Ценности социальной работы

Бакуева Оксана Николаевна

Методическая разработка урока  по дисциплине "Теория и методика социальной работы", специальность 040401 "Социальная работа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennosti_sotsialnoy_raboty.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Министерства образования Московской области

«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»

Методическая разработка конспекта урока

с использованием технологии групповой  технология и  ИКТ

по дисциплине «Теория и методика социальной работы»

 на тему: «Ценности социальной работы»

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин Бакуева О.Н.

2012-2013 учебный год

Тема урока: «Ценности  социальной работы»

Цели обучения: Формировать  у студентов базовые понятия социальной работы как профессии. Определить ключевые ценности, которые формируют суть миссии социальной работы.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать  пониманию студентов   миссии и  ценностей социальной работы.
  • Обобщить ключевые ценности профессии.

Развивающие:

  • Развивать у студентов способности  анализировать документы.
  • Развивать у студентов навыки использования  информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности.

Воспитательные:

  • Продолжать развивать у студентов умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

В ходе проведения  урока  реализуется  формирование  следующих  профессиональных компетенций:

общие компетенции (ОК), включающие способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

профессиональные  компетенции (ОК), включающие способность:

  • Способность осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа

ПК-1.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам

ПК-1.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов

ПК-1.5

  • Способность координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей

ПК-2.2

  • Способность осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-2.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС

ПК-2.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей

ПК-2.5

  • Способность координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.2

  • Способность осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК-3.3

  • Способность создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска

ПК-3.4

  • Способность проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска

ПК-3.5

  • Способность определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

ПК-5.2

  • Способность осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов

ПК-5.3

Вид урока:

Комбинированный урок

Технологии, используемые  на уроке:

Групповая технология (дискуссия в малых группах),  ИКТ.

Формы учебной деятельности студентов:

Групповая.

Основные понятия:

Ценности социальной работы,  миссия социальной работы.

Материально- техническое оснащение  

Кодекс этики  (6 экземпляров) для работы групп.  Презентация

Разноцветные карточки. Красные -5 балов, зеленые -4 бала, желтые – 3 бала.

Конспект  урока.

Организационный этап.

         Приветствие.  Определение отсутствующих.  Проверка готовности студентов к уроку.

Организация внимания.

Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний.

На сегодняшнем уроке мы поговорим с вами о   такой категории как ценности социальной работы.  Но прежде чем говорить о ценностях социальной работы, необходимо иметь представления о  первоначальном  понятии определений, что такое  «ценность» и «система ценностей».

Работа в группах.

 (За работу  в группе студентам выдаются карточки. При этом, оценивается активность студентов  в  обсуждении  вопросов,  полнота и обстоятельность  их ответов).

Я предлагаю Вам обсудить  и дать определение, что же такое миссия и  ценности социальной работы.  

Для этого ответьте на следующие вопросы?

1. Какова цель (миссия)  вашей работы как социального работника?

3. Какими убеждениями вы руководствуетесь?

4. С какими категориями людей вам предстоит сотрудничать?

5. Что является наиболее значимым для вас в жизни?

6. Чего вы  не хотели бы испытать в своей жизни?

Студенты работают в группах, на работу дается 10 минут. Затем заслушиваются выскаказывания каждой групп.  И выводится определение. Группа может воспользоваться  поисковыми системами для определения  понятия.

Итак, мы с вами пришли к выводу, что ценность – это важность, значимость,  польза чего-либо.  В свою очередь ценность социальной работы является совокупностью явлений, значимость которых определяется объектами социальной работы.

Миссия социальной работы заключается в улучшение благополучия жизни человека, оказание помощи в удовлетворении элементарных человеческих нужд всех людей, в особенности это касается нужд и прав социально незащищенных, угнетенных и живущих в бедности слоев населения.  

Профессиональное мировоззрение  каждого социального работника формируется под влиянием  ценностей, которые базируются  на уважении к равенству, ценности каждой личности и достоинства каждого человека. Рассмотрим  специфику ценностей социальной работы.

Этап  усвоения новых знаний.

        Ценности социальной работы анализируются в соотношении с профессиональными нормами и  требованиями   на  трех  уровнях:

  • макроуровень связан с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями коллективной ответственности;
  • мезоуровень связан с ценностями клиентов: групповыми, корпоративными, религиозными, этическими.
  • микроуровень отражает ценностный спектр взаимодействия социального работника и клиента.

Макроуровень ценностей социальной работы дает обоснование конкретным действиям социального работника в пределах профессиональной компетенции. Они базируются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей:

  • преимущества индивида по отношению к обществу;
  • уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;
  • готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений;
  • стремление к развитию самопомощи клиента и т.д.

К ценностям мезоуровня  относят различные группы ценностей, которые отражают общепринятые стандарты социальной жизни в обществе: демократию, равенство, прогресс, свободу, самореализацию

Микроценности социальной работы определяются нравственной культурой специалиста, выступают на межличностном уровне и являются основой для эффективного взаимодействия социального работника и клиента.

Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах. Наиболее известный — это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» (НАСР). В соответствии с ним соционом рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи в улучшении качества жизни.

В «Международной декларации этических принципов социальной работы» (1994) указывается, что этические стандарты необходимо принимать, учитывая при этом различия в законодательстве, культуре, социально-экономической политике, управлении различных государств.

В России профессионально-этический кодекс социального работника был принят в 1994 г. В этом документе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессий, и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

Я предлагаю каждой из групп изучить  выдержки из кодекса этики  Национальной Ассоциации Социальных Работников (НАСР) Утвержден Ассамблеей Делегатов НАСР 1996 года и пересмотрен в ходе Преамбулы Ассамблеи Делегатов НАСР 1999 года и описать  следующие ценности:

1. Ценность: Социальная справедливость.

2. Ценность: Достоинство и ценность человеческой личности.

3. Ценность: Важность человеческих взаимоотношений.

4. Ценность: Честность.

5. Ценность: Компетентность.

 Студенты изучают  материалы. Составляют краткое описание ценности. И выбирают человека,  который рассказывает о  содержании  ценностей. Во время обсуждения ведутся  записи на  доске.

Этап закрепления новых знаний.

Для закрепления  новых знаний проводится  собеседование по вопросам преподавателя по теме. За  правильные вопросы   участникам групп раздаются дополнительные балы. По результатам  урока студентам выставляются оценки с учетом  количества полученных  карточек.

Этап информации студентов о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

В качестве домашнего задания я предлагаю Вас написать Эссе на тему:

«Профессиональный долг социального работника».