правила общения  и поведения, нравственные качества и предписания, регулирующие отношения между работниками социальных служб и между клиентами и  социальными работниками.  

Совокупность перечисленных категорий в профессиональной деятельности можно обозначить одним понятием, которое зашифровано в кроссворде, пожалуйста, попытайтесь отгадать кроссворд и  дать  четкое определение зашифрованному понятию. А кроссворд наш посвящен предыдущей теме: «Социальный работник как профессия», разделу: «Характеристика функций  социального работника» Каждой группе выдано по вопросу к тесту, на который  вы должны дать  ответ.

э

в

р

и

с

т

и

ч

е

с

к

а

я

д

и

а

г

н

о

с

т

и

ч

е

с

к

а

я

о

р

г

а

н

и

з

а

т

о

р

с

к

а

я

а

к

т

и

в

и

з

а

ц

и

о

н

н

а

я

п

р

а

к

т

и

ч

е

с

к

а

я

По мере ответов группы  педагог заполняет сетку  кроссворда  выведенного на экран.

И предлагает  студентам определить слово,  сложенное  в кроссворде.

Итак,  что же такое этика социального работника?

Каждая группа формулирует понятие самостоятельно.

Итак мы пришли с вами к выводу, что этика социального работника – это совокупность принципов , правил общения и поведения, нравственные качества и предписания, регулирующие отношения между работниками социальных служб и между клиентами и  социальными работниками.  

И теперь нам предстоит  разобраться,  что же такое  этические нормы и этикет социального работника.

Этап усвоения новых знаний.

   Лекционный материал с использованием презентации  «Этические нормы социального работника».  

Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — основа этикета социального работника.

Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.

Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.

  • Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.

  • Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.
  • Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.

Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.

Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.

Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы [2].

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.

Важнейший долг социального работника перед самим собой — поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.

Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

  • внешний вид работника;
  • внешний вид помещения;
  • удобство для посетителей;
  • психологическая атмосфера доверия к посетителю.

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.

Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение необязательно совпадет с убеждениями социального работника.

 Этап закрепления новых знаний.

  Сегодня мы обсудили с вами основные этические нормы социального работника. И сейчас  вам  предстоит   обсудить,  какие  этические профессиональные  нормы должны быть отнесены к каждой из предложенных  групп.

Группам  раздаются бланки задания. Студенты обсуждают  какие именно этические нормы можно отнести к представленным группам.

1.

Поведение и облик социального работника

2.

Этические обязательства по отношению  к своим клиентам

3.

Этические обязательства по отношению  к своим коллегам

4.

Этические обязательства по отношению  к организациям,  с которыми  осуществляется сотрудничество

5.

Этические обязательства по отношению  к своей профессии

6.

Этические обязательства по отношению  к обществу.

Этап информации студентов о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Подводя  итоги нашей работы ,  мне бы хотелось,  еще раз остановиться на основной цели этики  социальной работы, которая заключается в обеспечении и поддержании социально-одобряемых моделей профессиональной деятельности  социального работника.

Вашим домашним заданием будет выполнение творческой работы.  Составьте  памятку социальному работнику «Этика социального работника».