Объект и предмет социальной работы

Бакуева Оксана Николаевна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obekt_i_subekt.pptx200.57 КБ
Файл tema_uroka.pptx255.94 КБ
Файл obekty_i_subekty_sotsialnoy_raboty.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж» ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Преподаватель: ОП.02 « Теория и методика социальной работы» Бакуева О.Н.

Слайд 2

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Объект социальной работы человек , социальная группа или иная общность, нуждающиеся в решении социальных проблем, социальной помощи и поддержке посредством практики социальной работы .

Слайд 3

Трудная жизненная ситуация – Ситуация объективно нарушающая социальные связи человека с его окружением и условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как «сложная », вызывающая потребность в поддержке и помощи социальных служб.

Слайд 4

инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; ; одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Слайд 5

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ: состояние здоровья , которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы: это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица , подвергшиеся радиационному воздействию, семьи , в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

Слайд 6

служба и труд в экстремальных социальных условиях к этой группе лиц относятся: участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица , труженики тыла во время Великой Отечественной войны ( чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:

Слайд 7

пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:

Слайд 8

Девиантное поведение в его различных формах и видах: к этим категориям относятся: дети и подростки девиантного поведения; дети , испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица , вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи , в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:

Слайд 9

трудное, неблагополучное положение различных категорий семей к этой группе населения можно отнести: семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:

Слайд 10

особое положение детей ( сиротство, бродяжничество и другое) на этом основании целесообразно выделить следующие группы : самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости ); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки; КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:

Слайд 11

бродяжничество, бездомность к этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы; предродовое и послеродовое состояние это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей , находящихся в отпуске по уходу за ребенком; правовое (и в связи с этим социальное) положение л иц , подвергшихся политическим репрессиям и в последствии реабилитированных КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНОСТИ:

Слайд 12

СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Субъект социальной работы – человек, социальная группа или иная общность, решающие социальные проблемы тех, кто нуждается в социальной помощи и поддержке в системе практики социальной работы

Слайд 13

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.

Слайд 14

КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ организации, учреждения, в том числе государство со своими структурами, социальные службы различного подчинения; администрации государственных предпри­ятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их под­разделения; общественные, благотворительные организации и их учреждения ; специалисты различных социальных служб, а также представители общественных, благотворительных организаций и частных социальных служб, профсоюзов; преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений ; научные работники (исследователи).

Слайд 15

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

об суб ъекты ъекты И с оциальной работы


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Министерства образования Московской области

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»

Методическая разработка конспекта урока

с использованием  информационно - коммуникационной технологии

по дисциплине «Теория и методика социальной работы»

на тему: «Объекты и субъекты социальной работы»

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Бакуева О.Н.

2012-2013 учебный год

Цель: Формировать  у студентов базовые представления об  объектах и субъектах как компонентов социальной работы характеризуемой особым видом деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Охарактеризовать  объекты социальной работы.
  • Обозначить субъекты социальной работы.

Развивающие:

  • Развивать у студентов навыки использования  информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.
  • Совершенствовать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность)

Воспитательные:

  • Воспитание потребности использовать информацию для решения субъективно значимых проблем.
  • Прививать студентам   правильное  отношение к общечеловеческим ценностям.

В ходе проведения  урока  реализуется  формирование  следующих  профессиональных компетенций:

общие компетенции (ОК), включающие способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

профессиональные  компетенции (ОК), включающие способность:

  • Способность осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа

ПК-1.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам

ПК-1.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

ПК-1.5

  • Способность координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей

ПК-2.2

  • Способность осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-2.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС

ПК-2.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей

ПК-2.5

  • Способность координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.2

  • Способность осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-3.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска

ПК-3.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.5

  • Способность определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

ПК-5.2

  • Способность осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов

ПК-5.3

Вид урока:

Комбинированный

Технологии, используемые  на уроке:

Информационно - коммуникационной технологии

Формы учебной деятельности студентов:

фронтальная.

Основные понятия:

Система социальной работы, объект, социальной работы, субъект социальной работы.

Материально- техническое оснащение  

Компьютер, интерактивная доска, презентация по  теме урока.

Технологические этапы:

Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

4. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Методы и приёмы:

  • Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний

(Ребус)

  Конспект  урока.

Организационный этап.

Определение отсутствующих. Проверка готовности студентов к уроку. Организация внимания. Приветствие студентов.

Добрый день уважаемые студенты! Сегодня мы продолжает с вами  изучение  второго раздела  нашей дисциплины «Социальная работа в системе  общественных отношений».

2. Этап проверки домашнего задания.

На прошлом уроке вы получили домашнее задание  (составление презентаций на тему:

«Глобалистический подход к определению сальности социальной работы»). Пожалуйста, представьте свои материалы для анализа выполненной работы. (Выявление факта выполнения домашнего задания всеми студентами. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учащимися и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено к следующему уроку).

3. Этап всесторонней проверки знаний.

Итак, на прошлом уроке мы охарактеризовали  глобальные проблемы человечества, которые  разрешаются в процессе социальной работы. Перечислите мне  их  пожалуйста.

Хорошо, молодцы, вы вспомнили все проблемы, и они касаются общества в целом.  При изучении этой темы мы упоминали, что социальная работа выступает в качестве деятельности. А  что она из себя представляет и  из каких элементов состоит,  мы с вами и будем знакомиться.

4. Этап подготовки студентов к активному усвоению знаний.

Обратитесь,  пожалуйста,  к вашим компьютерам и откройте файл Power Point «Тема урока».  Перед вами   презентации, который позволит определить тему сегодняшнего урока. Переведите, слайд в режим   выполните анимацию частей слов и вы получите  тему сегодняшнего урока. Итак, тема нашего сегодняшнего  урока  «Объекты и субъекты социальной работы»

5. Этап усвоения новых знаний. (объяснение  с использованием презентации Power Point)

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П.Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиентом социальной службы. Однако чаще всего под понятием «клиент»  понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная личность, группа, семья, социальные структуры, организации, общины (например, секта) или население какой-либо территории полностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него возможности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обладать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникальная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойственные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жизни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индивидуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно отнести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, людей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с которыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изменениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни клиента и его личности позволяет ему более четко определить характер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются   следующим   образом:

  • клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  • клиент должен видеть в социальном работнике специалиста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  • клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализировать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за принятие решений социальный работник должен брать на себя только в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболевание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опыта, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  • сфера производства;
  • сфера здравоохранения;
  • сфера образования;
  • сфера культуры;
  • культурно - досуговая сфера;
  • силовые структуры;
  • пенитенциарная система;
  • социально-этническая среда;
  • сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы могут выступать:

  • организации, учреждения, в том числе государство со своими структурами, социальные службы различного подчинения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
  • общественные, благотворительные организации и их учреждения;
  • специалисты различных социальных служб, а также представители общественных, благотворительных организаций и частных социальных служб, профсоюзов;
  • преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений;
  • научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на федеральном уровне выступает Министерство здравоохранения и социального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Содержание социальной работы на федеральном уровне определяется законодательной и социальной политикой государства в масштабе всей страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более содержательный характер. Местный уровень определяется адресной социальной деятельностью.

Среди субъектов социальной работы можно выделить административно-управленческие структуры, которые на различных стадиях государственной иерархии формируют и осуществляют социальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных общественных объединений на местах, которые активно решают социальные проблемы как группы самопомощи.

6. Этап закрепления новых знаний.

Мы с вами рассмотрели один из первых элементов  социальной работы как  особого вида деятельности. И сейчас я попрошу вас  выполнить задания. Откройте  файл №2. В списке представлены перечень объектов и субъектов социальной работы и явления не входящие  в категории объект-предмет. Ваша задача  распределить их в таблице предложенной ниже.

 Список .

Сфера производства.

Сфера здравоохранения.

Социальные службы различного подчинения.

Пенитенциарная система.

Старики .

Дети.

Культурно - досуговая сфера.

 Администрации государственных предприятий.

Беспризорные дети.

Сфера бытового обслуживания.

Врачи.

Общественные организации.

Певцы.

Благотворительные организации.

Силовые структуры.

Культурно - досуговая  сфера.

Хирурги.

Военнопленные.

Семья.

Несовершеннолетний

Инвалид.

Специалисты благотворительных служб.

Министерство здравоохранения и социального развития.

Преподаватели.

Обыватели.

Таблица.

Субъекты и объекты социальной работы.

Объекты

Субъекты

Не является

Ни объектом, ни субъектом социальной работы.

7.  Рефлексия.

Каждый социальный работник должен осознавать значимость своей работы, то с кем придется ему работать и то, что он помогает клиенту анализировать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за принятие решений социальный работник должен брать на себя только в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболевание или возраст). При этом  он должен четко представлять себе  круг субъектов  социальной работы  имеющих возможности преобразовать трудную жизненную ситуации в лучшую стороны.

-Какие  из объектов социальной работы мы можем встретить в повседневной жизни?

-Будет ли наша помощь расценена как социальная деятельность, почему?

-Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке больше всего.

8. Этап информации студентов о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Студентам предлагается  описать круг знакомых, с указанием к какой из категорий как объект социальной работы относится каждый из них.